355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Делла Сванхольм » Синее пламя любви » Текст книги (страница 6)
Синее пламя любви
  • Текст добавлен: 18 марта 2021, 17:00

Текст книги "Синее пламя любви"


Автор книги: Делла Сванхольм



сообщить о нарушении

Текущая страница: 6 (всего у книги 6 страниц)

Марина кивнула. А женщина продолжала:

– Ты должна успокоиться, Мариша, ради будущего ребенка. Пройдет время, и мы что-нибудь придумаем. Главное: ты теперь не одна. Я – рядом. Помнишь, как мы с твоей мамой говорили? «Вместе мы – сила». Вот так-то.

Гагарин снова кивнула. Она прекрасно это помнила! Беата Станиславовна была самой близкой подругой мамы Марины. Ее далекие предки, польские дворяне графы Лещинские – а Польша тогда входила в состав Российской Империи – были арестованы царским правительством Александра II за революционную деятельность, за то, что подняли восстание и боролись за независимость своей Родины, и сосланы на Кавказ. Кавказ тогда не был всесоюзной здравницей и великолепным курортом. Он, особенно побережье от Сочи до Гагр, считался гиблым местом. Здесь было слишком влажно и свирепствовала малярия. И только когда начались массовые посадки эвкалиптовых деревьев, всасывающих лишнюю влагу из почвы и обладающих полным набором ценнейших для здоровья человека ферментов, страшная болезнь отступила. Но и тогда в горах Кавказа осталось множество бандитов, совершавших дерзкие набеги на мирные селения – и предки родителей Беаты Станиславовны не раз могли пасть их жертвой. В конце концов, им просто повезло – и они выжили.

Они жили там с 1865 года, когда их насильно выселили за участие в Польском восстании. Постепенно привыкли, выучили в совершенстве русский язык, обзавелись хозяйством. Даже построили свою мельницу и мололи зерно, которое сами же и выращивали. Были у них и овцы, и множество кур, коровы, они делали собственный творог и продавали его.

А потом свершилась Октябрьская революция. Или, как ее тогда называли сами большевики – «переворот». Новая власть внимательно приглядывалась к Лещинским и, наконец, решила, что они слишком аристократичны и независимы для нее. И снова последовали репрессии. Теперь Лещинские представляли угрозу не как революционеры, а как бывшие дворяне. Хоть и боковая, но все же ветвь очень знатного рода! У них начались необъяснимые сложности с получением работы и продуктовых карточек. Возникла какая-то непонятная суета по поводу прописки, Потом их выселили из одной квартиры, из другой, пока они не оказались в мрачном здании барачного типа на краю города. Наконец, в печально знаменитом 1937 году дедушка Беаты был арестован. Ему успели лишь несколько раз сделать передачи в тюрьму перед тем, как его куда-то увезли оттуда, ничего не сообщив родственникам. От чужих людей они выяснили, что дедушка очутился на Колыме, стал заключенным Северо-Восточного лагеря и строил печально знаменитую «дорогу на костях» – Колымский тракт, который сейчас соединяет Магадан с Якутском. А погиб он уже в Норильских лагерях, о чем они узнали только спустя 18 лет.

Но бабушка с сыном, 14-летним Станиславом, сумела скрыться. Помогли соседи, простые русские крестьяне по фамилии Тарасовы. Они спрятали поляков в своем погребе, дождались, пока спадет самая жуткая волна арестов, когда в тюрьмы гребли буквально всех подряд, а потом переправили к своим родственникам в Ярославскую область. Лещинские питались сырой картошкой и брюквой, которую выкапывали, тайком подползая ночью к колхозным полям, и тем, что им уделяли сердобольные хозяева, сами жившие почти впроголодь. Но, главное, они были свободны. А когда арестовали уже самого бывшего наркома Ежова, санкционировавшего их арест, сумели записаться в колхоз, получили место в бараке и стали зарабатывать трудодни. Жили очень тяжело, ведь в отличие от местных колхозников у них вообще ничего своего не было, но зато хотя бы не умирали от голода.

Наступил 1941-й год. В первые же дни войны Станислав записался добровольцем на фронт. На документы добровольцев особенно не смотрели, ведь потери советских войск в первые дни войны были огромные, и главным для военкоматов было заткнуть чудовищные бреши на всех фронтах. Всего через две недели обучения, когда Станислав и стрелять-то толком не научился, его направили на фронт, в самое пекло – под Киев. Но Станислав не погиб в первых же боях, был ранен, но выжил, а потом сумел выбраться из котла, который готовили нашим войскам под Киевом немцы и оказался на Урале, где его потрепанная дивизия проходила переформирование. Вновь на фронт он попал уже старшиной и сам командовал неопытными молодыми бойцами. Под Курском его снова ранили, он опять лечился и после этого снова рвался в бой. На войне он встретил Таню Тарасову – дочку тех самых крестьян, которые спасли их с матерью жизни. Она, окончив курсы военных медсестер, тоже попросилась на фронт. Они встретились на подступах к Варшаве летом 1944 года. Станислав, прекрасно говоривший по-польски, выполнял в то время секретные задание советского командования, которое готовилось к решающим боям за освобождение Варшавы. Там оставались подпольщики, действовали польские патриоты, там окопались до зубов вооруженные немцы, и военная разведка работала 24 часа в сутки, стремясь точно установить расположение противника, чтобы в нужный момент нанести сокрушительный удар. За выполнение одного из секретных заданий молодого разведчика – а Станиславу исполнился всего 21 год – представили к высокой правительственной награде, ордену Отечественной войны. Но не боевой орден, горевший на груди смелого юноши, решил выбор Тани Тарасовой. И не легенды, которые уже ходили о нем, несмотря на то, что его работа была окутала тайной. Нет. Еще в 1937 году, когда она тайком носила в погреб еду прятавшимся там соседям-полякам, она своим еще детским, наивным сердцем полюбила этого вихрастого, напуганного, но никогда не показывающего свой страх, паренька. А паренек превратился в высокого и стройного как тополь мужчину.

Встретившись на самой страшной войне, под грохот канонад и свист пуль, Таня и Станислав уже не расставались никогда. Вскоре война кончилась с последними боями в Берлине и Праге, а вместе с ней – и секретные задания Станислава. В 1946 году у них родилась дочь, которую они назвали Беатой, в честь красавицы-графини Лещинской, ее прабабушки.

После войны они жили они в маленьком, аккуратном домике в городке Ступино Московской области. Все в нем дышало чистотой, почти стерильной, ведь Таня Тарасова – ныне Лещинская – и после войны продолжала работать медсестрой, в местной больнице. А Станислав служил начальником военкомата. Он был уже полковником.

Их дочь Беата росла, окруженная любовью родителей. У нее был легкий, веселый нрав, и соседские девчонки ее просто обожали. Но из всех девчонок Беата выбрала почему-то Аленку Бирюкову, и они стали лучшими подругами. Аленка жила в доме напротив. Она была тихой и замкнутой девочкой. Мать ее умерла от побоев пьяного мужа. Отец сидел в тюрьме, и девочку воспитывала бабка – мать отца, женщина темная и забитая. Именно Беата научила Аленку читать и давала ей свои замечательные, с любовью собранные родителями, книги. Девочек часто видели сидящими на обрыве реки Оки, с книгами в руках. У них уже были свои секреты, и они могли часами что-то обсуждать, закрывшись в комнате Беаты.

Прочитав книжку Хоггарта «Дочь Монтесумы», Аленка стала бредить Мексикой. Она изучала историю ацтеков, древних жителей Мексики, построенные ими памятники – величественные ступенчатые пирамиды и храмы, и мечтала стать археологом.

А Беата твердо решила идти по стопам матери. Она чувствовала в себе призвание помогать людям. Окончив медицинское училище, Беата пришла работать акушеркой в местную больницу, где уже была одна Лещинская – старшая медсестра Татьяна, ее мать. Теперь их стало двое.

Молодые роженицы полюбили веселую, но с твердым характером, молодую акушерку Беату. Скольким крохотным существам она помогла появиться на свет! Но личная судьба Беаты не сложилась. Хотя сначала ничего этого не предвещало…

Поляк Анджей Войцеховский, с которым ее познакомили друзья, учился в Московском университете на биологическом факультете. Молодые люди, случайно встретившись, полюбили друг друга, но Анджей, окончив Университет, уехал на родину, в Польшу. Он звал туда и Беату, предлагая выйти за него замуж. Она же была по крови полька, в конце концов. Но ее родиной уже стала Россия. После отъезда Анджея Беата долго мучилась, ехать ей или не ехать, и все не могла принять окончательное решение.

Но Анджей не умел долго ждать. Вскоре его женой стала польская девушка, уроженка Кракова. О чем он, с большим опозданием, написал Беате. Так закончилась эта любовная история.

Беата сильно горевала. Она даже не представляла, как сильно это ее заденет. Она ужасно страдала, в какой-то момент даже жить не хотела. Ведь никто не обижал ее прежде так жестоко, как это сделал любимый Анджей!

И только решительность ее подруги Аленки Бирюковой спасла девушку от необдуманного поступка. Неожиданно войдя в комнату Беаты, Аленка увидела в ее руках склянку, издававшую сильный запах миндаля. Сама Аленка не очень-то разбиралась в медицине, но из художественной литературы помнила, что так может пахнуть только смертельный яд – цианистый калий. Подскочив к подруге, Аленка резким движением – а летние поездки на археологические раскопки давно превратили ее в сильного и выносливого человека – выбила склянку из рук Беаты. Попытка отравления не состоялась…

А вечером того же дня Аленка увезла подругу в Москву, где она снимала маленькую однокомнатную квартирку. Там они стали жить вместе. В Москве их повсюду, как тень, сопровождал Александр Гагарин – молодой археолог, с которым Аленка познакомилась в одной из своих бесчисленных экспедиций в Крым. Это место в Советском Союзе считалось «археологической Меккой» – там, на небольшом пространстве, находились и древнегреческие, и скифские, и византийские, и древнерусские развалины и курганы. Там когда-то крестился князь Владимир, и Аленка с Александром Гагариным, несмотря на молодость, принимали участие в раскопках на месте древнего Херсонеса.

Аленка Бирюкова и Александр Гагарин и были будущими родителями нашей героини Марины Гагариной. Но в один ужасный день они погибли в авиакатастрофе, возвращаясь из Мексики, куда были приглашены на симпозиум, посвященный культуре ацтеков.

Так сбылась детская мечта Аленки, но прервался ее земной путь. К тому времени супруги Гагарины были знамениты почти так же, как археолог академик Янин, откопавший в Великом Новгороде сотни берестяных грамот и расшифровавший их.

А тогда, в далекие 1960ые, Аленка, Беата и Александр были бедными, но безумно энергичными и полными невероятных надежд молодыми людьми. Они были бесконечно преданы своей профессии, но их также влекли к себе театры, выставки, литературные и поэтические вечера.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю