Текст книги "Волоколамск (СИ)"
Автор книги: Андрей Рощектаев
Жанр:
История
сообщить о нарушении
Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)
Зайдя в храм, я в очередной раз подивился уникальной сохранности интерьера – хотя и совсем другого, чем на Возмище. Оказывается, эта церковь тоже не разорялась: в маленьком Волоколамске в советское время действовали сразу два храма, и оба Богородичные – в честь Её Рождества и Покрова. С двух сторон благословляли город именем Пречистой.
Интерьер здесь высокий, бесстолпный, расписан в академическом стиле; четырёхъярусный золочёный иконостас торжественно уходит под самые своды. Правда, он не современен самой церкви, а установлен в 1870-е годы. Тогда же появились при трапезной и два малых иконостаса боковых приделов – св. вмц. Варвары и св. мч. Уара. В замечательных резных киотах – множество местночтимых святынь. Старинные Богородичные иконы: Покров, "Троеручица", "Достойно есть"; иконы святых из приделов – св. Варвары и св. Уара. Ни один волоколамский храм не представишь себе без резной деревянной скульптуры Николая Чудотворца: это уж влияние соседнего Можайска, где "Никола Ратный" впервые явился и откуда его скульптуру не раз приносили сюда с крестными ходами. Покровский храм – не исключение: на самом видном месте, у левой стены, стоит фигура Святителя в натуральный человеческий рост. Происходит она из с. Черленково Волоколамского района.
Выйдя из церкви и медленно спускаясь с горы, я ещё долго оглядывался на её замечательный белый силуэт, как бы парящий над зеленью. А на соседнем холме далеко вырисовывался над крышами царственно торжественный кремлёвский ансамбль.
В таких городках как-то особенно чувствуешь правоту может быть, и радикальной, но точной оценки Грабаря: "Подводя итоги всему, что сделано в России в области искусства, приходишь в выводу, что это по преимуществу страна зодчих".
Путешествуя по малым городам, узнаёшь, казалось бы, лишь отдельные детали российской истории... но насколько же сама история оживает от этих деталей! Одно дело – книги, другое – города. Там только читаешь, а здесь – видишь.
Я частенько задумываюсь над тайной этих маленьких древних городов, в которые приезжаешь как в иной мир. К чему-то неизбывному в них прикасаешься. Вроде, и церквей после всех советских безобразий осталось немного – а кажется, что много! Их можно пересчитать по пальцам – но настроение такое, как будто повстречал разом все знаменитые «сорок сороков» старой, шмелёвской Москвы. Той Москвы уже нет – канула, как Китеж! – а тот Волоколамск или Можайск есть. Тот самый!.. «узнаваемый», несмотря на то, что приехал в него в первый раз.
Да, полдела, если мы узнаём историю. Главное – если за историей, выше неё, понемногу открываем для себя Вечность.
(1). Последняя дата маловероятна, т. к. в 1480 г. князья-братья Андрей Угличский и Борис Волоцкий подняли своеобразный «пассивный» мятеж против Ивана III, заключавшийся в имитации их бегства в Литву. Двигались они с войском так медленно и таким странным маршрутом (оказались в итоге не в Литве, а во Пскове), что их нежелание куда-либо бежать совершенно очевидно. При первых же уступках Ивана III братья с ним немедленно помирились и привели свои полки к знаменитому «стоянию на Угре». Тем не менее, князю Борису было тогда, скорее всего, не до строительства соборов!
(2). Вообще Волоколамск славен святыми именами: здесь родился, например, преп. Ферапонт Белозерский – мощи которого вот уже почти 6 веков почивают в соседнем Можайске, в Лужецком монастыре.
(3). Ещё одно объяснение: в 1533 г. именно в день великомученицы Варвары скончался государь Василий III – с юности горячий почитатель преп. Иосифа Волоцкого, главный ктитор Иосифо-Волоколамского монастыря и благотворитель других местных храмов и обителей. Именно в этом городе началась его неожиданная и мучительная предсмертная болезнь, когда он приехал сюда «тешиться охотою». (Странно сказать: Государь всея Руси умер всего-то от неудачно вскрытого фурункула... Что поделаешь – средневековье!)