Текст книги "Самые отвратительные рыбы (СИ)"
Автор книги: Владимир Коркош
Жанр:
Природа и животные
сообщить о нарушении
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
Самые отвратительные рыбы
В океане обитают весьма необычные и ужасные морские существа, как в песне Владимира Высоцкого,– “то ли буйвол, то ли бык, то ли тур…” К ним относятся эти морские животные– то ли рыба, то ли змей, то ли червь. Даже знаменитый шведский естествоиспытатель Кларк Линней называл их червями. Да! Внешне они словно черви и на змей похожи, но голые, совершенно без чешуи, осклизлые, с обвисшей кожей, отталкивающие мерзкие. Я впервые увидел их в траловых уловах в Беринговом море в теле трески, торчащих из брюшка. Они своеобразные хищники – выедает внутренности и мышцы у крупных рыб, вгрызаясь в жертву с помощью мощного языка с роговыми зубцами. Эти морские рыбы считаются самыми отвратительными морскими существами и в просторечии носят название «рыба-ведьма» или «угорь-слизняк». По бокам тела имеют жаберные отверстия, рот присоской и 4-6 недлинных толстых усиков. Их название – миксины. Длина их не превышает полуметра. Обитают они только в море – в умеренных и субтропических водах от Гренландии до Огненной земли. В холодных водах придерживаются мелководных зон.
У этих рыб нет видимых снаружи глаз. Они полностью затянуты кожей. Частицы хрусталика и радужины скрыты и ничего не видят. Но в коже переднего и заднего конца тела разбросаны мелкие светочувствительные органы, которые и позволяют им хорошо ориентироваться в водной среде и играют роль радара.
Миксина
Рыбы эти уникальные с своем роде, с феноменальными особенностями строения и неповторимые. Ничего общего, кроме жабр, с рыбами не имеют. Внутренние органы у них совершенно не такие, как у других морских обитателей. У них нет позвоночника, даже хрящевого, несмотря на то что относятся к подтипу позвоночных. Лишь примитивнейший череп головы –хрящевый. Впрочем, они могут и без головы обойтись. Она им ни к чему. Когда я достал их из брюшка трески, то отрезал у одной из них голову. И безголовое тело скручивалось и извивалось еще несколько часов и даже пыталось уползти! Я внимательно наблюдал за ней, не отрастет ли у ней голова, как в сказке о Змее Горыныче. Но не срослась. Она умеет связываться в узлы, как никакая другая змееподобная рыба. И вязаться начинает с хвоста, постепенно передвигаясь к голове. Из-за отсутствием зубов на челюсти, видимо, ей удается удерживать и проглатывать пищу не разжевывая.
И представьте себе, что у вас не одно сердце, а два! Так вот, у этого необычного морского червя-слизняка аж четыре сердца. Одно основное и три дополнительных – в районе головы, печени и хвоста. Жалко, что у людей нет дополнительных сердец! Одно отработалось и вышло из строя, но подключились дополнительные. Мечтать, так мечтать! Для чего у этой твари столько сердец? Биологи полагают, что они помогают перекачивать прорву крови, которая у этих животных в избытке, поскольку они ужасно прожорливые и поедают все подряд, даже протухшую падаль. Без остановки едят. Хотя, наверное, могут некоторое время обойтись и без пищи. После того как мы разрезали треску, миксины мигом расползлись по лаборатории. Нам показалось что мы всех их поймали, но одну пропустили. Лишь через неделю она вылезла из какого-то забытого ящика, оставляя после себя, словно виноградная улитка, осклизлый след. Видимо, вконец оголодала, но выползла в поисках чего ни будь вкусненького или хотя бы съедобного. По отношению к нам она была довольно миролюбива, позволяла гладить себя, скользкую и мерзопакостную, хотя и ускользала от моих ласк, но я пересилив себя, не давая ей уползти, продолжал ее поглаживать, и… она замерла, как мне показалась, от удовольствия. Пожалел я ее и выпустил в море.
У этих существ есть еще одна причудливая особенность. Они могут менять свой пол. Нельзя и сравнивать их с транссексуалами в человеческом обществе прошедшими операцию по коррекции пола по своему желанию. Генетическое чутье этих животных в целях сохранения вида заставляет их автоматически менять пол, в зависимости от соотношения мужских и женских особей в косяках, чтобы достигнуть равномерных пропорций пола. У этих животных без мозгов генетическая интуиция подсказывает им безошибочное решение как сохранить свой вид, в то время как человек –венец творения, вершина эволюции, живущий в передовых цивилизованных странах,– искусственно загоняет себя в ловушку, уничтожает свою тысячелетнюю нацию, сокращая свой вид.
Скорость плавания у этих змееподобных рыб очень маленькая. Да и зачем им большая скорость! Они не устраивают скоростные гонки с быстро плывущими рыбами. У них совершенно другая стратегия для поиска пищи и защиты от врагов. Поскольку поймать быстро плывущих рыб им трудно, они ищут раненых или больных рыб, а чаще стремятся найти рыбацкие сети, где беспомощно трепыхается пойманная рыба. Присосавшись к обессилевшей рыбе, миксина завязывается узлом и вгрызается в тело жертвы, постепенно пожирая все внутренности кроме костей и кожи. И если этих прожорливых рыб соберется большое количество, они оставляют рыбаков Норвегии, Швеции и Англии без улова, из-за этого людям приходится бросать обнаруженные скопления рыбы и, чертыхаясь, проклиная этих конкурентов, искать новые, заведомо худшие места, в результате чего рыбаки возвращались домой порой без добычи, обескураженные и обозленные. Они-то и дали им название рыбы-ведьмы.
Охотятся на рыб эти слизняки ночью, а днем зарываются в грунт, где питаются донными обитателями – мелкими, живущими в иле червячками, моллюсками, рачками и всякими съедобными отбросами, падающими на дно с кораблей. Но особенно любят падаль, которая является для них излюбленным деликатесом. Они просто обжираются, когда море выбросит на берег мертвые туши дельфинов, всевозможных морских ластоногих и даже китов. Они вгрызаются в их протухшие внутренности и наслаждаются ими. За пристрастие к падали их называют еще “морскими грифами”. Питательные вкусняшки из разложившейся рыбы могут впитываться и через кожу, поскольку она бесчешуйная и голенькая. После сытного обеда, у миксин “мертвый” час, и, чтобы не мельтешить перед хищниками в дневное время, они прячутся в иле, закусывая лакомыми червячками. Эти рыбы – домоседы и подолгу не покидают приглянувшееся место.
Миксины легкая и привлекательная добыча для хищников, поскольку у них отсутствуют всевозможные атрибуты защиты и нападения, такие как большая скорость, зубастая пасть и ядовитые колючки. Однако в процессе эволюции, в ходе смертельной борьбы за выживание, они выработали в себе, как никакие другие животные, необычайные и причудливые способности, благодаря которым уцелели и преспокойно живут среди многочисленных врагов.
При их появлении они поспешно устремляются к скалам, не затрачивая время даже на развороты. Чтобы не терять ни секунды эти удивительные рыбки, улепетывая от врагов, плывут даже хвостом вперед. Эти потешные рыбки невероятно гибкие, могут сужать свое тело и, отступая перед хищником, протискиваются в самые узкие расщелины. Причем они могут спрятаться и в теле разложившейся рыбы. Миксины стараются избегнуть встречи с хищником, хотя могут дать им и достойный отпор.
Если судить по внешнему виду, они кажутся безобидными и беззащитными, но главная изюминка в их своеобразной защитной адаптации против атак хищников– это выделение огромное количество слизи. Часть рыб, как, например, мурены, бычки и некоторые другие виды донных рыб своими кожными железами также выделяют слизь, но незначительно.
У миксины слизь – это белковые нити, напоминающие нити паутины, стойкие к разрыву. Даже если крупный хищник, к примеру акула, прихватит ее своими мощными зубами, то ничего у нее не получится. Этот маленький слизняк окажется ей не по зубам. Кожа у него дряблая, покрытая большим количеством слизи, которая прилипает к зубам акулы и даже к ее жабрам, в результате чего разъярённая акула старается быстрее выплюнуть эту совершенно невредимую тварь обратно. Если хищников много, то миксина выделяют такое количество слизи, что вода вокруг нее напоминает студень, через которую не может прорваться враг. Вот это защита!
Тело их, постоянно выделяющей слизь, не смывается водой и может добавлять ей определенные неудобства во время обеда в теле разлагающейся рыбы или животного. Слизь заполняет ей единственную ноздрю, и миксина, освобождая ноздрю, чихает, как человек. Кстати, ни одно морское животное не способно чихать.
В стрессовом состоянии они выделяют чудовищное облако слизи. Создатели фильмов ужасов в Голливуде вполне вероятно использовали подобную особенность миксин при показе своих вымышленных монстров с вытекающих из их пасти слизи. Забавная сцена произошла в 2017 году не в голливудском фильме, а в Орегоне (США), которая поразила всех жителей штата. На шоссе перевернулся грузовик, перевозивший этих рыб. В состоянии сильнейшей встряски еще живые миксины, выпавшие из грузовика, выбросили огромную массу слизи, которая покрыла шоссе и проезжающих по трассе легковых автомобилей (на снимке).
И это уже не сцена из фильмов ужасов
Зачем и куда перевозил грузовик этих незадачливых морских существ? Коммерческий промысел, для употребления в пищу в Америке и в европейских странах, в связи с их отвратительной внешностью и методами питания (падалью) на них не ведется. Но в настоящее время им нашли другое применение и стали использовать в кожевенном производстве, где из кожи этих диковинных рыбешек изготовляются экзотичные сумочки и всевозможные изделия, пользующиеся большой популярностью. И с этой целью, на западном побережье Северной Америки, ведется их коммерческий промысел. Чтобы привлечь покупателей на кожаные изделия выделанных из отвратительных рыб-ведьм хозяева коммерческих фирм рекламируют их как сработанных из кожи океанического угря.
Как не удивительно, но в некоторых странах юго-восточной Азии жареных миксин преспокойно едят. Их слизь используется как заменитель яичных белков при приготовлении различных блюд для закусок. Пищевые пристрастия у жителей этих стран весьма своеобразные. Они едят все живое, что бегает, ползает, плавает и летает. Даже блюда, изготовленные из смертельно-ядовитых рыб, как например, рыба фугу из семейства иглобрюхих, содержащая мощнейший яд, пользуются большой популярностью в барах и ресторанах Японии. В эту славную плеяду в меню восточной кухни вошли рыбы-ведьмы, совершенно безобидные, хотя и отвратительные по образу жизни, но обладающие хитроумным даром выживания в подводном мире.