355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Майкл Диллард » Душа Сурака » Текст книги (страница 10)
Душа Сурака
  • Текст добавлен: 26 сентября 2016, 09:11

Текст книги "Душа Сурака"


Автор книги: Майкл Диллард



сообщить о нарушении

Текущая страница: 10 (всего у книги 10 страниц)

Прибытие вулканского корабля тоже не решит проблему. Без сомнения, они смогут генерировать электромагнитный импульс достаточной силы, чтобы уничтожить Странника – но Т'Пол не считала это выходом, и сомневалась, что вулканцы согласятся на это.

Странно, но память упорно возвращала её к давнему инциденту с Джоссеном и к прослушанной когда-то лекции адепта Колинара Склара о самозащите и мире. Т'Пол не верила ни в интуицию, ни в подсознание; вулканцы были приучены держать всё в сознании, не позволяя ничему быть скрытым. Интуиция же была термином землян, чей недостаточно дисциплинированный ум не позволял им понять, что их "озарения" есть не что иное, как результат логического мышления.

По крайней мере, Т'Пол всегда так думала. И всё же перед глазами вновь и вновь вставал образ, виденный в старых, двухсотлетней давности земных видеороликах: невысокий худощавый человек в очках, одетый в простой белый плащ. Ганди-джи – так называли его почитатели. Пожилой, тщедушный смуглый человек улыбался толпе, забрасывающей его цветами и называвшей его бапу – отец.

Не так ли древние вулканцы, привыкшие давать волю своим чувствам, приветствовали Сурака?

Где-то там, в проповедях Ганди, был ключ к решению проблемы Странника. Т'Пол интуитивно чувствовала это, хотя разум её восставал против такого восприятия.

Будь это так, я смогла бы найти логическое объяснение, почему я этому верю. Пока же мне это не удалось. Следовательно, ход моих мыслей неправилен.

Всё же образ Ганди неотступно стоял у неё перед глазами.

Размышления её были прерваны шипением открывающихся дверей. Она тотчас открыла глаза.

В дверях стояло мёртвое тело лейтенанта Меир – в неестественной позе, с завалившейся на бок головой… и с фазерной винтовкой в руках. Меир стала поворачиваться, пока не очутилась лицом к капитану и коммандеру Такеру. Тут она подняла винтовку и прицелилась в электрический пистолет в руке у дремлющего инженера.

Острый глаз Т'Пол разглядел, что винтовка настроена на убойную мощность.

– Коммандер! – Бросившись к Такеру, вулканка успела толкнуть его в бок. Проснувшийся инженер инстинктивно вскочил и поднял руку с пистолетом.

Меир выстрелила.

Уклоняясь от смертоносного луча, Трип метнулся в сторону и открыл ответный огонь.

Электрический луч попал Меир прямо в грудь. Тело её вспыхнуло ослепительным бело-голубым сиянием. Конвульсивно дёрнувшись, она уронила винтовку и упала; из её тела, словно душа, покидающая умершего, появился Странник. Он снова судорожно замерцал и исчез.

В тот же миг из фазерной винтовки вырвался луч и ударил Трипу в руку. Инженер с криком рухнул на колени и завалился на бок. Электрический пистолет испарился в ослепительной вспышке, оставив после себя лишь запах горелого металла.

Проснувшиеся капитан и лейтенант Рид кинулись к другу. С другой стороны подбежал доктор Флокс. Остальные также проснулись, и в отсеке сразу стало шумно.

– Трип, ты в порядке? Скорее, доктор, ради Бога…

– Боже, коммандер…

– Это Меир! Она мертва!

Стоны Такера ещё усилили общую суматоху. Т'Пол отступила, давая доктору возможность осмотреть инженера, но всё же стояла достаточно близко, чтобы разглядеть рану: указательный, средний и безымянный пальцы инженера срезало до первого сустава, как ножом. Удар током, полученный, когда он выстрелил из пистолета, заставил его выронить оружие – и Странник прицелился точно, чтобы уничтожить лишь оружие, а не потенциальную пищу.

С искажённым от волнения и ярости лицом Арчер склонился над коммандером.

– Вы можете ему помочь? – спросил он Флокса.

Доктор отозвался не менее взволнованно и не слишком обнадёживающе.

– У него шок. Ему срочно необходимо обезболивающее и антисептика для этих ожогов. Если бы можно было перенести его в медотсек, или хотя бы достать лекарство…

Он ещё не договорил, когда Арчер направился к дверям отсека; они отворились в тёмное, душное пространство коридора. Вернувшись к Флоксу, капитан сообщил доктору, глядя на продолжавшего стонать Такера:

– Мы в ловушке. Странник позаботился, чтобы мы отсюда не ушли.

– Чёрт… будь он проклят… – выругался коммандер сквозь зубы. – Он уничтожил прибор…

Т'Пол пожалела, что не может научить коммандера Такера искусству подавлять боль. Её самой понадобились годы, чтобы овладеть этим умением; обучить ему инженера за несколько минут нечего было и думать.

– Шаттл, – неожиданно сказал Флокс. – Там должен быть медицинский комплект для первой помощи.

Арчер поглядел на склонившегося рядом с ним Рида. Вид у лейтенанта был не лучше, чем у Такера.

– Как по-вашему, лейтенант, найдутся в шаттле детали, чтобы из них можно было изготовить ещё один электропистолет?

– Я могу поискать, сэр, – ответил Рид не слишком уверенно.

– Так поищите, – приказал Арчер и обратился к Хоши и Т'Пол. – А мы пока поищем в шаттле воду и пайки. Странник не единственный, кто проголодался.

К счастью, в шаттле нашлись необходимые Трипу медикаменты, а энсин Сато воспользовалась беспомощностью Странника, чтобы снова выйти на связь со Звёздным Флотом. Вулканский корабль "Сатар", направлявшийся к ним на помощь, сообщил, что прибудет через восемь с половиной часов; Сато в ответном послании сообщила о природе Странника и его непереносимости к электричеству.

Все подкрепились найдёнными пайками, и вновь наступило томительное ожидание.

T'пол могла лишь предполагать, как скоро Странник придёт в себя; но в одном она не сомневалась: электрическая энергия, полученная Странником из сконструированного коммандером Такером оружия, была не та, что требовалась энергосуществу для поддержания жизнедеятельности. К этому времени Странник должен проголодаться – сильно проголодаться, если то, какими темпами и в каких количествах он поглощал свою пищу до сих пор, о чём-то говорит. Как только он придёт в себя, то сразу же вернётся – и уже не будет просто ждать.

Она подумала о множестве мёртвых оани, сидящих со скрещенными ногами в вестибюле медицинского центра. Может, их тоже пригнал туда Странник; может, сидя там, они терпеливо ждали смерти, не желая причинить вреда тому, кто, как они полагали, хотел им помочь.

И вновь перед глазами возник образ Ганди. Заинтригованная игрой собственного ума, Т'Пол поднялась и направилась к Малкольму Риду. Сидя у стены, лейтенант возился с деталями и проводами, вынутыми из шаттла. Судя по выражению его лица, результаты были не слишком обнадёживающими. Опустившись рядом на корточки, Т'Пол заговорила – тихо, чтобы не разбудить спящих поблизости.

– Лейтенант.

От неожиданности Рид вздрогнул.

– Субкоммандер, – сказал он, не скрывая удивления. – Я могу вам чем-нибудь помочь?

– Надеюсь, я вам не помешала?

Рид с отвращением взглянул на детали, с которыми возился.

– Невозможно помешать тому, что всё равно не получается. То, что может заставить эту штуку работать, находится в инженерной. Но попробуй я добраться туда – скорее всего, задохнусь по дороге. А не попробую – Странник так или иначе нас всех убьёт. – Он поднял голову и, сообразив, что Т'Пол всё ещё ожидает ответа, сказал. – Нет, нет, вы не помешали. Вы что-то хотели спросить?

При мысли о том, что она собирается сделать, Т'Пол почувствовала неловкость, но деваться было некуда. Единственным способом получить ответ на интересующий её вопрос было то, что земляне называли "завести разговор". Понимала она и то, что причина, побудившая её к этому, была подозрительно сродни интуиции.

– Лейтенант, – повторила она. – Вы родом из Великобритании. Вероятно, вам известно о таком общественном лидере двадцатого века – Ганди.

– Да, – отвечал Рид. – Это был великий человек. – Пауза. – Убеждённый пацифист, вроде вашего Сурака. Он исповедовал принцип сатьяграха – пассивного сопротивления в борьбе с несправедливостью. Что вы хотите узнать о нём?

Т'Пол ответила не сразу. До этого мига она не представляла, что именно собирается спросить, но теперь нужные слова нашлись сами собой.

– Я знаю, что он использовал ненасильственную форму протеста, чтобы вынудить британцев дать Индии независимость.

– Верно, – кивнул Рид. – Этой частью истории своего народа мне гордиться не приходится. К счастью, мой народ со временем осознал несправедливость колониализма.

– Я хотела бы знать, каким образом, не прибегая к насильственному сопротивлению, Ганди и его последователи вынудили колонизаторов покинуть Индию. Почему британцы в конце концов отступили?

Рид нахмурился.

– Поначалу колонизаторы – британцы – думали, что достаточно открыть по толпе огонь, чтобы разогнать её. Но индийцы не разбегались и не отступали. Более того: как только кто-нибудь из них падал, на его или её место тут же вставал другой. Они просто шли и шли… так что британцы оказались перед выбором: либо отступить, либо устроить бойню.

Перед глазами Т'Пол возникла картина: индийцы в белых одеждах плечом к плечу идут на британских солдат – так много индийцев, что всех убить невозможно… Затем индийцы превратились в оани, сидящих со скрещенными ногами на полу. Но эти оани не были мертвы; их тёмные, лучистые глаза были открыты, и они держались за руки.

Вот он, выход – ещё проще, чем электричество.

Её не хотелось быть невежливой с лейтенантом Ридом, но медлить было нельзя. Позднее, когда будет время, она принесёт извинения. Теперь же Т'Пол поднялась, не извинившись, повернулась к нему спиной и направилась к капитану, который дремал, сидя у стены.

– Капитан, – настойчиво произнесла она.

Ослабевший от голода Странник вновь появился в дальнем углу отсека, у дверей шлюзовой камеры. Искристый, сине-зелёный, он стал медленно надвигаться на людей – точно море, надвигающееся на берег во время прилива.

Перед ним была команда "Энтерпрайза".

Люди сидели на полу двумя большими полукругами, скрестив ноги; каждый держал за руки двух других, сидящих слева и справа. В центре одного полукруга раненый коммандер Трип покоился на коленях своих товарищей. Одной из них была Т'Пол; когда Странник подступил совсем близко, она заговорила.

– Ты не можешь забрать кого-то одного из нас. Тебе придётся убить всех сразу – или никого.

В ответ Странник приблизился, пока край его не оказался в каком-то дюйме от последнего сидящих в первом полукруге – лейтенанта Рида, вызвавшегося быть крайним. Рид поднял голову и вызывающе взглянул на Странника.

– Мы разумны, – произнёс он. – Как Т'Пол. Как ты. Мы не мясо, чтобы нас можно было есть. И оани тоже были разумными.

Мгновение Странник колебался – было ли это вызвано словами Рида, Т'Пол не могла сказать – а затем медленно двинулся к лейтенанту. Край энергетического существа вытянулся, словно ложноножка амёбы, и охватил Рида. Лейтенант вздрогнул, зажмурился и, стиснув зубы, крепче сжал руку сидевшего рядом. Тело его засветилось фосфоресцирующим сине-зелёным светом…

Глава 11

А затем свет стремительно побежал по живой цепочке, постепенно угасая, и достигнув женщины на другом конце полукруга, угас окончательно.

Т'Пол, на чьих коленях покоилась голова коммандера Такера, сидела в середине полукруга. Когда свет дошёл до вулканки, она почувствовала слабый удар статического электричества и едва ощутимое головокружение, которое тотчас прошло.

Затем прозрачный сгусток синего света вырвался из солнечного сплетения Рида. Лейтенант охнул, открыл глаза и в изумлении уставился на то, что осталось от энергетического существа.

Сидевший рядом с Т'Пол Арчер, на коленях у которого лежал Такер, громко заговорил:

– Мы никогда не хотели тебе ничего плохого, но ты пытался уничтожить нас – и Т'Пол, хотя говорил, что ей ты никогда не причинишь вреда. – Капитан повернулся к вулканке и тихо спросил. – Он отвечает?

– Нет, капитан, – покачала головой Т'Пол. Она не была уверена, что Странник может ответить; но хотела бы она знать, о чём он сейчас думает.

Арчер стоял перед открытым люком гондолы в казавшемся теперь непривычно тихом отсеке шаттлов. При виде вошедшей Хоши губы капитана тронула лёгкая улыбка.

Вулканский корабль отбыл несколько часов назад, унося в специально оборудованном отсеке вконец ослабевшего Странника. Вулканский инженер заверил земного капитана, что они найдут способ обеспечить Страннику необходимую энергию из механического источника и не выпустят его, пока не приучат добывать себе питание из этого источника, а не из гуманоидов.

Арчер отнюдь не был уверен, что этот день когда-нибудь настанет – или что будет справедливо, если он настанет. Но он был благодарен вулканцам, избавившим его от Странника; и к тому же слишком рад, что его кораблю, его людям, его планете больше не угрожает опасность, чтобы спорить. Жизнь на корабле возвращалась в нормальное русло. Трип Такер всё ещё оставался в медотсеке, пока его сожжённые пальцы не будут полностью регенерированы; сам же Арчер благодаря стараниям доктора Флокса избавился от головной боли и вызвавшей её сотрясения.

Более всего капитана радовала победа над Странником. И не только потому, что они спаслись от неминуемой гибели и отомстили за гибель оани. То, как все они стали единым целым – так просто и в то же время так значимо – оставило в душе капитана глубокий след.

К тому же идея взяться за руки и образовать живую цепочку принадлежала – кто бы мог подумать! – Т'Пол, для которой, как и для всякого вулканца, любой физический контакт с землянами был почти болезненным. Потом она объяснила, что её вдохновила философия пассивного сопротивления земного лидера Ганди. То, что она решилась прикоснуться к землянам – признав к тому же, что руководствовалась интуицией и примером землянина, да ещё сказав о своём уважении к нему…

А ещё говорят, чудес не бывает, подумал Арчер.

И даже её отказ носить оружие Арчер теперь воспринимал по-другому. Всё фазеры в мире, равно как и самодельные устройства, оказались бессильны против Странника. Не оружие спасло их, а единение. Разумеется, это не значило, что Арчер сам готов был заделаться пацифистом; доведись ему столкнуться с оравой клингонов – и он первым схватился бы за фазер. Но весь его гнев на Т'Пол за её отказ носить оружие бесследно улетучился.

Если бы только оани могли знать…

По крайней мере, шикедане теперь знают правду. Как и тот таинственный путешественник, который повстречался со Странником и был убеждён им, что оани умирают от вируса. Вулканцы связались с шикеданами и позаботились, чтобы все они – включая путешественника, вернувшегося, вопреки уверениям Странника, на родную планету – узнали правду.

Подойдя к Арчеру, Хоши показала ему табличку. Она была изготовлена из блестящего сланца, доставленного с планеты Оан, вокруг которой "Энтерпрайз" теперь снова вращался по орбите.

– Красиво, – сказал Арчер. Камню оставили неправильную форму, но поверхность его отполировали до блеска. На ней были выгравированы несколько строк на незнакомом языке. Ниже шёл текст на английском.

В память народа оани

Уничтоженного существом, называющим себя Странник.

Да живёт любовь этого народа к миру в сердцах других.

– Сверху то же самое, только на языке оани, – печально улыбнулась Хоши. Она помолчала. – Я полностью скопировала их исторические записи в наш компьютер. Но думаю, надо бы оставить диск с записями и возле обелиска.

– Вы отлично поработали, лейтенант, – тепло произнёс Арчер.

Пока они разговаривали, в отсеке появились лейтенант Рид и Т'Пол. Рид вошёл первым и посторонился у дверей, пропуская вулканку. Ни от его взгляда, ни от взгляда Арчера не ускользнуло, что на поясе у субкоммандера висит фазер.

Арчер знаком предложил Хоши и Риду войти в шаттл, а затем подчёркнуто устремил взгляд на пояс вулканки.

– Что это? – негромко спросил он, указывая подбородком на фазер. Капитан произнёс это добродушно, но с интересом; в конце концов, ему не хотелось после всего, что произошло, ставить её в неловкое положение.

Её ответный взгляд был совершенно спокоен; всё же капитану показалось, что под маской невозмутимости кроется добродушная усмешка.

– Это фазер, сэр.

– Это я вижу, субкоммандер. Просто…

– Я пересмотрела свои взгляды на самозащиту, сэр, – перестав делать вид, что она не понимает, в чём дело, сказала Т'Пол. – Я по-прежнему убеждена, что применения силы следует избегать любой ценой, но всё же есть ситуации, когда оно необходимо.

– Не будет ли слишком бесцеремонным, если я спрошу, что вызвало такую перемену? Сдаётся мне, вы показали прекрасный пример, чего можно добиться ненасильственным сопротивлением.

Т'Пол ответила не сразу.

– Оани, капитан. Энсин Сато сказала, что они не желали убивать даже вирусы. Это навело меня на мысль, что правильная идея может стать ошибочной – если следовать ей, не зная меры. – Она отвела глаза – но больше, чем на миг, и продолжала с едва уловимой неохотой. – Это не стоило гибели их цивилизации. И так же не стоит позволять Страннику уничтожить земную цивилизацию – или любую другую. Это просто случайность – что его удалось так одолеть.

Арчер кивнул.

– Я хочу, чтобы вы знали, Т'Пол: каково бы ни было ваше решение, я уважаю его.

– Благодарю вас, сэр.

– Идёмте. – Арчер кивнул на открытый люк. – Поставим оани памятник, которого они заслуживают. Думаю, вы одобрите обелиск, который придумала Хоши.

Т'Пол вошла в шаттл. Арчер последовал за ней. Люк закрылся.

Открылись двери шлюза, и, отделившись от корабля, шаттл снова взял курс на зелёно-голубую планету.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю