355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » авторов Коллектив » Пастырское богословие » Текст книги (страница 10)
Пастырское богословие
  • Текст добавлен: 9 апреля 2021, 12:31

Текст книги "Пастырское богословие"


Автор книги: авторов Коллектив



сообщить о нарушении

Текущая страница: 10 (всего у книги 10 страниц)

6. Важнейшие качества духовного облика пастыря

Правильное пастырское настроение способно порождать, поддерживать и развивать те духовные качества, из которых складывается духовный облик пастыря. Кратко охарактеризуем лишь некоторые из них, важнейшие для пастырской деятельности.

Любовь

Жертвенность пастырского служения связана с таким важнейшим свойством пастыря, как его христоподобная любовь к пасомым, вообще ко всякому человеку. «В слове любить все пастырское дело, – говорит епископ Вениамин (Милов). – Любовь укрепляет единение с ближним, как с братом во Христе, и разливает тихие лучи добра на ближних. Она – основание пастырского содействия спасению других, забота о них, как отца о детях. Пастырь носит в своей душе то, чем живут пасомые… Просвещение ума, уязвление сердца любовью, укрепление воли к деланию заповедей Господних по силе благодатного дара содействуют пастырю чужие несчастия и страдания с неменьшею тоскою и болью переживать, чем собственные. Горе и слезы людские – пастырю свои слезы и горе. Его душа становится отзывчивою на духовные нужды ближнего, ревностною для обращения их к добру и истине, скорбною при их упорстве и зле. Он горит желанием сообщать вечную истину и поверженных в грязь приобретать Богу. По силе благодатной любви пастырство делается бременем благим и легким»[241]241
  Вениамин (Милов), еп. Пастырское богословие с аскетикой. С. 110.


[Закрыть]
.

Пастырь призван взращивать в себе качество христоподобной любви ко всякому человеку, безраздельно, независимо от его праведности или греховности: «Священник, служитель Бога любви и Церкви Его, проникнутой духом Его любви, должен непременно стяжать в сердце истинную, глубокую любовь к Богу и к людям, кровию Христовою искупленным, по образу и подобию Божию сотворенным, иначе служение его будет лицемерием»[242]242
  Иоанн Кронштадтский, св. Дневник. 1874–1876 гг. Т. 19. Разд. 2.


[Закрыть]
, «Без любви священник – не священник»[243]243
  Иоанн Кронштадтский, св. Дневник. 1857–1858 гг. Т. 1. Ч. 2.


[Закрыть]
.

Уважение и терпение

Такие черты, как уважение к свободе человека и деликатное с ним обращение, примером и основанием которого терпение Самого Бога, Который никогда не подавляет волю человека и оставляет за ним право выбора собственного духовного пути: Се, стою… и стучу (Откр. 3:20), – говорит Христос, указывая на эту важнейшую черту Своего образа действия по отношению к людям. Таким призван быть и пастырь Христов, несущий на себе образ Пастыреначальника, – призван предлагать, а не заставлять, осторожно руководить, а не повелевать, относиться с уважением к взглядам и чувствам своего пасомого, пусть даже несовершенным и ошибочным. Подобным образом поступают мудрые родители в отношении своих детей, формируя в них личность, способную в конечном счете самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки. Так и целью пастыря в его отношениях с пасомыми должно быть аккуратное взращивание их личного опыта свободных отношений с Богом.

Внимание и терпение пастыря по отношению к пасомому неразрывно связано с его смирением перед Богом. В своем обращении к Нему пастырь должен быть усердным, может быть, даже неотступным, но не требовательным (не как я хочу, а как Ты) – и тогда Бог даст ему и его пасомым больше просимого. Такая чуткость пастыря к воле Божией порождают в нем духовный настрой послушания, а терпеливое перенесение скорбей соответствует крестоношению Христа и являет дух христианского подвига. Недостаток этих качеств приводит пастырей к ошибкам – начиная от богословских и заканчивая теми ошибками практического руководства паствой, которые болезненно отражаются на теле церковном.

Рассуждение

Хотя духовное рассуждение необходимо для всякого члена Церкви, но пастыри, как начальствующие над телом церковным, как руководящие пасомыми, нуждаются в нем особо. Всякое вообще рассуждение есть особый дар руководителя, рассуждение же духовное – благодатный дар духовных руководителей Церкви, требующий от них усилий и собственных трудов по его преумножению.

Через духовное рассуждение пастырь способен придать верное направление духовному развитию как отдельного человека, так и всей вверенной ему общины, малой Церкви. Специфика пастырского рассуждения состоит в том, что насколько многообразны человеческие характеры, а также духовные ситуации, в которых пребывают пасомые, да и сама Церковь, настолько многообразным должен быть и подход пастыря. «Как телам даются неодинаковые лекарство и пища, – иное пригодно здоровому, иное – больному; так и души врачуются различным образом и способом. Свидетели такового врачевания – сами болящие. Одних наставляет слово, другие исправляются примером. Для иных нужен бич, а для других – узда… Для одних полезна похвала, для других – укоризна, но и та и другая – вовремя; напротив, без времени и без основания они вредят. Одних исправляет увещание, других – выговор, и последний – или прилюдно, или после тайного вразумления. …строгость или кротость, а равно и прочее, мной перечисленное, не всегда даже для одних и тех же оказывается или самым спасительным, или опасным»[244]244
  Григорий Богослов, свт. Творения. Т. 1. С. 36–37. Ср.: у святителя Иоанна Златоуста: «Нельзя со всеми подвластными обращаться одинаковым образом, так же как врачам нельзя лечить всех больных одним способом, и кормчему – знать только одно средство для борьбы с ветрами. И корабль Церкви волнуют постоянные бури… (которые) требуют от священника великой внимательности и тщательности» (Иоанн Златоуст, свт. О священстве С. 568). См. также у святителя Филарета Московского: «Необходимо и спасительно все: и священнослужение, и проповедь, и власть вязать и решить, но все сие требует мудрых рук и рассудительного употребления, и не то или другое по случаю, но все совокупно и в порядке приводит ко спасению» (Филарет Московский, свт. Слова и речи. Т. 2. С. 44).


[Закрыть]
.

Рассуждая, пастырь должен, во-первых, знать свою меру, а во-вторых, уметь и быть одинаково способным применять все средства пастырского воздействия на человека – от икономии[245]245
  Икономия (греч. οἰκονομία) – домостроительство. В сочетании с понятием «акривия» применяется в значении «послабление в допустимых границах».


[Закрыть]
до акривии[246]246
  Акривия (греч. ἀκρίβεια) – строгая точность. В сочетании с понятием «икономия» применяется в значении «строгого применения правила, строгость, наказание без послабления».


[Закрыть]
. Такими средствами могут быть и пример, и слово, и собственные труды, и сподвижение к трудам пасомого, и поощрение, и наставление, и вразумление, и наказание – и многое другое. Употребляя их, пастырь во всем призван неизменно сохранять любовь и уважение к человеку. Вместе с тем он должен научиться определять наилучшее для каждого конкретного случая средство, когда именно оно ожидаемо принесет нужный результат, отзовется в душе человека.

Рассуждение исправляет грехи, соединяет и примиряет ранее несочетаемое, устрояет единство в многообразии, собирает целое из частей. Через рассуждение пастырь способен и призван примирять враждующих, неизменно имея в виду пользу всей Церкви и попечение о всем теле Церковном.

Смирение

Духовное рассуждение в пастыре бывает неразлучно со смиренным чувством осознания своего ничтожества перед Богом. Так говорит об этом архиепископ Никон (Рождественский): «Встречаются ревностные проповедники, школьные деятели, борцы с пьянством и за то, конечно, слава Богу, но слишком мало таких, в коих самоцен был бы совершенно убит сознанием, что сами-то они круглый нуль, ничто, что если что и творится доброе чрез них, так ведь это отнюдь не они делают, а Бог чрез них: Бог и средства посылает, и случай дает, и силы, и время все от Бога, и слава Ему милосердому. В душе таких старцев живет страх: как бы не приписать себе чего-нибудь в деле Божием, как бы не лишиться за это Божия благословения и помощи в будущем. Это страх Божий, начало, основа духовной мудрости, духовного рассуждения… Нельзя быть добрым пастырем, если не воспитаешь в себе, в чувстве своего сердца, этого мистического настроения, этого живого ощущения водительства Божия в пастырском служении. Не свое дело делаем, а Христово: мы Его послушники, Его работники и даже более соработники»[247]247
  Никон (Рождественский), архиеп. Мои дневники: В 7 т. Т. 4. ТСЛ, 1913. С. 79–80.


[Закрыть]
.

Созидая Церковь Христову, представляя и передавая ей Самого Христа, пастырь призван не заслонить Его собою, не подменить собственным несовершенством, не потерять чувство духовной меры, что происходит с пастырями от гордости, часто соединенной, к тому же, с невежеством.

«Наставник, – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), обращаясь к пастырям церковным, – охранись от начинания греховного! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога. Последуй примеру святого Предтечи: единственно ищи того, чтобы возвеличиться Христом в учениках твоих. Когда Он возвеличится, ты умалишься: увидев себя умалившимся по причине возраставшего Христа, исполнись радости»[248]248
  Игнатий (Брянчанинов), свт. Избранные письма. https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/izbrannye-pisma/3#3_231


[Закрыть]
.

Лишь возгревая и преумножая в себе христоподобное самоуничижение и смирение, пастырь сможет оградить себя и своих пасомых от действительных падений, по примеру святого Иоанна Предтечи сможет стать прозрачным для Христа, открыть доступ к Нему окружающим людям и сделать их подлинно Его учениками.

Вопросы к параграфу:

1. В чем выражается любовь пастыря к Богу и человеку?

2. Какие черты формирует в пасомых уважение к ним со стороны пастыря?

3. Что такое духовное благородство?

4. Как проявляются внимание и терпение пастыря по отношению к Богу?

5. Какие качества необходимы пастырю для формирования духовного рассуждения?

6. Что означает для пастыря «стать прозрачным для Христа»?

7. Пастырская аскеза и средства возгревания благодатного дара священства

Как пастырю стать лучше, как наиболее полно воплотить в свою жизнь все те принципы и идеалы, которые составляют облик Пастыря доброго (Ин. 10:11)? На эти вопросы отвечает пастырская аскетика.

В своей основе и своей внутренней структуре аскеза пастыря ничем не отличается от общехристианской. Пастырь идет по тому же пути ко Христу, что и всякий христианин, проходит те же самые этапы, имеет те же самые цели. Его духовный путь подвержен тем же самым закономерностям внутреннего изменения. При этом, однако, пастырская аскеза имеет принципиально социальный характер, так как неминуемо и самым необходимым образом отражается на церковной пастве. Из этого социального характера пастырской аскезы вытекает прежде всего та простая мысль, что аскеза пастыря призвана быть интенсивнее, чем у пасомых («Пока не побеждена мной, по возможности, плоть, пока не очищен ум, пока далеко не превосхожу других близостью к Богу; не безопасным признаю принять на себя попечение о душах и посредничество между Богом и людьми»[249]249
  Григорий Богослов, свт. Творения. С. 53.


[Закрыть]
).

Кроме того, выражающие общие законы духовного развития человека три ступени аскезы общехристианской – делание, созерцание, обожение – продолжаются и отображаются в ступенях аскезы пастырской, аскезы всегда двояконаправленной к Богу и человеку: пример, учение, литургисание.

Пример благих дел неизменно показывали и продолжатели дела Христова в Церкви – апостолы, а вслед за ними и сонм ее святых. Память этих примеров и подражание им составляет начало пути пастырской аскезы. Труды пастыря, его способность отказываться от себя ради ближнего – все это составляет основу духовного облика пастыря, область практики (греч. – πρᾶξις, делание) исполнения заповедей Христовых, примененной к специфике пастырского служения. Любые усилия пастыря, направленные в сторону Бога и человека, проявляют уже в зачатке все обозначенные выше аспекты его духовного облика: любовь, внимание, терпение, молитвенность, жертвенность, смирение и иные. Не отвернуться от Бога и человека, выйти навстречу, сотворить простое усилие духа, подвигающее к трудам плоть, – таковы простые задачи пастыря уже на самых первых шагах его аскетического пути. Притча о милосердном самарянине (Лк. 10:30-35) содержит напоминание всем пастырям церковным об опасности для священника немилосердия, в корне пресекающего совместный путь пастыря с его пасомыми к Богу.

Если учительство есть одна из основных «должностей» пастырского служения, то отвечающей ему формой внутреннего аскетического делания будет для пастыря постоянное самообразование. Если образование нанизывается на основу духовного облика пастыря – на его неизменную обращенность к Богу и человеку, на исполнение им заповедей Христовых, то это образование станет не пустым и формальным (именно таково лишенное «духовной нагрузки» светское понимание термина теория, греч. – θεωρία, созерцание), а подлинно духовным и плодоносным. Такое образование пастыря обретает свои плоды в его слове, в способности научать и направлять вверенное ему малое тело церковное, равно как и каждого из его пасомых, выстраивает его ум, упорядочивает силы души, делает способным владеть Словом Божиим в самом широком и глубоком смысле этого слова.

Принципиально важно также, чтобы слово пастыря не расходилось с его жизнью, с делами. Даже если мера того, о чем призван учить пастырь, превосходит его меру (а это неизбежно, так как он свидетельствует о Христе), его слова должны проходить через пусть небольшой, но реальный опыт дел, трудов, жизни, опыт личных отношений с Богом. От дел и слов пастыря должно быть неотделимо и его самопожертвование, самоотдача Богу и человеку.

Наконец, смысловым окончанием и мерилом этой самоотдачи является соучастие священника в евхаристической Жертве Христовой, при принесении которой он является не только причастником Таинства, но и его тайносовершителем.

Вопросы к параграфу:

1. Что такое социальный характер пастырской аскезы?

2. Назовите основные составляющие пастырской аскезы.

3. Каковы связь и отличие аскезы общехристианской и пастырской?

4. Насколько пастырю необходим личный аскетический опыт для проповеди о Христе и как он может восполнить недостаток этого опыта?

5. Можно ли образование считать формою аскезы? Обоснуйте ответ.

6. Как образование взаимосвязано с делами пастыря?

Глава 7. Богослужебная и молитвенная жизнь пастыря

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю