Текст книги "Отрок и гувернантка"
Автор книги: Михаил Окунь
сообщить о нарушении
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
Михаил Окунь
Отрок и гувернантка
Дело Маргариты Жюжан
В ночь с 17 на 18 апреля 1878 года в Петербурге скончался восемнадцатилетний юноша Николай Познанский. Проведенная экспертиза установила наступление смерти от отравления.
Николай в последнее время был болен, находился на постельном режиме. Уход за ним осуществлялся гувернанткой Маргаритой Жюжан. На нее и пало подозрение в отравлении, когда в одной из склянок из-под лекарства были обнаружены признаки морфия. Более того, эта склянка была опознана как та самая, из которой Познанский в последний раз перед смертью принял лекарство из рук гувернантки. Жюжан этого не отрицала, однако вины в отравлении не признавала.
Следствие добавило еще несколько улик, но все они были косвенными и не носили характера прямого доказательства вины гувернантки. Несмотря на зыбкость обвинения, дело было передано в Санкт-Петербургский окружной суд, где и рассматривалось 6–8 ноября 1878 года.
Экзальтированная француженка
Французская подданная Маргарита Жюжан поступила в качестве гувернантки к детям Познанских в августе 1873 года. Николаю в то время было 13 лет.
Нужно заметить, что женщины подобного рода во второй половине позапрошлого века наводнили Российскую империю и в особенности ее столицу Санкт-Петербург (трудно сейчас представить, что не мы рвались к ним, а они к нам). Приезжие искательницы мест преподавали французский, служили в богатых домах гувернантками, компаньонками, чтицами, приказчицами в модных магазинах. Обладая хоть мало-мальским голосом, появлялись на театральных подмостках. В конце концов, не гнушались работой в многочисленных публичных домах – в то время иностранок в них подвязалось немало, были даже экзотические мулатки и японки.
Вскоре Маргарита стала своей в семье жандармского полковника Познанского. Больше всего она уделяла внимания его сыну Николаю – мальчику замкнутому, скрытному, ленивому в учёбе. Со временем отношение Николая к гувернантке стало доверительным. В конце концов однажды она поведала юноше историю своей «разбитой жизни» (у старых дев, каковой являлась Жюжан, всегда имелся в запасе подобный «роман»). Мальчик отнесся «с полным негодованием к виновнику ее несчастья, обещая отомстить за нее и заменить ей брата». После этого экзальтированная гувернантка еще больше привязалась к своему подопечному.
«Органический порок»
Между тем на процессе всплыло одно немаловажное обстоятельство. По показаниям семейного врача, а также отца и младшего брата покойного, Алексея, Николай Познанский страдал неким «органическим пороком», который мешал его физическому сближению с женщинами, делая половую связь вообще невозможной. Что это был за «порок», мы не знаем, прямым текстом он, естественно, не был назван. Однако, по свидетельским показаниям горничной, Николай однажды якобы оторвал перед у своей рубашки, «желая скрыть следы полового сношения с подсудимой». С другой стороны, вспоминали, что после получения рубашки из стирки он обвинял в ее порче прачку. То есть полной ясности тут не было.
Донос
За некоторое время до смерти сына отец Николая, полковник Познанский, получает уведомление из 3-его отделения (то есть от своего непосредственного начальства) о доносе, поступившем на его старшего отпрыска. В нем утверждалось, что Николай со своими сверстниками уже три месяца занимается «приготовлением какого-то страшного яда». (В доме имелся химический шкаф).
Дело было серьезным: донос затрагивал честь семьи и вполне мог повредить служебной карьере полковника. Глава семейства почему-то решает, что автором анонимки является гувернантка.
Впоследствии графологическая экспертиза, сличившая почерк М. Жюжан и тот, к
...
конец ознакомительного фрагмента