Текст книги "В капле воды отразится вселенная (СИ)"
Автор книги: Оксана Усенко
Жанр:
Классическая проза
сообщить о нарушении
Текущая страница: 8 (всего у книги 8 страниц)
Лика увела Нику в одну из горниц, которые были видимо в ее распоряжении. Кышнув из соседней комнаты девушек с шитьем, она закрыла дверь и прочертила какой-то огненный знак по периметру двери. «Чтоб лишние уши не бродили», пояснила она, « хотя после того как у особо любопытных пару раз косы загорелись желающих, прознать про мои дела значительно поубавилось. Лика гордо улыбнулась.
–А что у тебя за такие страшные секреты, – удивилась Ника
–Дела придворные, моя дорогая, дела придворные. И пусть двор не совсем средневековый дворец, интриг здесь тоже хватает.
–Ну надо же.
–Да-да, здесь ухо востро нужно держать. Ну да ладно. Рассказывай как ты? Как твои «гастроли». Что интересного нажила за время странствий? Куда дальше направляешься?
–Я нормально. Ничего я особо не нажила. Из того, что приносили люди в благодарность, брала только то, что было необходимо для проживания, еду и некоторую одежду. Стемиду правда меч подарили в одном городке. Красивый. Он говорит, такой бы сам не добыл.
–Меч? Меч это интересно. Ты знаешь меч – здесь на Руси является привилегированным оружием и носящий его, как правило, имеет высокий общественный статус. Меч – основное оружие воина-дружинника, символ княжеской власти и военная эмблема Руси. Так что ты подняла по общественной лестнице своего охранника,– усмехнулась Лика. Как он выглядит?
–Ну, меч как меч, длиной около 80 – 90 см. ширина клинка см 6, толщина мм 4. Вдоль полотна на обеих сторонах идут долы, служащие для облегчения веса клинка, На голоменях несколько узких выемок. Навершие, рукоять и перекрестье меча украшены бронзой, и серебром. Клинок изготовлен из стали. Ножны тоже с ним были подарены. Сделаны искусно из железа и украшены золотыми и серебряными насечками. Он привешивается к поясу при помощи двух колец, расположенных у устья ножен. Короче, добротный меч с удивительным и редкостным узором, изготовленный кузнецами этой земли.
–Ой, подруга, да ты прям спец по мечам стала, удивленно подняв брови откоментировала Лика.
–Нет, просто Стемид мне про него рассказао, да и нравилось мне холодное оружие всегда. Есть в нем какая-то грозная красота – засмеялась Ника.
–А ты знаешь, что такие добротные мечи с «удивительными и редкостными» узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользуются широким спросом не только на Руси, но и на внешних рынках: в Византии, Средней Азии и других странах? Такое дорогое оружие может позволить себе воин – дружинник, обладающий определённым достатком. Хотя, меч можно заполучить и в бою, взяв его у павшего ратника. Кстати, именно таким образом частенько охотятся в буквальном смысле наши враги за русскими мечами. Доходило даже до того, что «охотники» за оружием раскапывали захоронения воинов-словян, чтобы добыть меч! Вещий и Игорь так ругались из-за этого.
–Почему?
–Ну как почему? Представляешь, находили разграбленные захоронения не так уж и близко от границы. А это значит, что промышляли либо наши, либо чужеземцы так обнаглели.
–Неужели и здесь такое бывает?– изумилась Ника.
–Бывает, правда это очень редкое явление и потому столь заметное. В основном места захоронений это свято. Ведь большинство считает если взять меч погибшего не на поле боя, а из могилы, то дух умершего будет приносить вред, неудачи тому, кто его потревожил и тому, кто носит меч. Короче будет всеми силами стараться вернуть меч в страну мертвых.
–Мда…а ведь это правда…я видела такие мечи с налетом смерти и обиды…но обычно их собственники не просили моего исцеления…
–вот видишь, люди везде одинаковы…корысть, выгода, интрига, деньги…
–не все…совсем не все, здесь этого гораздо меньше, чем в нашем времени…
–здесь просто людей меньше,– хмыкнула презрительно Лика.– я точно знаю, оценила все лучшие качества людей живя в княжем доме.
٭٭٭
Часть 10
Незаметно за разговорами наступил вечер, и Лика зажгла свечи, заодно скинув тяжелое одеяние гордой княгини и оставшись в одном тоненьком платье, которое было скорей как ночнушка. Ника же и так была в тонком льняном платье – одном из даров ей как целительнице.
–Ну а как у тебя со Стемидом?
–Никак, ты была права,– грустно улыбнулась Ника.
–Что совсем ничего не было? Но с кем то же, что-то должно было быть. За семь то лет!
–Нет, не до того было. Да и я не совсем я эти семь лет была. Сила Лады,Лели и ответственность вели меня. Не до личных отношений было… А ты как? Замуж за Игоря вышла, княгиней стала, вся Русь знает. А на душе у тебя что? Это то, чего ты хотела? Ты счастлива?
–…Да ты знаешь… как бы так точно сказать…мне скучно..,– Лика беспомощно развела руками.
–Я не могу сказать, что ты была права на счет Ивора, может частично, но суть не в этом. Власть, муж это круто конечно, и поначалу мне очень даже нравилось, несмотря на то, что Вещий меня к государственным делам не допускает, гад, но со временем я поймала себя на мысли, что Игорь не совсем тот, кто мне нужен. А может просто вся беда в том, что я его не люблю, а он больше всего любит сражения и развлечения.
–А может вам стоит завести ребенка?
–Зачем? Кому он будет нужен? Игорю? Не смеши, даже Вещий своим детям внимания больше уделяет, а этот еще просто не дорос. Мне? Я не уверена, что ребенок это то, что мне сейчас нужно, тем более от нелюбимого человека.
–Хм, зато он бы был наследником,– улыбнулась Ника.
–Ага, если доживет. Если его где-нибудь на охоте не подстрелят или Олег в заложники к какому-нибудь хану не отдаст, как своего сына.
–Подожди-ка, Вещий отдал в заложники собственного сына?
–Ну да, они тут какое-то соглашение о мире с кочевым народом заключили и в качестве гарантии отдали им толпу наших детей, в том числе и сына Вещего. Хотя, по-моему это глупо и жестоко.
–нет Лика, Вещий не глуп, просто он приравнял себя к своему народу, – задумчиво произнесла Ника, – в наше с тобой время это точно не реально. Наш президент своим сыном точно бы не пожертвовал. Он даже не подумал бы о таком…
–Но это жестоко! Представь, как чувствовал себя ребенок!
–Жестоко, и, если повезет, его сын вырастет и поймет его, хотя не факт…Бедный Олег…
–Олег?! Олег!? Ты жалеешь этого деспота? Постой ка, а с каких пор ты его по имени называешь?
–Ну, вырвалось, – смутилась Ника.
–У тебя с ним что-то было,– ахнула Лика. Ты ж сказала не до личной жизни было!
–Это было вчера. И больше не повторится… я его не люблю.
–А зачем тогда…хотя оно понятно, тело молодое требует все-таки, как ты там не отмазываешься высшими силами.– понимающе прищурилась Лика.
–все немного не так, но не суть важно.– Ника досадливо отмахнулась, чувствуя что они по разному относятся к этому вопросу,– Скажи мне, пожалуйста, ты здесь останешься или домой вернешься?
–А почему ты спрашиваешь?
–Я завершила свое задание и могу вернуться домой. Я хочу домой,– просто ответила Ника,– а ты?
Лика задумалась и отошла к окну. Ночное небо светилось несметным количеством звезд, с улицы доносились голоса дворовых работников и воинов, где-то лаяли собаки.
–Я подумаю…. А сейчас пора спать, я позову сенную девку, она отведет тебя в комнату, где тебе приготовлена постель… Ты ж не прям сейчас домой собираешься?
–Нет, я еще не попрощалась со Стемидом, Олегом, женщинами которые меня сопровождали в течении семи лет … И… я жду твоего ответа..
–Хорошо, хорошо, до завтра, – Лика вдруг заторопилась и, кликнув девушку для Ники, быстренько ее выпроводила.
Ника шла по хоромам и почти не замечала, куда ее ведут. Все ее мысли крутились вокруг Лики. Странная она. С одной стороны, вроде, откровенная, с другой явно что-то скрывает, и относится к ней непонятно.
Уже улегшись, Ника все вертелась и вертелась, вспоминая их разговор, когда в дверь тихонько постучали. Не дожидаясь ответа, дверь приоткрылась, и в комнату тихо вошел Олег.
Они долго молча сидели. Олег у кровати, Ника на кровати завернувшись в одеяло.
–ты уходишь?
–Ты же знаешь сам, ты же Вещий,– грустно улыбнулась Ника.
–Может, останешься? Женой будешь, в шелка и золото одену.
–Ты же знаешь это не настолько мне нужно,– улыбнулась Ника.
–Не люб я тебе…,– он понуро опустил голову.
–….прости князь. Я не знаю, что ответить…
–Ничего не говори, Леля. Не каждому достается такое чудо как ночь с Лелей. Спасибо и за это. – он тяжело поднялся.– возьми с собой хоть дар от меня чтоб помнила,– и он опустил на одеяло небольшую брошь.
–Не могу князь, – прошептала Ника, ничего с собой брать не буду, даже память…
–Вот как?– брови князя взметнулись вверх, а твоя подруга добром запасается, весь свой запас драгоценностей точно с собой берет. Хотя, вы изначально были очень разные, так чего ж я…
–Что? Лика собирается уходить вместе со мной?
–Ну уж не знаю насколько вместе, но уходить собирается. Да и хвала богам, не выйдет из нее путняя княгиня. А жену я Игорю другую найду.
–Найдешь, – улыбнулась Ника, – достойную найдешь.
–Вижу, что знаешь, кого найду, но спрашивать не буду. Пусть все идет, как боги решат.
Уже уходя, Олег обернулся, – я на Царьград иду, пожелай мне удачи.
–Удачи… Олег! – Ника подбежала к нему и, сняв со своих волос одну из «капелек» священного озера, которая неожиданно легко далась в руки, запустила ее ему в волосы,– это лучше чем просто пожелание удачи…
Олег задержал ее руку, а потом, нагнувшись, медленно поцеловал ее.
–Спасибо,– прошептал он хрипло и быстро вышел.
–Вот и попрощались….
Утром Ника обнаружил свою одежду, в которой она прибыла в древний мир у себя возле кровати. Не было ее прежней обуви, но зато была ее сумка. Кто ее принес, кто и когда ее вообще доставил из лесу, для нее так и осталось загадкой. Переодевшись, и обувшись в милые сапожки, обнаруженные тут же, Ника причесалась, собрала оставшиеся «капельки» из волос, точнее она сами сыпались ей в ладони, и бросила их россыпью из окна. Они должны были хранить Князя и его дом.
Стемид ждал ее у двери.
Ника зашла к Лике, но та вопреки словам Олега, сказала, что решила остаться и довольно сухо попрощалась с Никой.
Ника попрощалась с сопровождавшими ее помощницами, и последний раз прошлась по древнему Киеву. Она понимала, что в памяти он не останется, но не смогла устоять против соблазна еще раз прикоснуться душой к миру, в котором провела столько времени. Возможно, она не права, не беря с собой весь тот багаж знаний, которым ее одарил этот мир, но груз людских эмоций был слишком велик.
Выйдя на обрыв реки, Ника спустила с плеча белочку, которая ее честно сопровождала все семь лет и передала ее Стемиду. Теперь он будет заботится о ней.
Стемид отошел, а Ника подойдя к самому краю, закрыла глаза и перед мысленным взором ярко встали родной город, мать, сестра, друзья, она почувствовала как ее подхватывает теплый вихрь неведомой силы, как груз знаний отпускает ее плечи, как ноги отрываются от земли….
Ника открыла глаза и тряхнула головой, оглянувшись на город. Она так замечталась о древней степи, что на секунду ей даже показалось, что она там была, и город вокруг как-то непривычно громок и оживлен. Словно она как минимум несколько лет не слышала шума городской суеты. Ника усмехнулась про себя, надо же так уметь мечтать, посреди улицы забыть о городском шуме. Пора, наверное, завязывать с грезами во время бодрствования.
И в очередной раз задумавшись, налетела на мимо проходящую девчонку. Девушка была одета в платье стилизованное под древнеславянское, с красивой, вышитой явно в ручную сумкой, изящная, с огненно-рыжими волосами заплетенными в косу. Болотно-зеленые глаза в обрамлении пушистых ресниц смотрели на нее изумленно-возмущенно. На руке девушки сверкнул от солнца красивый браслет, сделанный словно во времена Вещего Олега. Ника удивилась этому непонятно откуда явившемуся знанию, но извинившись, побежала дальше, решив не заморачиваться. Она уже опаздывала на свидание! А ведь всего на минуту отвлеклась!
–Леля,– услышала она сзади оклик и удивилась про себя, какие все-таки странные имена бывают. И кто-то же на них отзывается…
Рыжеволосая девушка, на которую она налетела, провела ее озадаченным и задумчивым взглядом.
٭٭٭
Это свидание у Ники, в отличие от большинства предыдущих, прошло просто изумительно. Этот человек ее удивил неожиданным пониманием и замечательными длительными прогулками по паркам города. Он не стремился затащить ее в ближайшую кафешку, где она вечно чувствовала себя неуютно-обязанной, продемонстрировать свой достаток или просто «козырнуть» положением. Ничего не требовал от нее и одновременно старался ненавязчиво угодить. Он с ней просто гулял по городу, и с ним она отдыхала душой.
Через пару месяцев, проявив таки пленку с фотоаппарата, Ника с удивлением обнаружила несколько кадров цветущей степи и широкой реки в дымке. Кто их делал и когда, хоть убей не могла вспомнить. Впрочем, это было не важно, фотки то красивые вышли.
Спустя пару месяцев, гуляя на вдоль берегу ставка в центре города, Ника случайно нашла прикопанными в земле в какой-то тряпке, красивый браслет и нож с искусно украшенной рукояткой. Браслет был сделан из монет или круглых украшенных резьбой бляшек со вставленными в их сердцевину камнями цвета морской волны. Камни словно собирали в себе свет и мерцали даже в темной комнате. А нож, нож был таким красивым удобным и симпатичным, что, не смотря на заверения знакомых о его возможной древности и исторической ценности, прочно поселился в девичьей сумке. И у него было удивительное свойство ставшее притчей для друзей Ники – в сумке его могла найти только она сама.
А иногда, глядя в звездное небо спящего города Ника ловила себя на странном ощущении, что она видела более яркие звезды и жила когда-то в другом мире наполненном чудесами... и что чудеса ее обязательно найдут в будущем.
٭٭٭
Лика вернулась в современный мир, и, как и говорил Олег Нике, захватила с собой неплохой запас личных драгоценностей. Благо в тратах ее как жену младшего князя почти никто не ограничивал, а здесь это не только золото, но и антиквариат, т.е. гораздо ценней, чем просто металл. Имея за плечами кое-какой опыт жизни в древнем мире (который ее не настолько отягощал как Нику, а наоборот был хорошим подспорьем на будущее), она решила, что в современном мире, пожалуй, у нее больше возможностей при меньшем внимании. В древнем Киеве ей действительно, при всех «дворцовых интригах» было просто скучно. И она сама не понимала, что ей мешало вернуться раньше. Возможно, упрямство, возможно желание доказать себе, что она была изначально права, она, а не Ника… А Ника просто вовремя пришла и подсказала ей путь, позволив по крайней мере самой себе признаться, что весомое положение в обществе, брак с Игорем и большая часть того, над достижением чего она работала семь лет это – не самое интересное. Себе, но не Нике… потому то она и вернулась не с ней, чтоб не видеть это всепонимающее выражение лица…Раздражает оно, даже если с лучшими намерениями… Но главное она осознала – все, что она достигла в Киеве ей было просто мало. А дальше двигаться было особо не куда, не тот размах. Ей не хватает бурлящей современной жизни с ее техническими достижениями и порочной цивилизацией. Ее не смущало как «праведную» Нику состояние природы, душ людей… она достаточно видела грязи и в древней Руси, возможно причиной тому была ее близость и стремление к богатству, высокому положению, власти. Возможно, а возможно просто только такая идеалистка как Ника могла видеть в людях только хорошее, и стимулировать у них лучшие качества. У Лики такого качества не было, зато была целеустремленность и желание нормально устроиться по жизни, особенно имея такие неординарные способности и неплохой «золотой запас». Игорь ее исчезновение едва заметит, Вещий…только вздохнет свободней, и найдет Игорю «правильную» жену… Ивор… он так и не смог простить ее за брак с княжичем Игорем, и даже те несколько ночей, что они провели вместе перед ее уходом (ну не могла ж она так и не проверить хочет она его или нет) не сделали ее счастливей, а скорей оставили какой-то горький привкус разочарования… И вот она опять одна, в своем времени, молодая, красивая, сильная, не бедная и теперь точно знающая чего хочет от жизни и как этого добиться. Неплохо «сгоняла» в прошлое. На удивление неплохо.
Она вернулась в тот же день когда пропадала Ника не специально, просто Ника снова для нее стала своеобразным проводником. Но, столкнувшись с ней на площади, Лика с удивлением поняла, что Ника ничего не помнит. Что те семь лет, которые стали для Лики целой вехой жизни эту мечтательницу...не зацепили. Она о ней просто...не знает. В какой-то момент она хотела догнать ее, рассказать о ее путешествии, своих планах, если нужно познакомиться и подружиться с ней снова, но… только окликнула,– «Леля». И, видя, что та не обернулась, почему то передумала. Не стоит… Она не поймет… Они, наверное, действительно слишком разные, и пути по жизни у них разные... Так зачем?
٭٭٭
В 907г. киевский князь Олег привел (морем и берегом) к столице Византии многочисленное войско, в состав которого, кроме киевской дружины, вошли отряды воинов из зависимых от Киева славянских союзов племенных княжеств и наемники – варяги. В результате похода были опустошены окрестности Константинополя и в 911 г. заключен выгодный для Руси мирный договор. Согласно договору, русские, приезжающие в Византию с торговыми целями, имели привилегированное положение.
В знаменитом договоре Олега с греками 912 года, заключенном после блистательной осады Царьграда и капитуляции византийцев, нет ни слова о князе Игоре (877-945) – номинальном властителе Киевской Руси, опекуном которого был Олег. То, что Олег Вещий – первый подлинный строитель Русской державы, прекрасно осознавали во все времена.
Один из самых больших пробелов "Повести временных лет" падает на годы княжения Олега. Из 33 лет его княжения поздние редакторы полностью вычеркнули из летописей записи, касающиеся 21 (!) года. Как будто в эти годы ничего не происходило. С 885 года (покорение радимичей и начало похода против хазар, о чем первоначального текста не сохранилось) и по 907 год (первый поход на Царьград) в летописи зафиксированы всего лишь три события, относящиеся собственно к истории Руси.
Конец