355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Владимир Мельников » Вяземский котел без лжи и мифов. Трагедия 33-й армии » Текст книги (страница 2)
Вяземский котел без лжи и мифов. Трагедия 33-й армии
  • Текст добавлен: 16 апреля 2020, 12:30

Текст книги "Вяземский котел без лжи и мифов. Трагедия 33-й армии"


Автор книги: Владимир Мельников



сообщить о нарушении

Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)

У аппарата генерал-лейтенант ЕФРЕМОВ.

ПЕРВОЕ: Время 23.12.50 222 СД выполняя приказ 021, во исполнение приказа Комфронтом, наступая ведет бой на рубеже МИТЯЕВО, ЕФИМОВО, имея перед собой подразделения 258 ПД.

ВТОРОЕ: 110 СД – в районе ВЕРЕЯ в моем резерве.

ТРЕТЬЕ: 1 Гвардейская, наступая на запад со второй половины 19.01, будет направляться в МЕДЫНЬ (Ваш приказ получен в 22.30, т. е. только что).

ЧЕТВЕРТОЕ: 113 СД – в движении в западном направлении. В настоящее время в районе ПАНОВО, ГОРКИ, СОТНИКОВО.

ПЯТОЕ: 338 СД – только что разбив противника в районе ПАНОВО, ДУДКИНО в движении на юго-запад, – выполняет мой приказ.

ШЕСТОЕ: 93 СД – к настоящему времени передовыми частями реке ЛУЖА. 21 час вела бой в районе ВАЛЮТИНО, ЛЕВИНО своим 51 СП, который обеспечивает движение дивизии в юго-западном направлении. Противник перед 93 СД 487 ПОЛК 287 ПД и рота Торке из группы Шевалери.

СЕДЬМОЕ: АРМИЯ выполняет приказ КОМФРОНТОМ.

ВОСЬМОЕ: противник – части 258 ПД, 292 ПД, 287 ПД остатки группы Шевалери – направление отхода противника в западном направлении. Противник, отходя широким фронтом, мелкими отрядами в каждом пункте стремится задержать наступление войск армии.

ДЕВЯТОЕ: отдаю приказание 1 ГВАРДЕЙСКОЙ и 160 по приказу КОМФРОНТОМ.

ДЕСЯТОЕ: быстрый отход из ВЕРЕЯ, вывод направленный так, как и в настоящее время идет бой на рубеже. МИТЯЕВО, ЕФИМОВО с частями противника частями 222 СД. Противник на этом рубеже – части 258 ПД.

ОДИННАДЦАТОЕ: для дивизий 222, 110, 113, 93 и 338 необходимо как можно быстрее пополнение. 113 предназначено 14 рот, но еще ни одной роты не прибыло. Все.

СОКОЛОВСКИЙ:

Противник начал отход к Вашему сведению еще с 17 по маршрутам, которые Вам сегодня переданы. К сожалению, некоторые дивизии АРМИИ открыли ему от ВЕРЕЯ золотые ворота[18]18
  Слова генерала В.Д. Соколовского «открыли золотые ворота» надо понимать как дали свободно отойти. – Примеч. авт.


[Закрыть]
.

Противник конечно в населенных пунктах по маршруту своего отхода будет пытаться тормозить ваше преследование, поэтому КОМФРОНТОМ приказал – учинить параллельное преследование отходящему противнику и, не ввязываясь в бой, головными частями выходить основным силам армии в указанный район. Ликвидацию же небольших арьергардных частей противника возложить на вторые эшелоны и резервы.

Повторяю: основными силами армии в бой не ввязываться с прикрывающими частями противника, а возможно скорее выводить их в указанный КОМФРОНТОМ район.

Интересно, какие захвачены в районе ВЕРЕЯ трофеи. МОСКВА уже интересуется этим вопросом.

Мы по-разному понимаем параллельное преследование. Параллельно преследовать не значит преследовать без дорог. Вы имеете возможность преследовать противника по более южным путям, чем он отходит, и быстрее выйти в тот район, который АРМИИ указан. АРМИЕЙ указанный противник отходит от ВЕРЕЯ на запад и юго-запад, самый южный из которых выходит по маршруту ВЕРЕЯ, КУРНЕВО, ШУСТИКОВО, НИКОЛАЕВКА, НИКИТСКОЕ, ПЕРЕДЕЛ, ПОНОМАРИХИ и далее на юго-запад, а вы имеете возможность, имея группировку главных сил армии южнее ВЕРЕЯ, двигать ее по путям южнее этого маршрута. Второстепенные же силы АРМИИ вести по путям по которым отходит противник, перехватывая в нужных случаях лыжниками пути его отхода.

Все пополнение Вам занаряжено МОСКВОЙ и идет по железной дороге. О времени прибытия будем Вам сообщать.

2000 винтовок и пулеметы для 160 СД прибудут в НАРО-ФОМИНСК на машинах 20.01 к вечеру. Прошу приказать принять их.

Все. До свидания. Желаю успеха. СОКОЛОВСКИЙ.

ЕФРЕМОВ:

ПЕРВОЕ: Мне приказ КОМФРОНТОМ ясен, понятен.

ВТОРОЕ: Прошу Вас одно учесть, если я в настоящей обстановке, при таких снежных сугробах, начну преследовать противника параллельно, то это значит, противник будет идти по дорогам, а войска армии будут пересекать леса, а некоторые просто вязнуть в сугробах по снегу. Поймите, все пригодные дороги на всем фронте уже используются противником.

ТРЕТЬЕ: Я учитываю, все дело будет решаться нашей маневренностью, и в первую очередь по дорогам, о параллельном преследовании в настоящее время говорить не приходится. На фронте армии сплошное бездорожье и только крайне ограниченное количество дорог.

ЧЕТВЕРТОЕ: Трофеи подсчитать не успел, было некогда, утром 20.01 постараюсь доложить. Все.

Хорошо. Все. Слабые стороны врага и сильные наши использую.

До свидания. М. ЕФРЕМОВ»[19]19
  ЦАМО РФ, ф. 388, оп. 8712, д. 279, л. 34–36. Подчеркнуто автором.


[Закрыть]
.

Противник в вечернее и ночное время продолжал отход на рубеж реки Шаня, где планировал создать неприступный рубеж обороны. В промежутке между 4-й танковой и 4-й полевой армиями неприятеля, сражавшимися на этом направлении, образовалась брешь шириной около 35 км, вот через нее и планировалось прорваться к Вязьме силами 33-й армии.

Немецкое полевое командование видело надвигающуюся опасность, но пока поделать ничего не могло. Понеся в предыдущих боях большие потери, противник еле «уносил ноги». Не способствовала ему в этом и местность, которая представляла собою непроходимую снежную целину, а вермахт привык воевать вблизи дорог. Однако командование Западным фронтом недооценило общее состояние неприятеля, посчитав, что он уже не в состоянии активно противодействовать нашим войскам. На самом деле враг просто выжидал момент, когда можно будет сомкнуть смежные фланги 4-й полевой и 4-й танковой армий.

Отступая, противник оказывал арьергардными подразделениями упорное сопротивление, уничтожая на путях своего отхода все близлежащие населенные пункты. Нашим войскам остановиться на отдых и ночевку было просто негде: ночевали прямо на маршрутах движения, у лесных опушек, несмотря на то, что стояли крещенские морозы, временами достигавшие 30–35 градусов. Обеспечение продовольствием было очень скудным. Активизировала свои действия и вражеская авиация.

С 18 января 1942 года по приказу командующего Западным фронтом в районе населенных пунктов Знаменка и Желанье начали десантироваться подразделения 250-го воздушно-десантного полка 4-го воздушно-десантного корпуса полковника А.Ф. Казанкина. Десантники, по плану командования Западного фронта, должны были сковать действия врага с тылу, а затем соединиться с частями 33-й армии генерала М.Г. Ефремова и 1-го гвардейского кавалерийского корпуса под командованием генерала А.П. Белова. С севера к Вязьме выдвигались войска Калининского фронта генерала И.С. Конева. Казалось бы, противнику не устоять, но на деле все вышло совсем иначе: наступление на Вязьму не получило своего должного развития, обернувшись для войск Западного и Калининского фронтов очень большими потерями в личном составе.

Существенные коррективы в действия противоборствующих сторон продолжали вносить и плохие метеоусловия. Противник так описывает этот период времени:

«В последние дни выпало много снега. Рассчитывать на передвижение по дорогам, которые нам были указаны, на транспортных средствах с одним ведущим мостом, это особенно касается грузовых автомашин, не приходится. Этот транспорт должен был весь еще до начала нового маневра «Цеппелин»[20]20
  Подобное название командование группы армий «Центр» дало операции по отводу своих войск на рубеж реки Шаня. – Примеч. авт.


[Закрыть]
отправлен по открытой для автотранспорта дороге Верея, Можайск, сначала на север, а потом западнее по автошоссе на Гжатск. Оттуда они должны были следовать по диагонали на юг за наш участок на «шаньской позиции».

Лишь полноприводный «Кюбель» мог выдержать такой марш. Он очень помогал в поездках для налаживания сообщений на промежуточных рубежах. Но потом и он, наконец, застрял, правда, уже за новой линией обороны, так что мы смогли его вытащить по окончанию отхода»[21]21
  См.: Vico von Rieben. Hans-Iochen Pflanz. Geschichte der 258. Infanterie-Division. 1941–1942. Teil II. KURT VOWINCKEL VERLAG – NECKARGEMUND. 1978. S. 246–247.


[Закрыть]
.

В приказе 20-го армейского корпуса на отход отмечалось:

«Командиры дивизий несут ответственность за то, что подчиненные им части должны строго придерживаться указанных им дорог. В противном случае возникнет хаос. Необходимо избегать перемещения по диагоналям. Все что находится на незнакомых дорогах, должно катиться по ним на запад за Шаню. Эти части могут снова стекаться к своим дивизиям только по дороге Гжатск, Юхнов.

Регулирование сообщением должно быть жестким. Любое передвижение в противоположном направлении заблаговременно пресекать. Обгоны запрещены.

Дороги очищать от снега на достаточную ширину. Добиваться 5-ти метров. Каждый должен отдавать себе отчет, что затор может привести к тяжелейшим последствиям. Каждой дивизии иметь впереди себя мощную очистительную команду с соответствующим инструментом…

Возможно, что какие-то дороги и населенные пункты окажутся уже занятыми небольшим по численности противником. Обход невозможен. В таком случае для расчистки пути дивизии вперед необходимо высылать боеспособный авангард…»[22]22
  См.: Vico von Rieben. Hans-Iochen Pflanz. Geschichte der 258. Infanterie-Division. 1941–1942. Teil II. KURT VOWINCKEL VERLAG – NECKARGEMUND. 1978. S. 248–249.


[Закрыть]

Тяжело приходилось и нашим войскам, особенно воинам артиллерийских подразделений. Движение по дорогам было крайне затруднено. Местное население окрестных сел и деревень уже совсем выбилось из сил: вначале оно было вынуждено под страхом наказания очищать дороги для отступающего противника, а затем помогать нашим войскам. Не надо забывать и о том, что большинство населения составляли женщины и дети. Недостаточно было и инструмента.

Во время совершения дневного марша по открытой местности большую опасность для наших войск представляла вражеская авиация. В ходе нанесения врагом бомбоштурмового удара по колонне штаба 160-й сд было убито и ранено около 50 бойцов и командиров. Тяжелое ранение получил тогда и командир 160-й сд Ф.М. Орлов. Поэтому все передвижения частей стремились производить в ночное время.

Бывший красноармеец 113-й сд Митюнин Александр Прокофьевич, проживавший в д. Яковлевское, Наро-Фоминского района, рассказывал автору этих строк о том, как подразделение, с которым он совершал марш, было атаковано вражеским истребителем:

«Это было уже после того, как мы прошли Износки. Снегу было очень много. Шли как в туннеле, отвалы снега были не меньше двух метров. Вдруг прямо по дороге заходит немецкий истребитель, и давай поливать нас огнем. Но, слава богу, пронесло, только ранило несколько человек. Мы уже обрадовались, что легко отделались, как видим – истребитель вновь заходит на нашу колонну. Мне стало так страшно, а бежать некуда – снег, во какой (Александр Прокофьевич показал рукой выше своего роста). Смотрю на самолет, и мне кажется, что летчик смотрит только на меня, и тут меня как обожгло чем-то.

В сознание пришел часа через два. Получил я тогда тяжелее ранение и шесть месяцев лежал в госпитале. Многие солдаты из нашей роты погибли в тот день, многие были ранены. Но та пуля, может быть, и спасла меня. Если бы не ранение, пропал бы я со своей дивизией под Вязьмой, как сгинули все мои товарищи. Такая вот история»[23]23
  Личный архив автора. Папка 4.


[Закрыть]
.

Ночью 20 января 1942 года, после переговоров с начальником штаба фронта генералом В.Д. Соколовским, генерал-лейтенант Ефремов подписал боевое распоряжение, в котором уточнил боевые задачи подчиненным командирам:

«КОМАНДИРАМ 222, 110, 113 СД, 1 ГВ. МСД, 338, 93 и 160 СД.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю