Текст книги "Узники Подземных Лабиринтов"
Автор книги: Джон Паркс Лукас Бейнон Харрис Уиндем
Жанр:
Научная фантастика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 13 (всего у книги 13 страниц)
– Впереди свет! – Голос Смита эхом прокатился под каменными сводами.
Слишком хорошо, чтобы быть правдой! Многочасовое восхождение по естественным туннелям, узким расселинам и гулким пещерам вымотало их настолько, что они уже почти потеряли надежду. Если бы не настойчивость двух американцев, они бы давно сдались и остались умирать в каком-нибудь закутке каменного лабиринта. Только недюжинная сила Эда позволила им пройти через все испытания, потому что именно он, упершись руками в одну стену, а ногами в другую, взобрался по перпендикулярному «дымоходу» и бросил веревку остальным.
Никто не знал, сколько времени прошло с тех пор, как они оставили «Солнечную птицу» качаться на подводной реке и начали подъем. Вероятно, дня два-три, но это время казалось вечностью. На этом пути их поджидали разочарования, тупики, отступления и новые старты. Им встречались трещины, слишком узкие для прохода, стены, слишком ровные для того, чтобы по ним взобраться, пещеры с единственным выходом на потолке. Маргарет, все еще слабая, вскоре устала. Марк помогал ей до тех пор, пока силы его не иссякли, тогда Эд пришел ему на помощь. Спокойное терпение американцев изумляло. Они снова и снова без горечи или бессильной ярости возвращались из тупиков и искали другой путь. Если они и чувствовали отчаяние, то не показывали его, их уверенность поддерживала остальных.
Если не считать моментов, когда Эд совершал восхождения, Смит шел впереди. На груди у него был подвешен прожектор с «Солнечной птицы», а на спину он взвалил батарею. За ним двигался Эд, несущий Маргарет, затем Гордон, светящий своим шаром. Марк с еще одной лампой и батареей поменьше замыкал шествие. Каждый нес с собой грибы для еды. Первоначальный запас уменьшился втрое, а то, что осталось, стало сухим и жестким.
Голос Смита вдохнул в них новую жизнь. Марк забыл, что ноги его в изодранных в клочья ботинках покрыты волдырями, и прибавил шаг, догоняя Гордона.
– Дневной свет? – изумился он.
– Конечно, солнечный свет! – воскликнул Смит.
Они вышли из щели на узкий выступ. Солнце собиралось садиться за шероховатую линию гор. Некоторое время все молчали.
– Вот это да! – сказал, наконец, Эд, наклонившись к Маргарет. – Ну, разве это не замечательно? Во всем божьем мире нет места лучше… И, думаю, больше я такого не увижу! Как же там, под землей, нам не хватало солнца!
Марк подошел к Маргарет и обнял ее.
– Не надо плакать, дорогая. Все позади.
– Я знаю, – с трудом произнесла она. – Поэтому я и плачу. Это так замечательно, и я так счастлива. Ах, Марк…– Она обняла его за шею забинтованными руками.
Гордон осторожно положил свой легкий шар на землю и уставился на закат с видом человека, наблюдающего интересный и несколько необычный феномен.
– Ну, что мы будем делать дальше? – довольно прозаично спросил он, когда скрылся последний луч.
– Спать! – незамедлительно ответил Смит.
– Как скажешь, – согласился Эд.
– Нам надо как можно скорее уносить отсюда ноги, – заметил Смит, доедая уже совсем сухой и неаппетитный гриб. – Никто не знает, когда произойдет следующий прорыв и насколько велик он будет. Если мы хотим вызволить остальных, нам надо сейчас же отправляться в путь. Вот что я предлагаю. – Он повернулся к Гордону. – Ты немного говоришь по-арабски, так ведь? – Гордон кивнул. – Тогда вы с Марком пойдете в ближайшую деревню, выясните, где мы находимся, и возьмете что-нибудь, на чем можно ехать, неважно – верблюдов, лошадей, мулов. И принесете нам с Эдом какое-нибудь арабское тряпье, бурнусы или как там они называются? Мы будем вас ждать, а затем все вместе отправимся к цивилизации. Ну, как?
Гордон заколебался.
– А почему бы не пойти вам с Эдом? Вы оба вдвое крупнее нас, а арабы очень крупные люди.
– На это есть две веские причины. Во-первых, мы знаем только два слова из этой тарабарщины, зато ты хорошо понимаешь их язык, у Марка же есть деньги, которые везде с успехом заменяют язык! А во-вторых, эти отрепья! – Он показал на лохмотья мундира. – Наткнемся на арабского кавалериста, и нам конец!
– При чем здесь кавалерист? – спросила Маргарет.
– А это нечто вроде местного копа. Он получает двадцать пять франков за каждого дезертира из Легиона, живого или мертвого. С мертвым меньше проблем, сами понимаете.
– Но вы же не дезертиры!
– Нет, но кто в это поверит? Не очень-то хочется, чтобы нас убили, а потом признали невиновными. Более того, мне кажется, мы избавим себя от многих проблем с доказательствами, если вы тронетесь прямо сейчас. Что скажете? – Он вопросительно посмотрел на Эда.
– Идея подходящая.
– А что потом? – спросил Марк.
– Направимся туда, где можно встретить белого человека. Осмотримся, и если все будет нормально, расскажем о пигмеях. И, поверьте мне, нам придется запастись очень вескими доводами!
– У нас есть доказательство! – Гордон показал на шар.
– И оно нам понадобится. Ну, как вам мое предложение? Что скажете?
– Да, – согласился Марк, – но где мы найдем деревню?
Смит посмотрел на долину. Он показал на маленький ручеек, извивающийся по грязному дну.
– Видите? Держу пари, кому-то этот ручеек служит источником воды. Здесь не привередничают. Идите вниз по течению и вскоре найдете деревню.
– Вы правы. Что ж, до свидания, позаботьтесь о Маргарет!
– И присмотрите за лампой, – добавил Гордон. – Не позволяйте этой проклятой кошке приближаться к ней!
Трое оставшихся на выступе наблюдали, как они спустились и повернули на север.
– Им ничто не угрожает? Вы уверены? – спросила Маргарет Эда.
– Клянусь жизнью, – ответил тот более уверенно, чем сам ожидал.
Неделю спустя группа, накануне пришедшая в Алжир из Джельфы, сидела за столиком в кафе. Они привлекали интерес своей необычной внешностью. Во-первых, у их ног дремала непривлекательного вида кошка, а во-вторых, у девушки были перебинтованы руки. Лоб и верхняя часть лица одного из спутников девушки были покрыты темным загаром, а нижняя часть оставалась белой, словно он недавно сбрил бороду.
– Жаль, что у меня не хватило ума сохранить бороду! Я выгляжу, как цирковой клоун! – обратился он к своим товарищам с аккуратно подстриженными бородами.
Маргарет засмеялась.
– Ничего, дорогой, ты мне больше нравишься без нее, а лицо вскоре покроется загаром. Смит с большим удовольствием опрокинул четвертую порцию бренди.
– Вот так пьет белый человек! – Он заказал еще и посмотрел на улицу.
– Ну, где же Гордон, черт возьми?
– Отправился за чемоданом для своего драгоценного шара! Сказал, что ему понадобится для этого полчаса.
– Ну, он уже опаздывает! – Смит замолчал и тревожно нахмурился. – Вы уверены, что правильно все поняли? – спросил он. – Вы идете втроем и передаете информацию, но не говорите о нас с Эдом! Мы останемся «на сладкое»! Если вам не поверят, тогда вмешаемся мы!
– Я не понимаю, что они могут вам сделать, даже если обнаружат, кто вы, – сказала Маргарет. – В конце концов срок службы в Легионе – пять лет, и он давно истек!
– Если нас записали в дезертиры, то на это срока давности нет, наивная вы душа! – ответил Эд. – Хоть убегай за тысячу миль!
– Вот он! – сказал вдруг Марк.
Гордон спешил к ним по наводненному людьми тротуару. Он выглядел возбужденным, а лицо у него было таким же темно-белым, как у Марка. В одной руке он сжимал ручку неуклюжего куба кожаной коробки, а другую поднял над головой и размахивал газетой.
– К чему такая спешка? – осведомился Смит, когда тот подлетел к столу. – Ты и так опоздал на полчаса, так о чем волноваться?
– Посмотрите! – Гордон, задыхаясь, бросил газету на стол и упал на стул.
– Боже правый! – Марк заметил заголовок. Все четверо вытянули шеи и прочли:
«ТАЙНА НОВОГО МОРЯ». И ниже более мелкими буквами:
«Уровень опускается на 24 сантиметра за ночь».
– Сколько это? – спросил Эд.
– Дюймов девять-десять, – пробормотал Марк, читая дальше.
«Новое море, уровень которого некоторое время оставался постоянным, прошлой ночью вновь удивило экспертов. Инженеры, отвечающие за работу, были спешно подняты с постелей. Прибыв на наблюдательную станцию, они обнаружили, что уровень Нового моря быстро понижается. «Это потрясающе, – сказал мосье Радье, руководящий работами в Кабе, в интервью нашему корреспонденту. – Никогда раньше ничего подобного не наблюдалось. До десяти часов уровень продолжал, как обычно, повышаться, а потом стал быстро падать. Дежурные встревожились и сообщили нам. Прибыв на место, мы тотчас же удостоверились, что их тревога небеспочвенна. Падение уровня воды продолжалось всю ночь, хотя насосы, как обычно, работали. Сегодня утром уровень упал на 23,832 сантиметра, и до сих пор эта цифра остается неизменной. Для нас это очень серьезно, так как означает несколько лишних недель работы». На вопрос, видит ли он какую-нибудь причину, мосье Радье ответил: «Нет. Это необъяснимо». В ответ на предположение, что подобное может повториться, он пожал плечами. «Пока нельзя сказать ничего определенного. Требуются наблюдения и исследования», – заявил он. Еще один ответственный чиновник, мосье Пон, в интервью сказал: «Падение, должно быть, вызвано внезапным оседанием морского дна». На вопрос, обычное ли это явление, он ответил: «Нет, но меня это не удивляет. Земная поверхность подобна губке». Тогда наш корреспондент предположил, что просачивание такого большого объема воды грозит опасностью, если она достигнет раскаленного слоя. Мосье Пон, улыбнувшись, ответил: «Не стоит этого бояться: если бы вода добралась до магмы, мы бы сейчас с вами не разговаривали»«.
Дальше шли заметки, повторявшие друг друга. Все четверо прочли интервью и посмотрели друг на друга. Смит выпил бренди и закурил.
– Бедняги, – сказал он. – Я догадывался, что так оно и будет!
Марк кивнул. Десять дюймов воды над этим обширным пространством представляли собой немыслимое число галлонов. Да, это был конец. Настал большой прорыв. Теперь из пещер пигмеев никому не спастись!
– Интересно, выбрался ли кто-нибудь, кроме нас? – спросила Маргарет.
– Вероятно, кое-кому из пленников, – предположил Гордон, – и посчастливилось подняться по вентиляционным шахтам, но только не пигмеям…
– Что ж, – произнес Эд с некоторым облегчением в голосе, – это дает нам свободу. Сейчас уже нет смысла сочинять всякие байки, и я не прочь доложить вам, ребята, что когда уберусь с французской территории, у меня станет гораздо легче на душе!
– У меня тоже, – согласился Смит. – Но куда мы отправимся?
– Разумеется, в Лондон, – ответил Гордон. – Вы забыли, что являетесь членами правления «Колд Лайт Компани Лимитед»?
Маргарет оглядела группу.
– Да. Лондон, – согласилась она. – Но есть кое-что поважнее «Колд Лайт Компани». Вы приглашены на свадьбу!
Смит опрокинул остаток бренди.
– Бесплатная выпивка? – осведомился он.
– Целый океан!
Смит встал и потянул за собой Эда.
– Это хорошие новости, Маргарет! Вези нас в Лондон!