Текст книги "Берия против Канариса и Шелленберга (СИ)"
Автор книги: Олег Хлобустов
Жанр:
Политика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)
Вторая причина состояла в том, что многие германские агенты, были уверены в бесперспективности порученной им миссии, были убеждены, что в итоге они все равно будут разысканы и арестованы органами госбезопасности, и явкой с повинной хотели смягчить свою участь, приговор за факты сотрудничества с врагом. Многие из этой категории неприятельских агентов, за которыми не было фактов предательства коммунистов, командиров, подпольщиков, иной провокаторский деятельности в лагерях или на временно оккупированной территории, участия в истязаниях или казнях советских граждан, – а все эти обстоятельства подлежали выявлению и проверке в процессе следствия, – попадали под амнистию или получали меньшие сроки лишения свободы. Но, подчеркнем, вынесение конкретного приговора, понятное дело, зависело от личной убежденности судей "в степени виновности" конкретного обвиняемого.
В процесс ведения радиоигр с противником, только в первом полугодии 1943 г. на советскую территорию были выведены и арестованы 15 агентов-связников, посланных к "действовавшим" немецким агентам или агентурным "группам", ожидалась заброска еще нескольких агентов-курьеров....
Помимо этого, агентура противника весьма интенсивно забрасывалась и непосредственно в зону боевых действий, в ближайшие войсковые тылы РККА, где контрразведывательная деятельность осуществлялась органами военной контрразведки.
В связи с передачей в июне 1943 г. функции ведения радиоигр с разведцентрами противника из Второго управления НКВД СССР (оно курировало также эту работу территориальных органов), в ГУКР "СМЕРШ" НКО, нарком внутренних дел СССР Л.П. Берия докладывал в ГКО, что в июне 1943 г. продолжалось ведение 24 радиоигр с противником (65 из ранее проводившихся НКВД СССР радиоигр с германскими разведцентрами уже были прекращены по оперативным соображениям или в связи с исчерпанием запаса электропитания для радиостанций).
При этом радиоигры чекистов с "Цеппелином" велись из Москвы, Вологды, Ярославля, Солигалича (Костромская область), Волоколамска и Люберец (Московская область), Рязани, Тамбова, Воронежа, Куйбышева, Горького (ныне – Нижний Новгород), Свердловска (ныне – Екатеринбург), Уфы, Новосибирска, что дает наглядное представление о пространственно-географическом размахе диверсионно-разведывательных планов и замыслов германских спецслужб...
Всего в 1943 г. разведками воюющих с СССР государств (помимо Германии это были Финляндия, Венгрия, Румыния, Италия и Испания), были заброшены 305 агентов-радистов, задержаны из которых были 225; вернулись к противнику через линию фронта после выполнения заданий – 5 и отсутствовали сведения о судьбе еще 75 переброшенных агентов. Следует отметить, что последние могли либо погибнуть при десантировании, либо отказаться от выполнения заданий иностранной разведки, уничтожив имевшуюся при них экипировку и иные компрометирующие материалы. Иногда такие агенты добровольно или по мобилизации попадали в РККА, и стремились таким образом искупить вину перед Родиной, избавиться от чувства вины и забыть эту позорную страницу своей биографии.
В 1944 г. противником в советский тыл были заброшены 412 радистов, из которых были задержаны 176; вернулись через линию фронта, были убиты при задержании или погибли при десантировании 23; отсутствовали сведения о судьбе 213 переброшенных агентах-радистах.
До 8 мая 1945 г. германскими спецслужбами через линию фронта были переброшены или оставлены на освобождаемых советскими войсками территориях, 140 разведчиков-радистов; задержаны из которых были 56 и отсутствовали сведения о судьбе еще 82 агентов.
Из общего числа 1 078 агентов-радистов, переброшенных противником в советский тыл в 1942 – 1945 гг., германскими спецслужбами были заброшены 945 агентов, 556 из которых были арестованы органами НКВД-НКГБ СССР. Финской разведкой за эти же годы были заброшены 54 радиста, из числа которых арестованы были 26.
Всего, согласно справке 6 отдела 2 управления НКГБ СССР от 13 ноября 1945 г., за годы Великой Отечественной в тыловых областях Советского Союза были задержаны 1 854 германских агента, у которых были изъяты 376 коротковолновых радиостанций. При этом органами госбезопасности были обезврежены 172 диверсионные группы, в состав которых входили 554 агента; 35 разведывательно-диверсионных групп (в составе 302 агентов противника); 109 диверсантов-одиночек; 242 разведывательные группы (из 663 агентов противника) и 224 разведчика-одиночки.
При этом 681 немецкий агент добровольно явился в органы власти и сообщил о полученном от немецкой разведки задании, остальные были выявлены, задержаны или ликвидированы в процессе осуществления органами НКВД-НКГБ оперативного розыска. 127 германских агентов при задержании оказали сопротивление и были убиты в процессе завязывавшихся перестрелок.
В заключение нам представляется принципиально важным сказать и о масштабах репрессий, имевших место в годы Великой Отечественной войны. Тем более, что цифры эти и ныне являются предметом политических спекуляций недобросовестных "исследователей", "историков" и отдельных политических деятелей.
Согласно архивным данным, за период 1941 – 1945 гг. органами госбезопасности СССР всего были арестованы 452 292 человека, причем 227 742 из них – на территориях, освобожденных от временной оккупации немецкими войсками.
Арестованным предъявлялись обвинения в совершении следующих преступлений: измена Родине – 37 056 человек; шпионаж – 18 583. При этом были арестованы за шпионаж в пользу Германии – 15 976 человек (3 136 из них были арестованы в тылу); в пользу Японии – 403 человека; в пользу других разведок – 2 204 человека.
За предательство и пособничество врагу были арестованы – 142 105 человек; за участие в повстанческих организациях и бандитизме – 25 919 человек; по обвинению в терроризме и террористических намерениях – 5 089 человек (3 495 из них в советском тылу); за участие в диверсиях и диверсионные намерения – 1 771 человек; за вредительство – 2 724 человека; саботаж – 4 789 человек.
Из числа более чем пяти с половиной миллионов "перемещенных лиц", включая и бывших военнопленных РККА, прошедших в 1944 – 1947 гг. "фильтрацию" в специальных лагерях НКВД СССР (процедуру проверки по фактам возможного сотрудничества с оккупантами), что и явилось поводом для появления массы всевозможных мифов, всего было арестовано по полученным в ходе проверки компрометирующим материалам ... около 58 тысяч бывших советских граждан .
Вот о каких результатах фильтрационной работы информировал ГУКР "СМЕРШ" начальник УВК "СМЕРШ" 3-го Украинского фронта генерал-лейтенант П.И. Ивашутин: с 1 февраля по 4 мая 1945 г. на десяти сборно-пересыльных пунктах, призванных заниматься проверкой ("фильтрацией") граждан, желавших вернуться в СССР, была проведены проверка 58 тысяч 686 человек. Из них 16 456 – бывшие военнослужащие РККА и 12 160 лиц призывного возраста, насильственно угнанных на работу в Германию; все они по результатам проверки были призваны в РККА полевыми военкоматами. Не подлежавшие призыву 17 361 человек были направлены в СССР, а 1 117 граждан других государств были репатриированы на родину. Из числа проверенных лиц были задержаны по подозрению в принадлежности к агентуре вражеских спецслужб, пособничеству оккупантам, совершении воинских преступлений, службе в РОА ... 378 человек .
Однако и после победоносного завершения сражений на фронтах Великой Отечественной, органам безопасности Советского Союза пришлось продолжить борьбу с разведывательно-подрывной деятельностью германских спецслужб, причем не только на территории поверженного "рейха".
Так, из 86 директив, направленных начальником управления МГБ СССР по Москве и Московской области генерал-лейтенантом И.И. Горгоновым в подчиненные городские и районные отделы, почти четверть – 18, касались вопросов розыска установленных агентов бывших германских спецслужб. Эта работа осуществлялась на основе приказа НКВД СССР ╧ 00252 от 29 мая 1945 г., объявлявшего "Инструкцию по учету и розыску агентуры разведки, контрразведки, карательных и полицейских органов воевавших против СССР стран, предателей, ставленников и пособников немецко-фашистских оккупантов".
Указанные директивы готовились на основании ориентировок, впоследствии – на основе Розыскных алфавитных списков МГБ СССР, в отношении выявленных агентов германских разведывательных органов, окончивших разведшколы Абвера и "Цеппелина", а также лиц, служивших в карательных, полицейских и иных формированиях оккупантов. В розыск также объявлялись установленные органами МГБ активные члены различных зарубежных антисоветских организаций – от "Антибольшевистского блока народов (АБН) до "Комитета освобождения народов России" (КОНР) , "Народно-трудового союза" (НТС), до "Организации украинских националистов" (ОУН) и тому подобных националистических и иных антисоветских организаций.
Директивы начальника УМГБ предписывали "При получении данных на лиц, имеющих сходство с разыскиваемыми, сообщать в 4-й отдел управления", в целях осуществления дальнейшей углубленной проверки их документов и фактов биографии.
В направлявшихся в городские и районные отделы УМГБ директивах присутствовали данные и приметы от нескольких десятков, до сотен проходивших по ним лиц.
Всего в 1946 г. в оперативный розыск по Москве и Московской области были объявлены 1 232 человека. В этом же году Горгоновым были даны указания о прекращении розыска 101 человека. Основаниями прекращения оперативного розыска могли быть: установление фактов смерти разыскиваемых лиц, отсутствие состава преступлений (например, сотрудничество с советским подпольем или партизанами, выполнение заданий советской разведки), их арест или установление нахождения за границей.
Понятно, что розыск агентов германских спецслужб являлся также одной из первоочередных задач органов госбезопасности как на советской территории, так и на территориях освобожденных от фашистской оккупации европейских стран, включая и Германию.
По решениям Потсдамской конференции глав государств Антигитлеровской коалиции (17 июля – 2 августа 1945 г.), как известно, Германия была разделена на советскую, французскую, американскую и английскую оккупационные зоны (три последние иногда именовались "тризонией"). Восточная часть Германии стала советской оккупационной зоной, управлявшейся Советской военной администрацией (СВАГ) вместе с создававшимися немецкими муниципальными органами управления.
Создание советских органов государственной безопасности на оккупированной территории Германии начал генерал-полковник И.А. Серов, помимо основной своей должности полномочного представителя НКВД в Германии, занимавший "по официальному прикрытию" должность заместителя главы Советской военной администрации (СВАГ) маршала Г.К. Жукова.
Одной из первоочередных задач СВАГ и органов госбезопасности в лице управлений и отделов военной контрразведки СМЕРШ, помимо розыска и ареста нацистских преступников и сотрудников разведывательных, контрразведывательных и карательных органов германского Рейха, являлась борьба с остатками нацистского подполья. Помимо этого, фронтовые управления Главного управления контрразведки "СМЕРШ" НКО СССР с начала мая 1945 г. выполняли все функции разведки и контрразведки в советской оккупационной зоне Германии.
В июне 1945 г. на территории занятых РККА земель Германии для руководства деятельностью оперативных групп были созданы оперативные сектора (о/с) НКВД, а при Управлениях СВА земель и провинций – сектора, впоследствии – отделы, официально именовавшиеся Отделами общественной безопасности и внутренних дел при комендатурах Советской Военной администрации.
В апреле 1945 г. главный европейский резидент американской внешнеполитической разведки – Управления стратегических служб (УСС) Аллен Даллес вместе со значительной частью своего разведывательного аппарата перебазировался из швейцарского Цюриха в немецкий городок Гейдельберг в американской оккупационной зоне, надолго ставший главной штаб-квартирой американской разведки в Германии. Именно он, будущий директор ЦРУ США, признанный авторитет в мире западных спецслужб, создавал американскую невоенную разведку в Германии.
Однако уже 4 июля 1945 г. команда сотрудников УСС во главе с Алленом Даллесом "прописалась" в берлинском пригороде Далем в особняке, где до апреля размещался штаб фельдмаршала Кейтеля. Но уже 1 октября 1945 г. эта опергруппа была переподчинена Департаменту стратегической служба (ДСС, военной разведке) военного министерства США и стала официально именоваться Берлинской оперативной базой (БОБ).
Еще одним объектом изучения советскими органами государственной безопасности на территории "тризонии" стала "Организация Гелена" (ОГ), членов которой американские разведчики не без юмора называли "незаменимыми".
Генерал-лейтенант Рейнхард Гелен с апреля 1942 г. возглавлял 12 отдел "Иностранные армии Востока" германского Генерального штаба. 22 мая 1945 г. Гелен вместе с восемью своими подчиненными, в числе которых был и бывший начальник "Валли-I" подполковник Герман Баум, сдался в плен американским войскам и предложил им свои услуги в организации разведывательной работы против Советского Союза. (После образования Военного управления РСХА в феврале 1944 г., Г. Баум возглавил его разведывательный отдел "Ост – I").
Для обсуждения этого предложения, явно шедшего в разрез союзнических договоренностей между США и СССР, в августе 1945 г. Гелен был доставлен в Вашингтон, где в результате переговоров, было подписано соответствующее соглашение. В своих мемуарах Гелен излагает его так:
1. С использованием имеющегося потенциала создается немецкая разведывательная организация, которая осуществляет разведку на Востоке или соответственно продолжает прежнюю работу в этом плане на основе общей заинтересованности в защите от коммунизма.
2. Эта немецкая организация работает не для американцев и не под американским руководством, а в сотрудничестве с американцами.
3. Организация работает исключительно под немецким руководством, которое получает задания от американской стороны, пока в Германии не существует нового германского правительства.
4. Организация финансируется американской стороной при договоренности, что эти средства не будут изыматься из бюджета на оккупационные расходы. Взамен организация передает американцам все результаты разведывательной работы.
5. Как только будет создано суверенное германское правительство, ему надлежит принять решение о том, будет ли продолжена работа организации или нет. До этого времени опеку над организацией осуществляет американская сторона.
Как сообщал внедренный в организацию советский агент Хайнц Фельфе, членам "организации Гелена" американской военной администрацией был предоставлен особый, привилегированный статус .
Даже американские историки спецслужб Норман Полмар и Томас Аллен подчеркивали, что "Организация Гелена" была создана "на базе нацистской агентуры, действовавшей в годы Второй мировой войны против Советского Союза" .
Агентом американской разведки являлся также Х. Шмальшлегер, с июня 1941 г. возглавлявший "Штаб "Валли", и одновременно отдел "Валли – III". Также добровольно свои услуги американской разведке предложил штатный агент Абвера белоэмигрант Б.А. Смысловкий, с 1942 г. возглавлявший "Зондерштаб "Р".
В июле 1946 г. ОГ приступила к работе. Ее штаб-квартира расположилась в бывшем имении Рудольфа Гесса в Пуллахе, в 5 километрах к югу от Мюнхена, где до этого времени размещалась военная цензура армии США.
Первым американским куратором "ОГ" в Германии стал Фрэнк Г. Визнер, в 1943-1945 гг. бывший резидентом Управления стратегических служб (УСС) США в Южной Европе. Впоследствии Ф. Визнер станет заместителем директора ЦРУ США.
Как подчеркивают немецкие историки М. Уль и А. Вагнер, приоритетом разведывательной деятельности "Организации Гелена", равно как и американских, британских и французских спецслужб являлось выявление боевого потенциала советских войск, расквартированных на востоке страны. Причем разведывательные операции "ОГ" простирались также на территорию Австрии, Чехословакии, Болгарии, некоторых военных округов СССР .
Например, оперативным сектором МГБ только в Тюрингии 20 июня 1948 г. по оперативному делу "Нить" были арестованы 88 агентов. В документах МГБ СССР они именовались "американскими шпионами". Однако, в начале 1990-х годов, сличением советских и американских архивных источников, было установлено, что в действительности эта агентурная сеть принадлежала "Организации Гелена", и лишь опосредованно "работала" на американскую разведку. Что, впрочем, не меняет существа преступной деятельности ее участников.
После создания Центрального разведывательного управления США, 1 июня 1949 г. к его берлинской оперативной базе перешло оперативное руководство "Организацией Гелена".
В мае 1949 г. начальник представительства МГБ СССР в Германии Н.К. Ковальчук информировал министра В.С. Абакумова, что с 1 января по 1 апреля было "вскрыто и ликвидировано 40 вражеских организаций и групп с арестом 291 их участника, а всего за это время было арестовано 1 060 немцев". Из них за шпионаж – 440 человек, диверсантов, террористов и за саботаж – 73 человека, за проведение антисоветской работы – 141, военных преступников – 200, за незаконное хранение оружия – 102, за другие преступления – 104 человека.
Немецкие историки А. Вагнер и М. Уль, изучавшие в государственном архиве ФРГ рассекреченные фонды БНД о ее разведывательной деятельности в советской оккупационной зоне, подтверждают, что эта деятельность велась исключительно активно: агентурное наблюдение велось за 169 советскими гарнизонами, и что уже в 1950-е годы БНД имела на территории ГДР до 4 тысяч информаторов.
12 сентября 1949 г., после провозглашения Федеративной Республики Германии (ФРГ), "Организация Гелена" была официально признана ее правительством. Хотя решение о преобразовании "Организации Гелена" в государственную Федеральную разведывательную службу (Bundesnachrichtendienst, БНД) было принято канцлером ФРГ Конрадом Аденауэром только 1 апреля 1956 г.
Тайная война Германии против СССР перешла на новую стадию.