Текст книги "Вечный вопрос"
Автор книги: Татьяна Ролич
Жанр:
Современная проза
сообщить о нарушении
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
Татьяна РОЛИЧ
ВЕЧНЫЙ ВОПРОС
Рассказ
Перемывание костей – главное занятие свободных не занятых делом людей, и занятых тоже. Это и приятно и полезно – обнаружить что-то новое в старом и наоборот.
Круг людей интеллигентных – это обычно скромно, но со вкусом одетые мужчины и женщины, и чем более заметно их якобы наплевательское отношение к одежде, тем более это похвально, и кто-то, вдруг осмелившийся прилично одеться, оказывается парией в этом сплоченном коллективе старых дев замужем и женатых холостяков.
Особенность этого круга – бесполость женщин и ум, как обязательная вещь для этих мужеподобных особ, хвастающихся тем, что они любят рубить дрова. Красотка-дурочка вдруг там появляющаяся не понимает, как можно этим хвастаться. Она не знает, что удивить, шокировать – это не самое главное, чем занимаются эти люди. Здесь царит иерархия ярлыков, мифов, статусов и титулов, которые негласно выдаются прямо по результатам экзамена, к которому ты допускаешься фактом присутствия и не знаешь, что опытное жюри завсегдатаев, присвоившее себе право экзаменовать всякого, кто ему попадается на глаза, негласно наделяет титулами, определяет статусы и навешивает ярлыки.
Собираются эти люди не для удовольствия, а для ни с чем не сравнимого удовольствия подтверждения своего внутреннего статуса, без чего невозможно претендовать на какие бы то ни было достоинства, которыми тебя прямо тут и наделяют. Не всякому повезет.
Иногда возникает коллизия, когда статус, подтвержденный где-то, оспаривается результатом экзамена здесь, в нашем кругу. Когда-то очень давно теперешний завкафедрой получил титул «дурака», и продолжает в нашем кругу нести его, что отнюдь не мешает ему заведовать кафедрой и устраивать дела детей этого круга. Это обстоятельство вносит коррективы и теперь уже как бы забыто, что когда-то в связи с этим начальником упоминалось грубое слово «дурак» и новичок с удивлением смотрит на это «чудо» в виде солидного «дурака» заведующего кафедрой. В этом есть особая прелесть, шик.
Обо всем, что происходит на этих сборищах, допущенный будет потом целый год вскользь при всяком удобном случае рассказывать, вызывая зависть у слушателя.
Танцы, пение и всякие человеческие проявления из этой жизни убираются, как вещь существующая, но здесь невозможная.
Праздник считается состоявшимся, когда появляется Он, любимец всех этих подобий женщин, которые при всей их мужественности все влюблены в Него, о чем знают их мужья, умные, скучные, неинтересные. Эти бабы-мужики никогда не признаются, что хотят быть другими, а иная, бросая вызов всем не скрывает свои связи в кругу этих столпов ума, но внешне эти «продувные бестии» никак не отличаются от прочих – обязательно интеллигентное некрасивое лицо, внимательные, оценивающие, отбирающие глаза, выискивающие среди присутствующих достойную жертву, число которых увеличивается постоянно за счет новичков. Об этом все знают, но никто не замечает ничего.
Связи там устанавливаются раз и навсегда и только особенно сообразительные изловчаются иметь жизнь на стороне не по правилам круга, а по душе.
У каждого принятого в это общество год был расписан по дням рождения, присутствие на которых обязательно, куда ходят как на работу и могут когда-то лишиться премии из-за отсутствия там, где иногда появляется начальник, который и на отдыхе зорко наблюдает за подчиненными и заинтересованными в нем людьми, оценивая у кого с кем какие отношения, узнавая то, что хочется узнать от подвыпившего сотрудника и в душе ставя ему минус за откровенность – признак глупости в среде этих гигантов ума.
Этот начальник-завлаб уже упоминался как получивший когда-то титул «дурака», но никто из присутствующих не признается, что именно его ждут теперь для подтверждения своего статуса, что он теперь полноправный экзаменатор всех, что его мнение является важным и интересно именно потому, что он когда-то не обратил внимания на присвоенный ему титул, а вопреки всем нормам «приличных» людей вступил в партию и благодаря ей сделал карьеру. А теперь он уверенно смотрит на это суетное тщеславие с высоты кафедры, которой руководит.
В общем, здесь собираются злые, тщеславные люди и снобы в самом прямом значении претендующие на изысканно-утонченный вкус, на «исключительность интересов» и обязательно умные, где ум и доброта плохо сочетаются и подтверждение этому быстро обнаруживает новичок, попав случайно в этот кладезь мудрости.
Сначала он не знает, как ему быть – никто на него не обращает внимания, и его робкая попытка что-то спросить натыкается на злые, недоумевающие глаза и крепко стиснутые зубы, на напряженно-недовольное к нему обращенное лицо.
«Что надо?» – как бы спрашивает у новичка это Лицо, отчего простой вопрос «Куда сесть?» вылетает из головы новенького и исчезает за дверьми квартиры. Вопрос больше сюда не вернется.
Новенький стоит в проеме двери не смея от страха обнаружить свое присутствие, не чувствуя, что всем своим видом дает пищу для внутреннего удовольствия Лиц получить жертву, которая в конце концов привлекает внимание другой жертвы, уже допущенной до места за столом, которая вспомнив свои мучения в этом оазисе злобы сочувственно делает знак новичку мол «иди сюда, садись рядом».
В этот момент, новичку кажется, что все лица как нарочно от него отворачиваются, не желая смотреть на мучения, которые неловкими движениями демонстрирует новенький.
Незамечание – это обязательное испытание для жертвы и этот признак воспитанности почему-то очень заметен и неестественен, отчего невольно приходишь к выводу, что все это делается специально.
Все это уже потом подтверждается, когда по такому же принципу будешь все разыгрывать со своими прошлыми мучителями, которые к тому времени будут тебе равными и будут недовольными покидать твои праздники, где ты им будешь демонстрировать своими манерами, что ничего нового люди не изобретают, проявляя свою злобу, не замечая, якобы, присутствия людей достойных. Унижение достоинства – самая простая и примитивная вещь, а формы его очень разнообразны и ты научишься своих кумиров прошлого вгонять во мрак, как это когда-то они делали с тобой.
Такое не с каждым случается и важно вовремя занять достойное тебя место, но освободившись от одних людей ты непременно получишь других, выше тебя стоящих.
Когда же наступит свобода? А наступит она тогда, когда ты сам себя высоко оценишь, и сразу будешь искать общество людей, которые сразу тебя оценят, как тебе этого хочется, но этого обычно не случается и надо создавать миф о себе и вести себя в соответствии с ним.
А наш новичок – он фигура вечно живая, как юность, когда мир не понятен, но интересен, когда чувствуешь себя над ним, а он тебя под себя переделывает.
А как остаться самим собой и быть счастливым независимо от всех этих кругов, кружков, содружеств, коллективов? Непонятно...когда деньги зарабатывать приходится каждый день, каждый час. Вопрос этот в нас молчит и не будоражит мысли, мешающие нашему спокойствию.