Текст книги "Эдди (ЛП)"
Автор книги: Фрэнк Райли
Жанр:
Научная фантастика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 2 (всего у книги 2 страниц)
– Ну, я…
– До свидания, генерал. Подумайте над этим, а я перезвоню вам позже. Вашего слова будет достаточно!
В трубке щелкнуло, и генерал Сандерс с горечью выругался. Позже он обсудил это с Амосом Бушем, и тот кивнул, соглашаясь с предложением генерала.
– Конечно, – сказал он. – Ради этого стоит рискнуть – и мы получим Смита там, где нам нужно!
Когда тем же днём позвонил Джон О'Хара Смит, генерал сразу же сказал:
– Приходите, доктор Смит, мы договорились.
Имеющиеся записи по этому этапу расследования свидетельствуют, что 17 сентября 1955 года в штате небольшой электронной фирмы в Пасадене были зачислены на работу доктор Дж. О. Смит и три его «ассистента». Их разместили в одном крыле на верхнем этаже здания. Вход в это крыло был перекрыт знаком: «Вход ограничен – разрешение на вход предоставляется только по служебной необходимости».
Похоже, что такая необходимость возникала у немногих, так как у Смита и его помощников редко бывали посетители. Поставки электронных компонентов принимал один из ассистентов. Четверо мужчин приходили и уходили вместе. Они приносили обед с собой.
Доктор Смит, конечно, был кратко допрошен, когда он явился с повинной в штаб-квартиру Западного дивизиона ВВС США. Но на этот раз его допрашивали только генерал и Амос Буш.
– Послушайте, Смит, – сказал Амос, – если мы должны защищать вас, я хочу знать, от чего и почему это необходимо…
Джон О'Хара Смит выглядел несколько смущенным.
– Полагаю, я допустил ту же ошибку, что так часто допускают при рассекречивании информации…
– Какую именно?
– Когда информацию рассекречивают, это делают без математических вычислений бесконечного числа возможных способов, как эта информация может быть использована враждебным правительством… Конечно, для таких вычислений вам понадобится Эдди!
– Какое это имеет отношение к попыткам вас убить? – потребовал ответа Буш.
– Вполне очевидно, что кто-то прочёл мою статью в журнале Инженеров-исследователей внимательнее, чем вы! На самом деле Эдди предупреждал меня, что любой, кто настроен враждебно по отношению к Соединенным Штатам, не может позволить мне продолжать мои исследования!
Амос Буш и генерал Сандерс обменялись настороженными взглядами.
– Хорошо, – сказал генерал Сандерс, – пока оставим это. Но что изначально заставило вас спросить об X-15?
– Эдди предположил, что если межконтинентальные баллистические ракеты теоретически можно украсть над Атлантическим океаном, то украсть X-15 над пустыней Мохаве будет гораздо проще!
Пока два офицера ВВС переваривали это заявление вместе с неоспоримым фактом исчезновения X-15, Джон О'Хара Смит вежливо сообщил им:
– Кстати, джентльмены, вам придется достать для меня дубликаты лент Эдди.
Буш покраснел и не удержался от вопроса.:
– Включая те самые коротковолновые передачи «Радио Москвы»?
– Естественно! – отрезал доктор Смит. – Я уверен, что Эдди извлекает из них много полезной информации!
Этот второй допрос, как и предыдущий в больнице, закончился триумфом упрямого доктора Смита. Когда они остались одни, генерал Сандерс повернулся к Бушу и вздохнул:
– У нас двойная проблема с безопасностью, Амос! Если слухи о нашей сделке со Смитом дойдут до Вашингтона, меня просто со смехом выгонят со службы!
Но генерал не осознавал всех последствий своего затруднительного положения до полудня 7 октября, когда позвонил доктор Смит и сообщил, что с Эдди готов.
– Хорошо, – буркнул генерал. – Тогда приступайте!
– Сначала нам понадобится дополнительная информация.
– Какого рода информация? – подозрительно спросил генерал Сандерс.
Его подозрения усилились после краткого заявления Смита:
– Эдди должны быть предоставлены все данные по X-15.
– Это невозможно!
Фырканье доктора Смита выражало полное неприятие им самой концепции невозможного.
– Эдди оперирует данными, – напомнил он генералу.
Генерал Сандерс почти не спал в ту ночь. Как и Амос Буш. Они разговаривали и спорили до трех часов ночи, когда генерал налил последнюю порцию и поднял бокал.
– О'кей, – мрачно произнёс он. – Я уже зашел так далеко, что должен пройти весь путь до конца!
Они выпили, и он продолжил:
– По крайней мере, теперь мне не придется беспокоиться о том, что надо мной посмеются и выгонят со службы – меня отдадут под трибунал!
Он злобно ткнул указательным пальцем в кубик льда.
– Но сначала я кое-что сделаю, – пообещал он.
– Что, сэр?
– Задушу Смита голыми руками!
Генерал Сандерс сидел на металлическом складном стуле перед Эдди, обучаемым компьютером, и с воинственным видом разглядывал грубо обработанную алюминиевую лицевую панель.
Эдди не производил особого впечатления – уж точно не выглядел как устройство, на компоненты для которого было потрачено 13 456 долларов и 12 центов из резервного фонда генерала. При восстановлении Эдди главным соображением была скорость. Внешний корпус был неокрашен и довольно неумело скреплен металлическими винтами. На передней панели не было ни одной ручки управления. Решётка вокодера была открыта; входной микрофон просто лежал на верстаке рядом с корпусом. Вся конструкция имела около трех футов в длину, двух футов в ширину и восемнадцати дюймов в высоту.
– Ладно, и что мне теперь делать? – хрипло спросил генерал.
– Просто начните говорить – в микрофон.
Генерал Сандерс достал из своего портфеля пачку бумаг и свирепо посмотрел на Смита:
– Убирайтесь отсюда к черту! Это секретная информация!
Доктор Смит ухмыльнулся. Уже выходя из комнаты, он остановился.
– Канал связи останется открытым – говорите, сколько потребуется.
Чувствуя себя помесью дурака и Бенедикта Арнольда[4]4
Бенедикт Арнольд – генерал армии США во время Войны за независимость (1775–1783), перешёл на сторону британцев. Стал символом измены и предательства в американской культуре.
[Закрыть], генерал Сандерс прочистил горло и начал читать:
– North American X-15 относится к числу проектов, находящихся на завершающем этапе подготовки к созданию опытных образцов. Эти проекты позволят отправлять в четвёртую область военной деятельности – в космос – не только приборы, но и живых людей.
– Как только спутниковый проект завершит предварительные исследования массивного спектрометра высоких энергий, система X-15 должна быть готова к полету в течение двух лет. Самолеты X-15 A, B и G будут исследовать режимы полёта на скоростях до 3000 миль в час на высоте 50 миль; до 4500 миль в час – на высоте 100 миль; и до 6000 миль в час и выше – на высоте 150 миль и за её пределами…
Генерал Сандерс рывком развязал галстук. Его загорелая лысина была влажной от пота. Он оглядел пустую рабочую комнату, упрямо сжал челюсти и продолжил:
– Тем временем продолжаются испытания экспериментальной модели X-15 для отработки совершенно новой системы транспортного средства, достаточно медленной для поддержания ламинарного потока в пограничном слое и достаточно быстрой для обеспечения эффективного управления в условиях, близких к уровню моря. В отличие от МБР, которой достаточно сохранять боеспособность всего несколько секунд, X-15 и его экипаж должны возвращаться, чтобы лететь снова…
В течение трех часов генерал Сандерс непрерывно читал материалы из своей папки. В последние полчаса его голос стал хриплым, а горло пересохло и саднило.
Закончив, он подошел к двери и крикнул:
– Ну ладно, Смит… Заходите и заставьте, наконец, эту чёртову штуку работать!
Смит вошел и невозмутимо произнёс:
– Не так быстро, генерал! Эдди потребуется ещё очень много информации.
– Еще? Чёрт возьми, я охватил всё!
– Все, что вы знаете о X-15, – согласился доктор Смит, – но Эдди сейчас осваивает новую область и должен обладать не только техническими данными по электронике и авионике. Ему нужны полные отчеты о ходе поисков на сегодняшний день, а также о погоде, топографии, экономике, истории и текущих событиях во всём прилегающем районе. Я создал дополнительную схему для обработки такого рода материалов.
Генерал Сандерс застонал.
– Зачем, черт возьми, я вообще ввязался во всё это?
В течение следующих десяти дней Эдди просматривал микрофильмы со всеми газетами, опубликованными с момента исчезновения Х-15. Кроме того, перед его сканером были собраны все необходимые справочные материалы, доступные в государственных, частных и университетских библиотеках Калифорнии.
В конце концов, даже Джон О'Хара Смит, казалось, остался доволен. Он выключил сканер, включил селекторный механизм и вокодер.
В течение двух часов Эдди ничего не делал, только довольно жужжал, как миниатюрная стиральная машина. Время от времени по экрану сканера пробегал странный, мерцающий узор из разноцветных огоньков.
В 11 часов 6 минут утра, 19 октября 1955 года, из решётки вокодера донесся ровный, лишенный интонаций голос:
– Температура равновесия ламинарного потока при 8,0 Махах, на высоте 150 000 футов, в точке на расстоянии 10 футов от передней кромки составляет 1000 градусов по Фаренгейту, при условии, что коэффициент излучательной способности обшивки составляет 0,85.
Послышалось негромкое жужжание, и вокодер щёлкнул, отключаясь.
– Что, черт возьми, это значит? – потребовал ответа генерал.
– Вашим аэрофизикам это может быть интересно! – последовал резкий ответ.
В 13:34 Эдди снова ожил:
– При полёте между двумя планетами теорию орбиты с минимальной энергией следует отбросить в пользу ускорения на пониженной скорости в течение расчётных периодов времени.
– К тому времени, когда мы будем летать между планетами, – с горечью заметил генерал Сандерс, – протокол моего военного трибунала станет древней историей!
Двадцать минут спустя Эдди добавил:
– В эксплуатации малых исследовательских аппаратов топливный элемент клубов 4-H в Хэнфорде и Биттеррут-Крик будет конкурировать с химической энергией рекомбинации за приз за лучший батат.
После этого заявления даже Джон О'Хара Смит выглядел ошеломлённым. Но мгновенно восстановил самообладание.
– Должно быть, перекрёстное замыкание цепи, – объяснил он. – Ничего страшного, сейчас исправлю…
Пока он исследовал внутренности Эдди отвёрткой с прозрачной ручкой, генерал Сандерс достал свежую сигарету и, не закурив, растёр её пальцами.
В 2:51 Эдди сообщил следующее:
– Подобно тому, как основной физический постулат инвариантности относительно зеркального отражения не обязательно верен, законы движения Ньютона могут не применяться при определённых обстоятельствах. Это сделало бы возможным проникновение в навигационную систему, основанную на концепции инерциального наведения, и её дезориентацию.
Генерал Сандерс в полудрёме сидел, откинувшись на спинку стула. Услышав эти слова, он вскочил на ноги.
– Что это было?
Доктор Смит вновь включил эту часть, записанную на ленту.
– Мы обсуждали это в госпитале, – строго напомнил он генералу. – И если ракеты дальнего радиуса действия, запущенные из Флориды, можно перехватить в полёте, что помешает направить их к подводной лодке в море?
Генерал нахмурился, глубоко задумавшись, затем расслабился и покачал головой.
– Даже если что-то подобное и возможно, нам не о чем беспокоиться. Каждая ракета снабжена устройством, которое можно использовать для её уничтожения, если она собьётся с курса.
Джон О'Хара Смит покачал головой, как учитель, столкнувшийся с не слишком сообразительным учеником.
– Ну, генерал, если в систему инерциального наведения можно проникнуть, то и систему подрыва можно заблокировать.
– Это уж слишком большое «если», – резко ответил генерал.
Доктор Смит сардонически улыбнулся.
– Может быть, оно не покажется таким большим, когда Эдди расскажет нам, что случилось с X-15!
– Когда?! – простонал генерал. Затем он вернулся к проблеме перехвата межконтинентальных баллистических ракет. Полусерьезно полунасмешливо он спросил:
– Что, по мнению Эдди, нам следует делать с этими ракетами?
– Несомненно, есть и другие системы наведения, которые не так просто взломать… Между тем Эдди предлагает оснастить ракеты минами-ловушками, чтобы они взрывались при попытке вмешательства.
Генерал Сандерс снова закрыл глаза и откинулся на спинку стула. Хмурая складка между его бровями стала глубже.
Было шесть часов, и ранние сумерки уже сгущались в лаборатории, когда от Эдди поступило очередное сообщение. Своим характерным монотонным голосом обучаемый компьютер произнёс:
– Существующая программа разработки ракет не пострадает от роста числа разводов в Бейкерсфилде и округе Керн[5]5
Бейкерсфилд – город в округе Керн, Калифорния, недалеко от пустыни Мохаве, где пропал X-15 из рассказа.
[Закрыть].
Доктор Джон О'Хара Смит неодобрительно поджал губы.
– Эдди ведет себя совершенно неприемлемо! Боюсь, что с новым реле придется повозиться…
Генерал Сандерс медленно поднялся на ноги и взял шляпу.
– О'кей, Смит, – сказал он, – Вы всучили мне кота в мешке, и я его купил! Теперь я верну вас и весь этот клубок проблем ФБР! Пусть Коулз теперь сходит с ума!
Фрэнк Коулз, сидя в кабинете генерала и выслушав, что произошло, спокойно заметил:
– Что ж, я полагаю, вам пришлось пойти на этот риск.
– Спасибо, – ответил генерал Сандерс. – Надеюсь, Пентагон посмотрит на это так же… хотя сомневаюсь.
– У нас тоже есть проблема, генерал, – отметил Коулз. – Как ни крути, нам абсолютно не в чем обвинить Смита.
– Но он не может просто уйти – не после того, что он… или этот проклятый Эдди… знает об Х‑15!
Коулз едва заметно улыбнулся.
– Полагаю, теперь Эдди принадлежит ВВС.
– Мы разберём эту чертову штуку на металлолом!
Загудел интерком генерала. Голос адъютанта произнес извиняющимся тоном:
– Вам снова звонит доктор Смит, сэр.
– Скажите ему, чтобы убирался к черту!
Через несколько секунд интерком загудел снова.
– Доктор Смит на линии, сэр. Он говорит, что это касается ракеты X-15.
Генерал Сандерс выглядел так, словно ему хотелось смахнуть интерком со стола.
– Почему бы не поговорить с ним? – предложил Коулз. – Мне было бы интересно это услышать.
Генерал взял трубку и сказал с обманчивым спокойствием:
– Ладно, Смит… давайте покороче.
– Это был лесовоз, – ответил доктор Смит своим самым высокомерным тоном.
– А?..
– Цепь Эдди сейчас синхронизирована. Он говорит, что в тот же день, когда исчез Х-15, легковой автомобиль врезался в задний борт лесовоза, двигавшегося на север по шоссе 395, примерно в пятидесяти милях от базы в Ланкастере. Два человека погибли…
– Смит, что за бред вы теперь несёте?
– Генерал, грузовик был гружен бревнами секвойи и направлялся на север!
– Мне наплевать, куда он направлялся!
– Подождите, генерал! – слова доктора Смита звучали почти как приказ. – Эдди хочет знать, почему лесовоз направлялся в сторону района произрастания секвой с уже загруженным штабелем брёвен. Он также указывает, что X-15 по размеру примерно соответствует бревну секвойи и может быть идеально скрыт в середине такого штабеля!
Генерал выглядел так словно пытался проглотить что‑то угловатое и неприятное.
– Мы проверим этот грузовик, – сказал он, наконец. – Но помните, Смит, вам конец – меня больше не провести!
Он положил трубку и обратился к Коулзу:
– В этот раз на этой карусели прокатишься ты!
Калифорнийский дорожный патруль в Мохаве имел отчет о том происшествии. Очевидно, виновата была легковая машина. Водителем грузовика в отчете был указан Арт Бэкус, независимый перевозчик, работающий из Юрики, городка на крайнем севере калифорнийского побережья, расположенном примерно в восьмистах милях от места аварии.
Обычная проверка, проведенная ФБР, показала, что Бэкус отбывал срок в Сан-Квентине по обвинению в преступлении против нравственности, связанном с несовершеннолетней. Он работал водителем грузовика в дюжине лесозаготовительных компаний северо-западной Калифорнии, пока прошлым летом не купил за наличные новый грузовик с прицепом и занялся собственным бизнесом.
Два агента ФБР подошли к нему в придорожном кафе на шоссе № 1, между Юрикой и заливом Тринидад. Худой, сутулый мужчина, он чуть не упал в обморок, когда агенты показали ему свои удостоверения. Он был сломлен и готов говорить ещё до того, как ему напомнили, что наказание за шпионаж в мирное время – смертная казнь.
Бэкус привел сотрудников ФБР на заброшенную лесопилку, расположенную примерно в двух милях от берега, где Х-15 был разобран на части, тщательно сфотографирован, а затем утоплен в старом пруде-накопителе для брёвен.
Люди, нанявшие Бэкуса и разобравшие X-15, покинули район несколькими неделями ранее. Жители залива Тринидад вспоминали их с теплотой, описывая как «очень приятных парней и к тому же отличных рыбаков». Они сказали Бэкусу, что вернутся поздней осенью на сезон ловли стальноголового лосося и, возможно, предложат ему ещё что‑нибудь перевезти.
ФБР предложило Бэкусу единственный шанс на жизнь. Он согласился с крайней готовностью.
Более поздних записей по делу доктора Джона О’Хары Смита и Эдди, обучаемого компьютера, не сохранилось. Однако несколько событий, на первый взгляд никак не связанных между собой, наводят на интересные размышления.
3 января 1956 года ВВС сообщили, что баллистическая ракета среднего радиуса действия «Тор», запущенная с авиабазы Патрик во Флориде, была уничтожена после того, как стала отклоняться от курса.
Примерно в то же время панамский грузовоз, следовавший по Гольфстриму в сторону Вест‑Индии, передал по радио сообщение о том, что наткнулся на обширное нефтяное пятно и разбросанные обломки, на некоторых из которых были русские опознавательные знаки. Выживших обнаружено не было.
Государственный департамент США заботливо осведомился у Советского Союза, не потерпел ли какой-нибудь из его кораблей крушение во время зимних штормов в Карибском море. Советский Союз раздражённо ответил, что советские суда не могли потерпеть крушение, поскольку, согласно здравым принципам международного права, они осуществляют свою деятельность исключительно в пределах собственных территориальных вод.
На Пасхальной неделе 1956 года ФБР объявило об арестах четырех человек по обвинению в шпионаже: аптекаря в Тусоне, Аризона; импортёра в Сан-Франциско; вышедшего на пенсию риелтора в Лос-Анджелесе; малоизвестного дальнобойщика в северной Калифорнии. Все они признали себя виновными, чтобы избежать газовой камеры. Подробности выдвинутых против них обвинений не разглашались, их знали только члены Федерального Большого Жюри.
Стоит отметить еще два опубликованных материала:
В майском номере журнала, издаваемого Институтом Инженеров-Исследователей за 1956 год, сообщалось, что один из его сотрудников, доктор Дж. О. Смит, оправился от травм, полученных при взрыве газовой печи, и получил должность государственного научного сотрудника в Вашингтоне, округ Колумбия.
Второй материал – абзац в издании «Aviation Weekly», в котором поздравляли генерал‑майора Дэвида Уильяма Сандерса с присвоением звания бригадного генерала.







