355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Владимир Визе » Семен Дежнев (К 300-й годовщине открытия Берингова пролива) » Текст книги (страница 2)
Семен Дежнев (К 300-й годовщине открытия Берингова пролива)
  • Текст добавлен: 9 ноября 2019, 11:30

Текст книги "Семен Дежнев (К 300-й годовщине открытия Берингова пролива)"


Автор книги: Владимир Визе


Жанр:

   

История


сообщить о нарушении

Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)

В этом письме, написанном, повидимому, жившим в Архангельске голландцем, речь идет о плавании коча Дежнева через Берингов пролив. Неверно, конечно, указание, будто мореплаватели достигли Китая. Любопытно упоминание о сильном течении в Беринговом проливе. Сообщение об отсутствии льда находится в полном согласии с тем, что и Дежнев не упоминает о нем ни слова.

Немного ниже мы находим у Витзена следующее сообщение, несомненно также относящееся к морскому походу Попова и Дежнева:

«Один видный московский купец рассказал мне, что в Архангельске он говорил с казаками, сообщившими ему, что они за три дня добрались до конца Ледяного мыса. В некоторых местах он [пролив] настолько узок, что видны оба берега. Эти казаки или московские солдаты были отправлены из Якутска для сбора дани, как это обычно производилось ими группами в 10 или 20 человек … Далее они рассказывают, что у них было 8 маленьких судов, из которых четырем, как они думают, удалось обогнуть Ледяной мыс. Но под конец они встретили такой сильный водоворот или скорее прибой, так как северное течение сталкивается там с южным, что эти 4 судна были разбиты вдребезги и все люди погибли» (стр. 676).

Этот рассказ есть отголосок сообщения Дежнева о крушении коча Герасима Анкудинова у «Большого носа» (см. выше). И здесь много неточностей. Так, неверно указано число судов, а также то, что все люди погибли. Что касается сильного водоворота в Беринговом проливе, обусловленного встречными течениями, то можно напомнить, что и Дежнев сообщает о «сулоях великих» (см. выше). Не может быть сомнения в том, что весь этот рассказ относится к дежневской экспедиции.

Наконец, упомянем еще о якутском служилом человеке Петре Попове, который в 1711 г. совершил путешествие к носовым чукчам (т. е. эскимосам, жившим около Чукотского Носа). Последние сообщили Попову, что «бывали де у нас и прежде сего русские люди кочами морем»[12]12
  Миллер, ук. соч., стр.200.


[Закрыть]
. Однако документ, в котором Попов сообщил о своем путешествии «в Нос», подобно документам Дежнева, пролежал в якутском архиве, не будучи предан гласности, пока его оттуда не извлек Миллер и не опубликовал его в «Сочинениях и переводах».

Приведенные выдержки из Витзена едва ли могли быть известны Лейбницу, когда он в 1697 г. поднял вопрос, соединены ли Азия и Америка, или же они разделены проливом. Однако они должны были быть известны ему в 1712 г., когда он в письме к Брюсу снова поднял этот вопрос, и в 1716 г., когда Лейбниц в письме к Бурге сообщил о своей беседе с Петром I, в которой затрагивался и вопрос, соединена ли Азия с Америкой. Можно допустить, что Лейбниц не обратил внимания на эти места в книге Витзена, как не заслуживающие доверия, – ведь все они основывались не на документальных данных, а на рассказах, переданных из третьих уст. Предположение, что книга Витзена оставалась неизвестной Лейбницу, интересовавшемуся географией северо–востока Сибири, маловероятно. Очевидно не придавал значения этим переданным Витзеном рассказам о плавании вокруг Ледяного мыса и Петр I, который не только был знаком с книгой Витзена, но который лично хорошо знал этого голландского географа.

Отметим здесь, что впоследствии Н. А. Словцов и американец Гольдер высказали мнение, что Дежнев не проходил Берингова пролива. Так как уже Л. С. Берг[13]13
  Л. С. Берг, ук. соч.


[Закрыть]
, а позже В. А. Самойлов[14]14
  В. А. Самойлов. Семен Дежнев и его время. М., 1945.


[Закрыть]
, доказали полную необоснованность этого вывода, то мы на этом останавливаться не будем.

Несмотря на скудость биографического материала о Дежневе, из этого материала все же видно, что он был человеком выдающимся. Неустанное стремление к новым неизведанным местам, беззаветная храбрость, исключительная настойчивость в достижении поставленной цели, уверенность в своей силе и, наконец, унаследованное от предков–северян неугасимое тяготение к воле – таковы главные черты характера Семена Дежнева. Он был прирожденным землепроходцем, и вся деятельность его протекала именно по этому руслу, где лучше и полнее всего могли сказаться его природные качества. От других казаков его выгодно отличало одно качество; – известная гуманность как в отношении своих подчиненных, так и в отношении туземцев. Так, Михаила Стадухина Дежнев уговаривал, что он «делает негораздо, побивает иноземцов без разбору». Следует удивляться тому, что этот казак, на теле которого имелось 9 боевых ран и жизнь которого протекала среди полуодичавших сибирских служилых людей, подобных Михаилу Стадухину, избежал общей для якутских казаков язвы – жестокосердия и безудержного стяжательства. Это свидетельствует о сильной воле Дежнева.

Потомство будет вечно благодарно Семену Дежневу за его географический подвиг, позволивший впервые определить крайний восточный предел нашей великой родины и водную грань, отделяющую ее от Америки. Крайнюю северо–восточную оконечность Азии, называвшуюся ранее на географических картах «мысом Восточным», А. Э. Норденшельд, после первого в истории сквозного плавания Северным морским путем, предложил переименовать в «мыс Дежнева». В 1898 г. это название было официально утверждено русским правительством. Мыс, который обращен к Америке и который, по выражению русского мореплавателя Коцебу, благодаря своим черным утесам представляет «ужаснейшее зрелище, вселяющее чувство содрогания», сейчас носит гордое имя Дежнева. В настоящее время многочисленные советские корабли ежегодно проходят мимо этого мыса, впервые обогнутого великим русским храбрецом – Семеном Ивановым Дежневым.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю