Текст книги "Вакансия"
Автор книги: Джон Кейт (Кит) Лаумер
Жанр:
Боевая фантастика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)
13
Мелдон, крадучись, прошел по узкому проходу между огромными вычислительными машинами, свернул за угол и едва не столкнулся с рыжеволосой темноглазой девушкой, чьи пухлые красивые губки открылись в удивленном «о».
– Вам нельзя здесь находиться, – сказала девушка и карандашом указала на дверь у себя за спиной. – Пока не будет завершено тестирование, все экзаменуемые должны оставаться в своих комнатах.
– Я… э-э…
– Понимаю, – добавила она уже менее строго, – четыре часа подряд без всякого перерыва – это ужасно тяжело. Но лучше вернуться в свою комнату, пока вас тут никто не заметил.
Март кивнул, улыбнулся и направился к двери, на которую она указала. Оглянувшись назад, он увидел, что девушка изучает показания приборов и не обращает на него ни малейшего внимания. Март прошел мимо нужной двери и попытался открыть следующую. Она распахнулась, и Март вступил в маленький аккуратный кабинет. За столом, на котором среди прочих вещей красовалась изящная ваза с одинокой розой и табличка с надписью «Мисс Фринклес – Отдел трудоустройства», сидела женщина с большими круглыми глазами и каштановыми волосами, стянутыми на затылке в тугой узел. Когда Март вошел в кабинет, дама взглянула на настенные часы.
– Боюсь, на сегодняшнее тестирование вы уже опоздали, – сказала она. – Вам придется вернуться сюда в среду днем. А по понедельникам тестирование начинается утром. – Она сочувственно улыбнулась. – Очень многие путают наше расписание. Так что вам не стоит переживать.
– Ох, – попытался изобразить огорчение Март. – А… а нельзя мне с опозданием приступить к тестированию?
Дама покачала головой:
– Увы, это невозможно. Первые результаты уже поступают…
Она кивнула в сторону миниатюрной копии тех огромных вычислительных машин, что стояли в соседней комнате. Та внезапно щелкнула и загудела. Мисс Фринклес нажала кнопку у себя на столе. В аппаратуре что-то звякнуло. Дама посмотрела на нее. Снова раздался щелчок, и машина загудела. Мисс Фринклес опять нажала кнопку, вызвав очередной звонок.
Март стоял и думал. У него оставалась лишь одна проблема – как покинуть Городскую Башню, не привлекая к себе внимания. Все остальные проблемы благополучно разрешились. В личном деле появилась надпись, что он закончил вуз и получил техническую специальность. Даже более того, двенадцать специальностей. Впрочем, может, лучше ему было остановиться на одной? Вдруг кто-нибудь заметит…
– Вижу, вы любуетесь компьютером, – сказала мисс Фринклес. – Очень компактная модель, не правда ли? Кстати, вы случайно не кибернетик?
Мелдон замялся.
– Но…
– Как вас зовут? Я хочу проверить ваше личное дело и убедиться, все ли там в порядке. Ведь вам в среду предстоит тестирование.
Март глубоко вздохнул. Паниковать пока еще не стоило.
– Мелдон, – сказал он. – Март Мелдон.
Мисс Фринклес вытащила из ниши в столе сложный аппарат, похожий на номерной диск для телефона, набрала длинный код и положила аппарат на место. Прошло десять секунд. Раздался щелчок, и небольшой экран, вделанный в крышку стола, засветился. Дама наклонилась к нему, потом восхищенно посмотрела на Марта.
– О, мистер Мелдон! Да у вас замечательные данные! Я даже представить себе не могла, что мне когда-нибудь доведется тестировать человека с такой разносторонней подготовкой, как у вас!
– Ну, – промямлил Март, сконфуженно улыбаясь, – ничего особенного…
– Эйдетика, физиология клеток, самоподдерживающиеся системы…
– Ненавижу узкую специализацию, – вставил Март.
– …кибернетика. О, мистер Мелдон, да вы просто издеваетесь надо мной, любуясь этим компьютером!
– Ну… – Март бочком направился к двери.
– Да, мы с нетерпением будем ожидать результаты ваших тестов, мистер Мелдон! А пока разрешите показать вам наш новый компьютер, который так восхитил вас. – Она вскочила и обошла стол. – Он здорово экономит время, да к тому же избавляет от необходимости проделывать массу операций с оригиналами записей в банках данных. Когда тестируемый нажимает клавишу «Выполнено», его тест с ответами в двоичной форме передается сюда на обработку. Этот компьютер способен произвести более тысячи операций сравнения в секунду, выдавая результаты вычислений в десятичной системе и занося их в личное дело в банках памяти. Причем ему не требуется при каждой перекодировке совершать операции со всем массивом данных личного дела. Благодаря этому экономятся огромные деньги – ведь каждая такая операция стоит налогоплательщикам семьдесят пять кредиток!
– Очень впечатляюще! – заметил Март. Если бы ему удалось ненадолго прервать этот бесконечный поток информации, чтобы задать несколько невинно звучащих вопросов…
Тихо звякнул звонок. Мисс Фринклес замолчала и нажала клавишу настольного коммуникатора.
– Мисс Фринклес, вы не могли бы на минутку заглянуть ко мне? Поступило сообщение о безумце, который бродит по зданию…
– О, Боже! – Она кинулась к двери, потом остановилась и оглянулась на Марта. – Пожалуйста, извините меня. Я сейчас вернусь…
Март выждал с полминуты и тоже кинулся к двери. Но вдруг его осенило. Он посмотрел на компьютер. Результаты всех тестов обрабатываются в этом маленьком устройстве. А что, если…
Беглый осмотр показал, что компьютер был близким родственником тех настольных систем, с которыми Марту приходилось иметь дело во время практических занятий по злополучной теории аналогий. Ответы тестируемого в виде двоичного кода вводятся в компьютер и там сравниваются с заложенными в программу правильными ответами по каждой специальности. Первые три цифры сигнала – это код специальности. Результат переводится в графическую форму, пригодную для занесения в личное дело.
Все настолько просто, что даже неинтересно…
Март нажал на рычаг с тыльной стороны компьютера и удалил корпус. Мисс Фринклес была права, утверждая, что это компьютер новой модели. По большей части он состоял из миниатюрных деталей и легко заменяемых модулей. Теперь понадобятся инструменты…
Мелдон обшарил стол и нашел пилку для ногтей и две шпильки для волос. Марту не нужно было подделывать входной сигнал, требовалось лишь так закоротить блок кодов, чтобы он выдавал окончательные оценки теста. Мелдон, прищурился и всмотрелся во внутренности компьютера.
Слева у самого края платы находилась группа крошечных контактов, которые должны были замыкаться или размыкаться, в зависимости от набранных баллов. На пятачке площадью полдюйма находились девять рядов по девять контактов в каждом. Марту предстояло проделать тончайшую работу…
Он разогнул шпильку и осторожно коснулся ею входов группы миниатюрных реле. Верхний ряд контактов замкнулся, и на боковой панели компьютера загорелась красная лампочка. Март отбросил шпильку в сторону и, быстро сверившись со своей анкетой, которая по-прежнему высвечивалась на экране, нежно повернул малюсенькие зубчатые барабанчики, установив на них пять букв и четыре цифры своего личного идентификационного кода. Потом он нажал на клавишу, выключив экран, и поставил корпус компьютера на место.
Когда мисс Фринклес вернулась, Март сидел на стуле и рассеянно листал последний номер «Популярной статистики».
– Судя по всему, внизу, на девятом уровне, беснуется какой-то сумасшедший ремонтник, – едва слышно сообщила испуганная дама. – Он убил трех человек и поджег…
– Ну, мне пора идти, – сказал Март и встал. – Очень славная у вас машина. Кстати, она управляется только автоматически или вручную тоже?
– О, конечно, у компьютера есть и ручное управление. Разве вы его не заметили? Прежде чем результаты теста будут переданы в Центральный Архив, я должна их проверить. Вдруг кто-нибудь смошенничает или закончит тест слишком поздно? Если сразу же не отреагировать на это, то предыдущие оценки могут быть поставлены под сомнение.
– Ну да, разумеется. А чтобы передать данные в Центральный Архив, вы просто нажимаете на эту кнопку? – спросил Март, наклоняясь над столом и надавливая на клавишу, которой прежде оперировала мисс Фринклес. Раздался звонок, и красная лампочка на боковой панели компьютера погасла.
– Ой, вы не должны были!.. – воскликнула мисс Фринклес. – Конечно, ничего страшного не произошло, – добавила она, оправдываясь, – но…
Дверь открылась, и в кабинет вошла та рыженькая, которая отослала Марта в комнату для тестируемых.
– А, вот вы где! – сказала она, увидев Марта. – А я искала вас в комнате для тестируемых…
Мисс Фринклес удивленно взглянула на Мелдона.
– Но мне казалось… – Она рассмеялась. – Ох, мистер Мелдон. Ну и шутник же вы! Сами давно уже закончили тестироваться, а мне внушили, что опоздали!..
Март скромно улыбнулся.
– Барбара, мы должны немедленно взглянуть на баллы. То, что я узнала о его академических успехах, – просто фантастика! Он закончил университет сразу по десяти специальностям, и по каждой cum laude…
Экран на столе снова засветился. Мисс Фринклес повернула ручку, сразу перейдя с первой страницы анкеты на вторую. И потрясенно застыла.
– Мистер Мелдон! Я знала, что вы прекрасно справитесь с тестом, но получить все высшие оценки!..
Дверь из коридора с грохотом распахнулась.
– Мисс Фринклес… – начал было высокий мужчина и замолчал. Он уставился на Марта, осмотрел его с головы до ног. Тот отступил назад. – Кто вы такой? Где взяли этот костюм?
– Мистер Кладд! – ледяным тоном проговорила мисс Фринклес. – Как вы смеете врываться в мой кабинет без приглашения! Будьте добры, ведите себя приличное моим гостем. Этот выдающийся молодой ученый только что прошел тестирование и получил за него высочайшие оценки. Таких мне ни разу не приходилось видеть за время работы в Отделе трудоустройства!
– Что? Вы уверены? Я хотел сказать… этот костюм… и туфли…
– У меня консервативные вкусы, – высокомерно заявил Март.
– Вы хотите сказать, что он здесь с утра? – Мистер Кладд наконец понял, что оказался в дурацком положении.
– Разумеется!
– Он был в моей группе тестируемых, мистер Кладд, – вмешалась Барбара.
– Я могу это подтвердить. А в чем дело?
– Ну… так получилось, что маньяк, которого ловят, одет в такой же костюм и… и, боюсь, я потерял голову. Шел к вам с сообщением, что его видели на этом этаже. Он ускользнул по служебной лестнице, ведущей на вертолетную площадку на крыше и…
Вошедший замолчал и как будто стал меньше ростом.
– Благодарю вас, мистер Кладд, – холодно произнесла мисс Фринклес.
Тот что-то невнятно пробормотал и удалился. Мисс Фринклес повернулась к Марту.
– Я трепещу от восторга, мистер Мелдон…
– Просто здорово! – подтвердила Барбара.
– Не каждый день выпадает возможность трудоустроить человека такой квалификации. Ну и конечно, у вас будет огромный простор для выбора. Я дам свежие бюллетени, и на следующей неделе…
– А не могли бы вы найти мне место прямо сейчас, мисс Фринклес?
– Вы имеете в виду сегодня?
– Немедленно. – Март посмотрел на Барбару. – Мне у вас тут нравится. Какие вакансии есть в вашем отделе?
Мисс Фринклес поперхнулась, вся зарделась, улыбнулась и повернулась к столу. Она нажала несколько клавиш и с интересом посмотрела на экран.
– Замечательно! – выдохнула она. – Вакансия все еще свободна. Я боялась, что за прошедший час ее мог заполнить какой-нибудь другой подотдел.
Она нажала еще несколько клавиш. Белая карточка в узкой платиновой оправе с заколкой в виде аллигатора, украшенной драгоценными камнями, выскочила из щели. Мисс Фринклес встала и почтительно подала карточку Мелдону.
– Ваш новый идентификатор, сэр. Уверена, что вы будете замечательным шефом!
14
Март сидел за длинным письменным столом красного дерева и обозревал толстый ковер размером с теннисный корт, который устилал весь кабинет до широкой двери, кстати, то же красного дерева. Потом его взгляд переместился за широкое окно из звуконепроницаемого поляризованного тонированного стекла, туда, где на фоне темно-синего неба смутно проглядывали силуэты Башен. Март повернулся к столу, открыл серебряную коробочку, стоявшую между массивным нефритовым прибором и эбеновым пресс-папье, вытащил из нее футлярчик с твердыми духами «Шанель» и оценивающе принюхался. Потом он положил ноги на стол и нажал крошечную серебряную кнопочку в подлокотнике кресла. Мгновение спустя бесшумно открылась дверь.
– Барбара… – начал было Март.
– А, вот вы где! – раздался глубокий бас.
Март с грохотом сбросил ноги со стола – ему уже доводилось встречать этого крупного мужчину, который уверенной походкой направлялся к нему.
– Вы поступили подло, заперев меня в душевой. Мы не учитывали, что дело может приобрести такой оборот. Вы нас сильно задержали.
Незваный гость развернул кресло и сел.
– Но… – промямлил Март. – Но… но…
– Три дня, девять часов и четырнадцать минут, – сказал мужчина, посмотрев на свои часы-перстень. – Должен признать, что вы с толком использовали это время. Мы также не предполагали, что вы осмелитесь изгадить результаты тестирования. Большинство останавливается, подделав записи о высшем образовании и надеясь попытать счастья на экзамене.
– Большинство? – непонимающе переспросил Март.
– Разумеется. Не думаете же вы, что только вас удостоили чести предстать перед Специальной Комиссией по трудоустройству?
– Удостоили чести? Специальной?..
– Наконец-то вы начинаете понимать, мистер Мелдон, – сказал мужчина, у которого Март украл костюм в раздевалке. – Еще три года назад вы привлекли наше внимание как потенциальный руководитель высшего ранга. С тех пор мы внимательно наблюдали за вашими успехами. Ваша фамилия значилась в каждом списке кандидатов на…
– Но… но квота была сокращена, и я…
– О, мы, конечно же, могли позволить вам завершить образование, пройти тестирование, получить зеленый жетон, занять очередь на продвижение по службе, двадцать лет пахать как проклятому и в конце концов стать руководителем высокого ранга. Но мы не можем зря терять время. Нам нужны талантливые люди. И сейчас, а не через двадцать или сорок лет!
Март глубоко вздохнул и ударил кулаком по столу.
– Десять тысяч чертей, но почему вы говорите об этом только теперь?!
Мужчина покачал головой.
– Март, нам нужны хорошие специалисты, нам очень нужны хорошие специалисты. Требуются незаурядные личности. Мы не можем себе позволить терять время, поддерживая мнение, что высшая мудрость – это чаяния народа. Мы живем в городе с населением около ста миллионов человек. А через десять лет их станет вдвое больше. У нас есть проблемы, Март. Серьезные, неотложные проблемы. И нам нужны люди, которые сумеют разрешить их. Мы можем проверить твои знания, составить психологический портрет. Но этого мало. Мы должны точно знать, как ты поведешь себя в сложных жизненных ситуациях, что будешь делать, если тебя выбросят на обочину без гроша в кармане и без всяких надежд на будущее. Если ты смиришься и позволишь опалить себе мозги – что ж, удачи тебе. А если вступаешь в борьбу и добиваешься желаемого… – он окинул взглядом кабинет, – что ж, тогда добро пожаловать в Клуб!