Текст книги "Почта Нептуна (Из истории 'бутылочной почты')"
Автор книги: Лев Скрягин
сообщить о нарушении
Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)
Большую их часть находят на берегу. Прибитые к малонаселенным пустынным берегам, бутылки обнаруживают иногда очень не скоро. Это не позволяет точно определить время их нахождения в пути, а следовательно, скорость течения.
На морях, берега которых густо населены, как, например, Черное, Средиземное, Балтийское, Каспийское, Японское и другие, процент обнаруженных от числа отправленных бутылок достигает 20. Здесь, как правило, бутылки недолго остаются незамеченными. Но бывает, что они лежат на берегу годами, а иногда и десятилетиями. Приведем один любопытный факт.
В начале 1957 г. рабочий Большерецкого рыбокомбината М. К. Мигунов нашел на берегу Охотского моря бутылку, в которой была хорошо сохранившаяся бумага с текстом на русском, английском и японском языках. Текст гласил, что бутылка сброшена с транспорта "Охотск" 10 августа 1915 г. в точке 54°43 с. ш. и 143°47 в. д. (вблизи северной оконечности о. Сахалин). Выяснилось, что "Охотск" входил в состав гидрографической экспедиции Восточного океана, которой руководил известный русский ученый Б. В. Давыдов. Найденная бутылка была выброшена более 40 лет назад и, вероятнее всего, достигла берегов Камчатки не более чем за 2 года. Такой вывод можно сделать на основе современных данных о течениях в этом районе.
Помимо научных организаций, использующих "бутылочную почту" для изучения течения океанов, в мире насчитывается немало любителей, проводящих свои собственные наблюдения по дрейфу бутылок. Лет 20 назад в Англии таким любителем, получившим признание многих научных обществ, был доктор Таит из города Абердин. На протяжении долгих лет он отправлял из различных пунктов океанов по 3000 бутылок в год, нередко получал ответы и составлял свои карты морских течений.
Возможно, некоторым читателям использование "бутылочной почты" для нужд современной гидрографии покажется примитивным методом. Они могут спросить, коль скоро имеются самые точнейшие и подробнейшие карты всех океанов и морей нашей планеты, зачем же прибегать к такому дедовскому способу в научных исследованиях?
Этот метод действительно "дедовский". Однако мы не вправе отвергать его. Хотя современные морские карты и атласы точны, на них показаны лишь основные, хорошо изученные течения. А что касается так называемых "местных течений", особенно в отдаленных и редко посещаемых океанографами районах земного шара, то они исследованы еще недостаточно полно. Более того, в мире до сих пор нет единой классификации морских течений, плохо мы знаем и бароградиентные течения, вызываемые неравномерным распределением атмосферного давления, еще мало сведений о компенсационных течениях Мирового океана. Не случайно по многим вопросам, связанным с происхождением некоторых течений, мнения ученых расходятся.
В наше время все большее распространение получают плавающие буи, оборудованные автоматическими радиопередатчиками, которые через определенные промежутки времени посылают свой сигнал. По определению пеленга береговыми станциями легко следить за курсом их движения.
В "почте Нептуна" и по сей день встречается еще немало парадоксов и непонятных, никем еще не объясненных явлений, с которыми приходится сталкиваться океанографам. Так, после окончания второй мировой войны англичане провели в Кильском заливе следующий эксперимент. Во время шторма в воду бросили дюжину бутылок, покрытых изнутри серебряной амальгамой. За бутылками велось постоянное наблюдение. Через 24 часа расстояние между крайними бутылками составило 3 мили. Аналогичный эксперимент был проведен во время шторма в Бискайе. Через несколько суток дюжина бутылок находилась недалеко от берега в том же порядке, в котором их выбросили.
Иногда происходит другое. Однажды где-то в центре Северной Атлантики за борт океанографического судна одновременно бросили две одинаковые бутылки. Их нашли через 350 дней на побережье Франции, в нескольких сантиметрах одна от другой.
В Южной Атлантике, в 600 милях от Бразилии, находится подводный пик, известный под названием Сен-Паулс-Рокс. Однажды с судна, которое находилось вблизи него в точке с координатами 1°44'с. ш. и 27°16'з. д., было сброшено десять бутылок со специальными карточками. Через 377 дней сообщили, что одну бутылку прибило к восточному побережью Никарагуа в Центральной Америке. А через 1% дней вторую из этих десяти бутылок обнаружили на берегу Сьерра-Леоне в Западной Африке, остальные найти не удалось. Однако и две обнаруженные бутылки заставили океанографов вспомнить о границе между Атлантическим североэкваториальным течением, идущим к западу и потом к северо-западу, вдоль северного побережья Южной Америки в Карибское море, и так называемым Гвинейским течением, сильный поток которого устремлен в залив Бенин.
В 1973 г. советский океанолог Рудольф Абрамов во время одного рейса на научно-исследовательском судне "Академик Курчатов" бросил в океан первый десяток "почтовых" бутылок. Через полгода одну из них нашли на Малых Антильских островах, на о. Св. Доминика. Ее подобрал некий Эрик Окташ и сообщил в Калининград. Вторую нашли на том же острове местные школьники. Их учитель Фредерико Ньютон прислал отправителю письмо. Еще два письма Р. Абрамов получил из США. К. Д. Ферлес сообщил, что нашел бутылку на берегу Флориды.
Почему брошенные в одном месте и в одно время бутылки попадали по разным адресам и блуждали разное время? Р. Абрамов считает, что в океане под действием вихрей образуются кольцевые течения. Две бутылки попали в одно из таких колец, две другие – во второе. Иногда "бутылочная почта" вводит океанографов в заблуждение. Подчас выброшенную на песчаный берег бутылку вновь подхватывает прилив, и начинается ее второе плавание. Вообще с плавающими по морям бутылками иной раз происходят самые невероятные происшествия.
Как-то автору этих строк довелось познакомиться в лондонских доках с одним английским капитаном, который, как выяснилось, оказался собирателем всяческих морских реликвий и страстным приверженцем "бутылочной почты". Он рассказал, что во время своих плаваний регулярно бросал в море бутылки, обещая во вложенных бутылках вознаграждение за их пересылку в Англию. За двадцать три года капитан получил семь своих записок (почему-то не назвал число выброшенных бутылок). Поистине сногсшибательным из семи полученных ответов оказался следующий: "Ваша записка, сэр, была извлечена из бутылки, которую мы обнаружили в брюхе акулы, убитой нами в гавани Сиднея".
Попробуйте после этого нанести на карту хотя бы примерный путь "проглоченного почтальона"!
В заключение этого раздела расскажем об одном необычном в истории океанографии эксперименте по исследованию течений методом "бутылочной почты".
В конце декабря 1957 г. жители Уайтхейвена на северо-западном побережье Англии явственно ощутили запах цветов. В тот зимний день цветами пахло... море. Сообщение об этом весьма обрадовало ученых-океанографов США. Оно означало благополучное окончание путешествия 9000 тонн духов "Рэнд сэтин", вылитых в конце лета в воды Атлантики у побережья Флориды. Духи имеют ярко-красный цвет, сильный стойкий запах и не растворяются в морской воде. Ученые обратились к капитанам торговых судов, курсирующих через Северную Атлантику, с просьбой вести днем наблюдение за цветом воды, а ночью – за ее запахом. Необычный эксперимент подтвердил предполагаемую скорость и направление одной из ветвей Гольфстрима.
Лев Скрягин