355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Сборник статей » Интеграция науки и искусства » Текст книги (страница 3)
Интеграция науки и искусства
  • Текст добавлен: 29 апреля 2022, 18:03

Текст книги "Интеграция науки и искусства"


Автор книги: Сборник статей


Жанр:

   

Психология


сообщить о нарушении

Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)

Гений – парадоксов друг

Е.П. Валукин

заведующий кафедрой хореографии РАТИ-ГИТИС, народный артист РФ и Республики Башкортостан, доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, академик МПА

ПАРАДОКС 1. Этот афоризм поэта явно подходит к нашему юбиляру, он умеет читать в обратную сторону. Об этом аккустически-моторном феномене, свидетельствующем о преобладании художественно-творческого правополушарного доминирования, написал его учитель, выдающийся современный психолог и методолог науки, Константин Константинович Платонов, в своей книге «Занимательная психология». Логическое левое и художественное правое полушария все время пересекаются, но не только конфликтуют между собой, создавая парадоксализм, но и взаимодействуют друг с другом. Поэтому неудивительно, что о юбиляре пишут не только врачи и ученые, но и деятели искусства. Начнем с художественного дебюта.

ПАРАДОКС 2. Закон зрительской заразительности. Родившись в Киеве в 1938 году, наш юбиляр с малолетства слышал украинские песни в исполнении Оксаны Петрусенко, Ливиненко-Вольгемут и Паторжинского. Запомнилось любительское пение матери, напевавшей любимые ею арии из оперетт Кальмана и Легара после тяжелой работы в Украинском институте травматологии и ортопедии. Большую радость испытал

дошкольник от купленного отцом патефона с пластинками с записями песен Утесова, Шульженко, Изабеллы Юрьевой и др. по-видимому не случайно при послевоенном переезде в Горький свой вокальный дебют первоклассник начал с песен Утесова, исполняемых перед избирателями. Если припев песни «Под звездами Балканскими» – «Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех» вызывал в аудитории торжественный подъем, то зал дружно смеялся, когда первоклассник распевал «Борода ль моя бородка, до чего ты отросла, говорили раньше – щетка, говорят теперь – метла… Парень я молодой, а хожу-то с бородой, я не беспокоюся – пусть растет до пояса, вот когда прогоним фрица – будем стричься, будем бриться, стричься, бриться, наряжаться, с милкой целоваться!»

Этот парадокс состоял в «комедии ситуаций», уловленной будущим психологом искусства, описавшим теперь законы заразительности зрительского зала – «зрительской аттракции».

ПАРАДОКС 3. Алексей Львович был зачислен на работу в ГИТИС прямо на первомайской демонстрации. Алексей Львович был рекомендован в ГИТИС с предыдущего места работы – из лаборатории спортивной психологии, обслуживавшей олимпийских спортсменов, и так понравился своим общением, что в его трудовой книжке появилась запись, сделанная прямо на демонстрации: «Принят на работу в ГИТИС 1 мая 1980 года ректором А.А. Рапохиным», знавшим его по нижегородскому комсомолу.

ПАРАДОКС 4. Произошел этот парадокс, когда помощь потребовалась моему сыну, находящемуся в тяжелом состоянии в Морозовской больнице с гнойным аппендицитом. А.Л.Гройсман уезжал в командировку и был снят с самолета ректором А.А. Ра-похиным для оказания моему сыну врачебной помощи. Помощь оказалась существенной, ибо примененный А.Л.Гройсманом диагностический прибор помог установить локализацию припаявшегося аппендикса, и повторная ревизия раны позволила устранить источник инфекции. Все закончилось благополучно. Но когда я попытался рассчитаться с Алексеем Львовичем за медицинские услуги, то понял, что передо мною бессеребренник, а это так редко бывает!

ПАРАДОКС 5. Когда я в 1992 году пригласил Алексея Львовича на встречу по поводу успешной защиты моей кандидатской диссертации, научным консультантом которой был Алексей Львович, то услышал от него еще один афоризм, прозвучавший тогда парадоксом, а сегодня я и сам повторяю его: «Еще не было такого ученика, который не «наплевал» бы на учителя!»

Вот таков наш юбиляр – знаток человеческой психологии и системы К.С.Станиславского, который учил «наоборотикам» и говорил актерам: «Ищи у злого персонажа, где он добрый…» Я думаю, что А.Л.Гройсман через себя пронес систему К.С. Станиславского, поэтому чтение наоборотиков есть его собственная психологическая система познания людей.

Приглашение А.Л.Гройсмана в качестве заместителя заведующего по науке оказалось весьма продуктивным: им создана научно-практическая лаборатория по педагогике и психологии творчества, проводятся научные семинары по методологии диссертационных исследований, опубликовано несколько сборников сотрудников кафедры совместно с педагогическими ВУЗами Москвы и двумя академиями. Общее количество его публикаций – 158 работ. Он активно участвует в подготовке и проведении научно практических конференций по повышению квалификации педагогов хореографии в различных регионах России, а также в юбилейных конференциях, посвященных юбелеям кафедры хореографии в Большом театре России и вечере «Звезды балета» в концертном зале им. П.И.Чайковского. Алексей Львович создал условия для перспективы дальнейшего развития на кафедре учебно-творческого процесса в сфере специальных и смежных дисциплин.

Можно привести еще бесчисленное множество парадоксов, но главный парадокс в том, что еще встречаются такие люди, которые озаряют окружающих своим светом и животворящей силой.

Излучающий радость

С.В. Филатов

кандидат искусствоведения, профессор, декан дневного отделения балетмейстерского факультета РАТИ-ГИТИС, засл. работник культуры РФ

Трудно найти сравнения и образные выражения, чтобы описать чувства, которые испытываешь при встрече с Алексеем Львовичем Гройсманом, тем более восхищение от общения с ним. Поражает его доброта, бескорыстное выплескивание положительной мотивации, его энциклопедическая память, фантастическая логика и уникальная способность научного анализа.

Кто хоть однажды видел этого человека и, тем более, имел счастье общения с ним, тот скажет, что все вышесказанное – правда, либо, по крайней мере, очень схоже с теми ощущениями, которые испытывал автор этих строк.

Тем, кто прожил достаточно долго на этом свете, к сожалению, слишком редко приходится удивляться, испытывать чувство восторга, удивления, обожания и преклонения перед собратом своим – человеком. Мы чаще готовы преклоняться перед созданиями матери Природы. Собственное честолюбие и гордость ставят перед нами высокую стену, за которой мы не способны увидеть и признать чужой авторитет, преобладание своего коллеги в каких-либо профессиональных и человеческих качествах. Но, порой, когда поднимаешься над собственным «Я» и ощущаешь божественное бескорыстие во взглядах и помыслах уважаемого тобой человека, ты способен оценить его гениальность, преклониться перед его аналитическим талантом и, прежде всего, перед его добротой.

Таким человеком для меня является большой ученый, мужественный и мягкий, принципиальный и добрый, мудрый и бескорыстный, удивительный и доступный, непонятный и простой человек – Алексей Львович.

Невозможно не сказать о эмоционально-мажорной атмосфере, даже ауре, которой всегда окружен Алексей Львович. Очень, очень редко увидишь его сосредоточенно-задумчивым, несколько угрюмым, озабоченным. Даже когда он был серьезно болен, испытывал физические страдания от своего недуга, он встречал тебя с улыбкой и шутил, опять же поражая остротой своего юмора.

Вспоминаю его неоценимую помощь как научного консультанта в работе над моей диссертацией. Удивляет способность этого ученого видеть общую, целостную картину той или иной проблемы, научной работы, статьи. Он, наделенный самим Богом мудростью проникновения в самую суть явления, всегда точно укажет на недостающие звенья, поможет связать факты и сформулировать выводы. Работать с ним всегда легко и интересно. Каждое слово Алексея Львовича поражает лаконичностью и точностью. Порой, так и хочется запомнить, записать то или другое его высказывание. И все это – каждая его мысль, каждый совет дается не с позиции титулованного трижды академика, а простого, общительного, бескорыстного человека, товарища, друга. Удивительная человечность и неординарный талант ученого гармонично слились в этом человеке. Эта гармония проявляется и в его внешности. Каждый, кто впервые видит Алексея Львовича, сразу и навсегда проникается к нему чувством доверия, а после первых минут общения – глубокого уважения. Ко всему прочему он необыкновенно скромен. Кажется, что он не замечает своего явного превосходства перед аудиторией, в дискуссии никогда не подавляет своим авторитетом, всегда терпеливо и внимательно выслушает, задаст конкретные вопросы и тут же направит твои мысли, эмоциональную и творческую энергию в верном направлении, притом сделает это как-то просто, непринужденно, легко, словно это ему ничего не стоит. В этом его позиция по отношению к людям, в этом его человеческая и профессиональная сущность.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю