355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Михаил Меньшиков » Из писем к ближним » Текст книги (страница 15)
Из писем к ближним
  • Текст добавлен: 21 сентября 2016, 17:49

Текст книги "Из писем к ближним"


Автор книги: Михаил Меньшиков


Жанр:

   

История


сообщить о нарушении

Текущая страница: 15 (всего у книги 15 страниц)

Нам очень полезно присматриваться к стратегии своих высококультурных союзников и врагов, и не только присматриваться, но и подражать ей. В смысле машинности, в смысле железной техники, западные народы следует счесть, конечно, нашими учителями. Там на целое столетие раньше нас целые поколения воспитывались в особой психологии, навеваемой машинным складом жизни. Там сложились, может быть, инстинкты, которых нам недостает, – а именно: вера в машину, надежда на машину, любовь к машине. Возобладанием этих инстинктов объясняется такое явление в истории, как Крупп, повторенное на заводах меньшего объема, но мировой известности, как Крезо, Шнейдер, Армстронг, Виккерс, Вестингауз и пр. Мы отстали в круппо-промышленности не потому, что она нам была не нужна. Опыт нескольких последних войн показал, что эта промышленность для нас была трагически необходима, но у нас она не развилась просто по недостаточному к ней вниманию, по отсутствию той особой воспитанности, которую дает человеку машина.

Мы не заметили того колоссального факта, что в современной войне более, чем когда-нибудь, не человек создает стратегию и тактику, а его оружие – военная машина. Я писал недавно (см. "Машинная война") о летучих пулеметных командах у немцев, посаженных на автомобили. Задолго до войны уже чувствовалась громаднейшая роль пулеметов, приготовление которых очень просто и было вполне доступно нашим заводам. К сожалению, одни немцы учли во всей мере то обстоятельство, что изобилие ружей, пулеметов и артиллерии дает возможность формировать все новые и новые армии, подавляя врагов численностью на всех фронтах. По сведениям "Temps", из вполне достоверного источника, к сентябрю нынешнего года германцы довели число своих боевых частей до следующих размеров: 375 пехотных полков, 266 резервных, 29 эрзац-резервных, 350 ландверных, 122 батальона резервных бригад и их пополнений, 29 егерских резервных батальонов. Все эти части снабжены пулеметами по 12 на каждые три батальона, и сверх того сформировано 399 отдельных пулеметных взводов и 316 крепостных пулеметных взводов. Прибавьте к этому 130 полков полевой легкой артиллерии, 70 полевых артиллерийских резервных полков, 11 ланцверных пеших артиллерийских полков, 25 ландверных батарей, 391 ландштурменную пешую батарею, 316 полевых гаубичных батарей, 6 тяжелых артиллерийских полков, 26 резервных полков тяжелой артиллерии, 5 ландверных батальонов и 3 отдельные ландверные батареи тяжелой артиллерии. В глазах рябит от этих цифр, но ими далеко не исчерпывается машинность немецкой армии. Сюда следовало бы прибавить новые оружия войны, появившиеся только нынче, – а именно: взводы прожекторов, 118 взводов минометов, корпус автомобильных лодок и целый сухопутный флот бронированных автомобилей.

Я уже писал о том, какой эффект производит появление на нашем фронте автоматов, десятков тысяч пулеметов, бомбометов, минометов и пр. Одними из главных козырей войны явились, как это ни странно, простой самодвижущийся грузовик и простая мотоциклетка. Еще за два года до войны некоторые проницательные военные люди настаивали у нас на введении так называемого "трактора" для крепостной артиллерии, но по недостатку машинной воспитанности мы тогда не обратили на это должного внимания. Между тем переворот, внесенный трактором в войну, колоссален. Прежде тяжелая крепостная артиллерия оставалась все время войны на своих местах, ибо не было никаких сил передвигать ее по театру войны. Нынче такая сила явилась, – это паровой или автомобильный трактор. Он позволяет наступающей армии разоружать остающиеся в тылу армии крепости и подвозить тысячи тяжелых крепостных орудий к неприятельским позициям, чтобы громить их с сокрушительной силой. Именно это и дает до сих пор перевес германскому наступлению. Не чудовищные 42-сантиметровые "Берты", которых очень немного и которые требуют для передвижения целых поездов. "Таран", которым немцы пробивают любые крепости на пути, составлен главным образом из тысячей тяжелых крепостных орудий, подвозимых "тракторами". Тут одна сверхмашина цепляется, так сказать, за другую сверхмашину, и соединение целых полчищ таких глухонемых кавалькад дает удар невообразимой силы.

Менее грандиозна, конечно, служба другой – уже маленькой машины мотоциклетки, но именно молниеносности ее армия обязана службой связи, столь важной для управления нынешними гигантскими армиями. Мотоциклетка оказалась машиной в некоторых отношениях более боевой, чем древний друг человека – лошадь. При фронте армий, растянутых на сотни верст, никакая кавалерийская лошадь, даже казачья, не в состоянии работать с тою же неутомимостью и быстротой, как 2,5-сильная мотоциклетка в два с половиной пуда весом. Как престарелые главнокомандующие не могли бы без автомобиля объезжать свои армии, так невозможна была бы связь дивизий и корпусов без мотоциклеток. Обобщая это явление, следует твердо помнить как первую и основную заповедь современной войны: она невозможна без соответствующих машин. Как невозможно современное распространение мысли без ротационной машины, так абсолютно невозможен желанный продукт войны – победа – без великого множества военных машин.

Я привел означенные выше цифры и соображения для того лишь, чтобы осветить главное правило войны: "сначала накопление сил, затем – удар". Вы видите, в чем особенно необходимо накопление. Оно необходимо не столько в людях, сколько в машинах. При прежнем крайне простом оружии единицей армии считался солдат ("штык" или "сабля"). Но теперь эта единица решительно ничего не говорит. К каждой живой единице непременно должен показываться сложный машинный коэффициент, в который входило бы относительное количество ружейного, пулеметного, орудийного и пр. металла, который данный человек в состоянии выпустить в минуту времени. Пока нет такого коэффициента, совершенно меняющего значение боевой единицы, нет никакой возможности судить об относительной силе армий. Одно ясно, что сила удара зависит от массы накопления этих коэффициентов. Будемте же в эти темные зимние дни и ночи, недоедая и недосыпая, напрягая все усилия до крайности, увеличивать и накоплять машинный коэффициент войны.

Михаил Осипович Меньшиков

ИЗ ПИСЕМ К БЛИЖНИМ

Редактор О. А. Бобраков Редактор (литературный) В. В. Квятковская Художественный редактор А. Н. Жданов Технический редактор М. В. Федорова

Корректор Н. М. Ретунская

ИБ № 4283

Сдано в набор 18.12.90. Подписано в печать 21.03.91. Формат 84ХЮ8/з2. Бумага тип. № 2. Гари. обыкн. новая. Печать высокая. Печ. л. 7. Усл. печ. л. 11,76. Усл. кр.-отт. 12,18. Уч.-изд. л. 11,65. Изд. № 1/6388. Тираж 26

000 экз. Зак. 199. Цена 2 р.

Воениздат, 103160, Москва, К.-160. 1-я типография Воениздата. 103006,

Москва, К-6, проезд Скворцова-Степанова, дом 3.

Михаил Осипович Меньшиков (1859-1918) проявил склонность к литературе еще в семидесятых годах прошлого века, когда обучался в Кронштадтском техническом училище. Выйдя в отставку в чине штабс-капитана, он публикует статьи в "Кронштадтском вестнике", петербургских журналах, в газете "Неделя". С 1900 года Меньшиков фактически заведовал "Неделей", печатался в газете "Русь", журнале "Русская мысль". Его литературно-критические и мировоззренческие статьи получили высокие оценки Лескова, Толстого, Чехова и других знаменитых современников, с многими из которых Меньшиков был близко знаком и сотрудничал. С 1901 года Михаил Осипович работал в газете А.С. Суворина "Новое время", где еженедельно публиковал по три четыре статьи, затем он выпускал их отдельными журнально-дневниковыми книжками под названием "Письма к ближним". Острый характер статей определялся общественно-политическим идеалом автора крепкая власть с парламентским представительством и определенными конституционными свободами, способная защитить традиционные ценности России и оздоровить народную жизнь. Эта позиция вызывала крайнее раздражение как левой, революционной, так и ультраправой прессы

С марта 1917 года Меньшиков не смог более работать в "Новом времени", т.к. газета стала испытывать сильное давление "слева". Зиму 1917/1918 года Меньшиков с семьей провел в Валдае, где в первые месяцы новой власти работал конторским служащим. 20 сентября 1918 года известный русский журналист был расстрелян без суда и следствия выездной группой ЧК на берегу Валдайского озера напротив знаменитого Иверского монастыря.

1 И я ищу разгадку

этой неведомой тайны слова

в небе черном и пустом,

где плавает лишь одна бледная звезда (фр.).

2 Старая добрая Англия (англ.).

3 Выскочки (фр.).

4 Вечный двигатель (лат.).

5 Человек сможет все, что он захочет (нем.).

6 В единении – сила (фр.)

7 К роману Поленца "Крестьянин".

8 Городу (Риму) и миру (т. е. всему миру, для общего сведения) (лат.).

9 "Пошлость восторжествует!" (фр.)

10 Lobells Jahrbuch. 1902.

11 См.: Полмиллиарда в опасности // Новое Время. № 10530.

12 Ясно как день, это проще простого (фр-).

13 Пур-буары (фр.) – чаевые.

14 "Кто есть кто в Америке" (англ.).

15 Делайте деньги (англ.).

16 Война всех против всех (лат.).

17 Томас Карлейль. Теперь и прежде (Past and Present)/ Пер. Н. Горбова. М., 1906.

18 Заранее, наперед (судить, утверждать) (лат.).

19 См.: Можем ли мы выдержать большую войну? // Вестник Русской Конницы. 1910. Январь.

20 Дерьмовый народ (нем.).

21 Будущее Германии (нем.).

22 Это тоже прекрасный художественный журнал, но ежемесячный – для любителей искусства и старины.

23 Сама по себе (нем.).

24 Кого Юпитер хочет погубить, того лишает разума (лат.). 185

25 Путешественник, первопроходец (нем.).

26 Быть под постоянным наблюдением, быть на страже (фр.).

27 Война на истощение (фр.).


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю