Текст книги "Войны на руинах СССР"
Автор книги: Дмитрий Жуков
Жанр:
Публицистика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 13 (всего у книги 13 страниц)
Существенные недостатки чеченская кампания выявила в инженерной подготовке войск. Федеральные войска оказались слабо подготовлены для ведения минной войны. А между тем опыт войны в Афганистане свидетельствует, что до 60 % потерь советские войска несли именно на минно-взрывных заграждениях. В Чечне 40 % подрывов произошло на минных полях, установленных… своими же войсками. Эта вопиющая цифра свидетельствует о чрезвычайно низкой «противоминной дисциплине» войск.
Низким оказался и уровень подготовки разведывательных частей и подразделений. Кстати, боевые действия в Чечне выявили неумение некоторых общевойсковых командиров грамотно использовать разведку: отмечены случаи, когда на разведчиков возлагались совершенно несвойственные для них задачи: охрана пунктов управления, проводка колонн и т. п.
Боевые действия в Чечне показали, что многие командиры взводов, рот и батальонов не обладают в достаточной степени навыками организации боя непосредственно на местности, не умеют правильно поставить боевые задачи подразделениям, согласовать их действия между подразделениями и соседями, организовать охрану и самооборону. Результат слабой профессиональной подготовки командиров подразделений – неоправданные потери личного состава.
По общему признанию всех военных специалистов, как в первую, так и во вторую чеченскую кампанию, не удалось должным образом организовать взаимодействие между вооруженными формированиями, принадлежащими разным ведомствам и родам войск.
Армейская авиация, например, не могла наладить должное взаимодействие с общевойсковыми частями, артиллерия – с мотострелками, армейские части – с внутренними войсками и т. п. Последние, кстати, по мнению руководителей Сухопутных войск, вообще показали себя недостаточно эффективными при проведении таких операций, как уничтожение вооруженных бандитских формирований.
Если говорить о боевых качествах военной техники, задействованной в Чечне, то, по мнению специалистов, с лучшей стороны проявили себя в операции танк Т-72, БТР-80, автомобили «Урал». Зато множество недостатков выявлено у бронетранспортеров – БТР-70 и особенно БТР-60, которые давно уже пора снимать с вооружения и заменять более современными образцами бронетехники.
На пресс-конференции 15 октября 1999 года командующий Объединенной группировкой генерал-полковник Виктор Казанцев сообщил, что первый этап операции завершен и с 16 октября 1999 года начинается второй.
Маневру федеральных войск в ходе второго этапа операции в октябре 1999 года, создавшему угрозу блокирования отрядов боевиков на равнинной (северной) части Чечни, предшествовали мощные авиационные удары по всей территории республики. Об отсутствии интенсивных боев с задействованием общевойсковых формирований свидетельствуют опубликованные данные о потерях Объединенной группировки федеральных сил на 15 октября 1999 года, которые на тот момент составили 80 человек (из них 47 убитыми). В то же время потери бандформирований составили 1,5–2 тысячи человек, что доказывает преимущество и эффективность применения средств дальнего огневого поражения.
Освобождение предгорных и горных районов Чечни происходило восточной группировкой федеральных сил одновременно с блокадой и боями за Грозный. Для увеличения глубины огневого воздействия и блокирования наиболее важных коммуникаций командование
Объединенной группировки успешно применило ряд тактических десантов. При продвижении войск вдоль границы Грузии в условиях высокогорья была проложена дорога. Эта часть операции сильно расширила категорию «доступной для действий тяжелой техники» местности, а кроме того, еще раз подтвердила, что принципиальное значение имеет не только захват войсками ключевых горных высот и узлов коммуникаций, но и огневое превосходство над противником, что в современных условиях обеспечивается только при наличии тяжелого вооружения. Понятно, что активные действия федеральных сил в предгорных и горных районах Чечни стали возможны благодаря предварительному разгрому и блокированию основных сил боевиков на равнинной части.
Таким образом, контртеррористическая операция в Чечне принципиально отличается от войны с регулярной армией иностранного государства. Кампания 1999–2000 годов впервые в отечественной практике была построена на принципах разведывательно-огневой операции, основной особенностью которой являлось стремление разгромить бандитов дальними огневыми ударами из зон, находящихся вне пределов досягаемости противника. Как видно, при такой организации основное содержание операции сводится к действиям авиации, ракетных войск и артиллерии
Несмотря на удачно проведенную военную кампанию, вылазки чеченских боевиков еще в течение ряда лет продолжали оставаться достаточно опасными и вели к существенным потерям как мирного населения, так и военнослужащих. Так, 9 мая 2002 года в городе Каспийске во время празднования Дня Победы на центральной площади прогремел сильный взрыв. Взрывное устройство сработало в 9 часов 50 минут по московскому времени в тот момент, когда военный оркестр начал движение на городское кладбище, где должно было состояться торжественное возложение венков на могилы солдат, павших в Великой Отечественной войне. От взрыва 20 человек погибли на месте, 25 человек умерли от полученных ран. Еще около 170 получили ранения разной степени тяжести.
19 августа 2002 года военно-транспортный вертолет Ми-26, вылетевший из Моздока, был сбит ракетой из ПЗРК «Игла» в районе Ханкалы. Погибло 119 человек.
27 сентября около 180 боевиков совершили марш-бросок из Северной Осетии на ингушское село Галашек. В районе, прилегающем к этому населенному пункту, они были окружены подразделениями Министерства обороны, МВД и ФСБ. В бою погибли 17 российских военнослужащих.
10 октября, около 17 часов, в Грозном было взорвано здание РОВД Заводского района города в тот момент, когда там проходило совещание офицеров милиции. Погибло 20 человек. В том числе – все руководители РОВД.
23 октября 2002 года чеченские сепаратисты захватили около 800 человек в московском Театральном центре на Дубровке. В ходе штурма с применением отравляющего газа погибли все нападавшие (41 человек) и 129 заложников
27 декабря 2003 года два начиненных взрывчаткой грузовика врезались в комплекс Дома правительства Чечни в Грозном и взорвались. Погибли 83 человека, еще около 200 получили ранения разной степени тяжести. Здание было полностью разрушено. Ответственность за произошедшее взял на себя Шамиль Басаев.
24 августа 2004 года два самолета – Ту-154 и Ту-134, вылетевшие из московского аэропорта Домодедово одновременно потерпели катастрофу один – в районе Ростова-на-Дону, другой – около Тулы. Погибли 89 пассажиров и членов их экипажей. ФСБ нашла на обломках самолетов следы гексогена и обвинила в произошедшем международных террористов.
6 февраля 2004 года ранним утром в час пик сработало взрывное устройство во втором вагоне поезда московского метро, следовавшего от станции «Автозаводская» к «Павелецкой». Жертвами взрыва стали 39 человек, 134 получили ранения. В совершении этой акции подозревались чеченские подрывники-самоубийцы.
9 мая 2004 года в результате взрыва на переполненном людьми стадионе в Грозном погиб президент Чеченской республики Ахмад Кадыров, председатель Госсовета республики Хусейн Исаев и еще пять человек. Бомба была заложена в трибуну и сработала во время празднования Дня Победы.
22 июня 2004 года группа боевиков совершила крупномасштабный рейд на крупнейший город Ингушетии Назрань и несколько других населенных пунктов. Нападению подверглись административные здания и силовые органы. Погибло более 90 человек, более 100 получили ранения.
24 августа 2004 года в Москве, на автобусной остановке на Каширском шоссе, сработало взрывное устройство, в результате чего 4 человека получили ранения. Силовые органы переквалифицировали уголовное дело об этом происшествии со статьи «хулиганство» на статью «терроризм».
31 августа 2004 года около станции метро «Рижская» в центре Москвы произошел взрыв. 11 человек погибли, около 40 получили ранения. Власти подозревали в случившемся женщину-самоубийцу, которая могла привести в действие взрывное устройство, начиненное металлическими предметами.
1 сентября 2004 года вооруженные лица захватили здание школы в городе Беслане в Северной Осетии. В заложниках оказались дети, родители и учителя. Захватившие школу требовали освобождения арестованных за нападение на органы власти в Ингушетии чеченских сепаратистов и вывода российских войск из Чечни. В результате штурма школы № 1 города Беслана погибло 336 человек, в том числе 156 детей.
Лишь к 2005 году активность экстремистов удалось в значительной степени нивелировать. В настоящий момент Чеченская республика – один из наиболее стабильных регионов на Северном Кавказе. Хочется надеяться, что навсегда…