355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Н. Соболев » По дебрям и морям (Жизнь и приключения Генри Стэнли и Джемса Кука) » Текст книги (страница 4)
По дебрям и морям (Жизнь и приключения Генри Стэнли и Джемса Кука)
  • Текст добавлен: 13 декабря 2020, 11:30

Текст книги "По дебрям и морям (Жизнь и приключения Генри Стэнли и Джемса Кука)"


Автор книги: Н. Соболев



сообщить о нарушении

Текущая страница: 4 (всего у книги 4 страниц)

IV

Для того, чтобы проехать из Англии в Индию, Китай и Японию, в то время приходилось ехать на юг по Атлантическому океану, огибать Африку у мыса Доброй Надежды и продолжать путь через Индийский океан. Более краткая дорога была неизвестна, а эта была очень длинной и утомительной.

Между тем Англии нужно было часто перевозить товары в Индию, которая уже тогда была ее колонией. С Китаем и Японией Англия тоже торговала и часто сносилась с ними. Правительство Англии очень хотело найти более удобный и короткий путь во все эти страны. Оно предполагало, что на севере Америки существует пролив, соединяющий Атлантический океан с Тихим. Этот пролив мог бы сильно сократить весь путь, нужно было только открыть его. Мореплавателям, которые не побоятся такого путешествия и откроют этот пролив, Англия назначила премию в 20.000 фунтов стерлингов (200.000 рублей). Затем правительство решило снарядить специальную экспедицию для той же цели.

Начальником новой экспедиции нужно было назначить опытного и смелого мореплавателя. Кук себя уже проявил таким человеком и был назначен на этот пост. В состав экспедиции вошло два судна: «Дисковери» («Открытие»), под руководством капитана Клерка, и тот же «Резолюшен» под начальством Кука.

Третья экспедиция вышла из Плимута 12 июля 1776 г. По намеченному плану она подошла к мысу Доброй Надежды и остановилась там отдыхать.

Дальнейший путь ее был намечен следующий: от мыса Доброй Надежды на юг к островам, недавно открытым французами. Там нужно было найти удобную гавань и лес. На этих островах Кук задерживаться долго не хотел. Впереди была еще Новая Зеландия, где предстояло наладить хорошие отношения с туземцами как этого острова, так и лежащих впереди.

Для этой цели на кораблях Кука находилось большое количество подарков. От Новой Зеландии «Резолюшен» и «Дисковери» должны были обогнуть западное побережье Северной Америки и через Гудзонов или Баффинов пролив, выйти в Атлантический океан, а оттуда уже назад в Англию. Если же окажется, что пути из Америки через Атлантический океан нет, решено было отдохнуть на Камчатке и вернуться домой. Обратный путь надо было искать такой, который оказался бы наиболее полезным для географии и мореплавания.

Действуя по этому плану, Кук покинул мыс Доброй Надежды и отправился к островам. Хорошую гавань ему найти удалось, но никаких лесов на островах не было. Обследовав острова, Кук направился в Новую Зеландию, где так трагично погибли матросы корабля «Адвенчер». Когда корабли подошли к берегу, их окружила толпа туземцев. Но ни один новозеландец не соглашался подняться на борт корабля. Причина такого недоверия скоро выяснилась: туземцы думали, что Кук вернулся мстить за гибель своих друзей. Ему с трудом удалось доказать им, что он пришел с самыми миролюбивыми намерениями. Достигнуть этого ему помогли подарки, которые он щедро раздавал.

Пробыли путешественники на Новой Зеландии недолго, но за это время Куку удалось узнать, за что были убиты матросы корабля «Адвенчер». Оказывается, это произошло так: матросы сели ужинать. Их окружила толпа новозеландцев, которым захотелось тоже рыбы и хлеба. Несколько туземцев украли часть провизии. Матросы стали бить воров. Разгорелась драка, во время которой кто-то из матросов два раза выстрелил. Туземцы рассвирепели и, так как их было значительно больше нежели англичан, разоружили и убили их всех. Кук решил для сохранения дружественных отношений с населением не возбуждать больше никаких трений по этому поводу и расстался с новозеландцами очень дружелюбно.

Путешествие продолжалось, и мореплаватели прибыли к островам Дружбы. Это были все знакомые места со знакомым населением и встречали их туземцы очень приветливо. Фену, властитель всех островов Дружбы, помог Куку запастись съестными припасами. Отсюда корабли отплыли к острову Таити. Путешествие до сих пор шло благополучно, но тут их настигла сильная буря. Корабль «Дисковери» был сильно поврежден этой бурей, и на острове Таити им пришлось задержаться более месяца. Кук говорил, что он еще не начинал путешествия, так как до сих пор все время, в течение 17 месяцев, он плавал по известным ему местам.

Теперь же ему предстояло приступить к выполнению основной задачи экспедиции. Начиналось исследование северной части Великого океана и попытка найти ближайший путь из Англии в Азию.

Отправившись от островов Товарищества на север, экспедиция почти целый месяц не встречала никакой земли. Наконец показалась группа островов, которые туземцы называли Гаваи. Кук же их назвал Сандвичевы острова в честь первого лорда адмиралтейства Сандвича.

Язык обитателей этих островов почти не отличался от языка таитян, так что Куку было не трудно сговориться с ними. Отношения с туземцами быстро наладились, и путешественники решили ближе ознакомиться с их бытом. Жители острова Гаваи были хорошего сложения и очень ловкие. Особенно англичан поразило их умение плавать, даже при очень сильном волнении на море. Кук рассказывает для примера один любопытный случай: женщина с ребенком на руках не могла причалить на лодке к берегу из-за больших волн. Тогда, не выпуская из рук ребенка, она бросилась в воду и благополучно приплыла на землю.

Естествоиспытатель Андерсен и художник Вебер направились в глубь острова. Они рассказывают, что жизнь гавайцев и жизнь таитян очень схожи. Это несомненно племена одного происхождения, несмотря на большое расстояние, разделяющее их. Но все же путешественники нашли, что гавайцы являются самым культурным народом из всех обитателей Океании. Они очень хорошие земледельцы и гораздо серьезнее, умнее и трудолюбивее таитян.

Экспедиция пробыла на Сандвичевых островах до февраля месяца и направилась на восток к западному побережью Америки. Довольно долгое время Кук не решался подойти к берегу. Погода была скверная и туманная, поэтому было не совсем безопасно причаливать. Но запасы пресной воды кончались и их необходимо было пополнить.

Кук решил сделать остановку в одной бухте, которую назвал «бухтой Надежды». Там к ним сейчас же подъехали три туземных лодки. На одной из них стоял индеец, одетый в звериную шкуру, и что-то говорил. По его жестам англичане поняли, что он их приглашает сойти на берег.

Вот как описывает это Кук в своем путевом журнале: «Дикарь, который говорил речь, был одет в звериную шкуру и держал в руке погремушки, вырезанные из дерева. Во время своей длинной речи, из которой мы, конечно, не поняли ни единого слова, он часто встряхивал этими погремушками. Выбившись, наконец, из сил, индеец уселся в лодку, чтобы отдохнуть. Два других дикаря заступили его место; но их речь была не так продолжительна и говорили они с меньшим жаром. Лица у многих туземцев были раскрашены каким-то необычайным образом. Голова их была убрана птичьими перьями. Несмотря на наше приглашение, никто из них не решился подняться на палубу».

Во время стоянки и ремонта судов между англичанами и туземцами начался товарообмен. Туземцы во время торговли были очень честны, но это им не мешало после торговли стараться что-нибудь украсть. В этом отношении они были такими же, как и все дикари – понятие собственности у них отсутствовало.

Выйдя через некоторое время из бухты «Надежда», экспедиция направилась на север вдоль северо-американского побережья. По дороге Кук занес на географическую карту неизвестный до него западный берег Северной Америки.

Продвигаясь дальше, Кук открыл остров, названный им Королевским, и достиг мыса принца Уэльского. Этот мыс является самой западной оконечностью американского материка.

Кук прошел пролив, отделяющий Азию от Америки, назвав его проливом Беринга, 17 августа 1778 г. и достиг 70° северной широты. Дальше начиналось бесконечное ледяное поле. Целый месяц корабли искали какой-нибудь канал, чтобы подняться на север. Но никакого пролива не было. Положение становилось опасным, потому что плавающие льдины могли раздавить или затереть суда. Кук решил вернуться и перезимовать на Сандвичевых островах. Следующим летом он предполагал опять вернуться и продолжать поиски.

Месяц плыли корабли обратно, и лишь тогда заметили остров Мовеэ, первый из группы Сандвичевых островов. На этом острове Кук запасся большим количеством продуктов и направился к Гаваи.

Когда Кук подошел к острову, его встретили очень торжественно. Верховный жрец Коа накинул ему на плечи красный плащ и произнес длинную речь. Кук был очень удивлен и старался выяснить, в чем дело. Оказалось, в Гаваи существовала вера в бога О-Роне, который жил когда-то на этом острове. О-Роне из ревности убил свою жену, которая ни в чем не была виновна. Когда О-Роне узнал о своей ошибке, он от горя сошел с ума, бродил по острову и убивал всех встречных. Затем он уехал, обещав жителям вернуться на пловучем острове. И вот теперь туземцы приняли Кука за этого бога.

Жрец объявил всему народу, что Кук – это бог О-Роне, и начал просить его сойти на берег. Тот согласился. Впереди него пошли четыре гавайца с жезлами, а остальные или разбегались или расстилались на земле, как перед божеством. Кука подвели к очень большому храму, с белыми каменными колоннами. Храм был окружен частоколом, на котором торчали человеческие черепа. Это были жертвы, принесенные богам. Внутри храма, куда провели Кука, стояли деревянные изображения богов с ужасными лицами. Верховный жрец пригласил Кука взойти на деревянный помост и, когда он это сделал, покрыл его красным платом. Жрецы, находившиеся в храме, пели в это время священные гимны. После всей этой церемонии Кука отвели с почетом обратно на корабль и обращались с ним, как с настоящим богом.

Кук не пытался разрушить эту веру туземцев, потому что думал, что теперь вся экспедиция будет в полной безопасности. Но на деле вышло иначе.

Из-за чудесного появления бога О-Роне жрецы стали пользоваться в народе большим доверием. Это очень не нравилось воинам, так как последние не хотели терять своего влияния. Тогда воины решили проверить, действительно ли Кук является богом. Для этого они послали на корабль своего главного вождя Тараи-Опу. Кук принял вождя очень хорошо, показал ему корабль, знакомил с матросами и помещением. Вождь внимательно присматривался ко всему и решил, что белые люди – простые смертные. В этом его убедил утомленный вид матросов и, особенно, желание Кука запастись провизией. Он рассудил, что настоящий бог не нуждался бы в пище.

Все это, сойдя на берег, вождь рассказал воинам.

Между тем, получив большое количество свежих продуктов и плодов, Кук вышел в начале февраля из бухты Караканца. Но в это время поднялась такая сильная буря, что он должен был вернуться обратно.

Сейчас же по возвращении англичане заметили, что туземцы относятся к ним совершенно иначе. Вместо дружелюбного и почтительного отношения, они стали недоверчивы и даже враждебны. Например, некоторые гавайские вожди запретили туземцам помогать матросам наполнять водою бочки. Затем один гаваец украл с «Дисковери» клещи и долото и бросился в море. За ним погнались на лодке, но гаваец прыгнул в байдару и уплыл на берег. Правда, один из вождей вскоре привез украденные вещи, но лодку и беглеца выдать отказался. Англичане попытались взять байдару силой, но гавайцы вооружились камнями и стали забрасывать ими матросов.

Кук решил, что если он не проучит туземцев, они окончательно перестанут его бояться, и это может погубить всю экспедицию. Необходимо было восстановить свое влияние. Для этой цели Кук задумал взять в качестве заложника, пока не вернут лодку, главного вождя Гаваи – Тараи-Опу и отправился с небольшим отрядом солдат на берег. Тараи-Опу согласился поехать на корабль. Но в то время, как он садился в лодку, к нему бросилась со слезами одна из его жен и стала умолять не ехать. Она причитала, что если Тараи-Опу поедет, с ним случится несчастие. Вокруг англичан стали собираться вооруженные гавайцы. Среди них разнесся слух, что белыми убит какой-то гавайский вождь.

Кук увидел, что ярость туземцев может вспыхнуть каждую минуту, и, желая избежать кровопролития, приказал матросам немедленно возвращаться на корабль. Когда Кук уже подходил к своей шлюпке, к нему подкрался гаваец и размахнулся кинжалом. Кук успел вовремя обернуться и выстрелил в туземца из ружья, заряженного дробью. Но гавайцу это не причинило никакого вреда, потому что грудь его была прикрыта толстой цыновкой. Он размахнулся на Кука еще раз кинжалом. В эту минуту один из матросов убил гавайца наповал выстрелом из ружья. Туземцы, озлобленные убийством своего товарища, набросились на Кука. Матросы, находившиеся в шлюпках, открыли огонь, пытаясь выручить своего любимого начальника. Кук приказал прекратить стрельбу, не желая начинать боя. Он велел направиться шлюпкам как можно ближе к берегу. Одна шлюпка немедленно исполнила приказание, а другая, не поняв Кука, отошла от берега. Этой ошибкой воспользовались гавайцы. Они оттеснили к единственной шлюпке всех матросов, находившихся на земле, и на берегу остался один капитан Кук.

Отбиваясь со всех сторон от нападающих, Кук уже подходил к шлюпке, когда один из гавайцев ударил его копьем по затылку. Кук очнулся после удара, поднялся и продолжал отступать, но другой туземец ударил его кинжалом в шею. Кук опять упал, на этот раз уже в воду. Он имел еще силы подняться, но гавайцы топили его. Ему еще раз удалось вырваться, но сильным ударом копья тело его было пробито насквозь. Жизнь великого мореплавателя окончилась.


Смерть Кука.


*

От Кука можно было ждать еще многого, но и то, что он успел сделать, поражает нас своими достижениями. Кук исследовал южную часть Тихого океана, исследовал и занес на географическую карту сотни островов, в том числе Новую Каледонию и Сандвичевы острова. Его экспедиции собрали большой материал по ботанике, зоологии и этнографии. Он доказал, что по всей Океании Живет народ единой полинезийской расы. Наконец Кук выяснил, что южного материка не существует и что Новая Гвинея и Новая Зеландия – это острова, не связанные с Австралией.

Его исследования и открытия имеют общечеловеческое значение, и это было признано всем миром. Даже в то время Франция, воюя с Англией, издала специальный приказ, по которому запрещалось французским судам мешать экспедиции Кука, настолько общечеловечна была его деятельность.

Имя Кука бессмертно в истории завоевания человеком земли.

Кук был сыном бедного крестьянина, начал свой путь простым юнгой и достиг всемирной славы, благодаря своей сильной воле, мужеству и пытливому уму.

Но будучи на вершине своей славы, он никогда не забывал того трудного пути, который ему пришлось пройти, он знал все нужды матросов, заботился о них и умел завоевать их любовь и преданность.

Капитан Кук был не только великим мореплавателем, но и великим человеком.




    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю