355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Сергей Колбин » Такие вот туманы » Текст книги (страница 2)
Такие вот туманы
  • Текст добавлен: 9 сентября 2021, 18:30

Текст книги "Такие вот туманы"


Автор книги: Сергей Колбин



сообщить о нарушении

Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)

«За коллективизацию»

При разборке, приобретённого в девяностые годы, сельского дома, в мусоре был обнаружен бронзовый знак «За коллективизацию». Через несколько лет, недалеко от деревни на заросшем поле, расположенном вокруг песчаного бугра, я наткнулся на два больших жернова. Несомненно, здесь когда-то стояла мельница, но ни один из опрошенных старожилов этого не знал, хотя одна старушка уже из другой деревни рассказала мне много интересного. Работая егерем, при установке аншлага около жерновов, я выкопал из земли разорванную цепочку, на которой были закреплены изрядно потёртые крестик, образок и серебряный пятачок. Сопоставив находки, а также собрав дополнительные сведения, я взял авторучку, открыл тетрадь и…

В 1888 году в одном из сёл на побережье Чудского озера появился на свет раб божий Николай. Его отец, потомственный рыбак и пахарь, возлагал на сына, родившегося после трёх дочерей, большие надежды. Всю жизнь Матвей честно добывал хлеб и рыбу в поте лица, оставаясь бедняком. А некоторые хитрили, обманывали, нарушали заповеди Господни, при этом жили богато, и на их лбах пота замечено не было. Решил Матвей воспитать сына так, чтобы и он вошёл в сословие таких зажиточных грешников. После крещения Николая отец не пожалел единственного серебряного пятачка и, пробив в его краю отверстие, повесил рядом с нательным крестиком на той же тесьме. Год чеканки монеты совпадал с годом рождения – 1888!

Мальчик ничем особенным не отличался от других, а когда однажды пришёл домой с разбитым носом от удара сверстника Фомы, отец дал ему кулёк леденцов и сказал:

– Сам-то их не ешь, а угости более сильных ребят, и не проси, чтобы они побили твоего обидчика – придёт время и угощение не забудется.

Так оно и вышло – в одной из мальчишеских драк старшие разбираться не стали и наваляли тумаков не тому, кто был не прав, а сопернику – подарки ведь долго не забываются.

Когда Николаю исполнилось десять лет, весной при ловле рыбы он сильно простыл и заболел. Неделю жар и лихорадка донимали его до беспамятства. Не помогали ни отвары, ни примочки – доктора в округе не было, а все ближайшие знахарки сделали всё, что могли. По ночам мать с отцом молились у постели сына по очереди. Местный священник давно предлагал Матвею купить образок Николая Угодника, да больно жалко было денег, а вот теперь образок был нанизан на ту же тесьму рядом с крестиком и пятачком. То ли Николай Угодник помог, а может, молодой организм переборол болезнь, но однажды сильно пропотев ночью, Коля наутро оклемался.

В редкие дни межсезонья за плетением льняных сетей отец учил сына:

– Передним по тонкому льду не ходи, пускай дурни на рожон лезут, но и в хвосте не плетись, а держись середины. Первые провалятся, последние отстанут, а ты выживешь. Заповеди господние не нарушай, но когда есть выгода где – используй её, даже если дружков обмануть придётся. Только так, чтобы они этого не заметили.

На что Коля изумлённо возразил:

– Разве так можно – Господь ведь всё видит!

– А ты помолишься, и он грехи твои отпустит, а вот дружки обманутые никогда не простят. Поэтому делай так, чтобы они не заподозрили. В крайнем случае изловчись перевести подозрение на кого-нибудь другого.

Сын, откровенно не понимая этого, спросил:

– А зачем обманывать дружков – нечестно ведь это?

Отец, повысив голос, ответил:

– Я вот честно всю жизнь живу – и что заработал?! А Данила-прохиндей не раз меня обманывал, да и других тоже, а как живёт? Видел? Царствует! Вот и подумай, что лучше – честным жить в нищете или богатым во грехе.

К шестнадцати годам Николай стал хорошим помощником отцу, и хотя семья их не голодала, но достатка, как и у большинства односельчан, в отличие от Данилы, не было. Однажды летом после затяжного шторма, когда ветер стих, отправился Коля по берегу погулять да посмотреть – не вынесло ли волнами чего-нибудь дельного на песчаную отмель. Между деревней и озером на границе заливного луга с песком росла старая в два обхвата ива. Под ней он мальчишкой строил из песка крепости, потом залезал на неё, высматривая отцовскую лодку к вечернему возвращению. Ещё издали Николай увидел, что ива упала – не выдержали подмытые корни ночного ветра. Под задранными кверху корнями вездесущие маленькие пацаны играли в песке. Но что это у них в руках? Коля пригляделся – это были белые и жёлтые колечки, кружки из такого же металла с непонятными знаками, брошки с разноцветными камешками.

– Где вы это нашли?

– А здесь под корнями.

Николай догадался, что это был клад, но как прибрать его к своим рукам? Он огляделся – вокруг никого взрослых не было. Неожиданно в голову пришла мысль, и он воскликнул:

– Так это же я спрятал, а вы негодники нашли мой тайник. Сейчас же отдавайте и никому не говорите, а то за воровство родители вас выпорют!

Испуганные мальчишки, побросав найденные игрушки, побежали прочь. Николай собрал драгоценности, перешарив пальцами весь песок под корнями. Закатал всё это в подол рубахи и огородами незаметно вернулся домой. Вечером он показал свою находку отцу, у которого сразу же округлились глаза.

– Так ведь это золото и серебро! Вот так привалило, вот так повезло – увидел Господь, как мы маемся, и решил вознаградить!

Стали думать сын с отцом, как распорядиться свалившимся богатством: «Может, дом новый срубить. А может, лошадь с телегой купить, или корову, свиней, овец? А, может, лавку скобяную в деревне открыть?» Матвей, почесав затылок, задумчиво произнёс:

– Была мечта у меня построить мельницу. Ведь возим рожь на помол за тридевять земель – на дорогу расход четверть от зерна, на помол ещё четверть, а муки привозим с гулькин нос. И все в округе так возят. А если здесь мельню поставить, то весь народ с окрестных деревень к нам потянется – и доход будет и уважение.

На что сын возразил:

– Ну, батя, ты размахнулся. А хватит ли на всё этих побрякушек?

Отец после раздумья продолжил:

– Не знаю, но продать это можно только в Пскове, есть там несколько лавок, продающих и скупающих такие вещи. Вот что сынок, после покоса идём с тобой в город, берём с собой половину добра, а вторую пока припрячем. И уже в Пскове после продажи решим, на что у нас денег хватит.

Вышли ранним туманным утром и, переночевав дважды у костра, на третьи сутки вошли в город. Матвей здесь бывал дважды, а вот Николаю всё было в новинку – рот у него так и не закрывался. В первой ювелирной лавке они показали пару колец разного цвета, две монеты с непонятными буквами и одну брошку с каменьями. Хозяин лавки к первым предметам отнёсся равнодушно, а вот когда увидел брошь, глаза его засверкали.

– Откуда у вас эта вещица?

– А во дворе выгребную яму копали и нашли.

– Повезло вам – рыли под дерьмо, а нашли это. За кольца и монеты иноземные могу дать червонец, а за брошь сто рублей.

– Мы подумаем и к вечеру ещё заглянем.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю