412 000 произведений, 108 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Ия Корецкая » Дорога в утопию (СИ) » Текст книги (страница 2)
Дорога в утопию (СИ)
  • Текст добавлен: 25 мая 2017, 01:00

Текст книги "Дорога в утопию (СИ)"


Автор книги: Ия Корецкая


Жанр:

   

Критика


сообщить о нарушении

Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)

– Но это же неверно! Фактический ход истории иной. Маятник – всего лишь образ, придуманный людьми однолинейного мышления, не знающими диалектики. Образ родился из страданий в массах людей при мелких изменениях системы управления, без коренной ее перемены. Ведь ничего не изменится, если принять доктрину, противоположную предыдущей, перестроить психологию, приспособиться. Пройдет время, все рухнет, причиняя неисчислимые беды. Ваши экономисты не умеют предвидеть и обороняться от количественно-качественной естественной пульсации жизни. Дело человека – уничтожить эти "маятниковые" страдания...

– Значит, вы не верите в нас, не считаете нужным переворот?

– Да. Я услышала лишь пустые слова. У вас и ваших сообщников нет знаний, не разработана программа и не исследована ситуация. Вы не знаете, с чего начать, к чему стремиться, кроме иерархических перестановок в высшем классе Ян-Ях.

В обществе, где идея изначального неравенства людей (деления на успешных и лохов, ватников и креативных, генетически правильных и национально сознательных) восторжествовала – бОльшая часть пути к фашизму уже пройдена. Как можно сомневаться, что люди не равны (что всегда будут господа и прислуга, низший и высший средний класс)? Далеко ли до гопников-джи на коротком поводке олигархов и Дворцов Нежной Смерти для "маргиналов"?

А фашизм бывает не только военизированным и милитаристским. Победивший фашизм, захлопнувший крышку инферно над целой планетой, как на ефремовском Тормансе, остается олигархическим строем с классовым угнетением и пыточными камерами, социальным неравенством и кастовостью, пропагандой славного прошлого и национальной исключительности (миф о «Белых звездах»). До этого у них было весьма похоже на Саракш Стругацких, два воюющих полушария (и возможно, много полунезависимых сателлитов) – фильмы же показывают о славных временах освоения и фронтира.

Сейчас происходит переформатирование не только Европы, но и целого мира от ялтинского взаимосуществования двух блоков – капиталистического и коммунистического – к созданию и оформлению будущих транснациональных империй. Так что либо в 22-м веке Океания будет привычно воевать с Остазией, или же в лучшем случае эта энергия грызни за сферы влияния перенаправится хоть на ближний космос.

Да, наука идет вперед, и новых кжи можно с самого начала генетически модифицировать. И они всегда будут счастливы, по-своему, конечно – потому что для этого рождены (или запрограммированы).

Потом, как водится, сильнейший съест остальных, и бессмысленное расточение природных ресурсов земли и космоса в войнах и гонках вооружений временно приостановится. Возможно, наши пра-правнуки увидят мир «Звездных войн», где армады межпланетных кораблей и звезды смерти соседствуют с зонами дикости и хаоса, с рабовладением и очередными «фронтирами». Пока новый хищник не вылупится в каком-нибудь поясе астероидов, или внешних спутников, и не сожрет Старую Империю. Дурная бесконечность смерти, неравенства и предопределения.

Отступление второе

Есть еще один аспект ефремовского мира, о котором стали много говорить в последнее время, в связи с усиливающейся зависимостью homo sapiens от интернет-провайдеров. Вплоть до того, что у детей в развитых странах, говорят, уже отмечены случаи психических расстройств на почве снижения плотности потока поступающей информации (по-простому, изъятия или поломки мобильника).

Всем известно, что примерно 90% поступающего контента не содержит полезной информации. Это игры, видеоролики, фотки из инстаграмма про что у кого на обед, сплетни из фейсбука и одноклассников. Но привычка к непрерывно поступающему "белому шуму" уже заложена чуть ли не с 2-3 лет, когда мозг только формируется. И закономерно становится потребностью.

Мы уже выясняли, как архаизированное на наш взгляд, низкотехнологичное общество «Туманности Андромеды» могло сформироваться взамен нынешнему, помешанному на гаджетах. Видимо, произошла ядерная война, в электромагнитном всплеске «сгорела» вся электроника. Восстанавливать культуру пришлось самим – ручками, без помощи компьютеров. Потом привыкли. Потом «наши предки поняли вред радиоизлучений и ввели строгий режим».

Качественно иная концепция ноосферы. Очистка, а не засорение.

У них есть электронные машины на звездолетах и в общественных научных центрах, робот-секретарь у Мвена Маса, «контур дружбы». Роботы-помощники, слуги и защитники. Но люди не зависят от них. Никак.

Они пошли другим, биологическим путем, заменив электронные накладки тренированной психикой, общественным воспитанием и высокой интеллигентностью.

Они предпочитают "не вмешиваться в сложную вязь гормонов" и не лезть скальпелем и генетическими манипуляциями туда, куда не следует. Например, сознательно тормозится развитие третьей сигнальной системы, потому что у него есть ряд нежелательных последствий.

Изменения происходят не наобум, а по тщательно разработанному плану. Да что там! В школах двери с кулисообразными выступами не потому, что так привыкли или нравится, а вот целесообразно. Небось, целый институт изучал и разрабатывал. И "нулевой цикл" – устаревшее название, но его не меняют потому что энергозатратно и неэффективно. На таком вот уровне забота о человеке, его воспитании и среде обитания.

Да, у них винтолеты падают! И в случае падения, они способны выжить в ненаселенной местности среди диких животных, развести костер и построить укрытие. Могли бы и машину починить, но проще прогуляться пешком сотню километров. Делов-то!? Спешить некуда, с работы не выгонят, и срок оплаты ипотеки не пройдет.

Герои Ефремова универсальны, а не специализированы. Ученый-палеонтолог отлично знал, что узкая специализация – залог гибели вида в случае изменения условий.

Поэтому Дар Ветер поработав механиком на транспорте, руководит межзвездными исследованиями, позже добывает титан, в случае необходимости укладывает наповал разъяренного быка, а завтра будет ремонтировать орбитальный спутник.

Такую цивилизацию невозможно расколоть: в ней есть диалектические противоречия, способствующие развитию, но нет классов и блоков со взаимоисключающими интересами. Нет угнетенных и угнетателей, имперцев и сепаратистов, креативных и чернорабочих. Она не атомизирована, не разделена на семьи, где главное – судьба собственных кровиночек, а остальные пусть как хотят. Каждый думает сначала об окружающих, о целях и задачах общества, а потом о себе.

Недавно вышла книга Роберта Ибатуллина «Роза и червь». Качественная фантастика, экстраполирующая современные тенденции в будущее.

Есть претензии к картонности героев, но именно научная, футурологическая сторона раскрыта превосходно.

И как каждый хороший писатель, Ибатуллин сказал своим произведением гораздо больше, чем намеревался.

Сюжетная канва такая: на Земле сохранился капитализм. Образовались три блока держав, и к счастью, вместо третьей мировой они начали делить сферы влияния в Солсистеме и ближнем космосе. («Амеропа – одна из держав-учредительниц Космофлота в 23 веке. Союз государств, суб– и транснациональных политий преимущественно Европы, Северной и Южной Америки. Отвечала за колонизацию Луны»).

Человечество не знало того, что на Луне находится автоматическая наблюдательная станция пришельцев, а в районе малой планеты Седны висит ретранслятор иного рода, наблюдающий за активностью нашего вида крупных приматов.

Из точки в районе созвездия Орла направляется флот чужих, и разгоняет графитовые снаряды до скорости в половину световой. Земная инфраструктура практически уничтожена, климат меняется, выживает лишь малая часть населения.

Остаются несколько колоний Космофлота на Луне, Марсе, Венере и в астероидах. Разумеется, в преддверии появления захватчиков они заняты тем, что грызутся между собой. Милитаризированная верхушка Космофлота создает новые системы защиты. Космики разделены на гильдии и генно-модифицированные специализации, наземники вообще находятся на уровне дикарей и относятся к нуль-патам. Мелкие княжества, халифаты, секты и торговые союзы живут паразитизмом и грабежом. "Всё, как у людей."

Роза, биоробот "аквилиан"– чистильщиков, начинает работу по превращению землян в управляемых зомби.Тем временем Червь, компьютерный вирус, запущенный одной из подсистем Галактической инфосети в человеческий Солнет, читает лекцию по социологии разумных существ:

"– Чем дальше, тем сильнее разумное существо зависит от общества, – продолжал Червь, – от его техносферы и информационных сетей. Тем оно менее самодостаточно. Тем более похоже на муравья. а затем и на клетку в гигантском многоклеточном организме. Решающим этапом было появление компьютерных сетей. Обмен информацией достиг такой скорости, что превзошёл возможности обработки биологическим мозгом.

Новая сцена, новая историческая эпоха. Посреди помещения с голыми красными лаково-блестящими стенами, в причудливом ложе из переплетённых подков покоился уродливый ракозавр. Хилые ноги и торс казались придатком к огромному раздувшемуся хвосту (Зара сразу подумала, что у этих существ жир откладывается в хвосте – как у людей в животе). Голова толстяка была облачена в продолговатый шлем, такой же лаково-красный, как стены; шланги и ленты отходили от него в разные стороны. Все четыре ручонки с бешеной скоростью копошились, погружённые в странный комок чего-то похожего на паутину или сахарную вату.

– Всё большую часть работы делали компьютеры, всё меньшую – живые существа, – продолжал Червь. – Их функции становились всё более специализированными. Как правило, они теряли разумность, а с ней и индивидуальность, и окончательно превращались в клетки многотелого суперорганизма. Посмотрим же на него.

Новый кадр: вид из космоса на ночную сторону планеты. Если бы планету не подсвечивала пепельным светом близкая огромная луна, можно было бы принять её за Землю до Удара. Мегаполисы светились созвездиями слабо упорядоченных огней; их соединяли ниточки дорог с нанизанными на них световыми сгустками городов поменьше.

– Каждый город здесь – самодостаточный суперорганизм, многотел. Отдельные ракозавры – его клетки, компьютерная сеть – его нервная система. Некоторые из многотелов, наиболее продвинутые, развиваются до обретения разумности. Своей собственной разумности. К сожалению, это трудно показать визуально...

– Многотелы-города, естественно, общаются друг с другом и конкурируют за ресурсы. Конкуренция принимает всё новые формы, но не прекращается никогда. Выигравшие многотелы вбирают в себя проигравших, и таким образом разрастаются. Интеграция продолжается на новом уровне. Как клетки некогда объединились в однотелов, а однотелы в многотелов, так теперь и многотелы объединяются в супермноготелов планетарного размера. Вся планета становится целостным организмом, в котором отдельные многотелы-города играют роль клеток. Это уже четвёртый уровень интеграции.

Перед Зарой висела в звёздной пустоте космоса совершенно тёмная планета.

– Уличного освещения больше нет, – пояснил Червь. – Компьютеры в нём не нуждаются, а ракозавры больше не выходят на улицы. То, что осталось от их индивидуальных сознаний, погружено в вечное блаженство в виртуальных мирах. Итак, планета стала единым разумным супермноготелом, но на этом история не кончается. В поисках ресурсов супермноготел колонизует другие небесные тела.

В чёрном небе над серым лунным ландшафтом сияла бирюзово-медная планета в белом узоре облаков. Посреди кратера круглился каменный купол.

Тороидальная орбитальная станция висела над ультрамариновой синевой планеты-океана.

Лапута, ощетиненная решётчатыми фермами, плыла над облаками газового гиганта. Иссиня-чёрное небо опоясывала грандиозная полупрозрачная арка колец.

– Обмен информацией между планетами ограничен по скорости. Поэтому супермноготелы разных планет на какое-то время вновь обретают индивидуальность. Но конкуренция между ними опять ведёт к интеграции. На пятом этапе возникает единый супер-супер-многотел всей планетной системы, и также обретает разумность. Показать его уже невозможно, разве что схематически.

– Обмен информацией внутри супер-супер-многотела идёт со скоростью света. От планеты к планете сигнал идёт минуты, а то и часы. Поэтому время для такого существа течёт замедленно. Пока для вас – или для ракозавра – проходит час, для межпланетного супермозга – субъективно всего секунда...

– И как я понимаю, – после долгого перерыва подала голос Зара, – это ещё не последний этап.

– Совершенно верно. Эволюция не останавливается. Перенесёмся примерно на миллиард лет вперёд.

Зара увидела перед собой умирающую звезду. Хаотически раздутая, бесформенная, изрытая провалами пятен, она извергала протуберанцы, плазменные струи и клубы углеродной пыли, сквозь которые просвечивала малиновой краснотой. За испаряющимися планетами тянулись кометообразные хвосты. Но самые дальние окраины системы красного гиганта ещё не слишком нагрелись, и было видно, как на фоне звезды чёрными силуэтами проплывают тонкие кольца обитаемых станций, плоскости солнечных панелей и радиаторов.

– По мере старения звезды межпланетный многотел отодвигается от неё всё дальше. Наконец он покидает красный гигант, используя давление его излучения и солнечного ветра, и колонизует соседние миры. По его субъективным часам межзвёздный перелёт длится не так уж долго – месяцы, а не века. И всё та же история повторяется на новом этапе. Межпланетные многотелы разных планетных систем интегрируются в межзвёздных многотелов, а те – в единый галактический суперорганизм. То, что я ранее назвал Галанетом...

– Чего же хотите вы?

– Мирно обосноваться в Солсистеме и поделить её с человечеством. Оставить вам внутреннюю часть, а самим занять недра Европы и прочих ледяных лун, которые вам ведь всё равно не нужны, не так ли?

Тёмный, еле освещённый звёздным светом планетоид медленно плыл в пространстве.

– Здесь пребывает наш колонист, молодой многотел, летящий из звёздной ассоциации TW Гидры. Его прибытие ожидается примерно через сто тысяч лет, и он не сможет высадиться без помощи вас, людей.

– Сто тысяч лет? – переспросила Зара. – Вы хотите сказать, что человечество столько протянет?

– В наших интересах, чтобы человечество протянуло и не было поглощено Чистильщиками. Теперь понимаете, почему мы с вами должны дружить? Да, конечно, люди неспособны строить столь долгосрочные планы. Но для межпланетных суперорганизмов время течет медленнее, и для них сто килолет – небольшой срок. Поэтому для успешного сотрудничества человечество должно объединиться в межпланетный суперорганизм.

– Стать клетками многотела.

– Вас это пугает? Но ваша эволюция и так идёт к этому. Наше вмешательство только ускорит процесс. Технически всё уже готово, у вас есть Солнет и импланты в мозгах. Осталось лишь загрузить в них кое-какие программы, и дело сделано. Вы боитесь потери свободы, я понимаю. Но альтернатива..."

Возможно, перед нами – два единственно возможных пути развития сверхцивилизации. Ефремовский и наш, современный.

К чему ведет второй, прекрасно показано в "Розе и черве": к потере личности, превращению в безмозглые клетки протоплазмы, к подневольному "сотрудничеству" со старшими цивилизациями – вечной работе на них под угрозой уничтожения.

А ведь действительно – технически уже всё готово. И как легко такую цивилизацию "хакнуть"! Что закономерно является сюжетом книги Ибатуллина. Ни квантовый компьютер не помог, ни Рой Светлячков.

А вы подите хакните самодостаточное, лишенное внутренних конфликтов и нацеленное на покорение Галактики общество из "ТА" или "ЧБ". Поймут ли Дар Ветер или Гриф Рифт стремление инопланетного супермозга их перепрограммировать? Согласятся ли Фай Родис и Веда Конг сдать свою планету под контроль враждебного разума, принести рабство соотчественникам и самим стать придатками тупо размножающегося электронного муравейника?

Ответ очевиден.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю