355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Глеб Суворов » Яндекс. Начало (СИ) » Текст книги (страница 2)
Яндекс. Начало (СИ)
  • Текст добавлен: 17 марта 2017, 11:30

Текст книги "Яндекс. Начало (СИ)"


Автор книги: Глеб Суворов



сообщить о нарушении

Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)

16. Comptek International

Существует устойчивый миф (сотворенный приехавшей из США Еленой Колмановской) про совместное российско-американское предприятие Comptek из 1989 года, однако следы этого СП потерялись. Сейчас любой желающий может ознакомиться с документами организации с помощью opencorporates.com и убедиться что в реальности первая версия Comptek International была зарегистрирована в Массачусетсе 29 августа 1989 года и в ней было указано всего два имени – Джон Бойнтон и Роберт Стабблбайн. Именно для общения с ними Аркадий Волож начал пользоваться e-mail. В 1993-ом году партнеры закроют первую версию и создадут новую компанию с тем же названием и уже с российскими коллегами.

Вместе с первым Comptek'ом друзья основали Diomedes Ltd, в честь того самого Диомеда (царя Аргоса, героя Илиады сидевшего в Троянском коне), занялись бессистемной торговлей различными американскими промтоварами.

По случайному совпадению, одна из первых версий поисковика называлась «Аргонавт»


17. Удвоение Аркадия

Чтобы заработать еще денег, Аркадий Волож объединяется с Аркадием Борковским – выходцем из компании ParaGraph, которая только-только переезжает в Силиконовую долину в полном составе делать OCR для Apple: ParaGraph был совместным американо-российским предприятием – деньги наши, руки ваши. Волож и Борковский называют свою отдельную фирму «Аркадия» и какое-то время зарабатывают на госзаказе (вместе с Сегаловичем) – продают государству (вузам) «Международную классификацию изобретений», по описанию очень похожую на ту систему, что Аркадий Волож разрабатывал в рабочее время в своем ВНИИСТ для работы с базами патентов. Как бы то ни было распад СССР через некоторое время сделал этот вид деятельности невозможным – деньги у вузов кончились.

18. Бен Коул

 

В 1990-ом году, Анатолий Собчак был избран председателем Ленсовета, а в 1991-ом – мэром Санкт-Петербурга. Среди его свершений была реструктуризация и приватизация «Ленбанка» (бывшего «Жилсоцбанка») и будущего «Банка Санкт-Петербург» и переформатирование банка «Россия». Для того что бы провести приватизацию максимально эффективно мэр привлек бывшего ветерана Арденской операции (лейтенанта), а теперь инвестиционного консультанта Бена Коула (Benjamin S. Cole[24]24
  http://www.legacy.com/obituaries/nytimes/obituary.aspx?pid=155689229


[Закрыть]
). Именно тогда в самом начале 90-х Бен Коул познакомился и работал с заместителями Анатолия Собчака – вы все их хорошо знаете (когда один из них недавно говорил об иностранцах в совете директоров Яндекса, то знал о ком говорил). В дальнейшем эти полезные знакомства позволят относительно безмятежно существовать инвестиционным проектам CMI в РФ, а в совете директоров будущего «Яндекса» встретятся знакомые мистера Коула – Александр Стальевич Волошин и Герман Оскарович Греф.

19. Битва с Fidelity

Пока Бен Коул, Роберт Стабблбайн, Джон Бойнтон, Аркадий Волож и Аркадий Борковский осваивались на новорожденном российском рынке, Альфред Феноти вел затяжную борьбу с транснациональным бостонским монстром – Fidelity. В отличие от Кена Миллера ему не повезло – люди Fidelity начиная с 1987 года потихоньку выкупали акции Triple-I и собрав 34% предложили ему выплатить дивиденды, распродать компанию по частям и заодно попытались избавиться[25]25
  http://www.nytimes.com/1991/01/27/business/fidelity-s-secret-agent-man.html


[Закрыть]
 от самого мистера Феноти. Компания переживала трудные времена из-за окончания холодной войны и заката рынка мейнфреймов – все переходили на персональные компьютеры, но каким-то образом Альфреду Феноти удалось продержаться у руля до 1993 года, когда его наконец выжили.

20. Божественное вмешательство

В конце 1993 звезда «Аркадии» закатилась, нужно было что-то делать и Аркадий Волож с Ильей Сегаловичем внезапно решили сделать поисковик по Библии. Ну может быть не совсем внезапно – один из основателей первого «Комптека», Роберт (Роман) Стабблбайн женат на родственнице одного из потомственных иерархов русской православной старообрядческой церкви и сейчас является крупнейшим спонсором[26]26
  https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1149


[Закрыть]
 ее благотворительных образовательных проектов, а также помог приобрести для РПСЦ храм в Симферополе и построить церковь в Монголии.

Как писала газета «Сегодня» в 1994 году:

На 6 июля назначена презентация новой компьютерной информационно-поисковой системы (ИПС), которая не имеет пока названия. Предполагается, что она будет носить имя «Компьютерная симфония» или «Русская Библия». В течение нескольких лет группа московских специалистов из МП «Аркадия» под руководством программиста Аркадия Воложа и библеиста Ильи Грица при спонсорском участии компании «КомпТек Интернешнл, Инк» работала над созданием ИПС, являющейся компьютерным индексом по синодальному изданию Библии, пользуясь которым любой человек может по слову или сочетанию слов найти любое место из Священного Писания. <...> Проект МП «Аркадия» имеет коммерческий, но не прибыльный характер.

Там же через месяц в немного другом тоне:

Почти завершена работа над проектом «Компьютерная симфония русской Библии», о котором уже писала «Сегодня». Группа под руководством программиста Аркадия Воложа и библеиста Ильи Грица полагает, что выполнила уже 90 процентов работы, но не в состоянии довести ее до конца из-за финансовых затруднений. Уникальный научный проект, имеющий исключительное научное и просветительское значение, под угрозой срыва.

Работа делалась для Российского библейского общества, воссозданного при содействии Александра Меня (которого критиковали за экуменизм так же, как российских родственников Роберта/Романа Стабблбайна).

В общем, это сработало, и в Comptek пришли инвесторы. Вы их уже знаете – мистер Коул, который инвестировал в Россию, помогал строить демократию и поддерживал религиозные свободы, и мистер Феноти, который занимался хайтеком с начала пятидесятых.

21. Концепция поменялась

Вместо неприбыльных поставок персональных компьютеров коллеги сконцентрировались на сетевом оборудовании. Пользуясь наработанными связями с обеих сторон, им удалось довольно быстро наладить рынок сбыта. «Комптек» продавал оборудование Kalpana (первые Ethernet-свитчи), Grandjunction (еще более скоростные Ethternet-свитчи) и Aironet (оборудование для беспроводных сетей). Все эти компании потом были куплены Cisco, и «Комптек» закономерно стал одним из крупнейших дистрибьюторов Cisco и Lucent. Все первое время четыре американца и укоренившийся москвич создавали базу для будущего успеха – учили инженеров со всей страны настраивать продаваемое оборудование, вступали в различные окологосударственные комитеты по стандартизации связи (АДЭ при ФАПСИ), создали БЕСЕДА[27]27
  http://www.pcweek.ru/infrastructure/article/detail.php?ID=42851


[Закрыть]
, и т.д. и т.п. Так «Комптек» взял под контроль 70% общероссийских поставок[28]28
  http://www.basic.visual2000.ru/kolesov/connect/cn97071.htm


[Закрыть]
 оборудования для ШПС. В дальнейшем Comptek/»Яндекс» будет регулярно участвовать во всех встречах государства и IT-сообщества, начиная с первой встречи тогда еще и.о. Президента РФ с интернет-деятелями в 1999 году.

Аркадий Волож и Харви Стивенс

Прямо по рецепту Кена Миллера Comptek пролоббировал изменение регулирования беспроводной связи и внезапно оказался единственным поставщиком работающего оборудования в РФ. Офис Comptek находился в здании «МТУ-Информ», которому компания поставляла оборудование для постройки сети (из «МТУ-Информ» родится «МТУ-Интел», который породит СТРИМ), и который, пользуясь оборудованием «Комптека», подключил первых районных провайдеров Москвы, а вместе с ними – москвичей к интернету [параллельно коллеги пролоббировали изменения регулирования ip-телефонии и фактически создали эту отрасль в РФ].

Из этого беспроводного направления потом вырастет компания InfiNet в совете директоров которой заседают уже знакомые вам люди (Волож, Стабблбайн, Феноти и др.). Список клиентов компании из тех времен: «Ростелеком», «Билайн», «МТС», «МТУ-Информ», Центробанк, «Сбербанк», «Инкомбанк», «Менатеп», «КАМАЗ» и «Норильский никель».

22. Интернет сделали – пора подумать о пользователях

В середине девяностых в США начинался бум стартапов и появлялись первые поисковики, например Альтависта (Altavista). В Комптеке стало понятно, что эта услуга востребована и нужно начинать двигаться в этом направлении. Поэтому для начала программистов из бывшей «Аркадии» озадачили сделать надстройку для Альтависты, чтобы проверить, как это работает с русским языком, для которого уже был какой-то простой поиск на базе «Аргонавта». Дальнейшая история всем знакома – «Комптек» запустил свой поисковик по рунету (проиндексировав 4Гб текстов), стал вкладываться в рекламу и в конце-концов выделил «Яндекс» в отдельную компанию.

«Чтобы проект был успешным, нужны четкая концепция, хороший менеджмент и поддержка инвесторов. Все это у „Яндекса“ есть, – заявил[29]29
  http://www.pcweek.ru/business/article/detail.php?ID=58695


[Закрыть]
 г-н Коль (Бен Коул – прим. Автора), – Нарушить наши планы могут лишь крупные западные игроки, за которыми стоят мощные финансовые ресурсы. Но они придут в Россию, лишь когда рынок здесь станет привлекательным». Ничего из этого у локальных конкурентов не было, поэтому Яндекс был обречен на успех.

Вот редкие фотографии Аркадия Воложа с Беном Коулом:

 

И с Альфредом Феноти:

У мистера Коула и мистера Феноти было право вето на все важные решения, сами они попеременно возглавляли совет директоров своей компании, так что, конечно, Google не мог купить Яндекс без их согласия. А так как мистер Феноти, скорее всего, был немного раздосадован окончанием истории своей работы в Information International (Triple-I) и, возможно, жаждал реванша, то он решил не продавать стенфордским выскочкам столь перспективный проект. Бен Коул и Альфред Феноти рискнули и выиграли.

23. Олигарх

Помните «Союзпромэкспорт» – первый заказчик молодого американского журналиста? Так вот, тот самый будущий Олигарх и самый богатый человек РФ купил в свое время «Норильский Никель», который был одним из крупных клиентов второго Comptek, а его представитель в «Норильском Никеле» через некоторое время оказался членом совета директоров «Яндекса». Кроме того, мистер Коул вместе со своим бизнес-партнером Кэтрин Мэнник организовали для него институт имени Олигарха прямо в солнечной Ирландии в 2007-ом году. Учитывая тот факт, что Олигарх владеет одним из конкурирующих с «Яндексом» интернет-проектов в Рунете, эта история становится чрезвычайно кинематографичной.

24. Et in Arcadia

Недавно исполнилось три года со дня смерти Ильи Сегаловича, тех самых рук из схемы «деньги наши, руки ваши»; прошло несколько лет со смерти Бенджамина Коула. Умер Ростропович, умерла Галина Вишневская. Друзья Эла Феноти – Джон Маккарти и Марвин Мински тоже покинули наш мир в последние годы. В начале 2016 умер[30]30
  https://roem.ru/28-03-2016/221532/fenoti-yandex/


[Закрыть]
 и сам мистер Феноти.


***

Теперь вы понимаете как стал возможен «Яндекс» – люди с первой фотографии запустили процесс конвергенции и культурного обмена, этот процесс привел к окончанию холодной войны, и реликты этой самой войны по обе стороны океана объединились ради благой цели – заработать на пенсии немного денег. Знакомство со всеми ключевыми фигурами американской IT-индустрии, чемодан идей из MIT и Stanford, неограниченный доступ к капиталу и близкое знакомство с руководством Российской Федерации облегчило им эту задачу.

Надеюсь, автору некролога удалось показать ключевую роль нескольких скромных и очень талантливых «американских дедушек» в развитии крупнейшего российского поисковика.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю