Текст книги "Мой инсульт был мне наукой. История собственной болезни, рассказанная нейробиологом"
Автор книги: Джилл Тейлор
Жанр:
Медицина
сообщить о нарушении
Текущая страница: 13 (всего у книги 13 страниц)
Мое любимое определение страха – "ложные ожидания, которые кажутся реальностью", и если я напоминаю себе, что все мои мысли – это просто мимолетные физиологические процессы, я меньше поддаюсь панике, которую сеет мой рассказчик, когда у меня в мозгу запускаются соответствующие микросхемы. Кроме того, когда я вспоминаю о своем единстве с вселенной, само понятие страха теряет для меня свою силу. Чтобы обезопасить себя от склонных легко запускаться реакций страха и гнева, я беру на себя ответственность за те микросхемы, которые преднамеренно развиваю и стимулирую. В стремлении ослабить власть страха и гнева над своей психикой я специально не смотрю страшные фильмы и избегаю общества людей, у которых легко запускается реакция гнева. Я осознанно выбираю поведение, которое оказывает непосредственное влияние на микросхемы моего мозга. Поскольку мне нравится радоваться, я провожу время в обществе людей, которые ценят мою радость.
Как я уже упоминала, физическая боль как физиологическое явление специально предназначена для того, чтобы предупреждать мозг о том, что где-то в теле произошло повреждение тканей. Важно понимать, что мы способны чувствовать физическую боль, не зацикливаясь на работе эмоциональных микросхем страдания. Мне вспоминается, как мужественно порой ведут себя маленькие дети во время тяжелой болезни. Родители могут сколько угодно зацикливаться на страданиях и страхах, но ребенок, похоже, приспосабливается к своей болезни, не делая из нее такой трагедии. У нас может не быть выбора, испытывать или не испытывать боль, но страдать нам или не страдать – это зависит от нашего сознательного решения. Когда ребенок болен, ему часто намного сложнее иметь дело со страданиями своих родителей, чем переносить саму болезнь.
Это может относиться не только к ребенку, но и к любому больному человеку. Пожалуйста, очень внимательно следите за тем, работу каких нейронных микросхем вы стимулируете, когда навещаете больного. Смерть – естественный процесс, который всем нам предстоит испытать. Только поймите, что глубоко в вашем правополушарном сознании (в вашем сердце) таится чувство вечного покоя. Самый простой известный мне способ примириться с обстоятельствами и вернуться к состоянию душевного покоя – это исполниться чувства благодарности. Когда я исполнена благодарности, моя жизнь исполнена благодати, и все у меня просто замечательно!
Глава 20
Ухаживать за садом
Перенесенный инсульт столь многому меня научил, что я даже думаю, как мне повезло, что довелось все это пережить. Благодаря травме я получила возможность из первых рук узнать несколько вещей о своем мозге, в которые в противном случае мне бы и в голову не пришло поверить. Я всегда буду благодарна судьбе за эту нехитрую науку – не только за себя, но и за надежду на то, что такие возможности помогут нам, всем людям, научиться понимать свой мозг, заботиться о нем и научиться вести себя на нашей планете как подобает.
Я благодарна и вам за готовность узнать эту историю, проделав вместе со мной мой непростой путь. Я искренне надеюсь, что, какие бы обстоятельства ни привели вас к моей книге, благодаря ей вы что-то открыли о своем мозге или о мозге других людей и это поможет вам в вашей дальнейшей жизни. Я всем сердцем, то есть сознанием своего правого полушария, уповаю на то, что эта книга перейдет из ваших рук в руки кого-то еще, кому она может принести пользу.
В конце своих электронных писем я всегда цитирую известные слова Эйнштейна. Я уверена, что он был прав, когда сказал: "Я должен быть готов перестать быть тем, кто я есть, чтобы стать тем, кем я хочу стать". Мне пришлось немало пережить, чтобы понять, что мое существование в этом мире полностью зависит от целостности моих нейронных микросхем. Коллективное сознание этих микросхем, всех прекрасных клеточек моего мозга, и есть сознание. Все эти удивительные структуры сплетены в ту сеть, которую я называю психикой. Благодаря их пластичности, их способности меняться и менять свои связи с другими клетками нам, живущим на этой земле, свойственна гибкость мышления, способность приспосабливаться к среде и возможность выбирать, кем мы хотим быть и как мы хотим жить. К счастью, наш выбор, как жить, сегодня не предопределен тем, как мы жили вчера.
Я воспринимаю сад своей психики как священный участок мироздания, делянку, которую доверила мне вселенная, чтобы я ухаживала за ней на протяжении жизни. Как независимому деятелю, мне и только мне, неразрывно связанной с молекулярным гением своей ДНК и факторами среды, действию которых я открыта, предстоит украшать это заключенное в моей черепной коробке пространство. В детстве я, будучи порождением того сора и тех семян, что достались мне в наследство, быть может, оказывала лишь минимальное влияние на то, какие нейронные сети растут у меня в мозгу. Но, к счастью, гений нашей ДНК не диктатор и благодаря пластичности наших нейронов, власти наших мыслей и чудесам современной медицины мы лишь в очень редких случаях абсолютно не в состоянии повлиять на то, что с нами будет.
Независимо от того, какой сад достался мне в наследство, с тех пор как я сознательно взяла на себя ответственность за заботу о собственной психике, я сама выбираю, рост каких нейронных микросхем я хочу подпитывать, и сознательно подрезаю те микросхемы, без которых предпочитаю обходиться. Мне, конечно, легче выпалывать сорняки, когда они еще только взошли, но если я проявлю решительность и настойчивость, то даже самые вредные и разросшиеся из них, лишившись подпитки, рано или поздно ослабнут и сдадутся.
Психическое здоровье общества определяется психическим здоровьем тех людей, которые его составляют, и я должна признать, что западная цивилизация – весьма непростая среда для исполненной любви и душевного покоя правополушарной личности. Мне очевидно, что я отнюдь не одинока в своих чувствах, когда я смотрю на миллионы прекрасных представителей нашего общества, которые выбрали для себя бегство от нашей общей реальности, занявшись самолечением с помощью наркотиков и алкоголя.
Я думаю, что Ганди был прав, когда сказал: "Мы сами должны быть теми переменами, которые хотим видеть в этом мире". Я чувствую, что мое правополушарное сознание страстно желает, чтобы человечество сделало следующий гигантский скачок – шаг вправо, который позволит нам построить на этой планете тот мир покоя и любви, о котором мы мечтаем.
В вашем теле сосредоточена жизненная сила 50 трлн молекулярных гениев. Вам и только вам предстоит поминутно решать, кем вы хотите быть и как вы хотите жить в этом мире. Я от души советую вам обращать внимание на то, что происходит у вас в мозгу. Обретите власть над собой и покажите, на что вы способны. Светите ярко!
Как помочь восстановлению
Адреса, телефоны и интернет-ресурсы
Американский фонд по борьбе с инсультами (American Stroke Foundation)
5960 Dearborn
Mission, KS 66202
Телефон: +1 913 649-1776
Горячая линия: +1 866 549-1776
Факс: +1 913 649-6661
www.americanstroke.org
Американская ассоциация по борьбе с инсультами (American Stroke Association)
7272 Greenville Avenue
Dallas, TX75231
Телефон: +1 888 4-STROKE (+1 888 478-7653)
www.strokeassociation.org
Национальная ассоциация по борьбе с инсультами (National Stroke Association)
9707 Е. Easter Lane
Centennial, CO 80112
Телефон: +1 800 787-6537
www.stroke.org
Если вы хотите узнать еще что-нибудь на эту тему, см. www.drjilltaylor.com и www.mystrokeofinsight.com.
А когда ваша жизненная сила начнет иссякать, я надеюсь, что вы подарите надежду другим, завещав свой прекрасный мозг Гарварду.
Приложение А
Десять вопросов для оценки моего состояния
1. Проверили ли вы мое зрение и слух, чтобы убедиться, что я не перестала слышать и видеть?
2. Различаю ли я цвета?
3. Вижу ли я мир трехмерным?
4. Есть ли у меня хоть какое-то чувство времени?
5. Все ли части своего тела я воспринимаю как свои?
6. Могу ли я выделять человеческий голос из фонового шума?
7. Могу ли я дотянуться до еды? Могу ли своими руками открывать упаковки с едой? Хватает ли мне силы и сноровки, чтобы питаться самостоятельно?
8. Удобно ли мне? Тепло ли мне? Не хочу ли я пить? Нет ли у меня болей?
9. Нет ли у меня повышенной чувствительности к внешним раздражителям (свету или звуку)? Если есть, дайте мне беруши, чтобы я могла спать, и темные очки, чтобы я могла держать глаза открытыми.
10. Могу ли я мыслить последовательно? Знаю ли я, что такое носки и туфли? Знаю ли я, что сперва нужно надевать носки и только потом туфли?
Приложение Б
Сорок самых нужных мне вещей
1. Я не глупая, я просто больная. Пожалуйста, имейте ко мне уважение.
2. Подходите поближе, говорите медленнее и отчетливее.
3. Повторяйте сказанное, исходите из того, что я ничего не знаю, и начинайте сначала, и так много раз.
4. Проявляйте столько же терпения, в двадцатый раз пытаясь меня чему-то научить, сколько вы проявляли в первый.
5. Подходите ко мне с открытым сердцем и не будьте слишком энергичны. Не спешите.
6. Помните, что мне могут о многом говорить ваши жесты и выражение лица.
7. Устанавливайте со мной зрительный контакт. Я здесь – найдите же меня. Подбадривайте меня.
8. Пожалуйста, не повышайте голос, я ведь не глухая, я просто больная.
9. Прикасайтесь ко мне подобающим образом и устанавливайте со мной связь.
10. Чтите целебную силу сна.
11. Берегите мою энергию. Никакого радио, телевизора и нервных посетителей! Посещения должны быть непродолжительны (минут по пять).
12. Стимулируйте мой мозг, когда у меня есть хоть какие-то силы учиться чему-нибудь новому, но помните, что я могу быстро выдыхаться, даже если выучу совсем немного.
13. Учите меня с помощью образовательных игр и книг для детей соответствующего возраста (совсем маленьких).
14. Знакомьте меня с миром с помощью мышечного чувства. Давайте мне все пощупать. (Ведь я снова стала младенцем.)
15. Учите меня разным вещам путем подражания, как ребенка.
16. Поверьте, что я пытаюсь, просто не на вашем уровне способностей и не по вашему распорядку.
17. Задавайте мне вопросы, предполагающие несколько вариантов ответа. Избегайте вопросов, требующих ответа "да" или "нет".
18. Задавайте мне вопросы, требующие конкретного ответа. Давайте мне время на его поиски.
19. Не оценивайте мои когнитивные способности по тому, с какой скоростью я могу думать.
20. Обращайтесь со мной бережно, как с новорожденным.
21. Говорите со мной напрямую, а не с другими обо мне в моем присутствии.
22. Поддерживайте меня морально. Ожидайте моего полного выздоровления, даже если на это уйдет 20 лет!
23. Верьте, что мой мозг способен всегда продолжать учиться.
24. Разбивайте все действия на ряд промежуточных этапов.
25. Старайтесь разобраться, какие препятствия не дают мне справиться с заданием.
26. Разъясняйте мне, какой следующий уровень или этап предстоит, чтобы я знала, к чему стремиться.
27. Помните, что мне нужно хорошо освоить предыдущий уровень какой-либо деятельности, прежде чем я смогу перейти к следующему.
28. Празднуйте все мои небольшие успехи, ведь они меня вдохновляют.
29. Пожалуйста, не заканчивайте за меня предложения и не заполняйте пробелы словами, которых я не могу найти. Моему мозгу нужна работа.
30. Если у меня не получается найти в архивах своей памяти какую-либо старую папку, обязательно помогите мне создать новую.
31. Мне может хотеться, чтобы вы думали, что я знаю больше, чем я знаю на самом деле.
32. Концентрируйтесь на том, что я могу, не горюя по поводу того, что у меня не получается.
33. Знакомьте меня с моей прошлой жизнью. При этом не думайте, например, что, раз я разучилась играть музыку, значит, я теперь не смогу радоваться музыке или музыкальным инструментам.
34. Помните, что, лишившись некоторых функций, я также приобрела некоторые новые способности.
35. Помогайте мне не забывать своих родных и близких и всех, кто меня поддерживает. Развесьте на стене открытки и фотографии, чтобы они были у меня на виду. Пометьте их так, чтобы мне легче было в них разбираться.
36. Объявите всеобщую мобилизацию! Соберите для меня лечебную команду. Дайте знать всем, чтобы те, кому я дорога, могли мне помочь. Держите их в курсе моего состояния и просите их поддерживать меня чем-то конкретным, например представлять себе, как я смогу без труда глотать или, раскачавшись, садиться на кровати.
37. Любите меня такой, какая я есть. Не держите меня за ту, кем я была раньше. Мой мозг стал другим.
38. Оберегайте меня, но не становитесь на пути моих успехов.
39. Показывайте мне видеозаписи, на которых я что-либо делаю, чтобы напомнить мне, как я говорила, ходила и жестикулировала.
40. Помните, что лекарства, которые я принимаю, вероятно, вызывают у меня чувство усталости, а также скрывают мою способность к самоосознанию.
Гарвардский банк мозга
Итак… ведь вы всегда хотели попасть в ГАРВАРД!
Банкир из Банка мозга,
Я в Банке мозг держу.
Банкир из Банка мозга,
О вкладе вас прошу!
Не бойтесь, спешки нету!
Знаете ли вы, что можете сделать доброе дело?
Пустившись к небесам,
Свой мозг оставьте нам,
Вы людям поможете
Найти разгадку
Тайны безумия,
И это вы можете.
Звоните 1 800 BRAINBANK, вам все объяснят!
Сперва разузнайте, потом завещайте!
Банкир из Банка мозга,
Я в Банке мозг держу.
Банкир из Банка мозга,
О вкладе вас прошу!
Гарвардский Банк мозга – организация, финансируемая из федерального бюджета США. Ее задача состоит в приобретении образцов определенных типов мозговой ткани и распределении их среди квалифицированных исследователей для обработки. В настоящее время сохраняется давно сложившаяся нехватка образцов, передаваемых для научных целей людьми, страдающими психическими заболеваниями, и их прямыми родственниками (братьями, сестрами, родителями или детьми), а также людей, состояние которых можно считать нормой, чтобы использовать их в качестве контроля. К последним относятся люди, у которых не диагностированы никакие неврологические или психические заболевания и у которых нет близких родственников, страдающих каким– либо психическим заболеванием.
К сожалению, люди, перенесшие инсульт (в том числе и я), а также те, у кого был диагностирован рак мозга, НЕ соответствуют требованиям, предъявляемым гарвардским Банком мозга к передаваемым для научных исследований образцам. Если вы относитесь к одной из этих категорий и если это может вас заинтересовать, пожалуйста, рассмотрите возможность завещать все свое тело вашему местному медицинскому университету или университету вашего штата.
Если же вас интересует возможность участвовать в исследованиях еще при жизни, пожалуйста, узнайте варианты в Национальном институте неврологических расстройств и инсультов (National Institute of Neurological Disorders and Strokes, NINDS).