Текст книги "Отрава становится лекарством"
Автор книги: Игорь Росоховатский
Жанр:
Научная фантастика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
Росоховатский Игорь
Отрава становится лекарством
Игорь РОСОХОВАТСКИЙ
ОТРАВА СТАНОВИТСЯ ЛЕКАРСТВОМ
Сенсационные сообщения из Иерусалима: профессором Рафаэлем Мешуламом раскрыта загадка веков – рассекречена тайна наркотиков, обнажены сокровенные механизмы их действия. Прояснились пути борьбы с этой пагубой.
И не только с этой.
Открытие анандамидов и трансмиттеров обещает (причем в ближайшее время) сильнейшие стимуляторы для борьбы с инсультами, раком и спидом.
Немного истории. Во время проведения земляных работ были найдены останки четырнадцатилетней девочки, не сумевшей родить ребенка и умершей вместе с ним. Кости ее пролежали в земле почти две тысячи лет. А рядом, в свертке из сверхкрепкой ткани, некий пепел серого цвета. Оказалось остатки сложного соединения гашиша – тетрагидроканабионола. Наркотик.
Антропологи вместе с археологами и химиками выяснили, что индийская конопля, из которой получали гашиш, использовалась людьми давным-давно, на протяжении нескольких тысяч лет, причем не только чтобы готовить яд для стрел, но и как лекарство для облегчения родов и при некоторых тяжелых заболеваниях. Это пьянящее вещество в арабских странах называли "гашиш", в Марокко – "кейф", в Индии – "чиарес", в Мексике "марихуана".
До середины ХIХ столетия гашиш почти не был известен в Европе, и только путешественники с Востока рассказывали о его целебных и магических свойствах. Когда же европейцы начали завозить гашиш, врачи довольно быстро оценили его как лекарство против мигреней и других заболеваний мозга (конечно, если употреблять его в определенных дозах).
Удивительно, но химический состав активного соединения гашиша был определен лишь в 1964 году. С того времени начались работы над изучением его особенностей, но эти работы наталкивались на большие трудности. Ведь гашиш – особо опасный наркотик, за его распространение сурово наказывают.
В мире сегодня насчитывается более миллиарда наркоманов, к тому же около 30 миллионов из них заражены спидом. И уже приобщаются к употреблению наркотиков подростки и даже дети младшего школьного возраста. Наркомания и алкоголизм – страшные, трудноизлечимые болезни.
Почему же так сложно с ними бороться, даже с мощным арсеналом современных фармакологических средств? Почему организм, умеющий различать чужеродные яды и выводить их, так быстро привыкает к отраве в виде наркотиков? На протяжении столетий ученые искали ответы на эти вопросы. Но лишь в самое последнее время удалось их найти.
Среди исследователей был профессор Рафаэль Мешулам из Иерусалимского университета. Более всего его интересовало, как сама Мать-природа отбирает химические соединения для своих потребностей, как их метит, каким образом включает в тот или иной организм.
Еще на своей первой родине, в Болгарии, он много слышал о змеиных ядах. В этой стране водились такие редкие породы, как песчаный удав или слепозмейка, живущая под землей. Среди болгарских змей немало было особо ядовитых, и врачи научились не только бороться с ядами, но и использовать их для лечения.
Ученый заинтересовался гашишем и его действием на нервную систему человека.
В определенных дозах он может парализовать отдельные участки, как змеиный яд; в других – вызывать приятное опьянение, к которому человек быстро привыкает и затем уже не может без него обходиться. В сотрудничестве с профессором Ихиэлем Гаони профессору Мешуламу удалось выделить активный компонент гашиша – так называемый ТСН. Статья об этом привлекла внимание ученых всего мира. За несколько лет был полностью определен химический состав гашиша и выявлен механизм участия этого наркотика в процессах обмена веществ. Выяснились такие подробности, которых никто не ожидал.
Почему человеческий организм так неоднозначно воспринимает курение, алкоголь, наркотики? Почему часто очень быстро и крепко привыкает к ним? Мешулам, Гаони и другие ученые наконец-то дали исчерпывающий ответ на эти вопросы. Оказывается, организм сам в небольшом и строго дозированном количестве производит подобные соединения, необходимые ему для поддержания процессов жизнедеятельности: и никотиновую кислоту, и алкоголь, и спирты.
Есть в нем свои "водочные заводы" со своими графиками (и если эти графики нарушаются, возникает болезнь); есть в нем и "комбинаты", вырабатывающие аналоги некоторых наркотиков, в частности – морфина, входящего составной частью в гашиш и опиум.
В США выделили группе израильских ученых, работающих под руководством профессора Мешулама, значительные средства для продолжения изучения состава и свойств гашиша, а также механизмов в организме человека, отвечающих за продуцирование и нормальное, в необходимых дозах, усвоение морфина. Ведь с нарушения работы этих механизмов и начинается наркомания. Как восстановить норму? Деятельность ученых, по понятным причинам, проходила в обстановке секретности, чтобы ею не могли воспользоваться наркодельцы и пребывающие у них на службе лаборатории.
Задание, поставленное перед профессором Мешуламом и его коллегами, было очень сложным. Успешное его решение зависело от сотрудничества ученых разных специальностей в разных странах, в том числе и физиологов Украины.
Нужно было найти среди тысяч иных соединение, которое организм вырабатывает в небольшом количестве и которое действует аналогично гашишу. Нужно было расшифровать его формулу.
Ученые действовали, как детективы. Зная только приметы этого соединения, они находили все новых смежников, пользовались сверхсложными приборами-новинками, действующими по эффекту ядерного магнитного резонанса.
Задача осложнялась тем, что опыты можно было проводить только на животных, и надо было выбирать таких, участки мозга которых были бы подобны участкам человеческого мозга.
В качестве подопытных послужили свиньи. Для опытов понадобились тысячи животных, миллионы долларов и два года напряженной работы.
Вот что рассказывает сам профессор Мешулам: – Оказалось, что мозг имеет особые антенны для восприятия морфина. С помощью их он и регулирует внутреннее – для своих нужд – производство морфина и аналога гашиша – соединение, называемое анандамидом (в переводе с санскрита "ананда" означает радость или экстаз). Анандамид можно было бы назвать экстазоном, ведь он через химические трасмиттеры, передающие сигналы рецепторам, вызывает чувство экстаза и используется мозгом для ускорения работы организма, для приподнятого настроения, а иногда – и для снятия или ослабления боли.
Мозгу для бесперебойной работы в различных условиях, в том числе неблагоприятных или опасных, необходимо чувство экстаза на определенное время и в определенных дозах. Помните слова: "Человек рождается для счастья, как птица для полета"? Если анандамида недостаточно, могут наступать процессы, схожие с маниакально-депрессивными психозами. Если же анандамида слишком много, наступают другие психические болезни.
Есть творческие личности, чей мозг способен продуцировать максимум анандамида, достигать больших высот экстаза и поддерживать себя дольше в этом состоянии. Этим в некоторой степени можно пояснить способность создания художественных шедевров.
Уже сегодня, когда еще до конца не изучены процессы действия анандамидов, их используют для лечения некоторых, причем самых страшных, болезней.
Например, известно, что химиотерапия для раковых больных имеет такие побочные проявления, как рвота. Если таким больным давать ТСН, побочный эффект прекращается.
Ученые мира считают, что открытие анандамидов и трансмиттеров поможет в ближайшем будущем получить препараты, помогающие бороться с инсультами: один такой препарат уже испытывается на мышах и кротах. А иммунологи надеются, что это открытие поможет синтезировать сильнейшие стимуляторы для борьбы с раком и СПИДом.