Текст книги "Вестники смерти: лазутчики древней Индии"
Автор книги: Михаил Алексеев
Жанры:
История
,сообщить о нарушении
Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)
Вообще тайные агенты должны были быть готовы воспользоваться малейшей возможностью, чтобы пырнуть правителя кинжалом или подсыпать в его кубок смертельного яда. В "Артхашастре" на этот счет говорится: "В тех местах, где государь сам смотрит на представление, там, где он веселится во время процессии или на воде, во время чтения хвалебных гимнов и т.д., при совершении обрядов и жертвоприношений, во время празднеств, во время церемоний, совершаемых для благополучия рожениц, в честь усопших или для предотвращения болезней, в случаях общей радости, скорби и опасности; там, где государь, полный доверия, беспечно идет на празднество своих людей, там, где его телохранители не присутствуют постоянно, в ненастную погоду или при больших скоплениях народа; в случае, если он заблудится, явится на пожар или окажется в безлюдном месте, – шпионы могут умертвить его ..., подступая к нему, завлекая его одеждами, украшениями, венками, ложем, сидением, остатками опьяняющих напитков и еды или музыкальными инструментами, на которых они играют. Они должны действовать вместе со шпионами, подосланными ранее к врагу".
Кроме того, шпионы должны были подготавливать нападения на царя в тех местах вне дворца, где он появлялся довольно регулярно, например, в местах пребывания святых волшебников, аскетов или священных деревьев, святилищ и изображений божеств. Через специально подготовленные тайные двери и подземные ходы они подбирались к правителю и наносили ему разящий удар в спину.
Яд – оружие убийцы
Пожалуй, среди всех видов оружия нет более согласующегося с профессией шпиона, чем яд. Древние индусы знали сотни ядов способных умертвить, усыпить врага или вызвать у него тяжелую болезнь. Применению ядов в «Артхашастре» уделено огромное внимание. Познакомим читателей с некоторыми экзотичными рецептами.
"Артхашастра" сообщает состав многих ядов, способных мгновенно умертвить человека. Так среди них фигурируют такие препараты как 1) порошок, изготовленный из (кожи) пестрой лягушки, мочи и испражнений, куропатки, 5 предметов, принадлежащих растению куштха, стоножки, 2) яд скорпиона, 3) яд "от известной породы червей", 4) яд из "растений с сотней корней" (Phyalis flexuosa), 5) порошок из чеснока, из ящерицы, живущей в дровах, 6) порошок из домашней ящерицы, ужа, червя криканака, "вонючегочервя", и "яда, убивающего коров". Все эти вещества, смешанные с соком бхаллатака (род чернильного дерева – Semecarpus anacardium)и авалгука(Vernonia anthelminthica) убивают в одно мгновение. В "Артхашастре" говорится, что не менее ядовит и дым, выделяющийся при сжигании этих "дьявольских смесей". Трактат также утверждает, что если "сжигать любое из указанных насекомых вместе с черной змеей и растением приянгу (род проса – Panicum italicum), то эта смесь спо-собствует иссыханию тела или, как говорят, убивает на месте".
Вообще, применение ядовитых дымов было в Индии довольно популярно, особенно при столкновении с большим вражеским отрядом. Так, согласно "Артхашастре", дымы от стовидной грязи, от яда скорпиона, от средства для отравления лошадей, от растения катутумби (вид горькой тыквы или огурца) и от рыб в смеси с дымом от растений мадана (род колючей яблони – Phaseolus radiatus), кодрава (Paspalum scrobiculatum), от стеблей растения, дающего касторовое масло, или палаша, умерщвляют все на своем пути.
Дым аналогичного действия можно было получить и из мочи и испражнений голубей, лягушек, хищников, слонов, людей и свиней, железного купороса, растения хингу (Asa foatida), отрубей, кусочков стеблей и зерен ячменя, семян хлопкового растения, горного жасмина и кошатаки (Luffa pentandre), корней растений гомутрика (букв. "коровья моча"; вид красного растения тамбуду) и бханда (бханди; Rubia munjista или Hydrocotyle asiatica), а также из истолченных растений нимба (Nimba meria), шигхру (род морского растения – Moringa pterygosperma или Hyperanthera morunga), пханирджака (род травы, считающейся священной среди вишнуитов), акшиба (Careya arborea или Salvadora persica) и пилука (Salvadora persica), из кожи змей и самок карпов, порошка из ногтей и бивней слонов в соединении с дымом, полученным от сжигания стеблей мадана и кодрава, и со стеблями от растения, дающего касторовое масло, и растения палаша.
Индийским киллерам были знакомы и методы "отсроченной смерти", вызываемой применением особых, медленно действующих ядов. Так, корни растения дхамаргава и ятудхана (неизвестный вид растения), смешанные с порош-ком из цветов бхаллатака, вызывают смерть через полмесяца после приема. Корень растения вьягхатака (Luffa foetida), смешанный с порошком из цветов бхаллатака и соединенный с препаратом из указанных насекомых, убивает через месяц. Причем, трактат подчеркивает, что даже ничтожной дозы этих ядов вполне достаточно, чтобы умертвить человека. В больших же количествах они способны свалить осла, лошадь, верблюда и даже слона.
Помимо смертоносных отравляющих веществ в "Артхашастре" описаны ослепляющие ядовитые дымы, разного рода опьяняющие вещества, яды, вызывающие различные болезни, и т.д.
В завершение разговора о ядах стоит упомянуть о способах их применения. На этот счет в "Артхашастре" говорится следующее: "Их следует вводить в тело врага или в предметы его потребления, пользуясь для этого услугами женщин и мужчин, знакомых с этим делом, варварского происхождения, имеющих вид горбатых, карликов, уродов, глухих, немых, слабоумных или слепых. Место применения яда, одежда отравителя, его образ действий и вместилище яда не должны возбуждать подозрения".
Шпионская магия
На фоне здорового цинизма в религиозных вопросах, когда священникам рекомендовалось использовать обман для поддержания веры в людях и
увеличения даров и жертвоприношений, кажется странным, что индийские киллеры большое внимание уделяли различным колдовским обрядам и церемониям. Тем не менее, в "Артхашастре" таких магических процедур описано несколько десятков.
Например, для умерщвления врага рекомендовалось закопать на три месяца в землю сосуд, имеющий форму верблюда, в который нужно было положить ящерицу вместе с красными и бе-лыми горчичными семенами. Затем его должен был извлечь человека, осужденный на смерть. Индусы верили, что эта ящерица способна умертвить все, на что посмотрит. Точно также можно было использовать и черную змею.
Приведем еще некоторые рекомендации: "Если молния зажжет древесный уголь, который не пылает, и если его разжечь при помощи дров, также зажженных молнией, то огонь от этого, будучи применяем в жертвоприношениях в честь Рудры (божество грома, которое в ведическую эпоху было тесно связано с Индрой, а позднее стало отождествляться с Шивой) во время созвездий Криттика (название 3-го лунного созвездия, состоящего из 6 звезд – Плеяды) и Бхарани (название 7-го лунного созвездия, состоящего из 3 звезд) и употребленный против врага, неотразим".
Индийским шпионам были знакомы тайны различных препаратов, позволяющих притуплять чувство голода и жажды, снимать усталость и восстанавливать силы, и т.д. Наряду с этими, вполне реальными рецептами, встречаются вещи и весьма экзотичные, например, средство для разбивания цепей: "Если мелко растолочь мускусную крысу, трясогузку и насекомое, вызывающее чесотку, и (приготовленный таким образом порошок) смешать с лошадиной мочой, то получается средство для разбивания цепей".
Не менее оригинально выглядят и рецепты волшебной невидимости. Вот один из них: "После трехдневного поста, в день созвездия Пушья, следует приготовить порошок из глаз собаки, кошек, сов и летучих собак двояким образом (т.е. из правых и из левых глаз отдельно). Затем следует натереть глаза (таким порошком) надлежащим образом. Сделавший это получит способность двигаться невидимым и без тени".
Помимо всяческих "алхимических" действ, индийские "воины ночи" использовали и различные заклинания, якобы делавшие шпиона невидимым для
вражеских глаз. В "Артхашастре" одно из них выглядит следующим образом:"Я восхваляю Вали, сына Вирочаны, Шамбару, обладающего сотней разных колдовских средств, а также Бхандирапаку, Нараку, Кумбху и Никумбху.Я восхваляю Девалу, Нараду, и восхваляю Саварнигалаву. При их помощи я погружаю себя в глубокий сон. Подобно тому как спят удавы и как спят чамукхалы (?) – так пусть спят и люди, все любопытные в данном селении. Я проникну в этот дом с тысячью разной утвари и с сотней повозок. Пусть остается в покое вся утварь.Привязав своры собак, совершив поклонение Ману, а также божествам в мире богов, брахманам в мире людей, великим волшебникам и аскетам с горы Кайласы, – всем, кто имеет способность достигать цели, – я поверг тебя в великий сон. Когда я приближаюсь, – пусть удаляются толпы людей. Алите, Валите, Манаве сваха".
Этими колдовскими стихами, согласно "Артхашастре", следует пользоваться так: "После трехдневного поста, в 14-й день темной половины месяца, когда созвездие Пушья находится в противостоянии, следует купить у женщины (смешанной касты) швапака кусок мяса землеройки, (которым питаются люди указанной касты). Этот кусок вместе с бобами следует положить в корзинку из камыша и закопать на месте сожжения, которое не было осквернено. На следующий 14-й день (закопанное) следует вынуть, заставить молодую девушку приготовить из этого муку, а из последней – пилюли". Если над одной из этих пилюль прочесть вышеуказанное заклинание и бросить ее в определенное место, все находящиеся в доме, куда должен прокрасться шпион, будут по-вергнуты в сон.
При чтении такого выдающегося наставления по шпионажу как "Артхашастра" нельзя не поразиться полноте освещения предмета. Здесь и рекомендации по отбору шпионов, и описания способов проверки честности и преданности собственных чиновников, меры по тайному разрушению враждебных союзов, способы устранения неугодных элементов, яды, заклинания и т. д и т.п.
Сравнение "Артхашастры", например, со знаменитой "энциклопедией" нин-дзюцу "Бансэнсюкай", показывает, что древнеиндийский памятник мало в чем уступает выдающемуся произведению японских "невидимок", а кое в чем даже превосходит его, будучи при этом на целых полторы тысячи лет старше!
Вместе с тем, индийское искусство шпионажа остается практически неизвестным широкому читателю. Хочется надеяться, что настоящая публикация послужит отправной точкой в исследовании его истории, теории и практики.