Текст книги "Погибаю, но не сдаюсь! (сборник)"
Автор книги: авторов Коллектив
Жанр:
Военная проза
сообщить о нарушении
Текущая страница: 6 (всего у книги 6 страниц)
Продолжал на горящем танке громить врага
Строки из наградного листа Хуторянского Анатолия Николаевича, старшего лейтенанта, командира роты танков Т-34 253-го танкового полка 11-й армии (1-й Белорусский фронт):
«Командуя ротой, добился от каждого своего подчиненного решительно, смело и самоотверженно вводить в бой свои машины. Привил бойцам неизмеримую любовь к Родине и жгучую ненависть к врагу. Во всех боях Хуторянский был примером героизма.
Выполняя приказ командования, ночью под непрерывным артиллерийским и минометным обстрелом он первым переправил свои боевые машины через реку Сож и, уцепившись за небольшой клочок земли, решительными и энергичными действиями своей роты осуществил захват плацдарма. Только за последние 8 дней боев он 12 раз ходил в атаку и всегда одерживал победу над врагом.
15-16 ноября 1943 года, будучи раненым, Хуторянский не покинул поле боя, до конца атаки продолжал руководить своей ротой. Он первым ворвался в сильно укрепленный район противника, увлекая за собой бойцов и офицеров своей роты. Лично уничтожил два противотанковых орудия, подбил самоходное орудие «фердинанд». Точным огнем своей пушки разбил 3 дзота, подавил четыре пулеметные точки и уничтожил 35 солдат и офицеров противника.
21 ноября при прорыве вперед танк Хуторянского был обстрелян и загорелся. Отважный командир продолжал на горящем танке громить врага. До последней минуты он вел огонь из танка. Хуторянский погиб смертью храбрых, до конца выполнив свой долг перед Родиной».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1944 года А. Н. Хуторянскому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
…Анатолий учился в гор. Буйнакске, сперва в школе имени Урицкого, потом в школе имени Ленина. Был прилежным, трудолюбивым, в каникулы работал на Куппинском консервном заводе. Вступил в комсомол. Окончив школу в 1938 году, поступил в Краснодарский учительский институт иностранных языков. Думал, будет учителем, станет преподавать английский язык, но не пришлось… Началась война, и он добровольно ушел в Красную Армию.
В мае 1942 года Анатолий Хуторянский закончил Сталинградское бронетанковое училище. Ему было присвоено звание лейтенанта, затем старшего лейтенанта. Боевое крещение командир танка получил в донских степях на Сталинградском направлении. Вскоре он уже командовал взводом, а в Сталинградской битве – уже ротой.
Сотрудник Центрального архива Министерства обороны СССР капитан И. Леденев, ознакомившись с документами военных лет, писал: «…В боях за Сталинград старший лейтенант Хуторянский командовал танковой ротой, которая 7 раз участвовала в танковых атаках. Рискуя жизнью, он выходил из танка, чтобы найти проходы через минные поля. Не один раз его боевая машина, подбитая врагом, горела, но он не погиб в огне, а снова и снова вел в бой танковую роту. Только тяжелое ранение вывело его из строя. После лечения его командировали учиться на Урал. Но он просил командование отправить его на фронт. Просьба была удовлетворена».
Затем старший лейтенант Анатолий Хуторянский участвовал в сражении на Курской дуге, на Орловском направлении, освобождал от врага гор. Орел, затем Белоруссию. Там же, на Белорусской земле, 21 ноября 1943 года он и погиб.
12 июня 1967 года приказом министра обороны СССР А. Н. Хуторянский зачислен навечно в списки Н-ского танкового полка. В том же году ему установлен памятник в гор. Буйнакске. Есть в Буйнакске и улица его имени.
Хуторянский Анатолий Николаевич. 1919–1943 гг. Родился на Украине, жил в г. Буйнакске, окончил Буйнакскую среднюю школу им. Ленина. Звание Героя Советского Союза присвоено 26 апреля 1944 г. посмертно. Награжден орденом Красной Звезды, другими орденами, медалями.
Крылатый витязь
10 сентября 1942 года два наших летчика-истребителя – командир истребительного авиационного полка капитан Эмиров и лейтенант Казаков, героически защищая бомбардировщики от атак противника, вели неравный воздушный бой с шестью «мессершмиттами». Эмиров в первой же атаке сбил самолет. Один из вражеских самолетов поджег машину Эмирова. Он сделал разворот на горящем самолете, сумел поджечь атаковавший его «мессершмитт», спасая свой самолет, сделал «бочку», сбил пламя со своего самолета, но подбитая машина была неуправляемой.
На малой высоте В. Эмиров выбросился с парашютом, но купол его не успел наполниться воздухом.
Так ценой своей жизни Эмиров отвлек вражеские истребители от наших бомбардировщиков. В том же бою в неравной схватке с врагом погиб и лейтенант Казаков.
В наградном документе есть такие слова о командире полка В. А. Эмирове: «… Опытный боевой командир воспитал боевые кадры бесстрашных и мужественных летчиков, которые, храня славные боевые традиции своего командира, показывают примеры героизма и отваги в воздушных боях с фашистскими захватчиками.
Верный сын Родины и бесстрашный воздушный боец – капитан Эмиров в ожесточенных схватках с врагом погиб смертью героя, выполнив до конца свой долг перед народом.
За успехи в боевой работе полка, за личное бесстрашие и мужество, проявленные в боях против немецких оккупантов, за героический подвиг, проявленный в воздушном бою 10 сентября 1942 года, капитан Эмиров достоин представления к высшей правительственной награде – присвоению звания Героя Советского Союза».
Официальный документ о боевых подвигах командира истребительного авиационного полка Героя Советского Союза В. А. Эмирова дополняют воспоминания его боевых друзей, собранные в брошюре «Крылатый витязь». Она была выпущена политотделом воинской части в 1942 году.
«…Это был тяжелый бой. Один против трех, – вспоминает старший политрук И. Чичельницкий. – Эмиров показал высокую боевую выучку, помноженную на бесстрашие и военную хитрость. Заканчивается эта схватка тем, что Эмиров сбивает один самолет и, будучи раненным, преследует дальше врага и заставляет остальных двух пиратов удалиться. Самолет Эмирова получил 96 пробоин. Летчик пролил свою кровь, но он был победителем. На теле славного воина – рубцы тринадцати ран».
А вот строки из предисловия к брошюре бригадного комиссара Ф. Жмулева: «Презирая смерть, крылатые витязи таранят врага, обрушивают свой подбитый самолет на головы гитлеровцев. В воздушных боях с превосходящими силами противника они выходят победителями, подтверждают вновь суворовское правило: «Воевать не числом, а умением».
Такими замечательными качествами обладал и пламенный советский патриот, воспитанник комсомола и нашей партии, сын дагестанского народа капитан Эмиров, героически отдавший свою прекрасную жизнь за Родину в боях с немецкими оккупантами».
…Родился Валентин в семье Аллахъяра и Надежды Эмировых. Рос в ауле Ахты. С малых лет работал на Каспии вместе с отцом, который занимался рыбным промыслом. После школы учился в Махачкале на рабфаке, затем в Таганрогском авиационном техникуме. Окончил Сталинградскую военную школу летчиков.
Получил назначение летчиком, а затем штурманом эскадрильи в строевую авиационную часть. Через год был назначен во вновь сформированный 68-й авиационный полк в Ленинграде. В этом полку комсомолец Эмиров был одним из самых молодых летчиков.
С первых и до последних дней войны с белофиннами он участвует в боевых действиях авиации. За мужество и отвагу, проявленные в боях, был награжден орденом Красного Знамени.
Когда началась Великая Отечественная война, Эмиров командует отдельной эскадрильей, участвует в боях против оккупантов на Крымском участке фронта. После тяжелого ранения три месяца находился в госпитале.
За успешное выполнение боевых заданий командования, отличные боевые успехи эскадрильи капитан Эмиров награждается вторым орденом Красного Знамени.
В июне 1942 года его назначили командиром истребительного авиационного полка. А в августе, когда враг рвался к грозненской и бакинской нефти, полк вошел в состав бомбардировочной 219-й авиационной дивизии и сопровождал бомбардировщики.
О напряженности боевой обстановки, разящих ударах летчиков полка говорят факты, приведенные в наградном документе.
«…За месяц полком проведено 776 самолето-вылетов на сопровождение бомбардировщиков и 8 на разведку, 23 групповых и 95 одиночных воздушных боев. В жестоких непрерывных схватках с истребителями противника летчиками полка за этот короткий период сбито 43 самолета противника».
Такой успех достигнут, как отмечается, «…благодаря отличному руководству храброго, бесстрашного летчика-джигита, энергичного командира капитана Эмирова, увлекавшего личным примером в бою летчиков полка.
Лично капитаном Эмировым за это время проведено 36 боевых вылетов, всегда сопровождавшихся воздушными боями с истребителями противника и эффективным прикрытием своих бомбардировщиков. А всего с начала участия в боевых действиях – 170 боевых вылетов, из них 42 – на штурмовку войск противника на Крымском участке фронта. Лично он провел 20 воздушных боев, в которых им сбито 5 самолетов противника, а всего с начала войны – 7».
Рассказывают такой эпизод. Прошли все сроки, а командир эскадрильи Эмиров не возвращался с боевого задания. Летчики знают, как томительны минуты такого ожидания. Вскоре над аэродромом появился самолет. Сделал небольшой круг и плавно сел. Но почему летчик не выходит из кабины? Эмиров сидел весь в крови, без сознания.
В этот день дальнобойная артиллерия немцев с рассвета начала обстреливать позиции наших войск. Подавить огневые точки врага было поручено эскадрилье Эмирова. Эмиров повел девятку штурмовиков. К цели пришлось прорываться сквозь сплошную завесу зенитного огня.
Делая один заход за другим, летчики штурмовали позиции врага. За первым вылетом последовал второй. Снова девятку ведет Эмиров. Вот она над целью. Еще яростней бьют зенитки. Вражеский снаряд попал между приборной доской и бензобаком. Эмиров получил тяжелое ранение.
Какой силой воли нужно обладать, чтобы тяжело раненным, истекая кровью, долететь до своего аэродрома и посадить подбитую машину!
18 суток Эмиров боролся со смертью. Раны были тяжелые. К тому же началась газовая гангрена. Даже опытные врачи говорили: «В чудеса мы не верим». Только один из них – И. А. Суханин не хотел мириться с мыслью о трагическом исходе. Он глубоко был уверен, что этот 27-летний, богатырского здоровья человек, не раз смотревший смерти в глаза и своим бесстрашием побеждавший смерть, вновь вырвется из ее костлявых рук. Иван Алексеевич говорил: «Этот соколок обязательно выживет, и только потому, что у него огромная воля».
…26 августа 1942 года на антифашистский митинг в Грозном собралась молодежь многонационального Северного Кавказа. С того времени прошли десятилетия, а речь председателя митинга капитана Валентина Аллахъяровича Эмирова волнует и сейчас: «В суровый, грозный час собрались мы с вами. Враг рвется к Кавказу. Гитлеровцы растоптали и залили кровью донские и кубанские равнины. Они хотят огнем и мечом пройтись по нашей земле.
Молодые джигиты! Впереди тяжелые дни испытаний. Нас ждут жестокие, кровавые бои. Но победа будет за нами. Буйный Терек не потечет вспять, злая туча не погасит солнце, горцы не будут рабами Гитлера. Еще теснее будем крепить дружбу с русскими братьями, со всей молодежью нашей великой страны!»
Через несколько дней – 1 сентября дивизионная газета «Сталинские соколы» писала в статье «Быть таким, как капитан Эмиров»: «Воздушный боец! Ты видишь портрет мужественного летчика-истребителя, опытного и волевого командира капитана Эмирова. Его грудь украшают два ордена Красного Знамени.
Много славных боевых дел совершил он во славу нашей Родины. Эмиров сражался с белофиннами в 1939–1940 годах. Он разит фашистских стервятников, преграждает им путь к нашим городам и селам. От его метких пулеметных очередей и пушечных снарядов полегли сотни фрицев в степях Украины и Крыма. Только за последние дни он сбил три немецких самолета.
Сражайся, воздушный боец, так, как сражается капитан Эмиров!»
В декабре 1942 года в Дагестане была выпущена листовка, посвященная Герою Советского Союза Валентину Эмирову. В ней говорится: «Последний бой с замиранием сердца наблюдали ингуши селения Базоркино, жители Ачалукова и моряки Н-ского подразделения. Эмирову удалось оттянуть фашистских стервятников от наших бомбардировщиков.
Колхозники окрестных сел собрались к месту гибели героя. У широкой дороги, на степном кургане они вырыли могилу, со слезами на глазах, с болью в сердце засыпали землей останки крылатого джигита.
– Спи спокойно, орел Кавказа! Мы будем носить твоя имя в своих сердцах, – сказали чеченцы и ингуши. Хоронили его и боевые друзья».
После войны останки Валентина Аллахъяровича Эмирова перезахоронены с воинскими почестями в Махачкале. На могиле установлен памятник. Именем Героя названы улица в Махачкале и школа.
Эмиров Валентин Аллахъярович. 1914–1942 гг. Родился в сел. Ахты. Звание Героя Советского Союза присвоено 13 декабря 1942 г. посмертно. Награжден двумя орденами Красного Знамени.