Текст книги "Прерванное испытание"
Автор книги: Юрий Белгородский
Жанр:
Научная фантастика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
Белгородский Юрий
Прерванное испытание
Юрий Белгородский
ПРЕРВАННОЕ ИСПЫТАНИЕ
– Это наша новая модель, – с гордостью сказал Паркинс. Специализированный робот Супер-15. Вот, поглядите, – он откинул крышку на груди робота, неподвижно лежавшего на передвижном монтажном столе. – Нам удалось почти все узлы счетно-решающего устройства разместить в голове, а в туловище и в конечностях остались лишь вспомогательное оборудование и сервомоторы. Это дало возможность смонтировать более эффективное боевое оружие. Надеюсь, это в ваших интересах, господин полковник.
Высокий человек в штатском костюме, но с военной выправкой, молча кивнул, разглядывая сложное переплетение разноцветных проводов, деталей, реле, расположенных в груди робота.
Возле него вился, заглядывая через плечо, смуглый человечек явно не нордического типа.
Полковник выпрямился и спросил:
– Если не ошибаюсь, и это усовершенствование тоже принадлежит вам?
Паркинс скромно кивнул.
– Да. Электронный мозг на графитолевой основе – моё изобретение. Он очень компактен и его применение открывает новые перспективы перед робототехникой Правда, технология его создания, я бы сказал "выращивания", довольно сложна и подобна росту человеческого эмбриона в материнском чреве. Это происходит в специальном аппарате, напоминающем инкубатор,
Полковник скучно смотрел перед собой, маленький человек вертел толовой во все стороны. Видимо, их мало интересовали подробности создания графитолевого мозга.
Паркинс покосился на спутника полковника и продолжал:
– Исследования мозга по полной программе еще продолжаются, но уже позволяют сделать заключение, что он может самосовершенствоваться.
– Он умеет говорить? – поинтересовался человечек, показывая на робота. В его голосе слышался акцент.
– Нет, – ответил Паркинс. – В этом нет необходимости. Это узкоспециализированный робот, ему не нужны ни эмоции, ни речь.
– Сколько он будет стоить? Я имею в виду серийный экземпляр, – спросил юркий человечек.
Паркинс в недоумении посмотрел на полковника. Тот смущенно крякнул и резко бросил:
– Это не входит в компетенцию разработчиков.
Через некоторое время, разряжая затянувшееся молчание, спросил:
– Вы проводили испытания? – и постучал пальцем по металлическому корпусу робота.
– Испытания брони? Проводили, конечно.
– А остальное?
– Проверили работу всех узлов, испытали на стенде реактивный двигатель, проверили двигательные способности робота и быстроту его реакции. С помощью компьютера моделировали ситуации различной степени сложности.
– Результаты?
– ...В пределах технического задания.
С ответом Паркинс немного замешкался: не будет же он говорить полковнику о некоторых на первый взгляд не очень значительных отклонениях, таких, как неодинаковая реакция на живого и неживого врага, некоторая замедленность при "уничтожении" возникающего на экране дисплея стреляющего человека. Эти странности позже можно будет последовать, может быть, это просто какие-то побочные эффекты...
У него и раньше иногда мелькала мысль, что многие реакции графитолевого мозга очень уж становятся похожими на человеческие, но он отгонял её.
Между тем в разговор снова встрял смуглолицый:
– Сколько экземпляров сможете изготовить в первой серии?
Паркинс молча посмотрел на полковника, пожал плечами: сколько закажут. Ему явно не нравилось присутствие смуглокожего: снова может запахнуть очередным "...гейтом".
В его положении нужно бы возмутиться, но совесть Паркинса уже давно молчала, задобренная крупными гонорарами.
Полковник выразительно посмотрел на него:
– С полигоном повремените. Испытывать будем – скажем так: в обстановке, приближенной к боевой.
Паркинс только развел руками: ваше дело.
Ящик с роботом выгрузили из самолета, приземлившегося на полевой аэродром, и тут же начали распаковывать. Паркинс давал указания солдатам, орудующим молотками.
Когда Супер-15 был полностью осмотрен и включен, полковник и Паркинс расположились на наблюдательном пункте. Смуглолицый, уже в военной полевой форме, в кепи с длинным козырьком, с биноклем на груди по хозяйски расхаживал тут же.
– Где же противник? – поинтересовался Паркинс.
– Там, – смуглолицый ткнул пальцем в сторону виднеющегося на опушке леса поселка. – Там, там, там! – с внезапной яростью закричал он, тыкая пальцем во все стороны. – Проклятые санмаринисты! – проворчал он, так же внезапно успокаиваясь.
Полковник сделал вид, что не заметил вспышки гнева хозяина. Он внимательно наблюдал, как робот, тяжело ступая, движется в сторону поселка.
– А если его захватят? – спросил он
– На этот случай предусмотрен узел самоуничтожения, – ответил Паркинс. – Небольшой заряд взрывчатки...
Полковник поудобней устроился на походном стуле.
– Я слышал, что ваши роботы обладают инстинктом самосохранения?
– Да, если хотите, можно назвать это и так. Но это не что иное, как быстрая реакция на любое проявление к ним враждебности. А самоуничтожение простая логическая целесообразность в безвыходном положении.
В душном воздухе повисло молчание. Паркинс достал платок и вытер вспотевший лоб.
Раздался приглушенный от расстояния выстрел. Тотчас же долетел стук короткой очереди. Хозяин наблюдательного пункта поднес к глазам бинокль.
Супер-15 медленно продвигался по улице, изредка поднимая вмонтированные в обе руки крупнокалиберные пулемёты. И сразу же за поросшими зеленью изгородями, за буйно разросшимися кустами кто-нибудь падал. Мелькало смуглое, перекошенное от боли лицо, слышался предсмертный стон. Пули сочно чмокали, попадая в стволы деревьев.
– Отлично, отлично! – возбужденно кричал смуглолицый.
– Эти роботы предназначены в первую очередь для борьбы с регулярными войсками, – пренебрежительно произнес полковник. – Потом он прислушался: Что случилось? Подбили?
– Это невозможно! – убежденно сказал Паркинс.
В бинокль было видно, что робот стоит неподвижно среди улицы с поднятым для выстрела оружием.
Супер-15 дошел уже почти до конца улицы, стреляя все реже и реже, и вдруг остановился. Объективы его зрительного устройства мгновенно сфокусировались на стоявшем впереди маленьком живом существе. Но странно: оно не угрожало, в его руках не было оружия. Блестящие черные глаза пытливо смотрели со смуглого лица.
Супер-15 долго глядел на него. Даже сам его создатель Паркинс не смог бы сейчас сказать, что творится в его графитолевом мозгу.
Вдруг от дома метнулось еще одно существо, одетое в просторную длинную одежду. Супер-15 мгновенно взял его на мушку, но стрелять почему-то не стал.
Женщина бросилась к ребенку, прижала его к себе, заслонила собой от опасности, грозящей со стороны страшного железного чудовища.
Женщина с ребенком и огромный, отблескивающий металлом и свежей краской, робот застыли среди пустой улицы.
Супер-15 раздумывал, что же заставило его не стрелять. Включив рентгеновское зрение, увидел, что в большом существе скрыто еще одно, крошечное.
Никому не дано было знать, что происходило в графитолевом мозгу робота. Может быть, он сравнивал себя и свой мозг с этим маленьким комочком живого, безмолвно лежащим во влажной темноте. Может быть, он принял его за зародыш себе подобного, который через определенное время разовьется и выйдет в мир, составит ему компанию и Супер-15 перестанет быть одиноким.
Может быть его посетили и более высокие мысли о величии и вечности жизни, о бесконечном ее уничтожении и постоянном возрождении, о необратимости мировых законов, предполагающих неистребимость живого во вселенной.
Он же, Супер-15, был явлен на свет, чтобы уничтожать. В его мозгу калейдоскопом пронеслись записанные в память объекты для уничтожения: чадящие железные коробки с угрожающе торчащими длинными стволами, ракеты с так хорошо улавливаемыми его тепловыми датчиками огнями хвостовых двигателей, самолёты, корабли и много других разных предметов, по-видимому, не нужных человечеству и поэтому подлежащих уничтожению.
В самом уголке памяти был записан и последний объект – двуногое и двурукое существо, направляющее на него металлический ствол или раструб ранцевой ракеты.
Сейчас же перед ним был не таящий в себе опасность человек, а малыш, и ещё крошечный, пока не подающий признаков жизни зародыш, и вынашивающая его мать.
Супер-15 с какой-то непонятной и незнакомой ему тоской вспомнил свое пробуждение из небытия, теплую, влажную, и, казалось, ласковую тьму утробы, взрастившей его...
...Рука робота медленно откинула предохранительную крышку, нашла рычаг включения двигателя. Упругая струя ударила в землю, и, включив ускорители на полную мощность, Супер-15 взмыл вверх. Через несколько секунд в далекой голубизне неба блеснула яркая вспышка и раздался похожий на хлопок негромкий звук взрыва....