Текст книги "Как мы ездили на рыбалку"
Автор книги: Александр Сивухин
Жанры:
Прочие приключения
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)
Суп оказался очень вкусный, благодаря лапше из пакетика. Только вот мидии были жесткие, как резина. Но спасибо голоду и сознанию того, что мы едим исключительный деликатес, продолжали жевать эту резину. Чем-то питаться надо!
Так этих мидий мы и не доели. Повылавливали из тарелок лапшу, а мидий вылили обратно в котелок.
Хорошо, что дедушка Петя успел сделать салат из овощей, который мы съели с хлебом и потому наелись. Выпили сладкий чай и тогда совсем уже есть не хотелось.
Ромка тоже своих мидий не стал доедать, а завалился спать в палатку.
Дедушка Саня, и дедушка Петя пошли на берег и стали готовить места для рыбалки. Надо было уложить бревнышки по краю, на которых можно было стоять, вбить колышки, чтобы бревнышки держались. Потом вырвать всю траву по берегу. Из воды, возле берега рогатиной выдернуть все водоросли, чтобы лески не путались.
Так закончить эту работу мы и не успели. Начался дождь.
Пришлось идти в лагерь и спрятаться в палатке. Свои вещи и рюкзаки мы укрыли от дождя пленками. Лодки перевернули вверх днищем, чтобы их не залило.
И вот – сидим мы в палатке. Дождь шпарит снаружи, а в палатке сухо и тепло. Ромка продолжает кимарить после ужина и "трудов" праведных. Он разлегся посередине палатки – не тревожьте его! Мы пристроились втроем рядом на корточках. Сидим и слушаем шум дождя.
Уже стемнело, зажгли в палатке фонарь, а дождь все не кончался. Гремел гром, сверкала молния. Дождь барабанил по палатке, но до нас не доставал.
Дедушка Саня стал считать секунды от вспышки молнии до того момента, как мы услышим звук грома. Потом он умножал количество секунд на скорость звука – триста метров с секунду, и определял, как далеко от нас гроза. Сначала он определил, что гроза в трех километрах от нас. Потом в двух, потом в одном, потом над нами, потом опять в двух. Он сказал, что гроза удаляется, и дождь скоро закончится. Так оно и вышло. Постепенно дождь перестал стучать по крыше нашей палатки и вскоре затих.
Только вот! Он погасил наш костер!
Мы вспомнили, что не укрыли собранные сухие дрова пленкой. Теперь они намокли, и мы не сможем их зажечь. Это была наша ошибка!
Уже в десять часов вечера, мы в темноте пытались найти несколько сухих веточек под деревьями, потом пытались разжечь костер бумагой, но у нас ничего не получалось. Дрова были сырые! Они никак не хотели разгораться...
Спасибо дедушке Сане. Он оказался запасливым дедушкой. У него в рюкзаке нашлось сухое горючее, несколько таблеток.
Хватило одной таблетки, чтобы костер разгорелся! Ура! Теперь мы могли обсушиться, обогреться после дождя и идти на рыбалку!
3. День третий. Щука.
За вторую ночь мы поймали только одного сома. Снова это удалось мне. Уже в одиннадцать часов ночи, когда я пошел проверять донки. Мне снова повезло. Я вытянул небольшого сома, который сам попался на крючок.
Дедушка прибежал на мой крик и помог мне вытащить крючок изо рта рыбины. У этих сомов такие острые мелкие зубы! Я их боюсь...
Потом мы снова наживили донки, и прождали почти до утра, но поклевок больше не было. Ромка уже выспался и тоже пытался ловить сомов, но снова запутал свою леску, бросил все на берегу, сказал, что ночью ловить плохо, потому что ничего не видно и снова пошел спать.
Зато утром третьего дня путешествия он был полон энергии и новых идей! Он видел, как возле нашего берега плеснулась крупная рыба! Наш рыбачек сразу же загорелся поймать ее. Тогда вспомнили про сеть, которую нашли на берегу в первый день.
Мы ее разыскали в пакете, среди наших вещей. Распутали и пошли ставить.
Для этого нам пришлось накачать одну лодку, взять маленькие весла-лопаточки, забраться с сетью в лодку вдвоем с Ромкой и спуститься на воду.
Дедушка Петя подсказывал нам с берега, что делать, чтобы поставить сеть.
Надо было закрепить сначала один конец сети к камышам, поплавками кверху. Грузила утопить. Потом плыть на лодке вдоль камышей, распуская постепенно всю сеть. Поплавки вверху, грузила внизу. Потом, когда сеть будет установлена, закрепить второй конец за камыши. После нескольких попыток, нам это удалось. Я сидел на веслах и греб, а Ромка командовал. Хорошо, что возле нашего берега течение было не очень сильное, иначе бы мы не справились.
После того, как мы поставили сеть и выбрались на берег, уже было около девяти часов утра. Все, как ни странно, опять проголодались.
У Ромки появилась идея изжарить сомиков, которых мы поймали. Идея заключалась в то, что жарить надо было на костре в фольге!
У дедушки Сани в рюкзаке нашелся рулончик пищевой фольги. Он отдал ее Ромке и тот начал готовить завтрак из сомов. Он сам их почистил, отрезал головы, посолил, потом завернул чистых рыбин в фольгу вместе с чищенной и порезанной на дольки картошкой и положил на горячие угли костра.
Молодец, Ромка! Из тебя выйдет настоящий повар!
Когда сомики изжарились, мы ими перекусили. На всех четырех голодных рыбаков трех сомиков показалось мало, поэтому пришлось сварить еще картошки и плотно позавтракать.
Потом мы пошли на берег, проверить нашу сеть. Снова мы сели в лодку с Ромкой и поплыли к нашей сети. Я греб, а Ромка приподнимал сеть за поплавки и смотрел, что там поймалось. Мы проверили всю сеть, но рыбы в ней не оказалось. Разочарованные мы выбрались на берег и решили пойти отдохнуть.
Только мы собрались уходить с берега, как увидели, что поплавки нашей сети загуляли на воде. На течение это было не похоже. Камыши, к которым была привязана сеть, тоже заходили ходуном. Дедушка Петя, который все это видел, закричал: "Щука!..."
Он бросился к лодке, схватил весла и быстро стал грести к тому месту, где стояла сеть. Сам, один, цепляясь за камыши, он начал выбирать сеть, в которой на глубине трепыхалась крупная рыба. Когда он уже выбрал почти всю сеть в лодку, мы вдруг увидели большую щуку, которая билась и крутилась, как бешеная, запутанная в сети, поднимала тучу водяных брызг.
Она была еще в воде, а мы вдруг увидели, как леска, из которой была изготовлена сеть, не выдержала сильных рывков и порвалась. Щука исчезла...
Мы, как зачарованные, замерли на месте. Нам еще не верилось, что щука удрала. Если бы сеть была крепкая, мы были бы с трофеем!
Дедушка Петя только смеялся и взмахивал от огорчения руками. Он держал порванную сеть и не знал, что с ней делать. Потом выбрался на берег, руки у него дрожали от напряжения. Он плюнул от досады и сел в траву.
Мы с Ромкой сели в лодку и стали отвязывать сеть от камышей.
Порванная и запутанная сеть китайского производства уже ни на что не годилась... Мы оставили ее в лесу. Может кто-то снова найдет, распутает?...
Больше всех расстроился Ромка, из-за того, что мы не поймали щуку.
Тогда он решил поймать ее спиннингом на блесну.
Этот азартный малый выпросил у дедушки Пети блесны, которые аккуратно лежали в коробочке, выбрал из них самую большую, остальные разложил на берегу. Потом привязал выбранную блесну к удочке и стал забрасывать в то место, где скрылась щука. Кидал, кидал... Пока не зацепил блесной за водоросли и не оборвал леску. Блесна осталась в реке.
Щуку он, естественно, не поймал. Зато пока бегал по берегу со спиннингом, затоптал в грязь все разложенные на земле дедушки Пети блесны. Он пытался их выковырнуть из земли, но уколол палец о крючок и махнул рукой на эти блесны. Пусть валяются...
Когда дедушка Петя увидел, что стало с его любимыми блеснами, то он отругал непутевого рыбачка. Сказал, что таким рыбакам, как Ромка, доверять снасти нельзя. А дедушка Саня, сказал, что Ромке после такого случая вообще ничего доверять нельзя. Даже посуду мыть.
Тогда Ромка обиделся и перестал с нами разговаривать. И даже обедать с нами не стал, пошел спать в палатку.
Мы с дедушкой Саней стали дальше укреплять берег. Сделали ступеньки и уложили еще один ряд настила из толстых веток. Теперь можно было спокойно ходить по берегу и даже сидеть на этих ступеньках. Собирались ночью опять ловить сомов.
После обеда мы с дедом отдыхали, играя в шахматы. Мне даже удалось один раз обыграть его.
Вечером на наш берег приехал на мопеде еще один рыбак из соседнего села. У него были очень хорошие снасти. По-видимому, он здесь часто ловил рыбу. Он даже удивился, что мы так хорошо оборудовали берег и еще траву вырвали возле берега.
Рыбак, которого звать Валерой, сказал, что попробует поймать карасей. Он замесил глину с макухой, скатал из них шары и стал забрасывать эти шары в воду недалеко от берега. Для прикормки.
Потом размотал свои удочки, насадил на крючки по кусочку особого теста – горох с манкой, который он называл "мастырка".
Ромка был уже тут как тут. Он прибежал на берег, едва услышал шум мотора мопеда. Пока рыбак Валера готовился к ловле, Ромка перещупал все его снасти: крючки, блесны, удочки, подставки для удочек, подсак. Засыпал его вопросами, как и на что тот собирается ловить карасей. Выпросил у него насадки и тоже стал закидывать свою удочку.
Валера оказался добрым парнем. Он всерьез отвечал на все Ромкины вопросы, не забывая при этом забрасывать свою, удивительно длинную удочку с насадкой в то место, где он накидал прикормки. Я и дедушка Саня, ждали, когда же они поймают хоть одного карася?
Ловили Валера и Ромка до самой темноты. Только вот ничего не поймали. Не клевало.
Когда стемнело, приехавший рыбак тоже достал свою донку и стал с нами ловить сомов. Но в этот вечер и ночь рыба не клевала, ни у него, ни у нас. Мы просидели до двенадцати часов ночи, но так ничего и не поймали.
Валера собрал свои снасти, сел на мопед и уехал домой. А мы пошли спать.
Вдвоем со своим дедом я спал в палатке. Ромка и дедушка Петя спали под открытым небом, по отдельности на резиновых лодках, как на надувных матрасах. Погода стояла тихая, дождя не было. Немножко комары кусались, но мы укрылись одеялом с головой и так спали. Но не слишком долго.
Прошло несколько минут, после того, как мы легли. Я уже начал засыпать, как вдруг дедушка говорит:
– Кто-то ходит вокруг палатки!..
Я прислушался, и действительно! Слышались чьи-то шаги. Словно кто-то подкрадывался к нашей палатке!.. "Шур, шур...." Может это были воры?!
Дедушка взял фонарик, сбросил одеяло и вылез из палатки. Я видел сквозь ткань, как дедушка светит фонариком, и слышно было, как он обходит в темноте вокруг нашего лагеря.
Через некоторое время его шаги приблизились к палатке, дедушка залез в палатку:
– Показалось. Никого нет!... Давай спать!
Опять, только я начал засыпать, как уже сам отчетливо услышал, как кто-то снова ходит недалеко от палатки.
Я растолкал деда и шепчу ему:
– Послушай. Снова кто-то ходит!
Тогда дедушка, фонарик включать не стал, а тихонько выглянул из палатки. На поляне у нас слабо горел костер. И можно было кое-что разглядеть и без фонарика.
Я услышал: "Шур, шур..." Потом все стихло. Снова: "Шур, шур..." Тишина.
Дедушка вылез наружу из палатки. Встал. Постоял некоторое время.
В этот момент шорохи повторились. Я замер. Точно! Кто-то крадется!...
Но дедушка уже вернулся в палатку, залез под одеяло.
– Ну, что? Видел?
– Видел... Зря напугались. Это дедушка Петя спит в лодке и во сне ворочается. А мы подумали, что кто-то ходит. Давай спать лучше. Утро вечера мудренее...
Мы успокоились и больше не просыпались, пока не рассвело и в лесу не запели птицы.
Вот так и пролетел третий день нашего путешествия.
4. День четвертый. Перекат.
На четвертый день у нас закончились продукты. Утром дедушка Саня сварил остатки тушенки с рисом. Получился полный котелок. Мы позавтракали. Половину каши оставили на обед и стали собираться идти дальше по реке. Нам предстояло пройти еще двадцать километров до конечной точки маршрута.
Смотали донки. Собрали разбросанные по лагерю вещи, упаковали их в рюкзаки. Подкачали лодки и отнесли их на берег. Потом перенесли на берег все остальные вещи. Убрали за собой, собрав и закопав мусор под деревом. Кострище залили водой.
Осмотрели все внимательно – не забыли ли что? Погрузились в лодки и тронулись дальше.
Было уже десять часов утра. Погода стояла замечательная. Ласково светило солнышко. Плескались вода о весла. Мимо проплывали красивые берега. Речные чайки летали над водой, высматривая мелкую рыбу.
Иногда на пути нам попадались коряги, которые мы старались заранее увидеть и обойти стороной.
Один раз дедушка с Ромкой зазевались и попали в ловушку из коряг. Лодка их остановилась. Отталкиваясь руками и веслами, им, наконец, удалось выбраться из завала и мы продолжили движение.
Шли уже два часа. Наступило время обеда.
Нашли подходящий пляж и решили устроить себе небольшой привал.
Доели остатки каши. Помыли котелок. Разделили остатки печенья на всех поровну. Выпили по глотку воды. Все, еды больше не было.
Потом мы пошли купаться.
Дедушка Саня показывал нам с Ромкой, как правильно плавать "кролем". Ромка даже пытался повторить движения дедушки, как надо работать руками и ногами, как надо делать выдох в воду. Но у него ничего не получилось. А я даже и пробовать не стал. Мой любимый вид спорта – это большой теннис. Еще – шахматы. А плаваю я хорошо, без всяких стилей, Донец переплываю запросто. Зачем мне все эти брассы, кроли, баттерфляи?
Дедушка ведь вырос на Волге. Волга – это не Донец. Там может, и надо было уметь плавать кролем. Ведь Волга гораздо шире Донца. Дедушка рассказывал, что он Волгу переплывал, когда был молодой, как я.
В этот раз он сделал мне замечание, что мне бы было не плохо, брать пример с Ромки, который старается всему научиться, хоть он и ленивый, но его любознательность дает ему несколько дополнительных баллов в нашем рейтинге между мной и Ромкой. Пусть я выигрываю в трудолюбии, но проигрываю в инициативе.
Может дедушка и прав. Мне надо бы еще поработать над своим характером.
Накупавшись и наигравшись вволю, мы забрались в лодки и пустились дальше в наше путешествие.
Пока мы купались, мимо нас прошла на двух лодках еще одна компания любителей водного туризма. Вторую лодку, в которой у них были сложены все вещи, они привязали к первой. Их было четыре человека. Лет им было по двадцать. Они, проходя мимо нас, громко разговаривали, смеялись. Пили пиво и кидали бутылки в воду.
У них был мотор на первой лодке. Мы видели в их снаряжении водные лыжи. Слышали из их разговора, что идти им еще шесть дней. Видимо, они собирались дойти до широкой воды и покататься там на водных лыжах. Счастливчики!
У нас не было водных лыж, да и мотора не было.
Пока дедушка работал веслами, я загорал, лежа на своем рюкзаке и предавался своим размышлениям.
Когда я вырасту, то куплю себе лодку с мотором и водными лыжами. Это теперь моя мечта. А еще я куплю себе гидрокостюм, акваланг и подводное ружье. Тогда все сомы будут мои. Только, мне надо сначала школу закончить, потом институт. В армию я не пойду. После института буду работать адвокатом, хорошо зарабатывать и мне хватит денег на подводное ружье и лодку с мотором...
Тут дедушка стал вглядываться вперед и забеспокоился.
– Смотри! Кажется перекат!...
Я не знал, что такое перекат, но посмотрел в ту сторону, куда показывал дедушка и увидел впереди большие камни, по которым бежала река. Течение возле этих камней было очень быстрое. Вода вспенивалась, огибала эти камни и неслась дальше.
Дедушка пытался миновать эти камни, но течение оказалось сильнее, нас несло так быстро, что мы ничего не могли сделать, и застряли между двух крупных валунов. Вода шумела и бурлила, как на горной реке. На нас летели брызги со всех сторон. Лодка днищем шаркалась по камням, и могла порваться. Сзади на нас наскочила лодка дедушки Пети и Ромки, и мы чуть не перевернулись. Если бы мы перевернулись, то утопили бы все свои вещи, да и сами могли бы потонуть на таком быстром течении.
– Держись! – Закричал дедушка.
Сам он выскочил из лодки, оттолкнул ее в сторону от камней и потом едва успел забраться в лодку, как быстрое течение подхватило, закрутило и понесло дальше. Но опасное место мы уже проскочили. Дедушка был весь мокрый и шумно дышал. Зато я ничего, сидел в лодке и держался за рюкзаки. Постепенно течение снова стало спокойным, лодка замедлила ход. Дедушка сел на весла. Он только пощупал – на месте ли его видеокамера, которая была у него в кармане жилетки в герметичном пакете. Хорошо, что она не намокла.
Дедушка Петя и Ромка тоже благополучно миновали перекат. Их спасла наша лодка. Когда они наскочили на нас, то течение отнесло их в сторону, и они обогнули нас и выступающие из воды камни без помех.
Когда мы миновали перекат, мой дедушка запел песню:
"Нет, ребята, я вниз
с высоты не хочу,
Сердце пятки уже
оседлало,
И тут чувствую я,
как обратно лечу
На диван
с шерстяным одеялом..."
Я спросил у дедушки, чья это песня? Он ответил, что сочинил ее сам когда-то. Песня называется "Водопад". Она про водных туристов.
Ну, дедуля, ты и даешь! Даже песни сочиняешь. Вот мне бы так...
* * *
Дальше мы шли без остановок. Я иногда подменял дедушку на веслах. Мы стремились поскорее дойти до конечного пункта нашего маршрута. За четыре дня я уже научился грести, и мне даже нравилось управлять лодкой.
Через несколько часов мы, наконец, подошли к финишу.
Было уже половина шестого вечера. В шесть за нами должен был приехать мой папа на машине и забрать нас.
Совершенно уставшие, голодные, но счастливые мы причалили к берегу недалеко от паромной переправы в селе Светличном.
Залив, на реке, где мы собирались выйти на берег, оказался весь заросший кувшинками, сквозь которые невозможно было пробраться. Пришлось приставать к какой-то толстой трубе, которая выглядывала из воды и тянулась к берегу недалеко от насосной станции. Взобравшись на эту трубу, мы, балансируя, как акробаты, перенесли лодку, и все свои вещи на берег.
Такой же маневр десантирования на берег проделали и дедушка Петя с Ромкой.
Потом мы сполоснули лодки чистой водой, просушили и стали собирать все вещи к погрузке в машину.
Не успели мы все упаковать, как приехал папа.
Он помог нам загрузиться, и мы поехали домой.
Ура! Мы скоро будем дома! За эти четыре дня я уже соскучился по своим родителям и сестренке.
Путешествие мне пришлось по душе. Будет что вспомнить о том, как я провел каникулы.
"Туризм это лучший отдых, а отдых лучше туризма!", – пошутил мой дедушка.
Закончилось наше интересное путешествие по Северскому Донцу на лодках.
На следующий день я отсыпался почти до самого обеда. Очень не хотелось просыпаться после трех, почти бессонных ночей, проведенных на рыбалке.
Дедушка Саня обещал смонтировать на компьютере видеоролик. Мне очень интересно будет посмотреть, вспомнить про наши приключения.
Кроме того, у моего дедули есть новая идея: той же компанией совершить путешествие на рыбалку на велосипедах...
Об этом я буду писать другой рассказ.