Текст книги "Начало Великой Отечественной войны"
Автор книги: Виктор Анфилов
Жанр:
История
сообщить о нарушении
Текущая страница: 16 (всего у книги 16 страниц)
Отдельные недостатки были вскрыты и в использовании авиации в системе противовоздушной обороны. В пунктах противовоздушной обороны в некоторых случаях не было необходимого взаимодействия между зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Не весь личный состав наземных средств ПВО хорошо знал силуэты самолетов как своих, так и противника. Поэтому хотя и редко, но были случаи, обусловливаемые сложностью обстановки, когда наши зенитные орудия обстреливали и даже сбивали свои самолеты.
Беззаветной стойкостью, мужеством и высоким мастерством в начале войны отличалась боевая деятельность советских моряков. В эти трудные для нашей Родины дни Флот был верным помощником Советской Армии. При наступлении противника на приморских направлениях моряки ставили минные заграждения и содействовали сухопутным войскам в разгроме вражеских группировок противника и срыве его наступления. Содействие Флота сухопутным войскам выражалось в выделении части сил для действий на сухопутном фронте, в артиллерийской поддержке огнем корабельной и береговой артиллерии, а также в ударах морской авиации по наземным целям. Наряду с действиями на суше советские моряки героически отражали атаки вражеских кораблей на море. Особенно ожесточенные бои в первые дни войны развернулись за удержание военно-морских баз на побережье Балтики. Обороняя морские рубежи нашей Родины, советские моряки нанесли большие потери врагу и показали высокие образцы доблестного выполнения поставленных боевых задач.
Большую напряженную работу в начале войны провели и наши тыловые части и учреждения. Органы тыла много делали для того, чтобы обеспечить войска всем необходимым для нужд войны. Но многого в тех небывало сложных условиях обстановки они сделать не могли. Поэтому немало недостатков в действиях советских войск в начале войны обусловливалось нечеткой работой тыловых частей и учреждений. Органы войскового, армейского и фронтового тыла, так же как и вся армия вообще, не были приведены в готовность накануне войны. Не была организована система подвоза и эвакуации. Многие склады боеприпасов, ГСМ и др. находились вблизи государственной границы. Вследствие неудач они были уничтожены и частично оставлены противнику. Подвоз боеприпасов и горючего из глубокого тыла в связи с мобилизацией войск и ударами вражеской авиации по железнодорожным узлам и эшелонам был весьма затруднительным и поэтому осуществлялся не систематически. Управление тыловыми частями нередко нарушалось, вследствие этого они часто блуждали. Фронтовые и армейские тылы не были надлежащим образом организованы. Станции снабжения и отделения головных складов, меняя место, иногда те сообщали об этом войскам. В результате этого командование соединений и частей было вынуждено само отыскивать их. В связи с этим боеприпасы, горючее и продовольствие поступали в войска с большим опозданием. Были случаи, когда танки и орудия бездействовали из-за отсутствия горючего и снарядов. Справедливости ради следует отметить, что и некоторые командиры вспоминали о подвозе снарядов и горючего лишь тогда, когда они уже были израсходованы полностью. Подвоз горючего и боеприпасов в войска осуществлялся с большими перебоями. Служба регулирования на маршрутах, как правило, отсутствовала, вследствие этого в узких местах (дефиле, мосты) создавались пробки, которые, не будучи прикрытыми истребительной авиацией и зенитной артиллерией, являлись заманчивыми объектами для авиации противника. В середине июля 1941 г. тыловые части и учреждения фронтов, армий и соединений стали работать более организованно. Недостатки первых дней войны начали устраняться, и войска более или менее систематически получали, хотя порой и в недостаточных количествах, все крайне необходимое для ведения боевых действий.
Одной из причин неудачных действий советских войск в начале войны являлась частая потеря управления войсками со стороны командующих объединениями и командиров всех степеней. Хотя отважные связисты делали все возможное, на что они только были способны, связи между штабами нередко не было. Из-за частых нарушений связи они не могли своевременно получать информацию о действиях противника, о положении своих частей и соединений и оперативно руководить ими. В связи с быстрыми изменениями обстановки требовалось срочное вмешательство командования, чтобы изменить боевые задачи войскам. А так как связь с ними терялась, то приказы приходили с опозданием, не соответствовали сложившейся обстановке и не могли быть выполнены. Из-за отсутствия связи со штабами армий командующие фронтов были вынуждены в таких случаях ставить задачи корпусам и дивизиям, не зная детально сложившейся обстановки в полосах их действий. Командующие армиями, не зная о полученных соединениями задачах, принимали решения в соответствии с ранее полученной от фронта задачей и сложившейся обстановкой. В результате этого войска иногда получали противоречивые приказы и, пока разбирались в том, какую задачу выполнять, терялось драгоценное время, а обстановка вновь изменялась. Были отдельные случаи, когда из-за потери управления некоторые подразделения, части и даже соединения блуждали на поле боя, не зная, какую задачу выполнять и куда следовать. Нужно заметить, что связь с войсками терялась как по вине высших штабов, так и низших начальников, которые не всегда пытались установить ее с вышестоящим командованием. Особенно показательным в этом отношении примером является отход войск 126-й и 188-й стрелковых дивизий 11-й армии через р. Западная Двина. Из-за Потери связи эти дивизии переправлялись в исключительно тяжелых условиях на лодках, плотах и паромах, несмотря на наличие мостовых переправ, которые находились в 7–8 км от их участка переправы.
Управление войсками терялось как из-за нарушений, так и недостатка средств связи. Постоянные провода вдоль границы, на которые должны были базироваться войска, были разрушены авиацией и вражескими диверсионными группами. Чтобы восполнить этот пробел, части и соединения были вынуждены использовать полевые средства связи. В результате вынужденного отхода войск, который проходил в тяжелых условиях, в первые дни войны было потеряно значительное количество комплектов проводной связи и радиостанций. Основным средством связи с первых дней войны стали радио и подвижные средства связи. Радиосвязь работала хорошо, но штабы иногда неохотно и неумело пользовались ею. К середине июля 1941 г., по мере поступления средств связи из тыла, накопления опыта использования их и приобретения навыков командным составом в управлении войсками, все эти недостатки в значительной степени были изжиты. Было налажено твердое и непрерывное управление войсками, благодаря чему боевые действия стали носить более решительный характер.
Вся партийно-политическая работа в Вооруженных Силах в начале войны была направлена на повышение морального духа и стойкости войск, на укрепление дисциплины, повышение бдительности и ликвидацию элементов беспечности и благодушия, на воспитание ненависти к врагу и сознания высокого долга перед Родиной и ответственности за ее судьбу. Для усиления повседневной массово-политической пропаганды и агитации среди солдат и матросов в первые дни войны по указанию ЦК ВКП (б) во всех частях и подразделениях были созданы группы низовых агитаторов, а также широкая сеть фронтовых, флотских, армейских, корпусных и дивизионных газет.
Военные советы, командиры и политработники разъясняли воинам справедливые цели борьбы Советского Союза с гитлеровской Германией, вскрывали захватнический характер войны со стороны последней, разоблачали миф о «непобедимости» немецко-фашистских войск. Пламенным словом и личным примером политические работники крепили железную воинскую дисциплину, порядок и организованность, воспитывали солдат и матросов в духе советского патриотизма, беззаветной преданности Родине, готовности защищать свой народ, свои города и села до последней капли крови. Коммунисты и комсомольцы в бою были всегда впереди, показывая бесчисленные примеры мужества и отваги. Хорошо поставленная политико-воспитательная работа явилась важнейшим условием, обеспечившим высокий боевой дух и моральное превосходство советских войск над противником.
Большое внимание в системе партийно-политической работы уделялось также пропаганде военных знаний, обобщению передового боевого опыта и доведению его до войск. В результате этого умелые героические действия отдельных воинов, подразделений, частей и соединений быстро становились достоянием других и распространялись по всей действующей армии. Вследствие этого боевое мастерство советских воинов непрерывно повышалось. На опыте лучших солдат и офицеров все воины учились тому, как успешнее бороться с танками и самолетами противника и как распознавать хитрости коварного врага. Опыт боев широко освещался на страницах военных газет. Наряду с пропагандой героических подвигов в печати вскрывались и недостатки в действиях войск. Все это способствовало повышению боевого мастерства и морального духа советских воинов.
В результате огромной и умело организованной партийно-политической работы, а также вследствие усиления боевой мощи советские войска постепенно превращались в силу, способную не только остановить противника, но и нанести ему решительное поражение.
* * *
Боевые действия советских войск в начале войны проходили в исключительно неблагоприятных условиях и требовали от них непоколебимой стойкости, героизма и самоотверженности. Выдержать подобные испытания в борьбе с сильным и коварным врагом не смогла бы никакая другая армия. В этом проявилось морально-политическое единство советского народа и животворный советский патриотизм.
Несмотря на невероятные трудности, личный состав Советских Вооруженных Сил показал беззаветную преданность нашей великой Родине и Коммунистической партии. Все советские воины мужественно и стойко отбивали яростные атаки противника, нанося ему большие потери. Боевые действия в начале войны показали, что немецко-фашистская армия не так сильна, как об этом трубили гитлеровцы, и что Советские Вооруженные Силы в состоянии разгромить ее.
С первых дней войны советские воины понимали выполняемую ими историческую роль в Великой Отечественной войне и сражались, не щадя жизни, за честь, свободу и независимость своей любимой Родины. 14 января 1960 г. на четвертой сессии Верховного Совета СССР Н. С. Хрущев сказал: «Вечно будет жить слава о доблестных сынах и дочерях нашего народа, которые пролили кровь, отдали свою жизнь в борьбе за свободу и независимость Родины в гражданскую войну и Великую Отечественную войну. Советские люди глубоко благодарны тем, кто героически отражал натиск врага и, не жалея сил, укреплял и укрепляет могущество своей Родины, стоя на страже мирного труда советского народа».[168]168
Н. С. Хрущев. Разоружение – путь к упрочению мира и обеспечению дружбы между народами. Госполитиздат, 1960, стр. 49.
[Закрыть]
В войне против СССР немецко-фашистское командование, как известно, делало ставку на внезапность нападения, нанесение удара превосходящими силами и на достижение решающих результатов в короткие сроки. На подобные действия рассчитывают ныне вновь оживающие германские милитаристы и их покровители американские империалисты, которые, как и в прошлом, отпускают огромные средства на вооружение Западной Германии. В начале августа 1960 г. бывший гитлеровский генерал, ныне командующий сухопутными силами НАТО в Центральной Европе, Шпейдель, выступая с речью на ежегодном собрании Ассоциации армии США в Вашингтоне, заявил: «Без помощи США мы никогда не смогли бы создать, организовать и обучать вооруженные силы Федеративной Республики. То, чего мы достигли на нынешней стадии наращивания вооруженных сил, объясняется вашей помощью».[169]169
Газета «Правда», 10 августа 1960 г.
[Закрыть]
Американские империалисты и германские милитаристы рассчитывают добиться того, что не удалось сделать гитлеровцам, с помощью средств массового поражения.
В этой обстановке у нас есть лишь один путь: крепить свою мощь, создавать самое мощное оружие, каждую минуту быть готовыми к отражению нападения агрессоров. «Советские люди, – говорил Н. С. Хрущев на XXII съезде Коммунистической партии, – хорошо знают повадки агрессоров. Мы не забыли годы Великой Отечественной войны, вероломного, подлого нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. Перед лицом военной угрозы, созданной империалистами, нет и не может быть места благодушию и беспечности».[170]170
Н. С. Хрущев. Отчет Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза XXII съезду партии. Изд-во «Правда», М., 1961, стр. 33, 34.
[Закрыть]
Чтобы не быть застигнутыми врасплох и не допустить повторения ошибок прошлого, Советские Вооруженные Силы должны быть всегда готовы обрушить на врага удар всесокрушающей силы.