Текст книги "Цена ошибки"
Автор книги: Илья Долгополов
Жанр:
Исторические детективы
сообщить о нарушении
Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)
– Давай так, три дня никто не захотел покупать твое кольцо, что дальше? Надо же чтобы товар крутился, куда планировал его сплавить?
– Что там думать, неделю полежит и сдам ювелирам. Или к дантистам, те все скупают, им протезы ставить надо.
– Мне нужно время, найти этого бродягу, – Прервал его Арагонов: – Если я его найду, и твои показания совпадут, я тебя выпущу. Если же нет, Игнат, ты просидишь тут долго, я и колье тебе пришью.
– Иван Христофорович, Христом Богом клянусь, и колье мне тоже принесли, но содрали в три конца, знал, что нечисто за ним, взял дурак, мне бы себя прокормить, да бабу свою, – Запричитал Игнат.
– Ты сироту то из себя не корчи, – Докуривая папиросу, произнес Арагонов, – Про колье с тебя спросу и нет поэтому, что ты к нему только как скупщик привязан, но смотри, не найду бродягу, сидеть будешь долго.
– Найдёте, проверите, мне что, самому себе яму копать? Я врать не буду, я Вам, Иван Христофорович, всю правду рассказал.
Арагонов позвал выводящего, встал из-за стола, и выходя произнес: – Игнат, я смотрю ты на память то совсем не дурак, всё помнишь?
– Всё, всё, Иван Христофорович, – Жалобно глядя на Арагонова ответил тот.
– Хорошо, к следующему моему визиту потрудись вспомнить, кто тебе колье притащил, да так же, в подробностях, как про бродягу.
– Так Вы только что сказали, что не будете спрашивать, откуда оно у меня.
– Ты, голубчик, слушаешь невнимательно, я сказал, что в данный момент я не буду спрашивать, откуда оно у тебя, а сейчас самый момент вспомнить, как и при каких обстоятельствах ты его получил. И смотри Игнат, раз я зашел к тебе домой, зная, что оно у тебя, я могу знать тех, кто тебе его продал.
– Так зачем же тогда Вам мои сведения, – Удивленно спросил задержанный.
– Хочу проверить, на сколько я могу тебе доверять, Игнат, – закончил Арагонов и вышел из комнаты для допросов.
По пути в свой кабинет, Арагонов решил заглянуть к Игнатьеву: – День добрый, Федор Михайлович!
– И Вам добрый день, Иван Христофорович! Хотел спросить, что за задержанный у нас поселился, дежурный сказал, что Вы его вчера к ночи привезли, я сначала не поверил, потому как сам видел, что Вы домой поехали.
– По пути нарисовались дела и как видишь, занесли в родное управление. Так, жулик обычный, по одному делу проходит, о пропаже колье. Но не всё так просто, вчера во время обыска я нашел у него вот это, – Ответил Арагонов и вынув из кармана брюк печатку, положил на стол перед Игнатьевым.
Игнатьев взял ее в руку, покрутил между пальцев и изумленно спросил: – Неужели это то, что я думаю?
– Да, Федор Михайлович, это оно. Личная печатка нашего покойного.
– И откуда она взялась у этого прощелыги? – Тут же последовал вопрос Игнатьева.
– Тебе это и предстоит разузнать, – Ответил Арагонов и добавил: – На базаре, возле торгового переулка наш прощелыга, как ты его назвал, последнее время скупал всякое барахло, то краденое, то личное, ему не важно, откуда оно взялось, ему важно подешевле купить и подороже продать, такая у него работа. Так вот, три дня назад, а именно в день, когда мы нашли покойного, к нашему барыге принесли это кольцо, и принес ему его некий бродяга, по описаниям обычный старик, невысокого роста, сгорбленный, беззубый и шепелявый, небрит, одет в телогрейку черного цвета, сапоги, по рассказу очень уделанные. Отправь людей и пусть прочешут все вокруг. Всех похожих под это описание пусть доставят сюда, на допрос. Срок – до понедельника.
– Сделаю, – Записывая в блокнот, ответил Игнатьев, и тут же начал доклад: – Сегодня утром наш прозектор передал отчет по яду, которым отравили Астафьева, но там, к великому сожалению, ничего хорошего нет.
– Что значит нет ничего хорошего? – Подняв бровь, поинтересовался Арагонов.
– Да вот то и значит, не смог он определить, что это за группа ядов, только написал, что яд паралитического действия, поражающий опорно-двигательную систему, предположительно не убивающий сразу или имеющий ограниченный срок поражения, другими словами, он сказал, что такой яд имеет временные рамки, которыми и воспользовался убийца. Так же он добавил, что если бы можно было как-то извлечь хоть малую часть этого яда из органов покойного, то можно было провести эксперимент на лягушках или мышах, но увы, он полностью растворился, оставив только следы ожогов слизистой.
– Нам это ничего не дает, ровным счетом, только лишь дополняет к той дыре, что мы имеем в этом деле, дополнительное пространство, – Заявил Арагонов, – Попробуй разузнать, что все-таки это за яд такой, может кто-то и знает. Обратись к медикам, или в госпитале узнай у врачей, в общем проведи работу в этом направлении.
– Да, еще, – прибавил Игнатьев, – Наши люди прочесали все набережные, порт, два железнодорожных моста, пристань и портовые доки, ничего похожего на ткань, которую Вы мне дали, не нашли, возможно это действительно произошло в то время, когда его течение тащило по дну, коряга например или железяка какая, камень острый.
– Игнатьев, ты вроде умный мужик, а все пытаешься доказать обратное, если бы он, волочась по дну, зацепился бы обо что-то, то его нога в этом месте так же была бы поцарапана, а при вскрытии ничего подобного не нашли. Делаем вывод, что это произошло до того, как его бросили в воду.
– Домыслы все это, Иван Христофорович, просто зацепился, не обязательно, падая с ветки, вы вместе с брюками, царапаете ногу, – Очень уверенно ответил Игнатьев.
– Все, Федор Михайлович, не нашли и на том спасибо, размышлять некогда, – Закончил диалог Арагонов.
– Какие будут еще указания? – Спросил Игнатьев.
– Пока это всё, проконтролируй, чтобы до понедельника мне этого бродягу разыскали, пусть городовых всех поднимут, но найдут. И еще, ты завтра чем занят?
– Пока ничего не планировал, тётке по дому надо помочь, дрова наколоть, что-то с печью у нее опять не так, дымит, как ей кажется, одним словом, домашними хлопотами.
– Ты говорил, что живешь у тетки, но при этом местный, и родители твои тут живут.
– После смерти дядюшки, мамина сестра совсем сникла, родители попросили, чтобы я пожил с ней после того, как меня сюда назначили, во-первых, у нее места полно, свой небольшой, но все же дом, а у родителей тесная квартирка, а во-вторых, ей становится намного лучше, вот если бы у них были свои дети, возможно до этого не дошло бы.
– Понятно, – Сухо ответил Арагонов, – По воскресеньям у меня банный день, тут, в черте города живет один крестьянин, у него своя баня. Парит так, что ноги потом до кровати не можешь дотащить, стол накроет, выпить нальет, берёт недорого, мы бы с тобой и в баньке попарились и дела бы обсудили, авось к завтрашнему обеду что-то и накопаем, ты как?
– С превеликим удовольствием, Иван Христофорович, только вот неудобно как-то.
– Что тебе неудобно, в баню идти или начальнику отказать не можешь?
– В общем то и то и другое, – Засмущался Игнатьев.
– Ты, брат, не в институте благородных девиц, а в сыске, тут нужно доверять своему напарнику. Дружба она дружбой, а служба она службой. Завтра заеду за тобой в два по полудни, с собой возьми банные принадлежности, шайку и мочалку не бери, там выдадут, – Закончив на этом, Арагонов вышел из кабинета.
Арагонов прокручивал полученную по делу информацию у себя в голове. Ни одна деталь не позволяла выстроить события в единый порядок, чего-то не хватало. Он сел за стол в своем кабинете, выложив перед собой отрезки ткани с костюма покойного, его фотокарточку, носовой платок из вещей покойного, найденный в отеле и печатку, которую он нашел в доме Игната. Он не мог понять, как все это может привести к разгадке, нет ни малейшей про убитого. Кто он, откуда, чем занимается, можно только предположить, что он человек с достатком, опять же, дворянин, купец, ничего не известно. Зачем он приехал к нам в город, кто его встречал или к кому он приехал? По делам или в гости, все это только загоняло Арагонова в угол. Что даст нам бродяга, если найдем его? Что там в Петербурге, какие новости ждать оттуда? Одним словом – бардак. Одно тешило самолюбие, он напугал Игната и тот, в свою очередь сдаст ему тех, кто стянул колье. В сыске только так, хитростью и смекалкой.
Он взял несколько листов бумаги, заполнил их, как обязывает порядок следствия, потом достал из стола папку, на которой было написано «Дело № 33-09-1881», вложил туда исписанные листы, взял бечевку, просунул один ее конец в толстую иглу и прошил эти листы. После чего он внимательно изучил отчет прозектора по яду и не найдя там ничего нового, положил его в папку.
В субботу, в городской библиотеке при местном университете народу почти не было. Как правило, студенты посещали ее в будни, а в субботу, да и еще во второй ее половине тут находились одни зубрилы. Арагонов подошел к человеку, который сидел за стойкой и принимал книги у молодого человека, подождал, пока тот закончит и обратился к нему: – Будьте любезны, покажите мне место, где у Вас находятся книги про насекомых, или животных, меня интересуют ядовитые представители.
Библиотекарь не без интереса взглянул на гостя.
– Не стоит так волноваться, я из полиции, – Арагонов достал из внутреннего кармана пиджака удостоверение светло-зеленого цвета, на котором было начертано «Именемъ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Жандармское Управление»
– Теперь я могу быть спокоен, – Улыбнулся библиотекарь и попросил гостя пройти за ним.
Они прошли в зал, где он свернул в один из проемов между книжными полками и сказал: – Вот здесь Вы можете найти все, что Вас интересует, – Указав на полку с книгами, он достал одну из них и пролистав страницы пальцами, добавил: – В этой книге есть много описаний ядовитых животных, насекомых и растений, в основном не из наших широт, это Африка, Азия, Америка, так же тут можно найти морских обитателей, которые обладают такими же способностями. Если Вы мне скажете, что конкретно Вы ищете, возможно я смогу поподробнее Вам что-то подсказать.
– Спасибо, я пока сам покопаюсь, если чего-то не пойму, то обязательно к Вам обращусь.
– Хорошо, хорошо, я буду там, где Вы меня нашли, спокойного Вам чтения, – Ответил библиотекарь и направился к своему месту.
Арагонов взял с полки несколько интересующих его книг и сел за стол, который стоял сбоку от книжной полки. Он перелистывал страницу за страницей, время от времени записывая что-то в свой кожаный блокнот. Проведя в библиотеке пару часов, он изучил все то, что было ему предложено библиотекарем. Поставив книги на полку, он подошел к стойке, где по-прежнему сидел мужчина: – Премного благодарен Вам за оказанную помощь.
– Что Вы, не стоит благодарности, обращайтесь в любое время. Вообще, за все время я тут впервые вижу полицейского.
– А Вы что, у всех спрашиваете, кто перед Вами?
– У меня всегда одни и те же посетители, и работаю я тут, без малого, полвека, если и был какой полицейский, то он не представился. Люди Вашего возраста сюда приходят за художественной литературой.
– То есть я единственный, кто Вам представился?
– Да, и это говорит о том, что вы тут не просто так. Судя по тому, что Вы ищете….
– А Вы, мил человек, не слишком любознательны? – Перебил он библиотекаря.
– Я много читаю, профессия обязывает, много детективов прочитал, так что я знаю, о чем говорю, Вы не сердитесь только на меня, если будет нужна помощь, всегда к Вашим услугам.
– До свидания, если будет нужно, я обращусь.
– И Вам всего хорошего.
День подходил к концу, на улице слегка начал моросить дождик, люди один за одним выходили из питейных и напевая песни разбредались по улицам. Извозчики то и дело сновали туда-сюда, развозя подвыпивших пассажиров. Арагонов немного прогулявшись по вечернему городу, направился домой.
24 сентября (воскресенье)
С утра, Арагонов не завтракая, оделся и предупредив домработницу, что ближе к полудню вернется за банными принадлежностями, вышел из дома и направился в сторону центра. Карманные часы показывали ровно десять. В неподалеку расположенном трактире его хозяин уже выставлял на улицу пару столов, надеясь, что погода не помешает его планам.
– Вы уже открыты? – Обратился к нему Арагонов.
– Открыты.
– Кофейку сварите?
– Как не сварить, сварим, присаживайтесь, – Трактирщик полотенцем сбил пыль со стула.
Арагонов присел, достал папиросу и закурил. Увидев, как мимо трактира проходит мальчишка, продающий газеты, он окрикнул его, подняв руку вверх: – Подойди-ка сюда, голубчик.
Мальчишка, увидев жест, сразу направился к незнакомцу: – Что, дядя, газетку почитать изволите?
– Нет, пряников купить хочу, – Съехидничал Арагонов.
– У меня нет пряников, – Удивился парнишка.
– А чего тогда спрашиваешь, раз у тебя только газеты. Свежие?
– Вчерашний выпуск, сегодня же воскресенье, типография не работает.
– Знаю, давай одну.
Он достал мелочь и отдал парню, тот в ответ свернул газету вдвое и протянул Арагонову: – Держите свой пряник.
– А ну, брысь отсюда, нашелся тоже. Задницу тебе надрать за дерзость твою, – Арагонов замахнулся газетой на мальчишку и тот улыбаясь отбежал в сторону, продолжая кричать: – Кому газеты, покупаем газеты, кто вчера не успел прочитать, покупаем со скидкой. Кому газеты…
Трактирщик принес турку с кофе, поставил кофейную чашку и розетку с сахаром: – Может что-то покушать?
– Спасибо, я не голоден, – Поблагодарил Арагонов.
– Что же, хорошего отдыха.
Арагонов в ответ кивнул головой, развернул газету и приступил ее изучать. На улице распогодилось. Было почти безветренно, только лёгкий ветерок нес в себе почти неуловимый запах прелой листвы. Арагонов допил кофе, свернул газету вдвое и положил на край стола. Отсчитал мелочь, положил сверху газеты. Кивнул в сторону трактирщика, смотрящего в окно, и пошел в полицейское управление.
Не успел он войти в дверь, как к нему сразу же подошел дежурный.
– Ваше Высокоблагородие, сегодня с утра доставили двух бродяг, говорят, по Вашему указанию, оба в камере сидят, куда прикажете их?
– Давай-ка обоих в допросную, и Игната по команде приведешь.
– Слушаюсь.
Арагонов зашёл в комнату для допросов, где возле стены стояли два мужика в наручниках. Оба подходили под описание Игната.
– Заводи Игната, – Приказал Арагонов дежурному.
Игнат, войдя в комнату, сразу начал разглядывать стоящих у стены бродяг.
– Да вот же он, Иван Христофорович, ближе к окну который, – Выкрикнул Игнат.
– Уверен? – Уточнил Арагонов, глядя на реакцию мужика, на которого только что указал Игнат.
– Христом Богом клянусь, вот тебе крест, – Игнат перекрестился, – Неужто я врать буду, мне бы выйти отсюда поскорее.
– Этого оставьте, а второго отпустите, – Распорядился Арагонов, и уже глядя на бродягу, добавил: – А ты присаживайся, мил человек, поговорить нам с тобой надо.
Бродяга сел на металлический табурет, прикрученный к полу, и взглянув на Игната сказал: – Я так понимаю по колечку разговор пойдет?
– Сообразительный какой, – Ответил Игнат.
– Дежурный, Игната в камеру, мы без него справимся.
– Иван Христофорович, а как же обещание?
– Посиди еще немного, ничего с тобой не случится, еще неизвестно, как этот дяденька рассказ держать будет. И не забывай, ты мне по колье историю не рассказал до конца.
Дежурный вывел Игната, который нервно дергал руками, закованными в наручники и что-то, бормотал себе под нос.
– Ну раз ты понял, за что тебя доставили, рассказывай, – Приступил к допросу Арагонов.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.