Текст книги "Праздник Святой Троицы. Пятидесятница"
Автор книги: Эдуард Качан
Жанр:
Религия
сообщить о нарушении
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
Введение.
Богдан – подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще – две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем – обычная семья.
А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие – все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
Конечно, в семье чтят православные праздники – и двунадесятые, и великие, и дни памяти святых… И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов. В честь какого события Священной Истории установлен тот или иной праздник? Что мы приобретаем, когда празднуем его? И так далее…
Папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно. А иной раз об одном и том же празднике происходит несколько бесед – и такое бывает.
Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.
Праздник Святой Троицы. Пятидесятница.
– Мам, а когда у Церкви день рождения? – спросила как-то маму Тоня. – В день рождения Иисуса Христа? Или на Пасху?
– Я думаю, что в День Святой Троицы, – ответила мама. – Этот день всегда следует за Пасхой. Его отмечают в воскресенье через 7 недель.
– Пап, а почему это день рождения Церкви? – спросила Тоня.
– Потому, что именно в этот день началось победоносное шествие апостолов по миру и их проповедь.
Мама открыла вторую главу книги «Деяний святых Апостолов».
– «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе, – начала читать она. – И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго» (Деян. 2, 1-4).
Мама закрыла книгу.
– На апостолов снизошел Святой Дух, как и обещал им Господь (Деян. 1, 8), – сказала она. – И они стали другими, не такими как раньше. Дух Божий преобразил их. Во-первых – они получили дар слова. Апостолы ведь были из Галилеи. А в то время в Иерусалиме находились евреи, живущие и в других местах – в Месопотамии, например, или в Риме, или в Асии (Деян. 2, 7-10). Их языки отличались, и иногда сильно. Но все эти люди слышали проповедь апостолов о великих делах Божиих, причем каждый слышал эту проповедь на своем родном наречии. Интересно, правда?
– Интересно! – кивнула Тоня.
– Ты ведь помнишь историю о Вавилонской башне? ( Быт. 11, 1-9). Тогда у всех людей был один язык, и они принялись строить башню, высотой до небес, и Бог смешал их языки, так что люди перестали понимать один другого? Так прекратилось строительство, потому, что люди строили эту башню не на добро. В день сошествия на апостолов Святого Духа это разделение языков было чудом Божьим преодолено, потому, что апостолы проповедовали доброе – проповедовали веру в Иисуса Христа, и говорили, что нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12) – то есть наследовать Царство Божье.
Мама посмотрела на Тоню.
Та молчала – слушала.
– Но не только в этом изменились апостолы, – сказала мама. – Ты ведь помнишь, что апостол Петр трижды отрекся от Христа во дворе первосвященника? И другим апостолам тоже нечем было хвалиться в эту страшную ночь... Но после сошествия Святого Духа страх навсегда оставляет апостолов. Они проповедуют смело, радуются, что за имя Христа принимают побои от неуверовавших иудеев (Деян. 5. 40-41). Они вовсе не похожи на тех напуганных людей, которыми были меньше двух месяцев назад! Пройдет время, и все они (кроме апостола Иоанна) будут убиты за свою проповедь. И никто из них больше не отречется! Тот же апостол Петр, спустя 30 лет, будет распят в Риме во времени гонений на христиан при императоре Нероне. И на этот раз он пойдет на смерть бесстрашно – он действительно стал другим! Да, доченька, – подытожила мама. – После воскресения воплотившегося Бога Иисуса Христа, желание быть достойными Его у апостолов, конечно, было, а вот силы на это не хватало. И снисшедший на них Святой Дух дал им эту силу.
– А если человек не хочет быть учеником Христа, то Дух Святой не сходит на него? – спросила Тоня.
– Человек сам выбирает, как ему жить, – ответила мама. – Он может искать только земного – земного богатства, земной славы... Апостол Павел говорит, что такие люди живут по плоти. Плоды такой жизни будут горькими. «Дела плоти известны; они суть: ... вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5, 19-21).
– Это плохо – да, мама? – уточнила Тоня.
– Это не просто плохо, это страшно, – ответила мама. – Апостол Павел говорит, что живущие так Царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 21). Но Бог дает возможность всем желающим быть христианами, жить по духу. У этой жизни другие плоды. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23).
– И мы должны стараться быть такими?
– Да, – сказала мама. – А Дух Божий, с того далекого дня Пятидесятницы живущий в Апостольской Православной Церкви, поможет нам этого достичь. Случай с отречением апостола Петра доказывает нам – сам человек своими силами не может справиться с искушениями, не может стать победителем в битве с грехом. Благодать Божья помогает нам обрести нужную для этой битвы силу. И наше дело – очищать свое сердце, готовить его к принятию благодати Божьей. «Не мерой дает Бог Духа» – говорит нам Господь. И действительно – Господь ничего для нас не жалеет, и Духа Святого даст просящим у Него (Лк. 11, 13). Вот только – нам бы вместить! Будем же, доченька, молитвой, покаянием и жизнью по заповедям очищать свое сердце, чтобы оно было способно хоть сколько-то вместить благодати Божьей! И тогда, с помощью Духа Святого – сможем одолеть грех! Все сможем, если будет нас укреплять Господь (Флп. 4, 13)!