Текст книги "Энтеровирусные инфекции"
Автор книги: Павел Зубрицкий
сообщить о нарушении
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
Павел Зубрицкий
Энтеровирусные инфекции
Аннотация
Методические рекомендации по эпидемиологии клинике, диагностике, лечению, реабилитации и диспансеризации энтеровирусной инфекции предназначены для эпидемиологов, инфекционистов, терапевтов, невропатологов, педиатров стационаров и поликлиник, врачей скорой помощи.
Введение
Энтеровирусная инфекция (ЭВИ) – острое инфекционное заболевание, вызываемое группой кишечных вирусов Коксаки и ECHO со значительным разнообразием клинических проявлений. Независимо от клинической формы, общими симптомами являйся: лихорадка, поражения мышечной и нервной системы. Вирусы Коксаки и ECHO вызывают серозный менингит, полиомиелитоподобные поражения нервной системы, энцефалиты, миокардиты, эпидемическую миалгию, герпетическую ангину, острый геморрагический конъюнктивит, увеиты, респираторные и желудочно–кишечные расстройства, лихорадочные заболевания с экзантемой и без экзантемы.
За последние годы отмечается определенная эволюция в эпидемиологии и клинике ЭВИ. Широкая планомерная вакцинация против полиомиелита, вызываемого энтеровирусом, привела к резкому снижению заболеваемости этой инфекцией.
В Беларуси ЭВИ встречается повсеместно в виде спорадических случаев серозных менингитов и других клинических форм. Вспышечная заболеваемость в республике стала регистрироваться с середины 60–х годов.
Практические врачи недостаточно осведомлены о различных клинических формах ЭВИ, ранней диагностике, лечению, реабилитации и диспансеризации, что и определяет основную цель издания методических рекомендаций.
Этиология
По современной классификации Международного комитета по номенклатуре вирусов человека род энтеровирусов входит в состав семейства пикорнавирусов Picornaviridae («pico» – отражает малые размеры вируса, «rna» – указывает на наличие в составе вириона РНК).
Род энтеровирусов включает:
■ Полиовирусы (3 серологических типа – I, II, III)
■ Вирусы группы Коксаки А и В (24 серотипа А и 6 типов В)
■ Вирусы группы ECHO (34 серологических типа). Эта группа вирусов получила название по начальным буквам их определения enteric cytopatogenic human orphan (кишечные цитопатогенные вирусы – сироты человека), так как первое время оставалось неясным какие клинические формы они вызывают.
Вирусы Коксаки выделены и изучены Долдорф и Синклес (1948) при обследовании больных в г. Коксаки (США), В 1951 г. Эндерс впервые выделил вирусы ECHO.
В 70–е годы и позже в различных лабораториях мира были выделены энтеровирусы, не имеющие четких признаков разграничения принадлежности к группе Коксаки или ECHO, в силу чего было принято решение присваивать новым типам энтеровирусов нередкой порядковый номер.
Так, этиологический агент пандемического острого геморрагического конъюнктивита (ОГК), выделенный в 1969–1971 гг., обозначен как знтеровирус–70. От больных энцефалитом и асептическим серозным менингитом в 1970–1972 гг. также был выделен новый тип вируса, получивший название – энтеровирус–71.
Исследованиями последних лет установлено (R.E. Matthews, 1982), что возбудитель вирусного гепатита А обладает всеми свойствами энтеровирусов и по рекомендации ВОЗ он получил название энтеровирус–72.
Вирионы энтеровирусов относятся к РНК–содержащим, малых размеров, устойчивы к известным антибиотикам и другим лекарственным препаратам. Имеются данные о длительной жизнеспособности вирусов при колебаниях рН Среды от 2,3 до 9,4, в силу чего желудочный сок не инактивирует вирусы и не может выполнять роль барьера при плюральном заражении.
Многие дезинфицирующие средства оказывают слабое действие на энтеровирусы. Они устойчивы к действию эфира, желчи, 70% этиловому спирту. Фенол, хлор, формалин, лизол инактивируют их медленно и применяются для дезинфекции в растворах высокой концентрации при экспозиции не менее 3–х часов. Более выраженное действие на энтеровирусы оказывают окислители (марганцовокислый калий, перекись водорода) и ультрафиолетовое облучение.
Энтеровирусы мало устойчивы к высоким температурам и прогревание при 45°С на протяжении 45–60 секунд уже нарушает структуру капсида вириона. Низкую температуру они переносят хорошо – в замороженном состоянии могут сохраняться многие годы.
Выживают вирусы в мясе и твороге в течение 3–6 месяцев, причем длительность выживания зависит от дозы вируса и температурного режима хранения. Имеются наблюдения, что в молоке выживаемость вируса Коксаки А–6 составляла 131 день, в брынзе – 82 дня.
В испражнениях энтеровирусы могут сохраняться неделями.
Эпидемиология
Основные сведения по вопросу эпидемиологии заболеваний, вызываемых неполимиелитными энтеровирусами, накоплены в течение эпидемического периода, относящегося к 1954–1962 годам. В этот период установлена широкая и чрезвычайно быстрая распространенность ЭВИ, особенно серозных менингитов, на всех континентах мира и высокая их контагиозность. В 1954 году в Швеции была зарегистрирована первая эпидемия серозных менингитов, вызванная вирусом ECHO 9. Она началась в Стокгольме, вскоре охватила другие города этой страны, а затем многие страны (Данию, Норвегию, Бельгию, ФРГ, Англию и др.). На отдельных территориях было зарегистрировано по несколько тысяч случаев заболеваний. Некоторые вспышки охватывали до 1/3 детей и подростков в пораженных коллективах. В селах нередко поражалось все население. В бывшем Советском Союзе крупная вспышка серозных менингитов была впервые зарегистрирована в 1958 году в Приморском крае, в течение которой на протяжении 3,5 месяцев, индекс заболеваемости составил 2.000 на 100.000 населения. Массовое мировое распространение в эпидемический период получили вспышки плевродинии, герпетической ангины и бостонской экзантемы энтеровирусной природы. Они регистрировались в США, Австралии, Англии, Бельгии и др. странах, и чаще всего обуславливались вирусом ECHO 9, развиваясь на фоне серозного менингита, вызванного этим же вирусом.
После охвата эпидемическим процессом практически всех стран наступил значительный спад заболеваемости этими инфекциями и с середины шестидесятых годов вспышки различной выраженности регистрируются, время от времени, в отельных странах. Так, имеются сведения о крупных вспышках в Японии, Западном Берлине, Финляндии, Колумбии, Аляске. В начале восьмидесятых годов начался подъем заболеваемости. В 1982 году в Польше эпидемия энтеровирусной инфекции охватила 240(Х) человек. В начале 90–х годов в этой стране регистрировалось в среднем в год около одной тысячи больных серозным менингитом. После небольшого эпидемического затишья, в 1995 году в Польше опять стал отмечаться рост числа случаев вирусного серозного менингита, переболело только серозным менингитом около 4500 человек, а с февраля по июль 1996 года было зарегистрировано 1500 случаев. Страдали в основном дети до 10 лет и, как правило, их родители. Возбудить – вирус ECHO 30. Передавался с продуктами питания во время еды и капельным путем.
В 1994 году в Японии при вспышке энтеровирусной природы в виде серозного менингита пострадало 5060 человек. В начале 90–х годов и Великобритании такая регистрировалась вспышка ЭВИ, заболело около 400 человек, вспышка характеризовалась высокой летальностью.
В 1994–1995 годах на Дальнем Востоке (в Хабаровске, Комсомольске на Амуре) вспышка была вызвана энтеровирусами Коксаки, отмечено около 300 заболевших.
В Беларуси вспышки ЭВИ регистрировались, начиная с 1964 года. Так. в 1964 году в г. Витебске заболело 234 человека, более 200 случаев энтеровирусной инфекции было зарегистрировано в 1974 году в г. Молодечно, в 1984 году в Минске была отмечена внутрибольничная вспышка энтеровирусной природы с числом пострадавших около 50 человек, и, наконец, с июля по ноябрь 1997 года в г. Гомеле зарегистрирован 631 заболевший.
Постоянное клинико–этиологическое и эпидемиологическое изучение этих заболеваний позволяет выявлять патогенные типы энтеровирусов, потенциально способных вызвать активизацию эпидемического процесса.
В родильных домах, в палатах для новорожденных иногда возникают вспышки тяжелого, нередко смертельного миокардита, возбудителями которых являются вирусы Коксаки (В3, В4 и др.).
Так, на северо–западных территориях России, в Беларуси установлено участие в развитии эпидемического процесса в общей сложности около 20 серологических типов энтеровирусов. На территории Беларуси в 90–х годах от больных, из воды открытых водоемов, питьевой воды, пищевых продуктов выделялись вирусы Коксаки группы В (2. 3: 4. 5), ECHO (18, 2, 13).
В 1997 году во время вспышки в г. Гомеле от больных (ликвор, носоглоточные смывы, кровь, фекалии) выделялись энтеровирусы ECHO 2, 12, 16, 30, Коксаки В2. Определяющими были вирусы ECHO 30 и 2.
В 1966–74 гг. при обследовании на присутствие энтеровирусов водопроводной, речной и сточных вод в ряде городов бывшего СССР энтеровирусы были выделены приблизительно в 50% сточных вод. В Москве при исследовании водопроводной и речной воды в отдельные годы энтеровирусы выделялись из 90% исследованных проб сточных вод, 40% проб водопроводной воды и 36% проб речной воды.
Обнаружение наиболее патогенных типов энтеровирусов позволяет контролировать иммунологическую подготовленность к ним восприимчивого населения.
Вирусы Коксаки и ECHO довольно регулярно обнаруживаются во внешней среде: сточных водах, почве водопроводной воде, на поверхности овощей, на лапках мух, в молочных и других пищевых продуктах.
ЭВИ является кишечной инфекцией со сложным механизмом заражения: фекально–оральным, осуществляющимся в наиболее интенсивной степени с участием водного и пищевого факторов, контактно–бытовой передачи вируса, а также воздушно–капельным механизмом заражения (В.И. Вотяков).
Источник инфекции – больные люди, а также люди со стертыми и бессимптомными формами энтеровирусной инфекции, число которых значительно преобладает над количеством больных с клинически выраженными формами заболевания.
В течение первой недели болезни вирус присутствует в отделяемом зева, а также в крови и спинно–мозговой жидкости. На протяжении двух недель он регулярно обнаруживается в фекалиях; этот срок определяет период заразительности больных. Значительная роль рассеивания вируса принадлежит инаппарантным формам, в связи с чем в большинстве вспышек первоисточник, как правило, остается неизвестным. Большинство эпидемиологов считают, что передача инфекции во время эпидемий осуществляется воздушно–капельным путем. Об этом свидетельствует короткий инкубационный период, быстрая широкая диссеминация заболеваний и выраженная семейно–квартирная очаговость при исключении водного и пищевого факторов, а также высокая частота выделения вирусов из смывов с предметов, окружающих больного. При эпидемиях фекально–оральному способу передачи придается второстепенное значение, скорее всего этот способ играет главную роль в условиях спорадической заболеваемости.
ЭВИ характеризуются летне–осенней сезонностью с максимумом заболеваемости в августе–сентябре, в то же время не исключено появление эпидемий и в другие сезоны.
Основная заболеваемость относится к детям и подросткам до 14 лет, особенно к младшим возрастным группам. Взрослые болеют реже и вовлекаются в эпидемический процесс в последнюю очередь. Однако описаны эпидемии с интенсивной заболеваемостью во всех возрастных группах. Пораженность городского населения выше, чем сельского. Иногда эти различия резко выражены, что и отмечалось в Гомельской области.
Патогенез и патологическая анатомия
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.