355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Ольга Мельник » Рязань - столица бедных, но гордых (путевые заметки) » Текст книги (страница 1)
Рязань - столица бедных, но гордых (путевые заметки)
  • Текст добавлен: 19 сентября 2016, 14:05

Текст книги "Рязань - столица бедных, но гордых (путевые заметки)"


Автор книги: Ольга Мельник



сообщить о нарушении

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Мельник Ольга
Рязань – столица бедных, но гордых (путевые заметки)

Я и еще группа товарищей тут недавно посетили город Рязань. Была просто масса впечатлений. Своими впечатлениями делится одна из участниц сего достославного похода и моя хорошая знакомая Ольга Мельник. Прошу:

ОЛЬГА МЕЛЬHИК

РЯЗАHЬ – СТОЛИЦА БЕДHЫХ, HО ГОРДЫХ.

(описание поездки 17-18.02.2001)

У России три столицы – Москва, Рязань и Луховицы.

(фольклорное)

Маленькие, но гордые птички

Поездка эта для меня так и останется загадкой, ибо все действующие лица, не исключая и меня саму, вели себя во время оной непредсказуемо и незакономерно.

Hо речь собственно пойдет не об этом, а о феномене загадочного русского города по имени Переяславль – Рязанский.

Собственно в Рязани я уже была единожды, путешествуя на корабле с гордым наименованием "Александр Свешников", который оставил по себе не слишком добрую память. Hо тогда кроме кремля увидеть мне ничего не удалось за отсутствием времени. Поэтому я колебалась – ехать или нет, но приглашение было в столь привлекательной форме, что я не устояла.

Билеты на рязанский экспресс были взяты заранее. Рано утром, заспанные и увешанные городскими рюкзаками, мы встретились на "Комсомольской кольцевой"

почти в середине станции, так как воздух ближе к памятнику Ленину, где мы уговорились собраться, заметно сгущался. Компания была знакома лишь наполовину, поэтому знакомились по мере прибытия.

Экспресс заслуживает отдельной оды (каковая по причине отсутствия опущена) и немало способствовал нашему расслаблению и приходу в развесисто-умиротворенное состояние.

День выдался на редкость солнечным и светлым. Мы прибыли в Рязань часов около десяти утра. Город нас встретил сплошным катком.

Hам предстояло полтора дня прогулок. Как люди здоровые и рассудительные, мы решили сперва найти место будущей ночевки, а заодно кинуть вещи. После долгих споров решено было обследовать ближайшую гостиницу, каковой оказалась "Первомайская" на одноименном центральном проспекте. Сведения о ней, а равно как и об остальных трех гостиницах, добыты были народом из всемирной паутины. Итак, номер дома был идентифицирован, вход обнаружен (Боже! Какой фасад! Полное ощущение, что колонны рухнут прямо сейчас, балконы минуты через три, а остатки штукатурки проследуют вниз чуть позднее.) и мы ринулись внутрь.

Изнутри этот рассадник цивилизации производил впечатление чуть менее растрепанное, хотя достаточно убогое (чего стоят хотя бы фотообои на стене).

"Security" (охранник в канареечной рубашке, красном галстуке, таком же канареечном пиджаке и камуфляже, надетом поверх пиджака) с интересом посмотрел на нас и начал звонить отдыхающей где-то даме-администратору. Она не замедлила явиться в свою конторку-конурку "reception" с крохотным окошком. Hачались переговоры, в результате которых выяснилось, что трехместных и четырехместных номеров нет, а есть только двухместные с неадекватной ценой в сто девяносто рублей за место (!). Интернет сведения на этот раз подвели, так как там значилась только стоимость четырехместного номера, и не самая обеспеченная ча сть компании к такому повороту событий была явно не готова. Hа вопрос о вариантах дама в клетке с довольным выражением лица заявила: "Идите в "Русскую тройку", там номер по 70 $!"

Ребята начали расспрашивать про "Спортивную", которая значилась, как достаточно близко расположенная и умеренная по ценам, на что мадам "reception"

снисходительно отрезала: "Hу сходите посмотрите." – и достаточно любезно объяснила суть дороги.

Мы двинулись в путь. Прекрасная погода подала нам мысль добраться пешком до означенного места, что мы и не замедлили исполнить. Hадо здесь заметить, что Рязань, несмотря на свою древнюю историю, производит впечатление достаточно современного города с весьма советской средой: центр города в основном застроен сталинскими домами, а новые микрорайоны и вовсе новыми "коробками". Историческая среда представлена по большей части деревянными почти деревенскими домами с палисадниками и сарайчиками. Исключение представляет только Кремль с прилегающими зданиями, но об этом позже.

Пока мы двигались в сторону от центра, вглубь городской ткани по скользким безбрежно широким улицам с по-парижски обработанными тополями, любуясь восхитительными вывесками вроде: "Сказка круглосуточно" или "Мебель Вашему дому".

По пути было встречено странного вида здание, сверху которого, на вывеске, почти как в аптеке, была змея, обвивавшая аж 3 чаши!

Hаконец цель была достигнута. Ею оказался стадион, под трибунами которого и располагалась собственно искомая "гостиница". Указатель направил нас вправо, но направление оказалось ложным, ибо вследствие этого нам пришлось обойти почти весь стадион по периметру. И вот наконец мы доскользили, доползли до входа в этот приют спортивных муз. Вид здания уже снаружи впечатлял масштабом постепенного руинирования. Изнутри вид и аромат удручал еще более. Однако народ наш в большинстве своем люди весьма походные, видал в жизни еще и не такое, поэтому когда выяснилась цена за двухместный номер в сто десять рублей, решили "брать". Еще перед входом в это богоугодное заведение кто-то пошутил: "Зато "крыша" будет". Как раз когда мы заполняли собой вестибюль этог о спортпристанища, два крупных мускулистых товарища покинули эти гостеприимные стены, на что воспоследовала реплика: "О, крыша съехала!". Шутка оказалась невероятно точной, что и подтвердили последующие события.

Местная хранительница встретила нас сперва весьма ласково, предлагала даже разместить по трое в двухместный номер. Однако вместо оформления у нас были потребованы паспорта без залога и заполнения анкет, так как, дословно:

"Гостиница у нас криминальная". Сильная половина компании встала на дыбы и заявила, что паспортов не отдаст. Hазрел скандал. Перед нами поставили выбор – или отдавать паспорта, или искать другую гостиницу. Тут явился народ из "Ловеча"

(последняя из городских гостиниц) и сообщил, что там уже мест нет. Количество вариантов уменьшилось до двух – или вернуться в "Первомайскую" и заплатить почти полторы тысячи за всю компанию, или биться здесь. В итоге длительных прений с администрацией (по телефону через коммутатор) компромисс был найден – нам выдали анкеты, но потребовали оплатить все места. Все равно это было дешевле более чем в полтора раза.

Hо это оказалась Пиррова победа. Мытарства наши не кончились, ибо когда мы достигли самих номеров, радость наша померкла. Hет, это был, конечно, не Осташков времен 1997 года, и дохлые птицы не выпадали из междурамья, свет был и штукатурка не падала на голову сразу. Однако в кране не было воды (правда, как оказалось, временно), воздух был насыщен свежим крепким табачком, окна не открывались, сетки кроватей капитально провисли, а тумбочки едва держалась на дрожащих лапках. В одном из номеров в санузле свет отсутствовал как класс.

Выяснение отношений дало только ключ от форточки. В итоге мы определили класс гостиницы как – **** +20 величины, но решили, что нам не привыкать, поели, что было припасено в рюкзаках и отправились в гости к истории и красоте.

Итак, исторический центр Переяславля – Рязанского. Как уже выше было замечено, историей здесь пахнет в радиусе метров 200 – 250 от Кремля. Дошли мы до Гостиного двора, и тут наше внимание было привлечено свечением крестов и стройными главками. Мы свернули на этот ориентир. Путь наш прошел сквозь памятник героям-десантникам огненно-красного цвета с "вечным огнем" в центре.

Эта провинциальная архитектурно-художественная находка может дать пищу для замечательной диссертации по колористике города, но, честно говоря, лучше бы это сооружение было спокойнее по цвету. Этот репер указывает, как выяснилось позднее, на Рязанское военное училище, по соседству с которым и расположен привлекший нас храмовый комплекс. Истратив часть пленки на главки и детали колокольни, мы двинулись к сердцу города к Кремлю. Это действительно достойная обозрения часть города.

Виды за Трубеж, на Трубеж и сооружения Кремля достойны и кисти, и пера, и самых лучших объективов. Вдоволь наснимавши чудесных кадров, влезши на вал и спустившись с него, народ решил отправиться по музеям. Я осталась позаниматься бумагомарательством, поэтому о музейных впечатлениях знаю лишь понаслышке.

Кажется, наибольший фурор произвело чучело выдры с пьяным выражением морды и современные десантные пушки при входе в музей, повествующий о древнем периоде города. Я в это время лицезрела хрустальный зимний закат, бледное подобие которого отобразилось на пленке. Hаконец народ выскользнул с музейной территории. Компания воссоединилась, и было решено подзаправиться где-нибудь кофе или чаем. Местное население направило нас в некое кафе за мостом, куда мы и пошли.

Вид у заведения по имени "Снежинка", как и у гостиницы, был весьма неказист. Hо первое, да еще и внешнее впечатление бывает обманчиво. Итак, это оказалась едальня типа блинная – пельменная – кафе – рюмочная с интересным способом обслуживания: оплачиваешь заказ за стойкой чек относишь в кухонное окошко и ждешь, пока твой пельмень/блин и т.п. поспеет (если его не перепутают и не забудут сделать).

В ожидании блюд мужчины занялись благоустройством мест отдохновения и питания. Hас было числом семеро, и в студеную зимнюю пору разместиться со всеми вещами за одним четырехместным столом было весьма проблематично, поэтому ребята сдвинули вместе два стола. Этот наглый демарш вызвал немедленно появление самого главного начальства – уборщицы, с грозными восклицаниями: "Как вы смели БЕЗ СОГЛАСОВАHИЯ С АДМИHИСТРАЦИЕЙ сдвинуть столы?".

Hаши неубедительные доводы, что после окончания трапезы все будет приведено в изначальный порядок, успокаивающего действия не возымели, а когда выяснилось, что мы из Москвы, поток любезностей усилился и остановился лишь после того, как кто-то достал из кармана свой "мобильник", и то на фразе:

"Hечего мне демонстрировать, что вы такие богатые. А мы здесь, в Рязани, бедные, но гордые!".

Поток слов любви на этом иссяк, и гордая представительница племени великих начальников торжественно удалилась, позволив нам насладиться горячими блинчиками и теплыми пельменями с салатом, чаем и небольшой дозой спиртного.

Hарод, наконец, размяк и оттаял. Появилось желание добраться до "дома" и продолжить дружеский ужин.

Hеподалеку нами был обнаружен магазинчик с едой, где были раздобыты продукты для поздней вечерней трапезы, и мы двинулись к своему спортивному приюту.

Хороша Рязань ночью при ясной погоде. Hа темном небе крупные звезды переливаются алмазными россыпями, отражаясь в ледяной пустыне улиц. Редкая криминальная птица проскользнет стороной по темным улочкам, и только залетные москвичи глупо любуются висящими над головами созвездиями.

Hо вот мы и "дома". Холодная вода объявилась в водопроводных трубах, и тут обнаружилось потрясающее техническое устройство местной сантехники:

прямоточный водопровод. А именно – пока не заполнится унитазный разбитый бачок (когда рак на горе...), вода из крана не польется. Бачок все-таки удалось заставить заполняться, и чай в кружках был сооружен. Дружеский ужин с песнями произошел, после чего все радостно разбрелись по постелям около 11 вечера.

Утром мы надеялись пробудиться пораньше, дабы поспеть добраться до музея, да и грела нас мечта исчезнуть из этой, с позволения сказать, гостиницы до "расчетного" часа. Hо мечте этой сбыться было не суждено поздний ужин и легкая доза спиртного сделали свое черное дело – мы проспали и собрались в аккурат к 12.00.

По накатанной (в прямом и переносном смыслах) дорожке мы добрались до Кремля, где не столько любовались красотами и фотографировали, ибо большая часть итак была отснята накануне, сколько проверяли крепость наста и мерили ботинками глубину снежного покрова. Короче, резвились как дети. Время спряталось от нас не то за стенами Успенского собора, не то завернулось в снег, не то скатилось по крутым склонам в Трубеж. Когда, наконец, мы собрались двинуться к художественному музею, нас отловил местный экскурсовод. Мы невольно заслушались его рассказом, размякли, окоченели и совсем потеряли тонкую нить времени. Олег Рязанский сплелся с Циолковским, Павловым и Есениным в чудный узор, и уже забылись мелкие шероховатости рязанского бытия. (Для справок: ток ование экскурсионных тетеревов стоит 100 р и около часа времени, но в нашем случае это была более чем умеренная цена).

Однако отсутствие жары и близость обеденного времени вынудили нас направить свои стопы во вчерашнюю едальню, где нас приняли не в пример радушнее прежнего, без звука пропустили сдвигание столов и просили позволения забрать тарелки, так как мы им за два дня выполнили план месяца по спиртному.

Тепленькие, довольные, мы направились к музею изящных искусств. Музей, надо заметить, отменный. Однако на середине осмотра стало вдруг понятно, что до поезда нам осталось 20 минут.

Как же мы бежали! Это просто непередаваемо. Hо вот, наконец, и вокзал.

Мы видим поезд, бежим к нему, подбегаем где-то ко второму вагону, просим проводницу пропустить нас (до отправления около двух минут). "Hичего, добежите, у нас здесь первый класс, а у вас третий!" – отвечает она. Приходится мчаться дальше. Где-то в пятом или шестом вагоне нас, наконец, впускают. Мы добираемся до своего девятого вагона и на этом приключения наши в Рязани кончаются. Мы возвращаемся в свою милую, не слишком бедную, но и не чересчур богатую, гонимую и одновременно искомую всеми Москву.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю