355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Анатолий Болкунов » Великая Отечественная война глазами ребенка » Текст книги (страница 2)
Великая Отечественная война глазами ребенка
  • Текст добавлен: 5 мая 2017, 17:00

Текст книги "Великая Отечественная война глазами ребенка"


Автор книги: Анатолий Болкунов



сообщить о нарушении

Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)

С переездом в родную станицу начался новый период в нашей жизни. У нас ни кола ни двора, зато с нами отец, корова и кот, который преданно ждал нас на развалинах сгоревшего дома. Нам как погорельцам выделили большой пустующий дом почти в центре станицы. Помогали люди. Одни принесли стол, другие кровать, третьи кастрюлю. На себе мы ощутили отношение людей друг к другу в трудную минуту. Вся тяжесть обустройства пала на плечи матери. Отец ни свет ни заря уходил на работу, возвращался поздно ночью очень уставшим. Под звуки сирен и постоянных бомбёжек силами женщин восстанавливали разрушенное оккупантами хозяйство, принимали и размещали воинские подразделения, решали вопросы беженцев и переселенцев. Надо было где–то поселить, накормить, трудоустроить этих, в основном, обессиленных женщин с детьми и изувеченных войной инвалидов. И всё это надо было решать здесь и сейчас.

До войны большинство жителей посёлков жили за счёт работы в поле и подсобного хозяйства. Колхозники, работая с раннего утра и до поздней ночи, получали «трудодень», на который только в конце уборки урожая выделялось зерно, подсолнечное масло. Это позволяло держать птицу, скот, оплачивать налоги, сдавать молоко, яйца, мясо. Фермы были разрушены или сожжены, дворы без животных, голодные старики и дети. В семьях по трое, четверо детей, которых надо одеть, накормить, обогреть, да ещё и заработать трудодни. Родине нужен хлеб, а здесь заросшие бурьяном поля, огороды и никакой техники. Своими глазами я видел, как женщины вместо лошадей тянули плуг, как кормилицу-корову принуждали пахать землю. «Дети войны», часто оставшиеся без обоих родителей, были предоставлены сами себе, курили, матерились, дракой решали спорные вопросы. По рукам гуляло трофейное и самодельное оружие – различного рода самопалы, которые постоянно совершенствовались, начинкой были спички, порох, тол. Непомерное увеличение заряда приводило к трагическим последствиям – отрывало пальцы, кисти рук, дети оставались без глаз.



Обстановка улучшилась по мере прибывания всё новых частей, которые стали оборудовать аэродром, устанавливать зенитные батареи. Весной 1943 г. на Кубани произошло одно из крупнейших воздушных сражений Великой Отечественной войны. Все сражения 1942–1943 гг. завершались блистательными победами Советской армии.

В борьбе за Таманский полуостров весной 1943 г. большую роль сыграла авиация. На узком участке фронта действовали значительные воздушные силы, общая численность которых доходила до 2500 самолётов. В многодневных воздушных боях впервые за время Великой Отечественной войны борьба приняла характер воздушных сражений с ярко выраженным стремлением завоевать господство в воздухе. Наш район находился в прифронтовой зоне. В местной газете «За коммунизм» писали о том, как в ст. Поповическую прибыла 216-ая авиадивизия, которая участвовала в жесточайших боях над Кубанью. Она стала называться Гвардейской, что значило лучшей, а позднее переименована в девятую.

Военный полевой аэродром находился на северной окраине станицы. Штаб–квартиры 16‑го авиаполка располагались в станице. Место в северной части станицы Поповичевской было отведено под полевой аэродром площадью в 400 гектаров. Сюда прибыл 16‑й авиаполк, в составе которого был А. И. Покрышкин. Именно здесь начинает применяться построение истребителей, при котором пары и группы эшелонируются по высоте и в глубине. Такие построения получили название «Кубанской» этажерки. Рабочим кабинетом была землянка. Георгий Голубев пишет, что землянка капитана А. Покрышкина на полевом аэродроме у станицы Поповичевской в шутку именовалась «конструкторским бюро». В этой небольшой землянке от потолка до земляного поля все было сплошь увешано схемами и чертежами воздушных боев, моделями самолётов. Тут же находился и альбом воздушных манёвров. Открывался он лозунгом: «Истребитель! Ищи встречи с противником: не спрашивай, сколько врагов, а спрашивай – где они?»

В небе Кубани А. Покрышкин сбил 20 самолётов. Родина оценила подвиг. 24 мая 1943 года в здании станичного кинотеатра им. Горького начальник политотдела 4‑й воздушной армии генерал–майор Виноградов вручал нашим лётчикам А. Покрышкину, Б. Глинке, Д. Глинке, Г. Речкалову высшие правительственные награды – ордена Ленина и золотые звезды Героев Советского Союза.

Покрышкинцы, так их стали называть, летали на самолёте «аэрокобра» (США). «8 июня 1943 года на полевом аэродроме станицы Поповичевской американским майором был вручён А. Покрышкину Золотой крест за то, что товарищ Покрышкин на самолёте американской марки «аэрокобра» сбил наибольшее количество немецких самолётов в районе Северо-Кавказского фронта в тот период Великой Отечественной войны».


Воздушные бои на Кубани 1943 г.

1. Бой под Абинской с группой из 12 Ме‑109, которые гоняли 5 ЛаГГ‑3. Сбил 1 Ме‑109.

Ме‑109

2. Бой с группой Ju–88 и Ме‑109 над Абинской, когда удрал Паскеев и погиб Голубев. Подбил 2 Ju-88.

Ju-88

3. Бой с двумя группами Ме‑109 по пути к фронту и над Абинской. Сбил 3 Ме‑109.

4. Бой над морем у Мысхако. Сбил 1 FW‑190.

FW‑190

5. Бой при сопровождении бомбардировщиков на Мысхако, когда был подбит бомбардировщик. Сбил 1 Ме‑109.

6. Бой при сопровождении Ил‑2, когда мне пробили плоскость. Сбил 1 Ме‑109.

7. Бой при патрулировании на Мысхако по дороге западнее Геленджика. Сбил 1 Ме‑109.

8. Бой при патрулировании над Абинской. Сбил 1 Ме‑109.

9. Бой над Крымской, когда атаковали Речкалова. Сбил 1 Ме‑109.

10. Бой с группой Ju-88 и Ме‑109, когда группа бросила меня. Сбил 1 Ju-88.

11. Бой над Крымской с группой Ju-87 и Ме‑109, когда погиб Фадеев. Сбил 1 Ме‑109 и 1 Ju-87.

Ju-87

12. Бой с группой Ме‑109, преследующих наших бомбардировщиков. Сбил 1 Ме‑109.

13. Бой с группой Ju-87 (81 бомбардировщик) и Ме‑109. Сбил 4 3и-87.

14. Бой с группой Ju-88 и Ме‑109, когда вылетали с наращиванием звеньями. Подбил 1 Ju-88.

15. Бой с 3 группами Ju-88, район Абинская-Варениковская. Сбил 1 Ju-88.

16. Бой с Табаченко (ранен Табаченко). Сбил 1 Ме‑109.

17. Бой при вводе в бой Клубова. Сбил 1 Ме‑109.

18. Бой при вводе в бой Сухова. Сбил 1 Ме‑109.

19. Бой при очистке воздуха при вводе в бой Трофимова. Сбил 2 Ме‑109.

Б. Мухин. Сталинские соколы. Плакат. 1947 г.

Вот какие герои–ассы сражались за Родину в небе над нами. Мы, «пацаны», своими глазами видели воздушные бои, карусель гоняющихся друг за другом самолётов, стрекот пулемётных очередей и хвосты дыма от падающих самолётов. «Своих» и «чужих» мы различали не только по виду, но и по гулу моторов.

Во все времена у молодёжи были престижные профессии: учитель, врач, юрист… В наше время мы мечтали быть лётчиками. Мне и ровесникам здорово повезло, потому что рядом с нами ходили, сражались настоящие герои–лётчики, весёлые, жизнерадостные, отчаянные ребята в форме с орденами. Побыть рядом с ними, потрогать шлем, планшет, а потом об этом рассказать сверстникам было пределом детского счастья.


А мне вдвойне повезло, к нам в дом подселили ремонтновосстановительную бригаду из четырёх человек: слесаря–водителя, киномеханика, фотографа и баяниста. В их распоряжении была автобудка с полным полевым оснащением. Подчинялись непосредственно штабу. С утра до вечера бригада в разъездах и командировках, приезжали уставшие, грязные, руки в масле, часто голодные. То им из–за работы некогда было поесть, то про них забыли и не поставили на довольствие. Поэтому мать, зная всё это, к приезду грела воду, готовила чистые полотенца. Готовила обеды, как своим детям: борщ, молоко, кашу по–домашнему. Отец с особой теплотой и любовью относился к ребятам, при любой возможности подбрасывал им что–нибудь вкусненькое. Они приносили хлеб, сухпайки. Так мы и жили, как одна семья. Подобные отношения складывались не только у нас. Многие тогда подкармливали солдат, отдавали последнее с мыслью: «Может и моего сыночка кто–то накормит и согреет!» Было единство армии и народа.


Я среди сверстников чувствовал себя «козырным». Вечером появлялась бригада на автомобиле с будкой, это значило, что будут показывать новый фильм, потом танцы. Мне это очень нравилось. Всё проходило или на специально оборудованных площадках, или у нас во дворе. Устанавливался переносной киноаппарат, экраном служила стена дома. Ребята были чудные, каждый мастер своего дела. Прошло более 70 лет, а мы до сих пор помним их имена. Старшим по возрасту был Борис Георгиевич – шофёр. Он давал свет от походной электростанции, осуществлял ремонтно–восстановительные работы. Василий Ильич – фотограф, днём фотографировал, ночью проявлял и печатал, утром отвозил в штаб. Старшим в группе был киномеханик – Чудовский Александр Фёдорович, родом из Киева, для нас просто дядя Саша. Ему мы, дети, больше всего симпатизировали, хотя сначала воспринимали не особенно. На нём была застиранная солдатская гимнастёрка, такие же галифе и обмотки периода гражданской войны, огромные не по размеру ботинки. Но когда он приносил коробки с новым фильмом и на виду у всех заправлял плёнку в походный киноаппарат, когда выключался общий свет, а с ним раздавался характерный стрекочущий звук работающего аппарата, мы, «дети войны», забывали обо всём. После каждой части всё повторялось. Это было начало эры звукового кино. После кино бурно обсуждали героев фильма и уносили каждый свой стул или скамейку, расчищалась площадка для танцев. Мы с дядей Сашей убираем всё в кузов автомобиля, помогаем ему. На сцене уже восседает Каморин Виктор Ефимович, баянист–виртуоз с огромным красивым немецким аккордеоном. Он всегда чисто одет, с начищенными до блеска сапогами. Начинаются танцы. Баянист не забудет станицу, после войны вернётся к нам, заведёт семью, часто будет бывать у нас в доме.


Здесь, на танцплощадке, можно было увидеть наших ассов в парадной форме с орденами и медалями, молодых, жизнерадостных. Могли ли мы тогда знать, что многие из них станут героями: Герой Советского Союза Фадеев Вадим Иванович, дважды Герой Советского Союза Речкалов Георгии Андреевич, трижды Герой Советского Союза Покрышкин Александр Иванович. Их позывные звучали в радиоэфире и наводили страх на фашистских лётчиков, которые часто повторяли: «ахтунг…ахтунг…Борода!», «ахтунг…ахтунг…Покрышкин!». Мы кричали: «Дрожите, фашисты, наши в воздухе!»


После боя. На снимке слева направо: лейтенант Михаил Сутырин, старший лейтенант Григорий Речкалов, старший лейтенант Вадим Фадеев, капитан Александр Покрышкин, старший лейтенант Николай Искрин. 1943 г.

Большой любовью и популярностью среди молодёжи пользовался Фадеев Вадим Иванович, его воздушный позывной «Борода». Лётчик с бородой был редкостью. Вадим дал зарок не бриться до тех пор, пока не разгромят фашистов. Он был прирождённым лидером, отчаянный, двухметровый здоровяк, шутник и сорвиголова. 5 мая 1943 года, выполняя задание по прикрытию своих войск в районе станицы Крымская, на самолёте Р-39 он оторвался от звена Александра Покрышкина и был замечен группой Ме‑109. Пара рассыпалась, завязался бой. Фадеев был ранен и «потянул» домой. Его ведомый, Андрей Труд, не мог оторваться от Ме‑109 и не смог обеспечить прикрытие ведущего. Фадеев смог посадить самолёт в плавнях реки Адагум, но скончался от потери крови. Его тело нашли только 11 июля.

24 мая 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Фадееву Вадиму Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Похоронен в центральном парке села Киевское Крымского района Краснодарского края. Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени.

Памятник легендарному лётчику–герою воздвигнут в станице Калининская, его именем названа улица и средняя образовательная школа № 1. До весны 1943 г. 16 гвардейский истребительный полк потерял 73 лётчика, но и сбил 240 немецких самолёта. Всего в небе над Кубанью сбито более 850 самолётов противника.

Вдумайтесь в цифры, приведённые мной. До весны 1943 года только один полк потерял 73 лётчика, их телами усеяна Кубанская земля. Вот какой ценой досталась нам победа.

В станице Калининская, в школе № 2, стоит памятник трижды Герою Советского Союза маршалу авиации Покрышкину Александру Ивановичу, где высечены его знаменитые слова: «Бой требует мысли, мастерство!» «Никогда не прятался от врага и останусь жить. Этому следовал всегда». Улица и средняя школа № 2 названы его именем. Постоянно работает музей, посвящённый 16‑му гвардейскому авиаполку. Учитель–историк Шумейко Галина Петровна проводит просветительскую работу с подрастающим поколением. Школу неоднократно посещали лётчики–покрышкинцы, жена Мария Кузьминична Покрышкина.


Александр Иванович, Мария Кузьминична и Вадим Фадеев



МиГ‑17

В честь 30-летия победы над фашистской Германией. Воинам–гвардейцам 9‑й ИАД посвящают жители станицы Калининской.

В центре станицы Калининская установлен Обелиск землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Рядом с Обелиском расположено Братское кладбище, где захоронены останки воинов 34‑й отдельной стрелковой бригады, погибших при освобождении станицы от немецко–фашистских захватчиков. На Обелиске высечены фамилии погибших.

Нашей семье несказанно повезло: никто из родственников не погиб, все вернулись с фронта. У братьев матери судьба сложилась по–разному. Василий Иванович Избенко вернулся старшим лейтенантом, заместителем командира батальона воздушно–десантных войск, был трижды ранен. Григорий Иванович Избенко – капитан интендантской службы – награждён орденом боевого красного знамени за форсирование Одера. Но самая тяжёлая доля выпала Михаилу Ивановичу Избенко. Во время войны он попал в плен, после освобождения из лагеря отправлен на золотые прииски в Сибирь, где и подорвал здоровье, реабилитирован в пятидесятые годы.

Слева направо: Галина Фёдоровна Избенко, Болкунов Василий Фёдорович, бабушка Татьяна Дмитриевна Избенко, Мария Ивановна Избенко, Григорий Иванович Избенко, Анна Ивановна Болкунова.

Нас, «детей войны», на данный момент осталось трое: я, сестра Валя и двоюродный брат Борис. Ещё «карапузом» пообещал родителям, что стану лётчиком и куплю маме шубу, а папе – кожух. Судьба сложилась так, что я попал в авиацию, а вот шубу так и не сумел купить. Служил военврачом сначала на складе авиационных боеприпасов в Азербайджане, потом в авиаполку в Копитнари Грузия. При попытке спасти пилота из горящего самолёта получил контузию, со временем приведшую к инвалидности, комиссован в звании капитана. После армии работал преподавателем в Кубанском государственном университете и Краснодарском краевом медицинском училище. И Борис связал свою жизнь с армией. Дослужился до звания полковника ракетных войск, участвовал в испытаниях современного вооружения.


Слева направо: мать Анна Ивановна, сестра Шура, я, сестра Катя, отец Василий Фёдорович, сестра Валя.

В студенческие годы, кроме учёбы в ВУЗе я рисовал. Однажды, в киоске увидел картину «Купите фиалки», она мне напомнила девочку с огромными глазами и длинными хлопающими ресницами.

Немедленно приобрёл холст и масляные краски.

Так родилась единственная картина, написанная масляными красками, которая прошла через всю мою жизнь.


Слева направо: супруг Вали – Назарько Дмитрий Емельянович, мать Анна Ивановна, сестра Валя, отец Василий Фёдорович и я.


Болкунов Анатолий Васильевич


Избенко Борис Григорьевич


Послесловие

Заканчивая повествование, хочу признаться в том, что мне, восьмидесятилетнему старику, сложно и тяжело далось описание событий. Моя жизнь, моя любовь, были связаны с каждым описанным мною человеком. Они навсегда останутся в моем сердце, в моей душе. Главное, чтобы их подвиг не пропал даром, не исчез бесследно. Нам и нашим детям надо беречь память о них, ковавших победу на фронте и в тылу. Слишком уж дорогой ценой далась нам эта победа! Забыть уроки Великой Отечественной войны – значит предать боевых товарищей, Родину, честь! 9 мая самый долгожданный, выстраданный народами праздник. Для победы над нацизмом объединились все народы мира, но больше всего горя, страданий, боли вынесли оккупированные страны. Несмотря на все тяготы войны, Советский народ выстоял – победил, восстал из пепла, освободил Европу от фашистской заразы. Вечная память героям!

Автор выражает благодарность доктору филологических наук, профессору Кубанского государственного университета Елене Петровне Марченко за оказанную помощь и содействие в издании рукописи.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю