355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Жанна Ивченко » Инициация в обществе пониженной мобильности » Текст книги (страница 1)
Инициация в обществе пониженной мобильности
  • Текст добавлен: 8 мая 2020, 10:02

Текст книги "Инициация в обществе пониженной мобильности"


Автор книги: Жанна Ивченко



сообщить о нарушении

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)




Птицы за окном пели так заливисто-голосисто, так звонко и задорно, как поют они лишь в мае на рассвете. Услышав сквозь редеющую пелену сна это пение, Алекс улыбнулся и открыл глаза. Пора просыпаться.


Правда, был не май, а июль, и не рассвет, а полдень, но все это не имело значения: птицы в виртуальном окне поют в любое время суток. Главное, что настал тот самый день, к которому Алекс так долго готовился и который должен был показать ему, чего он стоит на самом деле. Сегодня он решится на самую безумную авантюру в своей жизни.


Алекс прекрасно понимал, что рискует. Но иногда экстрим необходим просто для того, чтобы почувствовать себя живым на все сто.


По дороге в ванную комнату он заказал в домашнем почтомате легкий завтрак – перепелиные яйца, овощной салат, ржаные хлебцы и свежевыжатый морковный сок. Через десять минут нежный голос умной квартиры сообщил, что заказ прибыл. Вытирая лицо бумажным полотенцем, Алекс подошел к почтомату, похожему на широкую прямоугольную колонну с раздвижными дверками, и вынул поднос с завтраком.


Домашние почтоматы есть во всех домах, но в большинстве случаев они доставляют только продукты, а не готовые блюда. А почтомат в доме Алекса доставлял не только завтраки, обеды и ужины, избавляя его от готовки, но и заказанные онлайн вещи – в предыдущем доме за ними приходилось спускаться в холл. Правда, в прежней квартире имелось естественное окно в крытый двор, но вид из него не мог сравниться по красоте с чудесными панорамами, открывающимися из виртуальных окон. Из окна столовой, к примеру, был виден Неаполитанский залив, и свежий ветер (точнее, новейшая система озонирования квартиры) доносил до с аппетитом завтракавшего Алекса морской бриз, смешанный с ароматом лимонных садов.


Бытовые хлопоты в этом доме сводились к минимуму, зато вариантов для проведения досуга хватало с лихвой. На каждом этаже имелись тренажерные залы, комнаты виртуальных путешествий, мини-бассейны: записался на определенное время, и наслаждаешься в гордом одиночестве. Не забыта и забота о здоровье: рядом с мини-бассейном стоит ярко-красная будка медицинской экспресс-диагностики. Заходишь и через 2 минуты получаешь полную информацию о состоянии здоровья от температуры тела до показателя насыщенности крови кислородом. Чуть что не так – спускаешься в холл и идешь в домовую поликлинику, где тебя просканируют с головы до пяток и, если надо, назначат лечение.


Там же, в холле, располагались кафе при фабрике-кухне, на которой готовилась отправляемая через почтоматы еда, японский сад и контактный мини-зоопарк со зверушками-биороботами, а также вечно пустовавший зал для «общественных собраний» и технические отделы. Некоторые жильцы частенько бывали в холле – то в кафе сидели, то зверушек гладили, но Алекс не любил покидать свой этаж без особой необходимости. Последний раз он спускался в холл полгода тому. И тем неожиданнее для него самого была непоколебимая решимость, овладевшая душой и толкавшая его на путь приключений.


Позавтракав, Алекс отправил одноразовую посуду в мусоропровод и включил телеэкран. На гигантском, занимавшем всю стену экране появилось улыбающееся лицо Чанга Ли – всемирно известного виртуального тренера, гуру экстремальных путешествий. Алекс купил за 5 тысяч долларов его персональный вебинар «Мой первый раз», прошел все 8 этапов и вчера сообщил Чангу, что наконец-то созрел.


– Привет! Итак, ты готов?


– Да! – уверенно выдохнул Алекс.


– Прямо сейчас?


– Да!


– Тогда не теряй ни минуты. Помни: решимость – это главное. Не оглядывайся. Не жалей себя. Но помни о том, что ты покидаешь зону безопасности и выходишь в открытое пространство, где возможно все. В этом и заключается вся прелесть: ты оказываешься в ситуации полной непредсказуемости.


– Я этого и хочу!


– Отлично. Начни с 20 минут. Ничего не бойся. И обязательно возьми с собой зонтик. Вот увидишь: все будет замечательно.


Ободренный словами Чанга, Алекс стал собираться. Рюкзак с базовым набором экстремала – полуторалитровой бутылкой с водой, протеиновыми батончиками, аптечкой, прибором для измерения состава воздуха, зонтиком, ультразвуковым отпугивателем животных, охотничьим ножом, мини-сейфом с запасными чипами и дезинфицирующими аэрозолями – он подготовил еще вчера вечером. Осталось нанести на тело гель, защищающий кожу от укусов насекомых, включить особый режим чипа и надеть специальный комбинезон и высокие спортивные ботинки. Головной убор он решил не надевать – уж если экстремалить, так по полной.


Одеваясь, Алекс вспоминал кадры из вебинаров Чанга. Кажется, на них был конец 20 века. Или начало 21-го. Люди, одетые в домашнюю одежду – джинсы, платья, даже шорты, выходили из домов на улицы без респираторов, комбинезонов и какой бы то ни было подготовки. Они даже ели под открытым небом, сидя за столиками уличных кафе. Чанг уверял, что это реальная кинохроника, а не сцены из фантастических фильмов. Алексу трудно было в это поверить, хотя он, разумеется, знал из школьного курса истории, что до Великой эпидемии коронавируса мир был совсем другим. Но одно дело знать, другое видеть своими глазами.


Он попытался представить жизнь столетней давности, чувства людей, их психологию – и не смог. Одно очевидно: та жизнь, до эпидемии, была куда менее рационально устроена, чем нынешняя. К примеру, люди тратили кучу времени на поездки из дома к месту работы, а потом назад. Миллионы автомобилей, поездов и самолетов загрязняли атмосферу. Бесконтрольное перемещение по планете порождало множество проблем – от терроризма до порчи туристами исторических памятников. То ли дело теперь, в обществе пониженной мобильности: все сидят по домам, выходя из них либо по социальным показаниям, либо – изредка – для получения новых впечатлений. Но и тогда почти никто не покидает пределы своего квартала, не говоря о городе. Только такие звезды экстремальных путешествий, как Чанг Ли, могли похвалиться тем, что побывали в трех-четырех населенных пунктах. Ли даже собирал дикорастущие ягоды в настоящем лесу.


К таким высотам Алекс не стремился, его цели были скромнее. Пока. Он надел рюкзак, глубоко вдохнул и нажал на кнопку возле входной двери.


– Куда вы? – спросила умная квартира. – Почему с вами рюкзак?


– Я покидаю территорию дома, – ответил Алекс слегка взволнованно.


– Вы забыли респиратор и головной убор! – забеспокоилась квартира.


– Я ничего не забыл. Открывай.


Двери распахнулись, и Алекс переступил через светящийся символический порог. Вот он, первый шаг. Не оглядывайся.


Скоростной лифт за полминуты доставил его с 26 этажа в холл. Проходя мимо кафе, он заметил за столом двух знакомых по домовому чату соседок – с 11-го и 19-го этажей. Девушки состояли в Клубе живого общения и регулярно спускались в холл, чтобы попить кофе и поговорить в реале. Он подошел к девушкам, сразу обратившим внимание на его экипировку.


– Ты все же решился? Ого! Круто!


– Не ожидала! Ты будешь вести видеорепортаж? Я б подключилась!


Соседки смотрели на него со смесью удивления и восхищения, и Алекс чуть ли не физически почувствовал, как растет его образ в их глазах. Он ответил спокойно, чуть равнодушно, как подобает заправскому экстремалу:


– Сегодня хороший день для небольшой разминки. А насчет круто... Чанг Ли – вот кто крут.


– Чанг тоже с чего-то начинал, – заметила соседка с 11-го этажа.


Девушки пожелали ему удачи и, хотя Алекс не оглядывался, он знал, что они проводили его глазами.


Пройдя через холл, он оказался в огромном атриуме: солнечные лучи, проникая через прозрачную крышу, буквально заливали его светом. Вдали по велодорожкам каталось несколько велосипедистов. У входа на станцию метро суетились работники-биороботы, заменяя кадки с искусственными деревцами. За ними наблюдал дежурный охранник в синей униформе. Алекс подошел к нему и пояснил, что хочет выйти на улицу. Охранник воззрился на него с недоумением.


– Вот так, без респиратора? И не боитесь?


– Нет, – пожал плечами Алекс.


– Сейчас пошла мода на экстрим, – заметил охранник. – Все же давайте настроим режим экстренной связи: мало ли что.


Алекс согласился, что подстраховка не повредит. К ним подошел еще один охранник, и несколько минут они поговорили об экстремальных путешествиях и связанных с ними рисках. Затем Алекса проводили к большой раздвижной двери, за которой находилась «прихожая», как ее называли по старинке – совершенно пустое помещение с прозрачной стеной. Теперь только она отделяла Алекса от опасного и привлекательного внешнего мира.


– Ну что, не передумали? – подмигнул охранник.


– Нет, – ответил Алекс, ощущая, как сильно бьется сердце. – Я дойду до сквера и посижу там на скамейке.


Стена поднялась, и в прихожую хлынул теплый летний воздух. Алекс решительно сделал несколько шагов – и покинул территорию дома, впервые за те четыре с половиной года, что он здесь прожил. А под открытым небом он не был лет десять, не меньше.


Первые несколько минут Алекс пребывал в таком волнении, что плохо соображал, куда идет. Его буквально ослепило обилие солнечного света, поразила яркость красок. Он жадно вдыхал теплый воздух, полный непривычных неопределенных запахов. Кое-как совладав с эмоциями, Алекс взял себя в руки, успокоился и стал с интересом рассматривать мир вокруг.


Он шел по огромной площади, вокруг которой высились 24-этажные жилые дома со сверкающими фасадами, а в центре был разбит сквер с фонтаном. Разумеется, он много раз видел благодаря онлайн-камерам эту площадь, причем со всех ракурсов, и совершал виртуальные прогулки, но в реале все было совершенно по-другому. Он не ожидал, что красивые белые и розовые каменные плиты, которыми была выложена площадь, окажутся такими большими, не думал, что в комбинезоне ему очень быстро станет жарко, но больше всего ему досаждало отражение солнца в фасадах, бившее по глазам. Как это Чанг Ли упустил такой важный момент и не подсказал, что нужно было надеть темные очки?


И идти по открытому пространству оказалось сложнее, чем по квартире. То ли плиты были чересчур твердыми, то ли он не привык к спортивным ботинкам, но походка Алекса стала несколько неуверенной. Это не мешало ему довольно быстро продвигаться к цели – скверу с фонтаном. Кроме него на площади не было никого, и Алекс чувствовал себя первопроходцем на неизведанной планете.


На полпути к скверу где-то высоко раздался странный звук, заставивший Алекса вздрогнуть от неожиданности. Он поднял голову и увидел, что над ним кружится какая-то небольшая сизая птица, вне сомнения, настоящая, а не биоробот.


Вот они – приключения! Не прошло и десяти минут, а он уже столкнулся лицом к лицу с живой природой. Алекс остановился и стал наблюдать за птицей. Со школьного курса биологии он помнил, что птицы вьют гнезда. Будет ли эта птица заниматься чем-либо подобным?


Внезапно на левое плечо Алекса что-то упало, буквально с неба. Птица улетела, а он с недоумением рассматривал беловатую субстанцию с неприятным запахом. Что это могло быть? Что-то из космоса? Какое-то загрязнение атмосферы?


Алекс подержал правую руку с чипом над субстанцией и дал запрос в базу знаний. Ответ его ошеломил: «Голубиный помет. Возможно, опасен. Голуби являются переносчиками орнитоза, сальмонеллеза, болезни Ньюкасла, листериоза, птичьего гриппа и туберкулеза. Немедленно проведите дезинфекцию».


Внутри все застыло. Черт, вот это попал так попал! Конечно, все эти болезни лечатся одной таблеткой, но кто его знает, что еще могут разносить эти поганые птицы! Этот помет может быть источником убийственных вирусов, а он без респиратора! Что же делать?


Здравый смысл подсказывал немедленно вернуться и обратиться в поликлинику, гордость восставала против этого. Охранники и соседки явно наблюдают за ним через онлайн-камеры, и если он вернется, не дойдя до сквера, то покажет себя слабаком. В конце концов, у Чанга Ли бывали приключения покруче – в лесу его укусил настоящий комар, который мог оказаться малярийным. Но Чанг прошел маршрут до конца.


Алекс оглянулся, не зная, на что решиться, и увидел, что охранники наблюдают за ним не через камеру, а через прозрачную стену. Более того, на его глазах к ним подошли соседки, с которыми он разговаривал, и еще несколько жильцов. Неожиданно для себя он превратился в героя шоу, и мысль об отступлении пришлось оставить.


Только вперед. Пусть даже это будет стоить ему здоровья.


По лбу Алекса струился пот, в глазах рябило от солнечных зайчиков, лямки рюкзака давили на плечи, но он упорно шел к скверу, пренебрегая риском заразиться страшной неизвестной доселе болезнью. Он вдыхал воздух, полный полный зловредных микрочастиц, и рисковал получить солнечный удар. Каждый шаг был подвигом, и когда Алекс наконец вступил на песчаные дорожки сквера, то почувствовал себя настоящим героем.


Под фигурно обстриженными деревьями стояли разноцветные скамейки с эргономичными спинками. Сняв рюкзак, Алекс присел на одну из них. Перед ним красовалась клумба с белыми, фиолетовыми и розовыми цветами, которые очень приятно пахли. В плеске струй фонтана, располагавшегося в пяти метрах от скамейки, было что-то успокаивающее. Но на открытой территории нельзя ни на миг расслабляться: на ней возможно абсолютно все. К звукам, издаваемым фонтаном, добавилось какое-то жужжание. Приглядевшись к цветам, Алекс увидел, что над ними летают пчелы!


Он знал, что укус пчелы для аллергика может быть смертельно опасен. Правда, он не был аллергиком, но кто его знает, что это за пчелы. Не хватало еще, чтобы его укусили и оставили в теле жало. Брр. Он так разволновался, что даже забыл про то, что и тело его, и лицо обработаны гелем против насекомых.


Хватит с него экстрима. Алекс вскочил, торопливо вскинул рюкзак на плечи и поспешил назад. Он почти бежал, и пока добрался до стеклянной стены с тяжелым рюкзаком, то сильно запыхался.


Трудно описать то чувство счастья, которое охватило его, как только он вошел на территорию дома и стеклянная стена опустилась. А когда зрители, которых уже собралось человек двадцать, устроили ему овацию, он растрогался и одновременно ощутил мощный прилив гордости собой. Да! Он сделал это. Он смог. Он не отступил.


В холле к нему подошел управляющий – видимо, его известила охрана, – пожал руку и спросил, не хочет ли он выступить с платной видеолекцией для жильцов. Алекс в принципе согласился, но предложил обсудить детали чуть позже – он торопился в поликлинику. В поликлинике его ждал приятный сюрприз: экспресс-анализ птичьего помета показал, что в нем нет возбудителей инфекций. Но все же комбинезон ему посоветовали уничтожить.


Вернувшись в квартиру, Алекс неожиданно для себя разрыдался. Прошел всего час, но он стал совсем другим человеком, прошедшим через испытания, смотревшим в лицо смерти, знающим цену славе. Эмоции были так сильны, что пришлось принять успокоительное. Затем он разделся, упаковал комбинезон в непроницаемый пакет, опустил его в мусоропровод, принял душ, вымыл голову и полностью продезинфицировал все тело. Едва он переоделся в домашнюю одежду, как на телеэкране показался Чанг Ли.


– С возвращением! Я в тебя верил.


– Спасибо.


– Теперь ты понял, что это было?


Алекс расплылся в улыбке и кивнул.


– Инициация, да?


– Конечно. Поздравляю! Добро пожаловать в клуб.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю