Текст книги "Boss: бесподобный или бесполезный"
Автор книги: Рэймонд Иммельман
Жанр:
Деловая литература
сообщить о нарушении
Текущая страница: 25 (всего у книги 25 страниц)
К заходу солнца он уже чувствовал себя лучше. Ярко пылал костер. Ветки громко трещали. Дети показывали на Грэга пальцами и улыбались ему.
– Ты бы почистил винтовку, – сказал Батч.
Грэг поставил возле себя раскладной столик, аккуратно разобрал винтовку, выкладывая детали на чистую ткань. Он смазал винтовку маслом и через полчаса снова зачехлил ее. Теперь ей были нипочем росистые африканские ночи.
Они сидели у костра и молчали. Батч раскурил тонкую манильскую сигару, обрезанную с двух концов, и с наслаждением втягивал дым.
– Это была хорошая охота! Хотя за минуту до твоего выстрела я уже было подумал, что ты не сдержишь свое обещание.
– То, что вы мне напомнили о моем обещании, стало последней каплей, – сознался Грэг. – Когда вы сказали: «Стреляй, ты же обещал выполнять приказы!», я почувствовал, что если не убью это несчастное животное, то потеряю всякое уважение к себе.
– Да, человек заботится о своем выживании и чувстве собственного достоинства, и это заставляет его совершать те или иные поступки. Однако есть еще одна важная причина, которая побудила тебя убить антилопу. Тебе пришлось заставить себя сделать что-то против твоей воли, сделать то, что шло вразрез с твоей системой ценностей.
Грэг с удивлением посмотрел на Батча. Он не мог понять, в какую сторону он клонит.
– А зачем вообще нужно было заставлять меня стрелять по антилопе?
– Чтобы сделать из тебя настоящего лидера племени.
– Как это? Каким образом?
– Ну, мы с тобой уже пришли к выводу, что люди идут за сильными лидерами, обладающими большими возможностями, а не за нерешительными слабаками. Чтобы стать сильным и могущественным лидером, ты должен быть уверен в себе. А быть уверенным в себе ты можешь только тогда, когда знаешь, что ты на многое способен. Причем на деле, а не в воображении. Сегодня ты преодолел свои психологические барьеры, расширил свои границы, доказал миру, что ты можешь справиться со многими трудностями.
Батч вытащил сигару изо рта.
– Одним из самых серьезных просчетов многих руководителей является то, что они не осознают свои барьеры и, не ведая об их существовании, не могут избавиться от них. Психологические барьеры лидера могут стать ограничением для всей организации. Вот, например, Невилл Чемберлен, премьер-министр Великобритании, отправился в начале Второй мировой войны на переговоры с Гитлером, чтобы уничтожить конфронтацию между Германией и Великобританией. Он вернулся в Британию тридцатого сентября 1938 года с патетическим обещанием «мира на все времена». В отличие от Чемберлена Гитлер осознавал свои психологические барьеры и часть их смог преодолеть. Я вовсе не оправдываю действия Гитлера, просто хочу обратить внимание на разницу в их поведении. Когда организацией руководят лидеры, у которых есть серьезные психологические барьеры, организация не может развиваться. Поэтому каждый лидер должен стараться раздвинуть границы своего сознания. Это умение не преподают в рамках программы MBА.
Батч смахнул над костром пепел с кончика сигары и подозвал к себе Сибонгве. Тот принес бутылку шотландского виски и торжественно наполнил два стакана.
– Твое здоровье! – поднял свой стакан Батч. – Есть еще несколько важных моментов в отношении племенного поведения.
Грэг пожалел, что у него нет с собой блокнота.
– Первое. Ты должен точно знать, какое племя ты возглавляешь.
В 1964 году Линдон Джонсон оказался перед сложным выбором. Он боялся отправлять американских солдат на войну, так как опасался, что война во Вьетнаме может очень сильно затянуться, в том числе и по политическим причинам. Но он считал себя лидером свободного мира, который должен одолеть коммунизм в Южной Азии. Между советниками Джонсона разгорелись пылкие споры о том, вводить войска во Вьетнам или не вводить.
Заблуждения Джонсона относительно того, какое племя он возглавляет, стоили жизни тысячам юных американцев. Он решил вести себя как лидер свободного мира. Это был неудачный выбор. Никто не уполномочивал Джонсона возглавить это племя, он просто вбил себе в голову, что является лидером свободного мира. И пока все остальные представители свободного мира спокойно занимались своими делами, американцы гибли один за другим.
Если бы Джонсон вел себя как достойный лидер американского племени, которое когда-то поддерживало его, он бы выступил против вторжения США во Вьетнам.
Второе. У тебя должны быть свои ценности и принципы. Как лидер племени ты не имеешь права сомневаться в принципах, которыми ты руководствуешься при принятии решений.
Когда у Руди Джулиани спросили, что помогло ему во время кризиса после взрыва зданий Всемирного торгового центра, он ответил, что ему очень помогли те ценности, которых он всю жизнь придерживался. Джулиани частенько вспоминал времена, когда он работал в команде Рональда Рейгана. И хотя он часто выступал против решений Рейгана, он никогда не сомневался в принципах, которыми тот руководствовался, принимая спорные решения. Джулиани мог довольно точно предугадать, как поведет себя Рейган, потому что его ценности и принципы оставались неизменными.
Члены племени тщательно анализируют принципы и ценности своих лидеров, чтобы понять, как лидер будет себя вести и какие решения принимать, – сказал Батч и сделал глубокий вдох. – Третье. Чтобы создать сильное племя, нужно сплотить враждующие кланы. Во времена «холодной войны» противостояние между двумя племенами: Америкой и Советским Союзом – достигло пика. В 1981 году был подписан договор по сокращению ядерных вооружений, так называемый «нулевой вариант». В то время в Советском Союзе было развернуто три тысячи новых ядерных ракет, направленных на Европу. Пентагон на это ответил размещением своих «евроракет». Чтобы разрядить ситуацию, Рейган выступил с предложением, получившим название «нулевой вариант»: вывод всех советских и американских ядерных ракет среднего радиуса действия из Европы (после этого в Европе оставался бы «ноль» ракет средней дальности). Советы отказались выполнить это требование, и отношения между сверхдержавами еще сильнее обострились. В 1983 году США начали сворачивать свои ракеты в Европе, но отношения между США и СССР по-прежнему были сложными.
В 1985 году ситуация изменилась. К власти пришел Михаил Горбачев, который стремился уменьшить количество ядерного вооружения и даже предложил план полного ядерного разоружения. К тому времени ксенофобия в отношении Советского Союза уже значительно уменьшилась, и в 1987 году был подписан первый договор о разоружении. Горбачеву пришлось бороться с кланами внутри Политбюро, члены которого противились его начинаниям, пытаясь сохранить свое влияние.
Четвертое. На первом месте у тебя должны быть люди, а не система. Хорошие руководители умеют выстраивать взаимоотношения между кланами, вплоть до того, что со временем кланы исчезают сами по себе и люди сплачиваются в одну группу. Но большинство руководителей в достижении целей больше полагаются на сухие данные, системы и иерархические отношения. И только потом они делают ставку на людей, что провоцирует большое социальное напряжение в компании.
Пятое. Умей противостоять внешнему давлению. Компании, которые долго удерживаются на рынке, умеют противостоять давлению Уолл-Стрит и не гонятся за быстрой прибылью. У них нет централизованной корпоративной власти, но их лидеры умеют вызывать к себе расположение у своих клиентов и сотрудников, потому что они учитывают влияние развития племени на поведение людей.
Шестое. Действуй активно и целеустремленно. Уровень чувства собственного достоинства сотрудников компании и их чувства безопасности, равно как и уровень значимости племени и его безопасности, можно изменить только непосредственными действиями, а не утомительными интеллектуальными дискуссиями. Придавай значение событиям, а не стратегиям.
Седьмое. Не путай деловые цели с целями племени. Деловые цели можно и нужно пересматривать. Цели племени всегда остаются одинаковыми. Чувство собственной значимости и личная безопасность, значимость племени и его безопасность всегда должны быть на высоте.
Восьмое. Знаний, полученных в бизнес-школе, недостаточно для того, чтобы стать лидером. Настоящему лидеру свойственна самоотверженность, он относится с уважением к окружающим, у него высокие самоотдача и результативность, и поэтому усилия выдающегося руководителя вознаграждаются сторицей.
Девятое. Верь в себя. Если ты сам не будешь верить в себя, то никто в тебя не поверит. Вот почему нужно работать над преодолением своих психологических барьеров. Если племя почувствует, что ты колеблешься, что ты находишься на пределе своих возможностей, тебя очень быстро свергнут.
Батч пристально смотрел в костер. Он отпил еще виски.
– Теперь, когда я заставил тебя преодолеть твой самый большой психологический барьер – хладнокровно уничтожить то, что тебе чрезвычайно дорого, – ты станешь очень сильным лидером в деловом мире.
Грэг посмотрел на шрам, тянущийся по руке Батча. Батч скупо улыбнулся.
– Большинство из тех солдат, которых ты видел на фотографии в моем кабинете, вернулись домой в мешках для перевозки трупов, в военном транспортном самолете Lockheed L-100, пробитом пулями и покрытом кровавыми пятнами.
Они смотрели на танцующие языки пламени и каждый думал о своем. Батч поднял стакан с виски.
– Теперь ты всему научился. Когда мы впервые с тобой встретились, я думал, что ты не дойдешь до конца. Я недооценил тебя и хочу сейчас выпить за то, что ты сумел пройти через все это.
Грэг никогда в жизни так не гордился собой! Все африканцы, которые жили с ними в лагере, пришли к посадочной полосе. Когда самолет помчался по траве и пошел на взлет, они спрятали лица от летящего песка. Батч поднял самолет в воздух, описал круг над деревьями и покачал крылом, прощаясь с улыбающимися африканцами. Грэг сидел позади Батча, на носу у него были солнечные очки, на голове – наушники.
Последние дни пролетели очень быстро. В предпоследний день перед отлетом Батч и Афмоза выследили далеко в ущелье большую антилопу куду. Они несли ее в лагерь целый день. Антилопе выпустили кровь и аккуратно завернули ее в ткань, чтобы отправить таксидермисту. Грэг никогда еще не чувствовал себя таким бодрым и жизнерадостным. Он очень загорел под африканским солнцем.
Теперь он никогда не будет таким, как прежде.
Когда они улетели, Эндиль длинной метлой из травы стала подметать площадку возле костра. На песке, там, где раньше стоял стул Грэга, был нарисован квадрат, а в нем что-то написано. Эндиль смахнула песок метлой, не разобрав, что именно. А надпись была такой:
Характеристика племени № 23
У выдающихся лидеров есть хорошие учителя, которые знают и умеют больше их.
* * *
Они без приключений вылетели из Лилонгве в Рим, и в десять утра самолет уже приземлился в Сан-Франциско. Когда Грэг позвонил Кэтрин из Лилонгве, найдя в аэропорту единственный работающий телефон-автомат, она заплакала от радости.
Грэг вышел в зал прибытия. К нему подбежали сын с дочерью и крепко его обняли. Кэтрин обрадовалась, что он так здорово выглядит.
Весело насвистывая, Грэг приехал на «Тэралоджик». Сворачивая к воротам, он заметил новую неоновую вывеску, которая привлекла его внимание. Она была сделана в виде большого стилизованного изображения микропроцессора, раскрашенного в золотистый и черный цвет. Теперь у них появился новый символ.
– Доброе утро! – поздоровался с администратором Грэг, поднимаясь по ступенькам.
Войдя в кабинет, он увидел на своем столе новые письменные принадлежности, тоже сделанные в виде микропроцессора. На новом блокноте и бумаге для записей тоже красовался новый символ «Тэралоджик».
Через несколько минут в кабинет вошел Дэннис. Он без церемоний обнял Грэга.
– Добро пожаловать! Да ты прекрасно выглядишь!
Следующий час Грэг и Дэннис делились новостями, мыслями и событиями, произошедшими за последние дни. Ряд желтых листков на стене становился все длиннее и длиннее. Вдруг Дэннис застыл и стукнул себя по лбу.
– Вот черт, я совсем забыл! Сэнди просил, чтобы ты ему позвонил сразу же, как только переступишь порог.
Грэг подошел к своему столу, набрал номер Сэнди, поговорил с ним и через час уже сидел в самолете, который летел в Чикаго.
* * *
Грэг ожидал в приемной в том же низком кресле, что и в тот судьбоносный день, когда Сэнди впервые вызвал его в Чикаго. Кресло было все таким же неудобным. С тех пор многое изменилось, особенно его ощущения. Прибавилось уверенности в себе.
– Ты замечательно выглядишь! – воскликнул Сэнди, пожимая ему руку.
– Я чувствую себя просто превосходно, – ответил Грэг, когда они уселись за стол в кабинете Сэнди.
Сэнди открыл папку, лежавшую на столе, и Грэг испытал чувство дежавю.
– «Тэралоджик» не остановился на достигнутом, – начал Сэнди. – Не думаю, что у тебя была возможность следить за событиями на Уолл-Стрит.
– Нет, мне было не до этого, – ответил Грэг.
Сэнди хмыкнул.
– Если вкратце, то курс наших акций теперь выше, чем у всех других компаний в нашей отрасли. «АзияКомНэт» заключила с нами долгосрочный контракт на поставку оборудования. А Эд Уинтроп у нас больше не работает.
– А куда он делся?
Глаза Сэнди озорно поблескивали.
– Он теперь возглавляет Совет директоров «Интекола».
– Ого! Кого же теперь назначат на его место?
В комнате воцарилось молчание. Грэг, не в силах больше выдерживать молчанку, спросил:
– Неужели ты?
– Да, дружище, – скромно ответил Сэнди.
– Поздравляю! – Грэг был искренне рад за Сэнди.
– Ну, вообще-то я позвал тебя в Чикаго, чтобы показать тебе твой новый кабинет.
Вдруг Грэгу показалось, что сквозь стекло озеро Мичиган еще синее, чем на самом деле.
* * *
В кабинете у Грэга тихо зазвонил телефон. «А у здешних телефонов звонок намного тише, чем на „Тэралоджик“», – подумал Грэг, снимая трубку.
– Вам звонят из Китая, из «АзияКомНэт».
– Соедините меня.
Узел в животе на этот раз не появился.
Было на удивление хорошо слышно. Звонил генеральный директор «АзияКомНэт».
– Я звоню, чтобы поблагодарить вас и ваших рабочих за такой усердный труд. Я слышал, что вы уже больше не работаете на своем заводе, но мне хотелось поблагодарить вас лично. Ваша продукция очень хорошего качества. А фотографии просто замечательные.
– Фотографии? Какие фотографии?
В трубке было тихо.
– О, вы не знали о них! Извините. В каждом ящике с микропроцессорами была групповая фотография ваших бывших сотрудников, выполнявших заказ. На обороте фотографий были написаны пожелания успеха.
Грэг засмеялся. Он просто не смог сдержать радость.
* * *
Два месяца спустя Грэг проводил совещание, на котором присутствовали директора всех заводов, входящих в корпорацию. На совещании присутствовал и Дэннис – в качестве нового директора «Тэралоджик».
Грэг выступил с ежеквартальным отчетом. После совещания он пил кофе, и в это время к нему подошел генеральный директор одного из заводов, который был назначен на эту должность совсем недавно.
– Можно с вами поговорить?
– Конечно.
– Ваши высочайшие достижения на «Тэралоджик» уже вошли в историю «Интекола». Пожалуйста, расскажите мне, как вы добились такого успеха. Поделитесь со мной вашими знаниями, чтобы я мог достигнуть такого же результата на своем заводе.
Грэг долго смотрел в пытливые глаза молодого человека. Он глубоко вздохнул. Казалось, время остановилось. Грэг вспомнил фотографию сгоревшего танка в кабинете Батча.
– Нет, – ответил Грэг, – нет, я не стану делиться с вами своими знаниями.