355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Марина Гордеева » Питер Пауль Рубенс » Текст книги (страница 2)
Питер Пауль Рубенс
  • Текст добавлен: 29 мая 2017, 16:01

Текст книги "Питер Пауль Рубенс"


Автор книги: Марина Гордеева



сообщить о нарушении

Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)

Лица фламандцев

Обаяние живописного языка Рубенса раскрывается в портретах зрелого периода, занимающих важное место в искусстве XVII века. Создавая произведения этого жанра, он выступает продолжателем традиций Высокого Возрождения. Художник, как правило, ограничивается только рамками внешнего сходства и не слишком углубляется в душевные переживания моделей.

Все герои на портретах великого фламандца переполнены жизнью. Мужские и женские образы он трактовал так, как любят быть изображенными дамы: сначала красота, а потом уже сходство. В портретах живописец прекрасно передавал приметы своей эпохи и общественное положение.

Женщины, которых писал Рубенс, наделены общими чертами: прекрасный цвет лица, высокий лоб, аккуратный подбородок, широко распахнутые глаза, изящная полнота – «Портрет королевы Марии Медичи» (около 1622, Прадо, Мадрид).

К шедеврам портретного искусства мастера относится «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). С помощью легких золотистых рефлексов, прозрачных теней, холодных бликов художник передает яркое обаяние молодой жизнерадостной девушки. Рубенс обогащал характеристик)7 своих моделей за счет утверждения их общественной роли, наделял чувством собственного превосходства и высокомерной степенностью. При помощи костюма раскрывал остающиеся недосказанными нюансы.

Важное место в композиции парадного портрета играли такие детали, как поворот головы, положение фигуры в пространстве, эффектный взгляд, торжественная обстановка.

Почти не различимы принципы барочного парадного портрета в работе «Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми» (около 1636, Лувр, Париж). Здесь нет роскошных аксессуаров и дорогих пышных одежд. Вся композиция произведения проникнута безмятежным счастьем. Образы матери и ее детей полны естественной непринужденности и, благодаря этому, особой выразительной прелести. Портрет стал гимном материнству.

Противоборство человека и природы

В своем творчестве Рубенс часто обращается к теме борьбы человека и природы, сценам охоты, занимающим далеко не второстепенное место в творчестве художника. Никто не показывал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал он. Работы его предшественников обычно преследовали одну цель – продемонстрировать знание анатомического строения животного. И, если раньше зверей изображали главным образом на полотнах, посвященных библейским или мифологическим темам, то воображение Рубенса пошло намного дальше. Он создал живой мир, в котором люди и звери сражались друг с другом в стихийно возникшей схватке. Эти картины пронизаны огромным напряжением: накалены до предела страсти, возбужденные люди и животные бесстрашно и яростно набрасываются Друг на друга – «Охота на тигров и львов» (1617–1618, Музей изящных искусств, Ренн).

Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми. Около 1636
Суд Париса. Около 1635
Да сатира. 1618–1619
Туалет Венеры. 1612–1615
Генрих получает портрет Марии Медичи. 1622–1625
Охота на тигров и львов. 1617–1618

Композиции, посвященные охоте и сражениям, мастер создавал в период с 1615 по 1621, реализовывая главную цель своего искусства – изображать жизнь в ее динамичности и воплощать реальный момент, допуская некоторую долю вымысла. Работы художника не производят мрачного впечатления, не отталкивают и, как заметил один из современников, «в этом ужасе есть что-то восхитительное».

Создавая знаменитые сцены охоты, Рубенс играл на чувствах публики, заставляя ее сопереживать происходящему, а также использовал неподдельный интерес народа к экзотическим животным. Европа в XVII веке только открывала для себя мир других континентов. Лишь очень немногие воочию видели настоящих мавров, арабов, гиппопотамов, а также африканских жирафов, индийских слонов или бенгальских пиров. Рубенс был одним из тех, кто наблюдал подобную экзотику в зверинцах вельмож, на которых он работал или с которыми встречался в ходе своих дипломатических миссий…

Большинство из работ этой серии было создано мастером главным образом для развлечения высокопоставленных зрителей и знатных горожан.

Жизнь Марии Медичи

Несмотря на довольно неблагоприятную политическую ситуацию, деятельность художника на протяжении 1620-х поражает своим разнообразием. Он руководил работой граверов и живописцев в своей мастерской, оформлял книги различной тематики для издательства, делал картоны для шпалер, выполнял эскизы для скульптурных проектов и различных изделий художественных ремесел.

В 1621 Рубенс получил свой самый важный в жизни заказ, который принес ему международную славу.

В январе 1622 художник отправился в Париж, чтобы выполнить договор, заключенный с Марией Медичи – матерью Людовика XIII, – написать картины для двух галерей нового Люксембургского дворца. Одна часть полотен должна была представлять события из жизни королевы, другая – сцены, рассказывающие о правлении ее покойного супруга Генриха IV (эта часть заказа осталась не исполненной). Программа изображений четко составлялась самой королевой, а в интерпретации сюжетов, их последовательности, а также порядке размещения фигур в композиции художнику предоставлялась значительная свобода.

Исторический цикл «Жизнь Марии Медичи» (1622–1625, Лувр, Париж) является исключительным. Сохраняя достоверность в изображении героев, обстановки и костюмов, Рубенс обогатил композиции многочисленными аллегорическими и мифологическими персонажами. Так, в сцене, где Генрих IV получает портрет Марии, присутствуют два крылатых амура, олицетворяющих собой любовь и супружество. Они держат перед монархом достаточно приукрашенное изображение невесты. За всей этой сценой благосклонно наблюдают Юпитер и Юнона.

В двадцати четырех больших панно художник рассказывает о политических событиях, происшедших во Франции в начале XVII века. Каждая картина, вошедшая в серию, представляет собой самостоятельное произведение, но вместе с тем является частью общего замысла. Все полотна цикла отмечены театральностью, роскошной пышностью и декоративностью – чертами, характерными для искусства барокко. Монументальный строй композиций, эффектные архитектурные или пейзажные фоны, приподнятый колорит определяют несравненные декоративные качества картин. Для выполнения заказа живописец был вынужден привлечь своих учеников.

Смерть ангела

В середине лета 1626 счастливого и успешного художника постиг тяжелейший удар судьбы. В возрасте тридцати четырех лет, вероятно, во время эпидемии чумы, скоропостижно скончалась его горячо любимая супруга Изабелла.

Все шестнадцать лет совместной жизни она была его верной подругой, которая незаметно и скромно держалась в тени художника, поддерживая его во всех начинаниях. Изабелла родила Рубенсу троих детей: дочь Клару Серену, которая умерла в возрасте двенадцати лет, и двоих сыновей Альберта и Николоса.

Охота на крокодила и гиппопотама. 1615–1616
Коронование Марии Медичи в Сен-Дени в Париже. 1622–1625
Шубка. 1640

Смерть жены стала страшным испытанием для живописца. Он был неутешен в своем отчаянии. История сохранила для нас письмо Рубенса своему другу Пьеру Дюпюи, датированное 15 июля 1626: «Поистине я потерял превосходную подругу, которую я мог и должен был любить, потому что она не обладала никакими недостатками своего пола; она не была ни суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной, такой добродетельной, что все любили ее живую и оплакивают мертвую. Эта утрата достойна глубокого переживания, и так как единственное лекарство от всех скорбей – забвение, дитя времени, придется возложить на него всю мою надежду. Но мне будет очень трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе. Думаю, что путешествие помогло бы мне, оторвав меня от зрелища всего того, что меня окружает и роковым образом возобновляет мою боль».

После смерти Изабеллы Брант художник полностью посвятил себя дипломатии. Он посетил Англию, Францию и Испанию. Так, в 1630 многолетние усилия мастера увенчались успехом – не без его участия удалось, наконец, заключить мир между Англией и Испанией.

Новое счастье

Б 1630 Рубенс вступил в брак с шестнадцати летней ослепительно прекрасной Еленой Фоурмен, племянницей своей первой супруги. Практически сразу после свадьбы он отошел от дипломатических дел и, пресыщенный славой и почестями, переехал вместе с молодой женой в замок Стен. Последние десять лет жизни оказались самыми счастливыми для него: в семье родились пятеро детей.

Творчество мастера в этот период перешло в высшую фазу своего развития. Его восприятие мира еще более углубилось, композиции приобрели сдержанный и спокойный характер. Рубенс практически полностью обратился к изображению народной жизни, писал портреты своих близких и друзей, пейзажи окрестностей замка.

В его полотнах начали звучать интимные нотки, он все чаще изображал свою супругу, любуясь ее молодостью, женственностью, обаянием. Потрет «Шубка» (1640, Исторический музей, Вена), на котором Елена изображена обнаженной, с накинутой на плечи меховой шубкой, стал одним самых знаменитых творением мастера. Женщина, словно застигнутая врасплох, пытается скрыть свою наготу. Этот очень лиричный по своему характеру портрет был сделан художником под влиянием поздних полотен Тициана.

Портрет Елены Фоурмен. 1630–1632
Возвращение с полей. 1636–1638

Неиссякаемая мощь

После приобретения сельского поместья Шато де Стен, расположенного в тридцати километрах к югу or Антверпена, Рубенс обратился к жанру’ пейзажа Большинство произведений этого периода были выполнены мастером без привлечения учеников, поэтому все они отличаются особенным совершенством.

Возчик камней. Около 1620

Героическая приподнятость образов ранних произведений сменяется гармонией счастливого содружества человека и природы. Рубенс пишет много сцен веселых сельских праздников, мирного труда крестьян. В пейзаже художник развивает традиции нидерландского искусства, придавая им новое идейное значение. Природа предстает как единый образ бытия, в котором спокойно и счастливо живет человек.

Некоторым драматизмом отличается работа «Возчик камней» (около 1620, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Скалы на первом плане словно вздымаются из земных недр, создавая люд ям и лошадям тяжелое препятствие. В поздних произведениях Рубенса эти интонации меняются, в пейзажах появляются спокойные и торжественные ноты. Центральной темой творчества мастера становится сельская природа, исполненная эпического величия и красоты. В его карп шах оживают бескрайние просторы, первозданные силы природы созвучны могучим фигурам крестьян, занятых повседневным трудом. В полотнах «Кермеса» (около 1653, Лувр, Париж) и «Крестьянский танец» (около 1635–1638, Прадо, Мадрид) нет бытовой достоверности, в них представлен обобщенный тип прекрасного и сильного фламандского народа.

Рубенс работал в этом жанре для собственного удовольствия, чтобы удовлетворить личный интерес к пейзажу. Он исследовал новую технику, стараясь показать настоящую, неприукрашенную различными театральными эффектами природу. Выдающийся английский пейзажист Джон Констебль писал, что они в одном другом жанре Рубенс не проявил в такой степени своего величия, как в ландшафте).

Последние годы жизни художника терзала тяжелая форма подагры, но сила духа, жизнерадостность и оптимизм не покинули его, даже когда перестала действовать его левая, а затем и правая рука.

27 мая 1640 Рубенс составил завещание, а 30 мая острый Пристли болезни остановил его сердце. Великий «бог живописцев» умер. Он был похоронен самым торжественным образом. В глубокой скорби современники проводили его в последний путь, тело мастера сопровождал хор церкви Богоматери и шестьдесят факельщиков, а перед гробом на подушке из черного бархата несли золотую корону.

Его главное качество, если предпочесть его многим другим, это пронзительный дух, то есть поразительная жизнь; без этого ни один художник не может быть великим…

Эжен Делакруа
Ферма в Лакене. 1618
Турнир перед замком Стен. 1635–1637
Пейзаж с радугой. Около 1636
Пейзаж с водопоем. 1630-е
Осенний пейзаж с замкам Стен. Около 1635
Пейзаж с руинами горы Палатин в Риме. Окало 1608

Список иллюстраций:

Вечерний пейзаж. 1630-г. Дерево, масло. Музей Бойманс ван Бейнинген, Роттердам

Святой Георгий. Битва с драконом. 1606–1610. Холст, масло. Прадо, Мадрид

Воспитание Марин Медичи. 1622–1625. Халам, масло… Лувр, Париж

Пир у Симона фарисея. Около 1618. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Снятие с креста. 1616–1617. Холст, масло. Дворец изящных искусств. Лиль (Франция)

Союз Земли и Воды. Около 1618. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Война и Мир. 1629 – 1630. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон

Сад любви. 1632. Холст, масло. Прадо, Мадрид

Битва с амазонками. Около 1619. Дерево, масло. Старая пинакотека, Мюнхен

Дама в соломенной шляпе. Около 1625. Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон

Возвращение Дианы с охоты. Около 1615. Холст, масло. Картинная галерея, Дрезден

Пьяный Силен. Фрагмент. 1616 – 1617. Дерево, масло. Старая пинакотека, Мюнхен

Вирсавия у колодца. 1635. Дерево, масло. Картинная галерея, Дрезден

Автопортрет в кругу друзей из Мантуи. Около 1606. Холст, масло. Музей Вальраф-Рихартц, Кельн

Портрет дочери. 1615–1616. Холст, масло. Картинная галерея княжества. Лихтенштейн, Вадуц (Лихтенштейн)

Портрет Марии Серра Паллависи. 1606. Холст, масло. Частное собрание

Портрет герцога Бекенгема. 1625. Холст, масло. Галерея Палатина, Флоренция

Крестьянский танец. Около 1635–1638. Холст, масло. Прадо, Мадрид

Автопортрет с Изабеллой Брант. 1609–1610. Холст, масло. Старая пинакотека, Мюнхен

Четыре континента. 1620. Холст, масло. Исторический музей, Вена

Поклонение пастухов. 1608. Холст, масло. Сант Паулускерк, Антверпен

Воздвижение креста. Триптих. Около 1610–1611. Холст, масло. Собор, Антверпен

Снятие с креста. Триптих. 1611–1614. Дерево, масло. Собор, Антверпен

Положение во гроб. 1611-1612. Дерево, масло. Национальная галерея Канады, Оттава

Уверение Фомы. Триптих. 1613–1615. Дерево, масло. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Поклонение волхвов. 1624. Холст, масло. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Распятие. 1610–1611. Холст, масло. Королевский музей изящных искусств, Антверпен

Симон и Перо. 1625. Холст, масло. Рийксмузеум, Амстердам

Христос в терновом венце. 1612. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Похищение дочерей Левкиппа. Около 1618–1820. Холст, масло. Старая пинакотека, Мюнхен

Вакханалия. Около 1615. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Персей и Андромеда. 1620–1621. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Портрет Елены Фоурмен с двумя детьми. Около 1636. Дерево, масло… Лувр, Париж

Два сатира. 1618–1619. Дерево, масло. Старая Пинакотека, Мюнхен

Суд Париса. Окаю 1635. Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон

Туалет Венеры. 1612–1615. Дерево, масло. Картинная галерея княжества. Лихтенштейн, Вадуц (Лихтенштейн)

Генрих получает портрет Марии Медичи. 1622–1625. Холст, масло… Лувр, Париж

Охота на тигров и львов. 1617–1618. Холст, масло. Музей изящных искусств, Ренн (Франция)

Охота на крокодила и гиппопотама. 1615–1616. Холст, масло. Старая пинакотека, Мюнхен

Коронование Марии Медичи в Сен-Дени в Париже. 1622–1625. Холст, масло… Лувр, Париж

Шубка. 1640. Холст, масло. Исторический музей, Вена

Портрет Елены Фоурмен. 1630–1632. Дерево, масло. Старая пинакотека, Мюнхен

Возвращение с полей. 1636–1638. Холст, масло. Галерея Питти, Флоренция

Возчик камней. Окаю 1620. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Ферма в Лакене. 1618. Холст, масло. Королевское собрание, Лондон

Турнир перед замком Стен. 1635–1637. Холст, масло. Лувр, Париж

Пейзаж с радугой. Окаю 1636. Дерево, масло. Старая пинакотека, Мюнхен

Пейзаж с водопоем. 1630-е. Дерево, масло… Лувр, Париж

Осенний пейзаж с замком Стен. Около 1635. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон

Пейзаж с руинами горы Палатин в Риме. Около 1608. Холст, масло, Лувр, Париж

Следующий том:

Гоген стремился передать единство и зависимость человека и природы, красоту и яркость мира. Гармоничность картин, тепло, исходящее от красок, не вяжется с неустроенностью и метаниями художника, да и вообще с его жизнью. Но возможно, в этом нет никакого парадокса – просто вся отпущенная художнику гармония, красота, доброта, способность делать людей счастливыми воплотилась в его творчестве. Не было человека Поля Гогена. Был художник. Гений.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю