Текст книги "Мой Орёл (СИ)"
Автор книги: Юлия Мельникова
сообщить о нарушении
Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)
Позднее, в 1990-е, я уже нечасто бывала в том районе. А когда все-таки оказывалась там, удивилась, насколько все переменилось. В середине 1990-х отреставрировали и побелили казавшуюся безнадежной Иверскую церковь. Год за годом растущие новостройки, теснили старинные домики бывшей Предвокзальной слободы. Лишь одна таинственная башня на повороте Грузовой улицы оставалась неизменной вплоть до конца 1990-х. Но на рубеже веков пришел и ее черед – торчащую на углу башню снесли вместе с соседними постройками, чтобы освободить место для возведения новой многоэатжки. Зато часть пристроенной к ней стены не поддалась – кирпичи оказалось невозможно оторвать друг от друга даже сто лет спустя. Стену оштукатурили, покрасили и оставили в покое.
Исчезнувшие объекты всегда кажутся загадочными. Они не пропадают без следа, но остаются фантомами в коллективной памяти города. Так вышло и с давно несуществующей башней на повороте Грузовой улицы. Очень долго для меня оставалось неизвестным даже ее вероятное предназначение, не говоря уж об истории! Чем меньше достоверных фактов, тем больше экстравагантных версий она порождала. Монастырская темница?! Кузница?! Часовня?! Водокачка?! Оружейный арсенал соседнего военкомата?! Потом, правда, выяснилось: судя по всему, эта башня – образец рядовой хозйственной постройки начала 20 века и относительно недавно была мельницей.
Валявшиеся вокруг нее металлические круги, скобы, решетки остались, по-видимому, от брошенного мелькомбината (мельзавода). В послевоенные годы это было небольшое производство рядом с грузовым двором товарной станции. Мелькомбинат приспособил участок с дореволюционными строениями под свои нужды. Пригодился и старый, но еще крепкий забор, и кирпичная полая башня с обваливающимся верхом – в ней разместились всевозможные механизмы. Мельзавод на Грузовой улице входил тогда в систему снабжения орловской железной дороги. Он обеспечивал свежепомолотой мукой хлебозавод у Семинарской станции и пекарню-кондитерскую в переулке Багажном. Кто знает, может, это был один из секретов удивительного вкуса «железнодорожной» выпечки? Когда-то мельзавод дал название Мельничному переулку, но переулок был упразднен еще в самом начале 1970-х годов. В 1980-е годы это предприятие уже закрылось – маломощное производство не шло ни в какое сравнение с гигантским комплексом на Ливенской улице. О мельнице вскоре забыли.
В 1990-е тут вспыхнул пожар, уничтоживший последние остатки мельничного имущества. Как это выглядело всего несколько десятилетий назад, теперь возможно представить только по воспоминаниям и архивным фото. «Таинственная» башня, жестоко «разжалованная» в обыкновенную мельницу, находилась примерно там, где сейчас открыта частная стоматологическая клиника.
Странные улицы города Орла.
Автогенный переулок. Режет? Не бойтесь, это еще только начало списка!
Автогрейдерная улица – весной 14 года по ней носилась на автогрейдере бешеная лиса
Банный переулок
Бетонный переулок – пока никого живьем не забетонировали. Но могут.
Ватная улица
Восход переулок
Высоковольтная улица – вся под жутким напряжением!
Деревообделочная – нет, там никого не обделывают до древесного состояния, но неподалеку– мебельная фабрика.
Детский переулок
Зеленый ров – вообще-то улица, а не ров.
Игрушечный переулок
Кинопрокатный обходится без кино.
Кирпичный проезд
Крутой переулок!
Курганный проезд живет без кургана
Левоовражная улица – овраг справа (смотря, конечно, в какую сторону идти)
Лесная – ни лесинки
Металлистов переулок
Нижний переулок – примостился на верху обрыва
Орбитный
Охотный
Поперечный
Почтовый переулок без почты
Прожекторная улица не освещается прожекторами
Ракетный переулок
Свободы улица – уже ликвидирована
Скульптурная улица – без скульптур
Солнцевская улица – солнце ей заслоняет водонапорная башня и высотки
Стеклянный переулок – как по нему ходить, не поранившись?!
Тракторный проезд отродясь не видел ни одного трактора.
Транспортный переулок, по которому ходит мало транспорта.
Угловой
Шахматный проезд, не имеющий ни малейшего отношения к шахматам.
Шпагантный переулок без шпагата
Хлебный переулок, где не выпекается и не продается хлеб
Хвойный без хвои
Ягодный – без ягод (правда, вдали маячит плодово-ягодная станция)
Попадаются в Орле и вполне правильные наименования: Автовокзальная – у автовокзала; Дорожный переулок и Придорожная улица – у дорог; Гористый и Холмистый переулки действительно спускаются под уклон. Керамический переулок, где была (есть ли?) керамическая (и кондитерская!) фабрика. На Лесоторговой улице торгуют стройматериалами. Маслозаводской и Пищевой переулки – у маслозавода; Парковый переулок – на пути в Семинарский парк; улица Приовражная близка к оврагу. Рыночный переулок – на центральном рынке; улицы Станционная и Узловая – у ж/д.
Интересна коллекция орловских «железнодорожных» названий. Большая часть их присвоена улицам, расположенным рядом с ж/д вокзалом: Привокзальная улица и площадь, Старо-Привокзальная, Багажный переулок, Грузовая улица, Грузовой двор, Электровозная улица. Или за вокзалом, на Выгонке (Деповская, Паровозная, Семафорная, Рельсовая). Но не все. С улицы Железнодорожной или с Локомотивного переулка до железной дороги – топать и топать.
Неизвестно и то, откуда взялись в Орле «географические» названия? Почему их так много?! Да, есть исторически сложившиеся – четыре Курские улицы (было пять, но 5-я Курская стала Фомина), улица Ливенская. Никто не оспаривает законность существования Болховского шоссе, Карачевского, Кромского, Московского и Старо-Московского, Новосильского – и точно таких же улиц с переулками. Все они ведут куда написано. Или вели раньше, оставаяясь историческими дорогами. Улица Брянская – действительно тянется вдоль ж/д на Брянск. Но другие! С Ростовской улицы не уедешь в Ростов. С Молдавской не попадешь в Молодову. С Кавказской улицы вряд ли отправишься на Кавказ, а Украинская на Веселой слободе ведет к Сибирской, сразу навевая невеселые мысли о лагерях и ссылках. Есть у нас переулки Балтийский. Белгородский, Волгоградский, Клинцовский (Клинцы – город в Брянской области), переулки Крымский, Мценский, Рижский, Самарский, Харьковский. Улицы Елецкая, Калужская, Кромская, Минская, Нежинская, Севастопольская, Серпуховская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Челябинская, Черкасская, Черниговская. В этом пестром наборе трудно отыскать хоть какую-ту логику. Наверное, тыкали пальцем в карту – так, что у нас тут рядом? Зато города-побратимы Орла отсутствуют напрочь. Только Козий парк иногда официально именуют Разградским, в честь болгарского города, да магазин был в Рядах.
Судя по всему, многие названия в Орле давались (и даются) наугад. Бывают такие, от «логики» которых впадаешь в ступор: у кольца трамвая Љ4 – переулок Янтарный. Янтарей там никогда не добывали и не обрабатывали. Почему назвали? Да пришло в голову! Раздобыла официально утвержденный в прошлом (2013) году список городских наименований. Почерпнула из него немало удивительного. Не знала, что в Орле осталась еще улица Чекистов (можно ли по ней ходить? Не арестуют?), Конная улица. Лебединый переулок и т.п. Такого абсурда, скажете, везде полно. Соглашусь. Но мы все равно отличаемся.
К примеру, в 1990-е в Орле вернули исторические названия нескольким центральным улицам – Васильевской, Карачевской. Покровской, переулку Воскресенскому. Остальные остались советскими. Не дожидаясь решения властей, местные жители сами устанавливают на своих домах недешевые таблички. Если им это нужно, конечно. Уже несколько лет по улице Розы Люксембург обозначено – бывшая Большая Мещанская.
Многие наши улицы носят имена писателей и поэтов, связанных (и не связанных) с Орловским краем. Но даже здесь просматривается советский идеологический подход. «Прогрессивные» обличители старого режима получали важные магистрали, «идейно невыдержанные» – довольствовались окраинными проулками. Где улицы Пушкина, Тургенева, Лескова – знают почти все. Хотя и с ними не все в порядке: дом, где жил Лесков – на Октябрьской улице. Здание, стоящее на месте рождения Тургенева – относится к улице Салтыкова-Щедрина! А отыскать улицу Тютчева, Бунина, Андреева или проезд Фета, проезд Чехова – мало кто сумеет. Некоторые наименования граничат с измывательством. То, с чем боролись литераторы или то, что им к концу жизни смертельно надоело, превратясь в шаблон – то они и получили. Улицы Гоголя и Достоевского – недалеко от старинного мрачного кладбища с разваливающейся оградой и черепом в церковных витражах. Улица Льва Толстого, вегетарианца – очутилась в районе мясокомбината, где немилосердно умерщвляют и разделывают животных. Неистовому критику Белинскому, ненавистнику мещанства, приходится мириться с улицей имени себя, сплошь частнособственной, в историческом мещанском районе Орла. Авторам советского периода достались не слишком благоустроенные уголки. Посмотрите, как выглядит улица поэта Блынского или краеведа-подвижника Афонина, улицы поэтессы Благининой, композитора Калинниникова! Менее известен горожанам другой орловский уроженец – классик советской цыганской литературы Германо. Дороги на улице Германо и соседних раздолбаны неимоверно. Кажется, на них только что потеряла колесо цыганская кибитка....
Отдельная песня – это трехзначные номера кварталов, самый известный из которых – 909. Орёл – город небольшой. Откуда могло образоваться под тысячу кварталов – не представляю. Про новые районы Орла тоже можно поспорить. В каждом городе непременно найдется название вроде Бульвара Молодежи (Бульвар Молодых Дарований?) или Зареченского? За улицы огородно-овощной тематики для новых микрорайонов чиновников уже однажды раскритиковали, но ничего не изменилось. Следуя последним веяниям, улицы новых орловских микрорайонов получают имена деятелей дореволюционной России, неизвестных пока большинству населения. Почему в одних документах улица имени математика Киселева, а в других – графа Киселева? А как отнестись к улицам имени компаний – Алроса, Орелстроевской? Или рекламируется новый микрорайон «Солнечный», на картинках противопоставляется тесному центру – но неясно, где он вообще находится! Нравится ли вам пригородный коттеджный поселок с латинским, но совершенно невыговариваемым названием Субурбия?
Или взять пресловутую улицу Ляшко. Это не то, о чем вы подумали. Она носит фамилию человека, освобождавшего Орёл. Более чем достойно. Но недавние выходки его однофамильца – скандального украинского депутата Олега Ляшко придали ей ореол непотребств. Нет, крокодилов на шлейке еще не водили. Но теперь на Ляшко – шабаш. Не частный тихий сектор, а прям филиал «Правого сектора». То ночные гонки «до столбов», то многотонные трейлеры едва не влетают в пыльные окна, то неадекваты стоят на повороте, застывши мумией, с иконой на веревке, перекинутой через шею. Около Ляшко, почти спускаяясь в Семинарский овраг, на одном из домов виднелся украинский флаг.......
Переулок Дарвина ставит жирную точку в эволюции городских названий.
В Тупиковом переулке.
Еще в Орле оказалось многовато тупиков, тупичков и тупиковых улиц. Но тупик тупику – рознь. С ними еще можно смириться, если старинный район перестраивался, а потом вдруг оказывается, что дальше река или овраг. Так рождается настоящий тупик. Его не всегда украшает табличка с грозной надписью – ПРОЕЗДА / ПРОХОДА НЕТ (а есть ли пролёт, пробег, прополз?) Местные о нем знают, а неместных зачем предупреждать?
Зато часто попадаются тупики рукотворные. «И все, что строим мы – все в стену упирается». Орёл загонял себя в тупик веками. Кварталы частных домов разрастались по принципу «где хочу, там и строю». Даже высочайше утвержденный Регулярный план 1779 года нарушался, о чем свидетельствуют многочисленные отклоненные от линий улиц. Некоторые «не вписавшиеся» здания сохранились до сих пор (разумеется, сильно перестроенные).
Вдобавок уйму орловских тупиков породила в конце 19 века железная дорога, буквально перерезавшая старую сетку городских улиц. 2-я и 3-я Курские заканчиваются ей, а 1-я Курская, напротив, продолжается и после. Есть Линейный и Стеклянный тупики около железной дороги – в Заводском районе, в сторону Лужков, там вообще тупиковое царство. Едешь брянской электричкой и думаешь – сколько хламу может вместить в себя один маленький тупичок, зажатый частными строениями, ржавыми гаражами и «железкой»! Неужели нельзя остановить тупиковую эпидемию? Или это уже традиция? Позже советский индустриальный бум построил «временные» страшенные бараки, жильцы коих попадали в тупик – если не в уличный, то в жизненный.....
Но самый железнодорожный из всех рукотворных тупиков – улица Рельсовая на Выгонке. Она загнана в промежуток между несколькими железнодорожными путями. Со всех сторон – поезда, а сверху еще для полного «счастья» натянуты высоковольтные провода. Можно ли вообще там строить?! Иные улицы постигла неприятная участь раздвоиться: до ж/д – Гагарина (бывшая Безбожников), а после – Городская!
Не застала я ни двух Скульптурных тупиков, ни самого диковинного – тупика Карьерного. Будь он сейчас, наверняка нервировал менеджеров среднего звена. Эти забавные названия просуществовали недолго и были либо переименованы либо ликвидированы по мере застройки.
История тупиков – тоже история города, пусть не слишком парадная. Скорее – летопись градостроительных ошибок )): Тупики самовоспроизводятся: скажем, Тупиковый переулок (около кольца трамвая Љ3). Он в самом деле тупиковый, но сильно сомневаюсь, что так было всегда. Лет 45-50 назад там располагалась хаотичная послевоенная застройка. С тупиками. В начале 70-х годов, вместо того, чтобы устроить ровные, прямые улицы – поступают наоборот. Снесли ветхие сараи, изничтожили несколько старых улиц и переулков. И для чего? После кучу разрозненных строений автоматически приписывают к разным адресам. Переулочек вновь застраивается частными домами, поневоле превращаясь в Тупиковый. То же самое происходило с соседними. Влияет ли название на стоимость домов в Тупиковом переулке – спросите у риэлторов. Не столь далеко – крамольный Медведевский тупик. Многие даже не догадываются о его существовании. настолько он маленький, запрятанный. Медведевский тупик, и улица, и переулок, и многое другое медведевское – это в честь коммуниста Медведева, погибшего в гражданскую войну.






