355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Алексей Кашпур » Государственник. Рассказ о советском человеке » Текст книги (страница 2)
Государственник. Рассказ о советском человеке
  • Текст добавлен: 2 декабря 2020, 04:30

Текст книги "Государственник. Рассказ о советском человеке"


Автор книги: Алексей Кашпур



сообщить о нарушении

Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)

На первом и втором курсах в расписании занятий были также плановые часы физкультуры в спортивном зале института. Кроме того, Николай регулярно включался в институтскую команду по легкой атлетике и участвовал в межинститутских соревнованиях на различных московских стадионах. В первый год он также ходил на тренировки в крытом зале стадиона имени В. И. Ленина. Тренер считал Николая «середнячком», так как он бегал в соревнованиях на средние дистанции и обычно занимал места в середине списка. Он не показывал призовых результатов, но зато приносил команде зачетные баллы. В свободное от занятий время он ходил сам или с друзьями в театры, кино или в музеи. Часто посещал музей изобразительных искусств имени Пушкина, где записался в рисовальный кружок. Записался также в библиотеку иностранной литературы и историческую библиотеку, в читальных залах которых занимался регулярно. Свободного времени у него практически не оставалось. Так как поездки в Москве на занятия или к другим местам отнимали от 30 до 45 минут, Николай привык, как все москвичи, ходить быстрым шагом, что закрепилось у него на всю жизнь. Впоследствии жене часто приходилось придерживать его, когда они шли куда-нибудь вместе. «Я не успеваю за тобой, не беги», – говорила она.

Стипендия на этом факультете была небольшая – на первом курсе всего 30 руб. На последующих курсах она повышалась, достигнув 45 руб. в месяц на последнем курсе. С учетом того, что за проживание в общежитии приходилось платить всего 1,5 руб. в месяц, стипендии с трудом хватало на питание и проезд. Родители присылали Николаю дополнительно по 30 руб. в месяц, что позволяло ему производить траты на культурные нужды и покупку некоторых предметов одежды и обуви, а также книг.

После первого семестра у Николая произошла первая встреча с сотрудниками КГБ. Он получил приглашение зайти в одну из аудиторий института. Когда он пришел туда, там было два пожилых человека, мужчина и женщина, одетые в гражданское. Они представились как сотрудники КГБ Владимир Михайлович и Наталья Ивановна в звании подполковников, и Владимир Михайлович сказал Николаю, что они изучили документы по нему, знают, что он проявляет высокую общественную активность, хорошо знаком со всеми студентами его курса, и предлагают ему сотрудничать с КГБ. Николай сказал, что он не хочет быть «стукачом». Владимир Михайлович возразил, что им нужны будут объективные характеристики на некоторых студентов с учетом возможностей, которые открываются у них в связи с контактами с иностранными гражданами. Это требуется для обеспечения безопасности нашей страны. Тогда Николай спросил, знают ли они, что его отец был осужден и сидел в тюрьме. Этот вопрос застал их врасплох, они этого не знали, поэтому прервали разговор и сказали Николаю, что хотят встретиться с ним позже, через несколько дней.

Через несколько дней встреча снова состоялась. На этот раз Владимир Михайлович был один, и после приветствия, он сказал Николаю, что ему не надо беспокоиться о том, что было с его отцом, так как судимость с отца была снята. После этого он спросил, согласен ли Николай сотрудничать с КГБ в предоставлении объективной информации о тех людях, которые будут интересовать КГБ. Николай дал согласие, после чего договорились о выборе им своего позывного, которым он будет подписывать свои описания тех людей, на которых КГБ понадобится получить информацию. Владимир Михайлович сказал, что их встречи будут происходить один раз в два-три месяца на квартире, которую использует КГБ. Договариваться о встрече будут по телефону.

В последующем такие встречи происходили один-два раза в семестр. Так как при этом от Николая только требовалось дать объективную характеристику на некоторых студентов – их успеваемость, отношения с другими студентами, общественная активность, интересы – он не видел в этом ничего особенного. Иногда он не мог сразу дать такую характеристику из-за недостаточного знакомства с человеком, которым интересовался КГБ. Тогда его просили поближе познакомиться с ним, узнать о нем от других знакомых. Владимир Михайлович и Наталья Ивановна иногда делились с Николаем своим жизненным опытом, рассказывали о некоторых своих эпизодах. Так Николаю запомнился рассказ Владимира Михайловича о том, как он участвовал в начале 50-х годов в разгроме бандеровских банд на западе Украины. Бандеровцы вылезали из своих схронов по ночам и нападали на села, убивали членов сельсоветов, учителей, библиотекарей, сжигали склады с зерном. Чекисты выслеживали их, находили схроны, забрасывали их гранатами, устраивали засады на путях их переходов. Владимир Михайлович рассказал, как они однажды устроили засаду на большую банду бандеровцев, которые шли по глубокому оврагу. Чекисты расстреляли их всех из пулеметов.

Если летом после первого курса Николай вначале с группой студентов был направлен на разборку старого здания в Москве, а затем на заготовку сена в подмосковном совхозе, где он научился косить траву косой и стал лучшим косцом их группы, то после второго курса, когда он уже достаточно хорошо овладел английским языком, летом он занимался языковой практикой с иностранцами.

Вначале его использовали как волонтера. Впервые он приступил к работе с англичанами в начале мая 1961 года в субботу. Это были рабочие, устанавливающие английскую выставку в Сокольниках. Трудно было назвать это работой. Группа англичан села в автобусы и поехала на sightseeing (обзорную экскурсию) по Москве. Николай не знал с чего начать, что делать и поэтому сначала молчал. Но оказалось, что поездка в coaches (автобусах) быстро объединяет людей – и вскоре он разговорился, показывая направо и налево и объясняя, так же как и две другие студентки, ехавшие с этой группой. Когда они возвращались и сделали остановку на Красной площади, у студентов завязался спор с англичанами, нужно ли нам запускать спутники, и не лучше ли эти средства обратить на постройку домов и т. п. Потом стали перебирать вопросы заработной платы, стоимости товаров, условий жизни, экономического неравенства и т. д. Закончилась поездка поздно вечером. Рабочие подарили Николаю значок выставки.

На следующий день, в воскресенье, была вторая встреча с этой группой. На этот раз группа уже не ездила в специальных автобусах, а пошла пешком. Группа разделилась на небольшие подгруппы по 3–4 человека. Николаю пришлось работать с Тони, Альфом и Гленом. Спорили. Задавали вопросы – в основном они Николаю. Тони отнес себя к среднему классу. Сказал, что антисоветские чувства, пожалуй, наиболее сильны в среднем классе. Сказал, что трудно узнать действительное положение вещей, когда много разных взглядов у них в Англии. Расстались дружески.

Николай Павлович вспоминает, что у него постепенно развивалось знакомство со столяром из рабочих группы (позже он узнал его фамилию и адрес) Харри Бентоном. Он был социалистом, членом тред-юниона деревообделочников, сочувствовал России. Рассказал Николаю, что у него есть 17-летний сын – работает на «Энциклопедию Британику», филателист, уже, очевидно, влюбился в девушку, так как инструктировал папашу купить духи в Москве. Живут в коттедже недалеко от центра Лондона. Через два года коттедж запланировано снести. В коттедже есть все удобства. Платит 2–3 фунта в неделю.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю