355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Владимир Бровко » Половцы » Текст книги (страница 5)
Половцы
  • Текст добавлен: 21 июля 2020, 17:30

Текст книги "Половцы"


Автор книги: Владимир Бровко



сообщить о нарушении

Текущая страница: 5 (всего у книги 5 страниц)

Так в Венгрию приселись остатки некогда знаменитых половецких орд общим число 40 000 человек!

Переселившиеся половецкие орды были расселены на границах Венгрии с Польшей. Галицкой Русью и Австрией и использовались венгерскими королями как пограничная стража и передовых разведывательно-диверсионных отрядов.

Прошло время. Половцы обжились в Венгрии и попытались пробиться к верховному правлению.

Благо что и сам венгерский король благоволил к Половцам и сам частично даже перенял половецкие нравы и обычаи!

Все это не понравилось ни коренным венграм и руководству риской католической церкви.

И вот тогда начался процесс ассимиляции половцев. В первую очередь через их массовое

крещение и наделения из зем. наделами с целью прекращения кочевого образа жизни.

Процесс происходил очень сложно, долго и кроваво. Ибо в конце концов половецкие ханы составили в отношении короля Лалислава заговор, и он был убит.

Эта смерть уже позволила самим верграм приступить к активной фазе ассимиляции половцев.

Причем все было оформлено документально путем издания особой Конституции короля Ладислава для Половцев, что случилось в 1278 г.

И вот как эту ситуацию с ассимиляцией венгров описывает П.Голубовский

«Из дошедших до нас документов видно, что бароны Венгрии были едва ли не главной пружиной в этой междоусобной войне.

Обвинения против короля, приведенные Рогерием, показывают, что переселение Котягнаь в Венгрию, …лишь усилило натянутость отношений между королем и аристократией. Вместе с этим, конечно росло значение Половцев.

Они быстро завоевали себе видное место и наследника престола. Стеван Пятый женился на одной из дочерей половецкого хана Котяна.

Половцы окончательно оттесняют вергерских вельмож от двора и участвуют в решении государственных дел, состоят ближайшими советниками короля.

Но возвышение Котяна породнившегося с королевским домом, погубило его. Он был обвинен в измене, св сговоре с Татарами и Русскими.

Король, испугавшись поднявшегося восстания собрал совет из духовенства и баронов у Буды.

Они решили, как и надо было ожидать, посадить Котяна с женой, с сыновьями и дочерями в тюрьму. Половецкий хан хотел видеть самого короля и лично оправдаться в возводимых на него обвинениях, но его допустили до объяснения. Народ желал его смерти!

Венгры, Немцы ворвались в тюрьму и после упорной самозащиты со стороны Половцев, схватили всю семью князя, тотчас отрубили им головы и выбросили их через окошко народу!

Жестоко отомстили половцы за смерть Котяна.

Они массой стали опустошать деревни, наголову разбили высланные против них войска, затем разорили Мархзию и разрушили многие города.

Убивая они всякому говорили «это тебе за Котяна»!

А отомстившись ушли в пределы Болгарии.

Но ушли не все половцы и тогда король приказал изгнать всех половцев, не принявших христианство.

Однако половцев не хотели принимать христианство и вели себя как обычная азиатская орда при вторжении на чужие территории.

Затем король Бела IV умирает и власть переходит к королю Стефану, а затем к королю Ладиславу IV который был сыном половчанки Елизаветы, дочери хана Контяна!

И тут для половцев вновь как бы настали хорошие времена, и они вновь усилили свое влияние на венгров и их короля!

Так и родилась на крови выше упоминавшая Конституция 1279 г. о правах и обязанностях половцев в венгерском королевстве. И вот с этого момента начитался основной процесс половецкой ассимиляции. Половцы получают земли не отдельно, а в соседстве с венгерскими помещиками и баронами.

Половца под страхом смерти запрещено вторгаться в чужие владения и вообще претендовать на чужое имущество.

Получившие же землю половцы становились обязанными выполнять военную службу в регулярно венгерской армии!

Был для половцев создан и особый суд и адаптировано к ним и уже сложившееся на то время венгерское законодательство.

У половцев были отобраны из собственности все крепостные-рабы из числа христиан!

Для крестьян обрабатывавших землю половцев было закреплено право перехода от одного помещика к другому!

После принятия Конституции по половцам на местах проживания половцев были направлены спец. Комиссии для приведения и положения дел согласно нормам Конституции.

Но в то же время половцы по этой Конституции сравнивались во всех правах и преимуществах с остальными венграми!

И так медленно и зачастую через отрытое вооруженное сопротивление как были в битве с половцами в 1282 г. венгры постепенно обуздали половецкую орду и как теперь пишут привели половцев « в правовое поле»!

Но вот далее процесс ассимиляции половцев был прерван, ибо в 1285 г. в Венгрию вторглись воска татаро-монгол и половцы тут же перешли на их– сторону и уже совместно с ними разорили всю страну до г. Пешта!

Ну и закончилась истории последней битва венгров с половцами только в 1290 г. когда половецкими ханами был убит король Лалислав IV.

Окончательно же христианская вера и венгерские законы среди половцев утвердись к 140 года, ибо именно с этого времени половцы обратились в оседлых земледельцев.

Далее они стали менять свои племенные имена и фамилии, на венгерские и христианские имена.

Далее мало по малу стал забываться и сам половецкий язык.

А последний половец, знавший половецкий язык был некто Стефан Варро, и умер он в 1770 году.

От него остался только письменная молитва Господня «Отче наш»

записана на половецком языке. Так же от половецкого языка в венгерских док. анналах сохранись несколько выражений, коротких приветствий и просьб!

И далее процесс ассимиляции только ускорялся.

Так по прописи 1828 г. в двух районах Венгрии Вернем и Нижнем Команах проживало 32 624 и 41.346 потомков половцев, которые совершенно забыли свой родной язык и говорили только по-венгерски

Так половцы и были окончательно ассимилированы венграми…

На этом я заканчиваю цитирование трудов проф. П. Голубовского и перехожу к работаем еще одного дореволюционного россикого историка-Веселовского

Но вначале я хочу познакомить с биографией этого увы забытого в РФ историка:

Василий Григорьевич Васильевский (21 января [2 февраля] 1838, село Ильинское, Любимский уезд, Ярославская губерния – 13 [25] мая 1899, Флоренция) – российский византинист, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1890), член-учредитель и почётный член Императорского Православного Палестинского Общества. Тайный советник.

Источник данных о фото В.Васильевского)https://ru.wikipedia.org/wiki/Васильевский, _Василий_Григорьевич#/media/Файл:VasilyVasilievsky.jpg


Биография

Родился 21 января (2 февраля) 1838 года в семье сельского священника. Учился в Ярославской семинарии и Главном педагогическом институте.

До окончания курса в последнем перешёл на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где занимался преимущественно у профессоров Срезневского, Благовещенского и Стасюлевича. Командированный университетом за границу в 1862 году, он слушал в Берлине Моммзена и Дройзена, и в Йене – Адольфа Шмидта.

По возвращении в Россию, Васильевский подготовил к 1865 году магистерскую диссертацию: «Политическая реформа и социальное движение в Древней Греции в период её упадка».

Испытывая сильную материальную нужду, он поступил с 4 июля 1867 года на службу в 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, где пробыл всего 2 месяца (до 14 сентября) и занял место преподавателя русской словесности в Новгородской гимназии, а затем – учителя истории в Виленской.

Здесь он начал собирать и изучать архивный материал для истории города Вильны – результатом занятий Васильевского в этом направлении был его «Очерк истории города Вильны» (2 вып., 1872—1874).

Защитив в 1869 году диссертацию, он стал (1870) доцентом Санкт-Петербургского университета по кафедре Средних веков и сосредоточил свои занятия на изучении памятников византийской истории.

Это изучение дало ему возможность написать целый ряд отдельных исследований по тёмным и запутанным вопросам как внутренне-византийской истории, так и международных отношений Византии, преимущественно её отношений к Руси. Из этих трудов, в качестве важнейших, следует отметить опубликованные в «Журнале Министерства народного просвещения»:

Законодательство иконоборцев. – 1878.

Материалы для внутренней истории Византийского государства. – 1879—1880.

Советы и рассказы византийского боярина XI века. – 1881 (см. Советы Кекавмена).

Византия и печенеги. – 1872.

Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веках. – 1874—1875.

Русско-византийские отрывки. – 1875—1876.

Житие Георгия Амастридского. – 1878.

Житие св. Стефана Сурожского.

Кроме того, Васильевский издал несколько неизвестных до него памятников византийской письменности, разъяснил тёмный вопрос о трудах Симеона Метафраста и, наконец, выпустил в свет первую часть труда под заглавием: «Обозрение трудов по Византийской истории» (1890).

В январе 1890 года Васильевский был выбран ординарным академиком Академии наук по русской и византийской истории (член-корреспондент с 1876).

В том же году он назначен редактором «Журнала Министерства народного просвещения». Инициатор создания «Византийского временника» (1894) и один из его редакторов.

С 18 января 1874 года был членом Учёного комитета Министерства народного просвещения.

Умер во Флоренции 13 (25) мая 1899 года. Похоронен на лютеранском кладбище Аллори[

Ну, а теперь открываем его труд о печенегах и внимательно читаем, удерживая в уме все прежнюю вам уже известную. Информацию о печенегах.

Византия и печенеги (1048—1094) (Труды В. Г. Васильевского. Том I. СПб., 1908 г.

http://annales.info/byzant/vasiljevsk/1_01.htm

Половцы или Куманы наследовали в XII веке имя Скифов, которое в XI веке исключительно принадлежало Печенегам. /120/ Все то, что Феофилакт Болгарский говорил о Скифах XI столетия, все это Евстафий Солунский мог сказать о Скифах XII века.

«Это народ, не имеющий прочного постоянного пребывания, не знающий оседлой жизни и потому не гражданственный.

Всякою землей он стремится завладеть, но ни одной не может заселить, и посему – это народ многоблуждающий (πολυπλάνητον). Это летучие люди, и поэтому их нельзя поймать. Они не имеют ни городов, ни сел, оттого за ними следует зверство (τὸ θηριῶδες). Не таковы даже коршуны, плотоядный род и всем ненавистный; таковы разве грифы, которых благодетельная природа удалила в места необитаемые, точно так, как и Скифов. [6]

Волчьи обычаи воспитали таких людей: дерзкий и прожорливый, волк легко обращается в бегство, когда появится что-нибудь страшное. Точно таков и народ скифский; если он встретит мужественное сопротивление, он озирается назад и обращается в бегство. В одно и то же время он близок и уже далеко отступил. Его еще не успели увидеть, а он уже скрылся из глаз».5)

В обеих характеристиках, в сущности, конечно, правдивых, не мало византийской риторики. Не лишнее, поэтому, познакомиться с более точными замечаниями о быте этих народов менее притязательного в литературном отношении еврейского путешественника.

Рабби Петахия видел Половцев во время своего путешествия из Регенсбурга в Азию через Польшу, Киевскую Русь, Крым и т. д. около 1170 года. То, что он говорит о Половцах (жителях страны Кедар), во многом относится и к Печенегам, единоплеменным с ними.

«Они (Половцы) не имеют кораблей, но сшивают вместе десять растянутых лошадиных кож и веревку, которая прикрепляется по краям кругом; они садятся на кожи, помещая тут же свои телеги и весь багаж.

Потом они привязывают веревку на краю кож к хвостам своих лошадей, которых пускают вплавь, и таким образом переправляются на другой берег». Византийский писатель, который также говорит об этом способе скифской переправы, замечает, что кожаные /121/ мешки, наполненные соломою, были всегда так хорошо сшиты, что в них не проникала ни малейшая капля воды.6)

«Хлеба не употребляют в пищу в земле Кедар, но едят рис и просо, сваренное в молоке, а также молоко и сыр. Они кладут, сверх того, куски мяса под седло лошади, на которой едут, и потом гонят ее, пока она не вспотеет.

Мясо делается теплым, и они едят его». «Печенеги и Куманы – [7] это народ нечистый, который употребляет почти сырое мясо вместо пищи и кобылье молоко вместо питья, который ест кошек и всякую нечистоту» – говорят западные источники, почти с таким же чувством брезгливости и отвращения, какое выражается на страницах нашей первоначальной летописи.7)

«В земле Кедар можно путешествовать только под охраною (under escort). Вот способ, которым сыны Кедара заключают взаимное обязательство верности.

Путешественник прокалывает иглой свой палец и приглашает предполагаемого спутника сосать кровь израненного пальца.

Он делается таким образом, как бы одной плоти и крови со своим спутником. Есть еще другой способ брать клятву. Медный сосуд, имеющий форму человеческого лица, наполняется молоком; путешественник и его спутник пьют из него и после этого никогда не бывает измены.

«Куманы не имеют общего властителя (king), но только князей и благородные фамилии. Они живут в палатках, чрезвычайно дальнозорки, обладая прекрасными глазами, потому что они не едят соли и употребляют известные растения. Они – отличные стрелки из лука и убивают птиц на лету. Они замечают и узнают предметы более чем на один день расстояния».

Таковы были те страшные и свирепые враги, с которыми пришлось бороться Византийской империи, сокрушившей Болгарское царство.

….

Между тем Печенеги, оставленные на свободе Половцами, опять требовали внимания. Они снова прошли через балканские проходы (железным запором) и расположились лагерем между Голоей и Ямболи (Диамполем), где недавно стоял император Алексей. Расставшись с графом Фландрским, неутомимый венценосец византийский отправился к своей армии, которая собралась в Адрианополе.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю