Текст книги "Место для нормальных людей (СИ)"
Автор книги: А Рахметов
Жанры:
Прочая фантастика
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)
Клюг смотрел на зародышей со смесью отвращения и страха. Но отвести взгляд почему-то не мог. Зрелище завораживало. Внутри склизских тварей сейчас протекали некие процессы, и весьма бурно: вакуоль стремительно разрасталась, заполняя все пространство изнутри и стимулируя рост соединительной ткани – та нарастала скачками: вот с резким толчком увеличилась мантия, мгновенно разбухнув почти до взрослых размеров; вдруг растеклись, утратив форму, щупальца, и заново собрались из жгутов нарощенных мускулов, теперь гораздо толще и крепче. Все это время мантия оставалась прозрачной, и Клюг ясно видел, как внутри конвульсивно содрогающейся плоти гроздьями проклевываются органы. Затем мантия потемнела и огрубела. Зародыши один за другим стали вставать на «ноги». Они покачивались, как в полусне, из выделительных органов у них толчками выбрызгивалась жидкость вперемешку с воздухом.
Все произошло слишком быстро. Клюг вдруг осознал, что в пещере, помимо него, усталого выдохшегося старика, теперь ещё и другие существа, половозрелые пришельцы. Настоящие и нормальные.
Исконники.
Его взгляд метнулся к опустевшему контейнеру, курившемуся теперь паром. И зачем было вообще открывать эту погань? Его мысли судорожно сменялись. Пришельцы. Куча пришельцев. От которых еще неизвестно что ждать. Надо было что-то предпринять. Но что?
Собираясь отступить к краю пещеры, он медленно поднял руки в примиряющем жесте, дабы не напугать их. И едва не упал от неожиданности – все до единого новорожденные повторили его жест, воздев к потолку свободные щупальца. А когда он, чуть приободренный, хлопнул ладонями для проверки – раздались столь же дружные хлопки. Пришельцы хлопали, как полные идиоты, или как маленькие дети. Да они такими и были, очевидно. Твари. Чтобы закрепить успех, Клюг, не сводя напряженного взгляда со своих «подопечных», исполнил короткий танец, вариацию на тему гопака. Пришельцы ухватили идею на лету. Они отбили ритм идеально, не считая, конечно, что ни ног, ни рук у них не было – лишь аналоги. Клюг пытался понять, чем именно они ухватывают его движения. Искусственных псевдочеловеческих глаз, как у бедолаги Болтуна, у новорожденных явно не было, а иных органов зрения Клюг у пришельцев не знал. Он проделал еще несколько движений.
И начал говорить.
– Земля! – сказал он.
С первого раза пришельцы не поняли. Остановились, как вкопанные. Затем один из них распахнул щель в мантии и пискнул:
– Земля!
– Вот, молодец, – Клюг утер пот со лба. – Земля – царица миров!
Разобравшись с задачей, пришельцы дружно повторили всё то, что он произнес. И про молодца, и про царицу. Клюг стал учить их земному языку, попутно продвигаясь к выходу. Особого опыта в таких делах у него не было, кроме воспитательной работы в армии. Он судорожно повторял речи со своих занятий.
Вскоре они звали основные лозунги, несколько смачных ругательств, катехизис Полидора и два оскорбительных стишка про их безбожный омерзительный народ. К тому времени Клюг достиг выхода, но, сам увлекшись процессом, не стал уходить – присев на камень и ловя спиной солнечные лучи, он дирижировал пришельцами, обучая их всему, что шло на ум. Это захватило его не на шутку. Клюг радовался. Как клон, он не мог иметь детей. Сейчас, если подумать, ему было абсолютно некуда идти. Почему бы и не посидеть здесь и напоследок не сыграть в отца? Да уж, отличные мысли.
«Интересно, когда они поймут значения всех этих слов», – мелькнуло в голове.
Не прошло и часа, как из накопленного лексикона они стали складывать целые предложения. И первым же делом спросили, на Земле они или нет. Когда Клюг покачал головой, они наперебой стали показывать щупальцами на солнце.
– Нет, дурни, это красный карлик, – ответил Клюг.
Один из новорожденных попытался поднять щупальцами его руку. Прикосновение уже не было столь скользким. Клюг не отстранился.
– У тебя нет рук, – сказал пришелец удивленно.
– Дурак! Это у вас вместо рук – щупальца, – Клюг нервно рассмеялся. – Эй, вы куда?
Хотя несколько тварей по-прежнему сидели перед ним, чуть ли не-школьному сложив щупальца, остальные незаметно разбрелись по пещере. Контейнер они дружно подняли и перевернули, пузыри затоптали. Клюг забеспокоился, что теряет их внимание.
– Вы что там делаете?
– Я – думаю, – ответил ему один из новорожденных, останавливаясь.
– У тебя мозгов-то нет... И о чем думаешь? – недовольно спросил Клюг.
Ему до чертиков не понравился тон этого паренька с щупальцами. Голос не должен звучать столь ясно и нагло. Это голос... голос прирожденного командира, если так прислушаться.
– Я не знаю, что такое «царица». Но я могу сопоставить слово «Земля» и понятие из нашего природного языка, заложенного базово, – сказал пришелец. – И если слово «царица» несет в себе позитивный смысл, то возникает противоречие, верно? Земля – не царица, а ты – либо калека без щупалец, либо «иэллидхургаге», земноводный житель Земли. Так или иначе, ты враг, либо раб, вот что дает логический анализ.
– Ты что несешь, болван? Сейчас я тебе преподам урок.
– Мы жили здесь раньше людей, так почему же этим миром и другими мирами должна владеть Земля? Никакой логики в твоих словах нет. Тебя создали, чтобы повторять заученные фразы.
– Ты не наш враг, – другой пришелец мотнул мантией. – Ты – обучающий раб на основе человека. В инструкциях есть такое понятие.
Несколько из них ощупывали металлические таблички, хранившиеся прежде под дном ящика. Из боков контейнера они вытаскивали круглые светящиеся штуки.
Клюг попытался возразить, может быть, даже гневно, однако не успел – те пришельцы, что сидели перед ним, вдруг выбросили вперед щупальца и дернули его на себя. Клюг упал лицом на камень, разбив губу.
Нет! Они не убьют его! Клюг попытался встать, но пришельцы уже втащили его, брыкающегося, в прохладную глубь пещеры – и рывком зашвырнули к стене, где он ударился головой и на время потерял ориентацию в пространстве.
Из боков контейнера они вытащили круглые штуки и взяли с собой.
Клюга не убили.
– Надеемся, мы встретим настоящих, нормальных людей, – сказали ему напоследок. – И они не будут такими глупыми, как ты.
Когда он встал, пошатываясь, то понял, что больше не видит солнечного света. Твари заделали проход камнями, а сами смылись.
На рассвете деревенские пришельцы собирали обратно свои жилища. Песок, пропитанный жидкостью из ящиков, они собрали обратно и закрыли разбитые крышки. Костюмы по привычке потащили под крыши хижин. Тело Болтуна их не беспокоило, они проходили мимо него, распростертого и наполовину затоптанного.
Пришли исконники.
Пришельцы припали к ногам своих долгожданных командиров. Тем почести оказались совсем ни к чему. На своём языке из скрипов, свистов и жестов приказали вытащить для них костюмы. Когда костюмы принесли, исконники вставили в них детали из ящика. Костюмы зажужжали, металл разошёлся по швам и сам налез на исконников по их размеру.
Дамм взял спичечный коробок и поставил набок. Рядом еще один, и еще, как в ровных рядах улиц его района. Будто судьба с ним так шутит, напоминает, где же он находится. Дамм, обозлился, ем захотелось поджечь этот миниатюрный городок из спичек, пока мать делает стряпню на кухне. Кухней-то это и не назовёшь: так, ещё одна пластмассовая перегородка.
Он взглянул в окно. Красный огонёк на конце радиовышки гарнизона погас.
Дамм удивился и поднялся на ноги. В гарнизоне вспыхивали вспышки, в зданиях гас свет. Дамм оторопел: не он ли накликал сейчас беду своими мыслями?
Часов с двадцать Клюг сидел в темноте, щелкая камнем о камень и высекая искры. А потом за ним пришли. Выстрел расплавил завал. Клюг прижал ладонь к глазам, чтобы защитить их.
– Идём, раб, – сказал один из исконников. – Ты нам нужен.
– Вы убили всех?
Клюг открыл глаза. Зрение понемногу возвращалось, он видел шевелящиеся щупальца вокруг силуэтов.
– Только тех, кто стрелял, – ответили ему.
Исконники согласились на то, что люди улетят до прибытия пришельцев с их родной планеты: где-то совсем далеко, в ещё не освоенном созвездии.
Они умели сокращать пространства.
– Видели, как вы пользуетесь планетой, – сказали пришельцы. – Это ужасно. Она предназначена совсем не для этого.
В радиовышке Клюг отправил сигналы бедствия грузовым кораблям с ближайших торговых путей, чтобы собрать всех и увезти.
Дамм с мамой и папой садились в прибывший челнок. Клюг помогал всем грузиться – тем, кто хотел его помощи. Многие теперь его сторонились.
Мальчишка стоял на краю открытого люка. Клюг узнал его и подошёл к нему.
Дамм плюнул ему на голову. Прежняя дерзость из мальчика куда-то делась и будто совсем испарилась.
– Тебе же не нравилось жить в этой дыре? – искренне поинтересовался Клюг, вытирая свой лоб.
Ответа не последовало.
Люк захлопнулся. Двигатели завелись и чтобы не изжариться Клюг отошёл подальше.
Челнок улетел в небеса.
Все люди улетели. Клюг остался.
Посмотрев речи Полидора в телевизоре, он захотел проехаться и прогуляться. Погода стала прохладная, солнце заслонили облака.
Засунул руку в карман штанов и не нашёл там ключей от входной двери. Потерял, видать, где-то.
– Да кто уже сюда придёт воровать? – сказал себе Клюг и просто прикрыл дверь.
Когда он шёл к автомобилю, дуновение ветра открыло её. Глухой стук деревянной ручки о стену.
Машину Клюг взял у генерала. Ему-то больше ни к чему. Теперь генерал – куча золы с лоскутами от мундира, из которой блестят металлические звёзды и значки. Клюг хотел было похоронить его как полагается. Его остановило то, что уже некому дать залп и сыграть торжественный поминальный гимн.
Недосаженные поля пустовали, над ними кружила лишь одна мошкара. В пустых домах гулял ветер.
Клюг приехал на посадочную площадку. Часто ему приходилось обдирать траву и кустарник между бетонными плитами. Теперь площадки зарастали, растения разламывали бетон корнями, пробивали в нём трещины.
Причудливые аппараты приземлялись здесь. Из них выходили пришельцы и встречались с исконниками. Их щупальца переплетались. Наверное, так они приветствовали друг друга.
У Клюга заболела голова. Из мозга распускались по всему телу судороги и неприятная дрожь, бьющая как сильный удар током.
Сам того не ведая и не ведая уже больше ничего, он выполнил желание Дамма, освободив своё место.