355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Елена Алчевская » А теперь – на Юг! » Текст книги (страница 9)
А теперь – на Юг!
  • Текст добавлен: 28 февраля 2022, 20:02

Текст книги "А теперь – на Юг!"


Автор книги: Елена Алчевская



сообщить о нарушении

Текущая страница: 9 (всего у книги 9 страниц)

Посольство Ростислава в 869г.

Вовремя он приехал. В моём будущем он умирает в следующем году. Хотя мы ему помогли, сохранив детей, но его травля далеко ещё не окончена. Посмотрим, с чем и зачем этот князь к нам прибудет, пока он нам ничего интересного не предлагал, а уж тем более ничего не сделал. Ладно, приедет, а там уже решим, как быть. Князь был довольно незаурядным человеком, пойти на противостояние с королем Восточно-Франкского королевства Людовиком II Немецким, это надо стальные, г-хм, как бы это сформулировать, в общем, надо иметь. Стальные. Вот как-то так. А он уже с 846 года с королем бодается. Вообще-то, отношения с ним у князя своеобразные. Король посадил его на престол княжества Моравии, сняв оттуда его дядюшку Моймира I, который в далеких 20-х годах это княжество и создал. Надо отметить, что крушение Аварского каганата и наступление на восток Франкской империи способствовали росту его политической активности. Тут и сомневаться не стоит, бороться даже с умирающем Аварским каганатом ему было не по плечу. Поэтому он потихоньку расселил своих людей по верхнему и среднему течению Моравы и верховьям Одры. Потом княжество приросло областями Верхней Австрии, а затем поглотило и другие владения в будущей Западной Словакии. Платил добросовестно ежегодную дань, из 120 быков и 500 марок и жил спокойно, как покорнейший из франкских подданных. Исправно посылал дары ко двору Людовика II Немецкого и не поддерживал своих соседей мораван. Даже принял христианство. Убейте меня, но не понимаю, почему король решил заменить этого старого и спокойного князя молодым и рьяным Ростиславом, но ему, наверное, виднее. Ну, ничего, скоро узнаем. Нужный человек уже приехал.

– Моя царевна…

– Что, Сом?

– Прибыл наш посол в Моравии.

– Отлично. Зови.

Ко мне вошел очень интересный человек.

Первые годы княжения Ростислава.

Людовик искренне считал Ростислава своим вассалом и верил, что тот будет представлять интересы его королевства в Центральной Европе. Но тот, не будь дураком, видя, что Людовик занят борьбой со своими родственниками, стал расширять и укреплять своё государство. Кстати, правильно делал. Главное, он набирал дружину, строил крепости, заключал союзы с Болгарским царством и Византийской империей, предоставлял убежище врагам Людовика II Немецкого, в том числе и его сыновьям, Карломану и Людовику. А в 850г. Ростислав окончательно порвал отношения с Восточно-Франкским королевством. Более того, он изгнал из своей страны баварских священников и присоединил к своему государству земли между Дунаем и Дие. Ну, как это можно было стерпеть? Никак. Так что, в 855г. в Великую Моравию вторглось войско Людовика II и направилось в сторону крепости Ростислава. Дошли, конечно. Но Ростислав напал на немецкую рать, и та побежала. Естественно, моравцы преследовали франков до Дуная и разорили пограничные земли Баварии. Вот так они и жили, с переменным успехом. Ростислав даже отправил послов в Византию, к императору Михаилу III, просил прислать священников, которые смогли бы заложить в его княжестве свое собственное церковное управление. Михаил III удовлетворил просьбу Ростислава и послал к ним Кирилла с Мефодием. Они, оказывается, не только переводили церковные книги и выстраивали церковную структуру, но и обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Я об этом уже рассказывала.

Ростислав бодался с Людовиком II Немецким довольно долго, а потом он сделал финт, который я не могла понять. После безуспешного нападения франков, он с какого-то перепугу, передал Нитранское княжество своему дорогому племяннику Святополку. Разделив Моравию почти на две равные части. Зачем, не знаю. Детей его мы спасли, крепости король так и не взял, священники по всей земле ходят. Уже в Великой Моравии появилось первое архиепископство во главе с Мефодием. Что ещё надо людям для счастья? Ладно, приедет, поговорим, подумаем, а там посмотрим …

Поход на хазаров.

… Немного выше по реке от нашего Саркела, находился Правобережный Цимлянский замок, тоже город-крепость. Он стоял на противоположном, высоком, берегу Дона, недалеко от Семикаракорского городища. На правом берегу Дона. Крепкая крепость, и на своем месте. От основного берега мыс здесь был отсечен глубоким рвом. Эту крепость надо было взять в первую очередь, ибо наместником здесь был хан из рода хазарского царя Обадии. Как только мы пойдем на Саркел, он ударит нам в спину. Так что взяли. Посмотрели. На стойбище очень город похож. Привратный дворик, более-менее свободный от построек, две площади, сплошь покрытые юртами, а в центре красовалась самая большая и красивая нет, не юрта, а целый шатер. Принадлежал тутошнему хозяину крепости. Со слов разведчиков, очень богатый город. И хан тоже. Понятно, с торгового пути кормились.

Ниже Саркела расположились крайне важные для торговли и защиты Хазарии городища. Этот местный торгово-транспортировочный узел защищался самым серьезным образом. Пока здесь будут хазары, мы никогда не будем хозяевами своих земель, они всегда будут диктовать свои условия. Так что военный совет, под руководством Великого князя, постановил:

Первое – идем на хазарские города. Начали подготовку.

Ну тут случилось нечто для нас необычное. На следующий день после Большого Совета, Рюрик, взбешенный до нельзя, влетел ко мне в мой шатер. Мне показалось, что он разнесет здесь всё в дребезги и пополам. Не сказав мне худого слова, он заорал на весь берег:

– Я их убью! Я выколю им глаза, их узкие бесстыжие зенки, я каждый зрачок буду выковыривать по полчаса, чтоб они смогли понять силу моего гнева, я им вот …

– Дорогой, а ты не мог бы рассказать о них более конкретно? Кажется, ты говоришь о наших новых союзников?

– Это не союзники! Это кровопийцы! Это жадные немытые троглодиты! (я как-то рассказала какую-то сказку про этих полулюдей-полузверушек).

– И что они сделали?

– Они потребовали 2/3 добычи, потому как их гораздо больше нас.

– Вот как? Не беспокойся, дорогой, всё будет хорошо. Ты съезди на охоту, денька на 2-3, развейся, отдохни. Всё будет хорошо.

– А если…

– Не беспокойся. Всё будет отлично.

Второе. Самое главное на войне – это раздел добычи. Главное для большинства воинов. Было много прений, но консенсуса все же достигли. Мы идем забирать под свою руку все перечисленные ниже и, разумеется, уже завоеванные, города, городищи, села и хутора. Союзники идут только за добычей. Делим захваченное пополам, первая наша и нашей армии, а вторая часть делится между племенами по количеству и качеству воинов. А уже в своем племени делят по их обычаям. Вроде бы не честно, но у нас армия хоть и гораздо меньше, но зато сильнее, и оснащение с вооружением, о котором все остальные могут только мечтать. К тому же непонятные метательные машины, греческий огонь и благословление богинь. Так что мы не только получаем половину всего, но и выбираем первыми, хоть ремесленников, хоть девушек, хоть кого. И брать собирались мы только то, что нам было нужно. Никто из союзников не роптал. Мы и без них могли справится, конечно, но потерь было бы больше. И они это знали. Кстати, наши союзники над нами посмеивались, что мы, например, брали себе из рабов мальчиков-подростков вместо зрелых мужчин.

Рюрик не стал доводить до сведения старейшин, что у нас еще в прошлом году были построены и подготовлены школы-интернаты, где мы будем очень вдумчиво обучать сирот-подростков, по типу турецких янычар. Только мы будем готовить не только воинов, но и ремесленников, лекарей, учителей и т.д. Удивлялись также союзники, что всегда берем семьями, там ведь балласта много. Мы ничего не объясняли. Зачем? Но заметила, что мои любимые старейшины Кÿртньыпатыр Ямшан и Гайн начали делать так же. К ним присоединилась весь моего любимого Уккойоки, точнее его сына, имя его запомнить пока не могу, хотя и искренно стараюсь. Оттуавалдусаариненпукки (это его имя, если кто не понял), переводится как "Взявший волю в свои руки островной козел". Клянусь, ничего не выдумала. Можете проверить, есть такое имя. Говорят, очень значительное, судьбоносное. Старая Река уже не мог ходить в такие походы, поэтому пошел его очень значимый сын. Судя по его имени, сработаемся. Но я, кажется, отвлеклась. Для нас главное в добыче были города, селища, деревни – и люди. Мы строили страну, и собираясь здесь жить. Но тут встряли печенеги.

Судя по всему, они тут немного посмотрели на нас, на наших союзников и без всяких математических вычислений поняли – их было больше. Больше всех – нашей армии и воинов союзников. Брать равно, даже не с нами, а с каждым племенем каких-то там славян, это себя не уважать. Уговаривать их было бесполезно, тут Рюрик маху дал. Ну, да, ничего, справимся.

– Сом!

– Да, моя царевна!

– После завтра, в полдень, в моём большом шатре, собери большой хурал. Кстати, и наших белокожих союзников позови. Мой трон не забудь, Рюрика не трогай, пусть отдохнет от таких волнений.

– Слушаюсь.

Готовилась к хуралу тщательно, но быстро. Тем более, что почти всё имелось. Всё было как на первом курултае, только шатер ещё больше и богаче, стоял на высоком берегу Днепра, точнее, на высоком холме. Куда пришлось подниматься нашим, так сказать, союзникам. Я же там и спала, устроив за троном небольшую комнату, закрытую огромным занавесом. В этот раз я вышла к ним в прозрачном платье, расшитом золотой нитью. Нитей было много, так что считать эту вещь платьем, пусть и с натяжкой, было можно. На голову одела нечто подобное, что носили царицы Египта и через дырку на макушке выпустила все свои волосы. Ничего так получилось. Спокойно села на трон. Так мы и просидели со всей этой хунтой, толи час, толи полтора, мне было без разницы. Зато ханы эти, начали потихоньку волноваться. Они вроде как пришли требовать и торговаться, а тут им даже пиалы воды не дали. Значит они для меня не гости. И где Рюрик, что он делает? И где остальные князья? Почему вокруг шатра нет охранников? Она же одна? Слуг только две красивые девицы и мелкий тюрок, только очень желтый, не болен ли? И что, они так и будут молчать? Встать и уйти, не решив вопроса. Если бы их уговаривали, а они встали и гордо ушли, это одно. А встать, когда никто и слова не сказал, и просто уйти – что мы людям скажем? Ведь здесь давно сидим. И т.д., и т.п. Наконец какой-то аксакал встал и довольно мягко спросил, сколько ещё ждать Великого Князя?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю