Текст книги "Происшествие в Кьюбитт и Хоббс (СИ)"
Автор книги: Marcus
Жанры:
Рассказ
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)
– Вот этот фиксатор, – Холмс кивнул, – Самнер трогать не стал. Он торопился, нервничал... Он ведь совершал преступление. Не имея, как видно, для этого ни нужной выдержки, ни нужной наглости. Правой рукой он держал дверцу, чтобы не закрылась сама.
Холмс взялся рукой за дверцу.
– Левую протянул внутрь, где лежали банкноты, и уже наклонился, чтобы взять первую порцию и бросить ее в саквояж.
Он указал под ноги, затем наклонился в сейф, просунул голову под раму проема.
– В этот момент он услышал звук – со стороны окна. Подался обратно – поворачивая голову влево, чтобы посмотреть что происходит в окне...
Холмс медленно повернул голову влево, подаваясь назад, и уперся виском в угол рамы проема.
– А здесь, вдобавок к прочему...
Он высунулся из сейфа, просунул ладонь в проем, пощупал раму изнутри.
– Головка болта крепления. Их тут дюжины две, по периметру... Вот и все. Удар средней силы под неудачным углом.
Кьюбитт подошел, заглянул, также пощупал болты.
– Ну, с этим понятно, – сказал он наконец. – Теперь, мистер Холмс, объясните – причем здесь наш кот?
– Я думал вы уже догадались. Мы же ходили вчера на крышу, – Холмс подошел к окну, указал на карниз. – Посмотрите внимательно.
– На самом деле! – воскликнул директор подойдя, наклонившись и посмотрев. – Три маленькие полоски! Следы обычных когтей! А вот эта? Смотрите, тут еще свежая полоса, с каким-то отблеском.
– Сюда ударил фрагмент карниза, – сказал Холмс. – Луженый железный лист. Наверху, над окном. Вчера на крыше я нашел место откуда он выпал. Сэр Грегори Уильямс Младший... Который, как видим, настолько удовлетворен жизнью, что вес его следует измерять уже в стоунах*... В тот злополучный час направился по своим ответственным важным делам гулять по карнизу. Наступив на злосчастный лист, сэр Грегори соскользнул и ухнул. Несмотря на вес и объем, ему, тем не менее, удалось достать лапой до карниза. Карниз наверху выступает над этим, – Холмс указал в окно вверх, – фута на полтора. Пытаясь здесь зацепиться, сэр Грегори произвел шум. Еще был грохот от куска железа... Все это и погубило Самнера. Занятого в этот момент нечистым делом.
– Ну и ну! – Кьюбитт перевел дух, достал платок, вытер вспотевший лоб. – Что никто никого не убивал, в нашем заведении, – новость, конечно, хорошая... Настолько хорошая, насколько неудивительная, впрочем. В таком случае больше всего интересно – откуда Самнер узнал код?
– Да! – воскликнул Стенфорд. – Ведь код известен только троим, нам троим. Мистеру Кьюбитту, мне – и Блейстену. Значит кто-то из нас троих... Неужели...
– Дорогой мистер Стенфорд! – Холмс тронул того за локоть. – Блейстен, который у вас в таком доверии, ни при чем. Он не представлял, и не мог представить, что Самнер затеял такое дело. Повторюсь – это вообще не задача, как таковая! Стоило сопоставить три обстоятельства. Положение двери сейфа когда она открыта, вид из окна с этого места, увлечение астрономией Самнера. Никакой дедукции здесь не требуется, это школьная задачка на сообразительность. Смотрите!
Холмс прошел за стол погибшего, сел на его место.
– Самнер работает в этом же помещении. Регулярно наблюдает как дверь сейфа открывается и закрывается. Чего, казалось бы, особенного? Но Самнер занимается астрономией – что, соответственно, накладывает отпечаток на его оценку вещей. Цифры на внешних дисках просто так не подсмотришь. Нужно подойти к открывающему и заглянуть через плечо, и под определенным углом – они притоплены.
Холмс встал и вернулся к сейфу.
– Но подсмотреть на внутренних – дело другое. Например подсмотреть из окна. Стоит открывшему сейф нагнуться, чтобы что-нибудь положить или взять...
– Получается, – сказал я, – просчет в конструкции сейфа? На внешних дисках цифры сбрасываются как только дверь открывается, здесь все понятно. А на внутренних, – я подошел и осмотрел диски, – комбинация остается, и диски, в общем, ничем не прикрыты.
– Но кто мог подумать? – воскликнули Кьюбитт и Стенфорд в один голос.
– У каждой системы есть слабое место, о котором обычно знаешь если читаешь руководство по эксплуатации. Самнер так или иначе знал, или уточнил, что комбинация на внутренних дисках не сбрасывается. В общем, наш астроном-любитель уразумел, что если поставить в окне вон того, например, дома небольшой телескоп, – Холмс указал на потекший фасад вчерашнего дома, – то подсмотреть цифры кода – сущий, как говорится, пустяк. Найти лишь сообщника, и улучить день без тумана, в течение недели, пока код актуален.
– И он...
– Да, мой дорогой мистер Кьюбитт, он снял апартамент – видите два окна? Поставил там телескоп, посадил дежурить сообщника. И совсем скоро, конкретно во вторник седьмого, код был у него в кармане. Затем дождался конца рабочего дня в четверг, и... Дальше известно.
– Как все просто, – Стенфорд покачал головой. – Но мне в голову такое, действительно, никогда не придет, никогда!
– Это простительно, – Холмс улыбнулся. – Если настоящий телескоп, своими глазами, вы видели пару раз в жизни...
– И то на витрине, – Стенфорд рассмеялся, – на Маргарет-стрит! И то небольшие, просто сильные подзорные трубы.
– Возможно сообщник был из обсерватории, – Холмс кивнул. – Телескоп для такого дела нужен все-таки более-менее мощный, каких на Маргарет-стрит не купишь. Насколько могу судить в этом не разбираясь.
– Вы посодействуете чтобы нашего Блейстена отпустили как можно скорее?
– Разумеется, Нужно быстрее успокоить его сестру, по инициативе которой мы у вас появились. Лестрейд может продержать молодого человека неизвестно как долго. Улик у него нет, зато есть полномочия... Ну, а Самнер, что ясно, рассчитывал как раз на это – код знаете только вы трое. С вашего позволения, джентльмены, мы откланяемся. Нужно зайти повидать мистера Лестрейда, а я бы еще хотел закончить к вечеру одно дело.
* * *
ПРИМЕЧАНИЯ
Я скучал за свежим выпуском «Б.М.Ж.». Британский медицинский журнал.
Перемещаясь между Хорнси, Темпл-Миллз, и Кингз-Кросс-Топ. Паровозные депо на севере и северо-востоке Лондона.
И поехать куда-нибудь в Баттерси, или в Степни. Окраинные района Лондона на востоке и юго-западе.
Которые «живут с родителями». С 1885-го года в течение первых семи лет работы в банке «Ллойдс» служащим приходилось рассчитывать на финансовую поддержку со стороны родителей или родственников. В 1885-м «Ллойдс» объявил, что «только живущие с родителями или родственниками могут получить место в банке», по прошествии шести месяцев пробного периода. Работу в «Ллойдс» родители расценивали как возможность для своих сыновей занять стабильное место в среде среднего класса, и многие родители охотно принимали необходимость такой финансовой поддержки в обмен на перспективу надежного, пожизненного трудоустройства (а «Ллойдс», таким образом, первые семь лет труда своих служащих получал по цене ниже рыночной).
Чуть ли не «Ланцет». Еженедельный рецензируемый медицинский журнал. Один из наиболее известных, старых, и самых авторитетных общих журналов по медицине (издается с 1823 г.)
Занимался в обществе при Королевской обсерватории. Гринвичская королевская обсерватория.
Целый гладстон. Большой дорожный саквояж.
И как вся эта выставка адвокатов, высшей и низшей инстанции. На Линкольнз-Инн-Филдз располагались главным образом адвокатские и юридические конторы.
Четыре тысячи фунтов. Около 522 тыс. по покупательной способности фунта к 2018 г.
Остается только призвать гений Нобеля. Воспользоваться динамитом.
Здесь есть и достойные фирмы. Об адвокатских и юридических конторах на Линкольнз-Инн-Филдз.
Что вес его следует измерять уже в стоунах. Стоун – британская единица измерения массы; 6,35 кг. Вес некрупных животных обычно измерялся в фунтах; 0,454 кг.
* * *