355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » де Роза Стефано » Шагал » Текст книги (страница 3)
Шагал
  • Текст добавлен: 3 апреля 2017, 06:00

Текст книги "Шагал"


Автор книги: де Роза Стефано



сообщить о нарушении

Текущая страница: 3 (всего у книги 3 страниц)

Произведения

ПОКОЙНИК

Однажды ранним утром, еще до зари, под нашими окнами раздались крики. При слабом свете фонаря я еле разглядел бегущую по пустым улицам женщину. Она размахивала руками, рыдала, заклинала, чтобы кто-нибудь – а все еще спали – спас ее мужа <."> и бежала дальше. <".> Каждый что-то говорил, советовал, кто– то растирал больному руки и натужно дышащую грудь. Камфарой, спиртом, уксусом. Поднялся стон и плач. Но самые умудренные, все повидавшие старики выводят женщин, не спеша зажигают свечи и в наступившей тишине принимаются громко читать молитвы у изголовья умирающего". Этот эпизод детства, рассказанный художником в автобиографии, в 1908 году превратился в сурово-романтическую картину. Шагал осуществил операцию по преображению действительности. Здесь едва ли не впервые появляется навязчивый образ шагаловских фантазий – скрипач, играющий на крыше.

Траурная атмосфера

В автобиографии Шагал описывает также атмосферу скорби и молитвенный дух, воцарившиеся в родном местечке: "Весь день дети жалобно и нараспев будут читать "Песнь Песней". А покойный, с величаво-скорбным лицом, освещенный шестью свечами, уже лежит на полу".

Скорбные мазки

Картина "Покойник", как и другие юношеские работы Шагала, заставляет зрителя внезапно почувствовать свою причастность фантазии, принимающей сказочные формы. Горе передано здесь через ряд жестов, причем самые трагические из них почти смыкаются с комическими.

Повторяющиеся мотивы

В картинах Шагала раннего периода улица приобретает значение центрального элемента композиции. Это справедливо и для этюда "Над Витебском" (1914), приведенного ниже. Над улицей плывет фигура Вечного Жида повторяющийся мотив в искусстве Шагала.

Покойник

холст,масло, 69x87 см; 1908 Париж, Национальный музей современного искусства

Сцены из жизни

Шагалу не надо было открывать для себя народный мир. Жизнь крестьян и торговцев со всеми их радостями и горестями была его собственной жизнью и в его изображении приобретала черты непосредственной, первобытной шероховатости.

Вне моды

"Еврейская свадьба" (после 1910). Сцены повседневной жизни доказывают, сколь последовательно Шагал избегал академизма: в его глазах "Сезанн, Мане, Моне, Матисс и другие это всего лишь законодатели мод".


Я И ДЕРЕВНЯ

О браз Витебска проходит через все обширное творческое наследие Шагала. В Париже, куда он приезжает в 19Ю году, Шагал боится смешаться с тридцатью тысячами работающих в городе художников. И тогда его поддерживает воспоминание о родном Витебске. Перед тем как уехать из Витебска, художник молился и просил у Бога послать ему знамение: «В ответ город словно раскололся на части, лопнул, как скрипичная струна, и все жители стали ходить над землей, покинув свои привычные места. Старые знакомые расположились отдохнуть на крышах». Шагал со вниманием отнесся к новому художественному языку кубистов, но для него анализ объективной реальности и применение заимствованных из геометрии приемов для достижения выразительности имеют смысл только при условии, что главная роль в картине отведена свободному полету фантазии. Люди, очеловеченные животные и перевернутые фигуры создают тот театр, что берет свое начало в памяти, где сожаление соседствует с благодарностью.

Милые сердцу образы

Справа – фотография большой витебской синагоги, сделанная в начале века.

Внизу – "Витебск" (1908). Рисунок пером позволяет различить очертания крыши синагоги. Шагал всю жизнь будет воспринимать родину как приют души и самый непосредственный источник творческого вдохновения.


Я и деревня

холст,масло 191 х50 см; 1911 Нью-Йорк, Музей современного искусства


РОССИЯ. ОСЛЫ И ДРУГИЕ

Эту картину можно трактовать как невинный и в то же время полемический ответ Шагала синтетическому кубизму таких художников, как Аль– бер Глез, Жан Метсенже, Сегонзак, Фернан Леже, Лот. Шагал много общался с кубистами, слушал речи художников и их интерпретаторов, но не стыдился выказывать свое недоумение перед лицом столь жесткой теоретизации. В этих кругах он познакомился с Делоне и вспоминает о нем как о человеке «суетливом». «Я плохо понимал его». Делоне привел кубизм к идее полета. Но для Шагала полет относится к области фантазии, именно она может дать крылья душе. Таким образом, картина «Россия. Ослы и другие», начиная с иронического названия, – это своего рода манифест шагаловского искусства. Здесь художник смело отказывается от глубины и второго плана. Вся сцена вынесена на поверхность. Свободный от всякой культурной обусловленности художник выражает себя через ничем не опосредованное следование собственному инстинкту, побуждающему его пренебречь законами физики и анатомии.

Великие друзья

Вот как Шагал вспоминает период "Улья": "В то время как в русских мастерских рыдала оскорбленная натурщица, в итальянских пели и играли на гитаре, а в еврейских не смолкали споры, я сидел один в своей мастерской при свете керосиновой лампы". Одним из самых близких друзей парижского периода был Аполлинер, чей портрет Шагал нарисовал в 1911 году.

Россия. Ослы и другие

холст, масло 156 х 122; 1911 – 1912 Париж, Национальный музей современного искусства


СКРИПАЧ

Огромный, безудержно счастливый скрипач Шагала, кажется, способен воспарить над миром. Дома, церкви и деревья выглядят миниатюрными с его головокружительной высоты. Все вращается вокруг его музыки. Пространство размыкается и смыкается вновь, следуя ритму, задаваемому скрипачом. Видно, что Шагал долго размышлял над открытиями авангардистских течений, зародившихся и развивавшихся в Париже. Выработав интернациональный художественный язык, Шагал смог осуществить последовательное и полное переосмысление пространства живописи.

Как художник, виртуозно владеющий сложной, необычайно экспрессивной техникой, Шагал в своей мозаичной композиции умело соблюдает равновесие в расположении цветовых и формальных элементов. Свежесть непосредственного творческого порыва сочетается с техническим мастерством, порожденным тщательно отобранными и переосмысленными по– своему эстетическими влияниями.

Живописец и рассказчик

У Шагала категории пространственной протяженности и временной длительности теряют функцию определяющих координат человеческой жизни. Габариты зданий и фигур персонажей всегда произвольны. Точно так же прошлое, настоящее и будущее сливаются в едином, нерасчленимом потоке. Огромные фигуры исполнены символического смысла, примерами чего могут служить и амстердамский "Скрипач" и "Зеленый скрипач" 1923 -1924 годов, хранящийся в нью– йоркском Музее Гугенхейма.

Скрипач

холст, масло 188 х 158; 1912 – 1913 Амстердам, Музей Стеделик.


ЕВРЕЙ ЗА МОЛИТВОИ, ИЛИ ВИТЕБСКИЙ РАВВИН

Картина относится к циклу портретов стариков и евреев, к которому принадлежат также полотна «Продавец газет», «Раввин» (см. стр. 13), «Еврей в красном» и «Еврей в розовом». Для этих картин Шагалу позировали странствующие хасиды, которых Шагал, по его собственному свидетельству, встречал в Витебске с самого раннего детства. Человек на портрете одет в ритуальные одежды: так предписывалось одеваться каждому правоверному еврею на утреннюю молитву или отправляясь в синагогу: В отличие от часто встречающихся у Шагала изображений крестьян и простого люда города Витебска, образ раввина подчеркнуто монументален. Композиция картины позволяет достичь особого эффекта при минимуме художественных средств, так что реалистической манере изображения лица противопоставляется схематизм облачения. Черные полосы на талесе и тефелине превращаются в геометрические и структурные элементы, придающие фигуре пластическую выразительность.

Священное облачение

Еврей надевает на себя во время молитвы талес (белое покрывало с бахромой) и тефелины (коробочки, прикрепляющиеся к голове и к рукам), содержащие тексты Торы. Внизу слева – "Продавец газет" (1914, Париж, Национальный музей современного искусства); справа – "Еврей в розовом" (1914-1915), Санкт– Петербург, Государственный русский музей).


Еврей за молитвой, или Витебский раввин

холст, масло 104 х 84 см; 1914 Венеция, Музей современного искусства Ка Пезаро


ОКНО

Вернувшись во Францию после бурных лет, проведенных в России, Шагал переживает краткий период творческой растерянности. И как было свойственно ему в такие минуты, художник стремится найти источник силы и веры в себе самом, укрывшись в собственном семейном микромире. Открытое окно дает возможность чувству внутреннего умиротворения излиться во внешнюю жизнь. Вся картина подернута легким налетом лучезарного, чистого воздуха, приводящим к гармоничному созвучию микро– и макромиры. На всей поверхности полотна Шагал использует секрет изящного жидкого мазка, что свидетельствует о преклонении художника перед Моне и еще в большей степени перед Боннаром – мастером задушевного лиризма. Сцены из жизни, смягченные поэзией и преломленные во сне, уступают место радости созерцания. Неосязаемая атмосфера обволакивает всю композицию. Небо и облако пейзажа имеют ту же излучающую свет фактуру, что и окно и подоконник на первом плане.

Обретение гармонии

Справа – "Вид из окна" (1915); внизу – "Окно с видом в сад" (1917, Санкт-Петербург, Музей Бродского). Сравнение двух картин показывает, как далеко ушел Шагал от беспокойного прошлого. Будущая жизнь сулит ему безмятежность и гармонию, выраженные в пейзаже.

Окно

холст, масло 99 х 73; 1924 Цюрих, Кунстхауз


РЕВОЛЮЦИЯ

В этом полотне большого формата революция представлена в самых болезненных, трагических, иррациональных своих аспектах. Ленин изображен вверх ногами и вовсе не возглавляет шумную народную толпу с оружием и знаменами, словно вызванную к жизни его фантазией. Священное Писание погружает молящегося в недоуменное размышление, а Вечный Жид не прерывает своего бесконечного пути. Не подвластный влиянию окружающего мира и истории, Вечный Жид сохраняет дистанцию между собой и событиями. Пара влюбленных, если присмотреться получше, также не считает нужным забыть о своих чувствах: только мужчина слегка приподнимает голову, чтобы оглядеться вокруг. Безучастное спокойствие животных, возможно, являет собой образец поведения. Бурные приливы и отливы революции выглядят как гигантский, оглушительный и абсурдный массовый театр. В последующие годы Шагал счел, что над картиной слишком довлеет политическое содержание в ущерб общему поэтическому эффекту, и решил разрезать полотно на три части.

Перевернутый мир

Внизу – картина "Революция" целиком;справа – деталь с фигурой Ленина. "Россия, – писал Шагал по поводу революции, – затягивалась льдами. Ленин все перевернул вверх дном, как я переворачиваю свои картины".

Революция

холст, масло 50 х 100 см; 1957


БЕЛОЕ РАСПЯТИЕ

Распятие, кульминационный момент в драме христианского мировосприятия, было для Шагала мотивом, позволяющим с наибольшей остротой выразить боль за судьбы человечества. Еще не началась Вторая мировая война, но художник чувствовал неминуемое приближение трагедии. Война поразит всех и вся: она коснется и ребенка, которого пытается защитить мать; и дома, символизирующего труд и семейный уют; и свитков Закона в руках у старика; и мешка на плечах все того же Вечного Жида. Огромный, окруженный божественным сиянием Христос соединил саму смерть с идеей блаженства. Вместо набедренной повязки у него ритуальное покрывало для молитв. У основания креста – иудейский семисвечник. Как и написанная годом раньше «Революция», это большое, программное живописное произведение торжественно и недвусмысленно выражает мысль художника. Шагал, не стыдясь, раскрывает себя в своем творении: для него важнее всего возвращение к гуманистической и христианской идее в искусстве – единственному пути спасения от варварства.

Символы согласия

Смерть Христа как залог спасения вызывает к жизни ряд образов, вводящих в картину тему религиозного единства, являющего собой основу согласия и свободы. Так, вновь возникает мотив лестницы у распятия (мотив присутствует также в картине "Голгофа" 1912 года), в древней византийской иконографии символизировавший Страсти Господни. В ужасе бежит прочь старик (деталь внизу), стремясь спасти священные свитки Закона. На фасаде синагоги (деталь сверху) в языках пламени можно различить двух львов.

Белое Распятие

холст, масло 191 х 50 см; 1938 Чикаго, Старый институт


ОСВЕЖЕВАННЫЙ БЫК

«Освежеванный бык» завершает начатую «Революцией» (см. стр. 54) и «Белым Распятием» (см. стр. 56) триаду произведений, содержащих политическую концепцию человека и истории. Шагал считал, что задача художника заключается в том, чтобы вносить в жизнь поэзию. Безучастно относясь к требованию политической тенденциозности и пропагандистской направленности искусства, он со всей тщательностью отражал и обличал в своем творчестве политические события и режимы, оскорбляющие достоинство человека. Будучи очевидцем преследований евреев, он познал и ощутил истинный смысл страдания. «Освежеванный бык» – это яркая метафора, располагающая к размышлению. Убитое животное по своей сакральности приближается к образу религиозного культа. Горестные эмоции, вызванные его закланием, ничем не уступают скорбному настроению религиозной сцены. Как всегда у Шагала, боль и скорбь не беспросветны. Не исключено, что жестокость по отношению к животному приведет к расцвету такого уклада, где человек вновь обретет радость жизни в упорядоченной и тихой гармонии, подобной снежному пейзажу.

Воспоминания о войне

Будучи человеком восприимчивым и уязвимым, Шагал страдал, когда вынужден был искать убежища в Америке. С болью в сердце читал он сообщения о продвижении нацистских войск по России.

Пожары и массовые бойни

В порыве ненависти, вызывающей в памяти другие исторические эпохи, в Витебске были истреблены евреи. Когда кончилась война, Шагал был твердо убежден, что случившееся не может быть предано забвению.

Тень скорби

Спустя много лет Шагал вновь возвращается к теме жестокости войны, создавая картину "Война" (внизу, 1964 -1966, Цюрих, Кунстхауз). фигуры страждущих отражают бледный цвет простирающегося над ними неба.

Освежеванный бык

холст, масло 191 х 50 см; 1947


ВОЛШЕБНИК

Шагал работал до самого конца.

В последние двадцать лет жизни в его живописной манере все чаще встречаются повторы. Однако мазок его остается столь же выразительным, картины столь же поэтичными, а живопись в целом по-прежнему исполнена проникновенного лиризма. Через все творчество Шагала проходит тема жизни как неиссякаемого источника удивления. Рука Всевышнего постоянно проявляет себя в творении, и откровение о его существовании доступно сердцу человека. Художник в глазах Шагала – это мастер, помогающий людям испытывать радостное удивление и глубокие переживания. Многие критики проводили параллель между этой картиной Шагала и "Бурей" Шекспира. Есть и прямая связь между образом волшебника и шекспировским Просперо, говорящим: "Теперь власть чар моих пропала, А силы собственной мне мало". Как и Просперо, художник– волшебник Шагал готовится уйти со сцены, призывая на последний поклон тот иллюзорный мир, что успел полюбиться публике: влюбленных, цветы, руки, образы богов.

Шекспировские мотивы

Многие элементы живописи Шагала вызывают в памяти Шекспира, например, превращение людей в животных – мотив, присутствующий в комедии "Сон в летнюю ночь". Впрочем, этому произведению посвящена картина Шагала 1939 года. Хранящаяся ныне в Музее живописи и скульптуры Гренобля картина "Сон в летнюю ночь" была одним из немногих произведений Шагала, которые художнику удалось увезти с собой в Америку в начале войны.

Волшебник

холст, масло 96 х 140; 1968


Указатель и библиография

А

"Автопортрет" (Гренобль), 6

"Автопортрет" (Уффици), 2

"Автопортрет с семью пальцами", 24 подл.

"Адам и Ева", см. "Посвящается Аполлинеру"

"Акробат", 32 подп.

Аполлинер, Г., 23 подп., 46 подп.

Архипенко, А., 18

Б

Бакст, Л., 8, 13, 17 подп.

Балтрушайтис, Ю.К., 27

Баня (В. Маяковский), 33

Бекман, М., 33

"Белое Распятие", 36, 56 и подп., 58

Белый, А., 33

Бенуа, А., 12

Блок, А.А., 33, 35

Боннар, П., 52

Буря (драма В. Шекспира), 60

В

Вальден, Г., 22, 23 подп., 30

"Введение в еврейский театр", 38 подп.

Веронезе (Паоло Кальяри по прозванию), 16

"Вид Витебска", 13 подп.

"Вид из окна в Витебске", 8 подп., 13

"Вид из окна", 52 подп. Витебск, 44 подп.

"Витебский раввин", см.: "Еврей за молитвой"

"Война", 58 подп. Воллар, А., 32

"Волшебник", 60 и подп.

"Всадница", 32 подп., 33 подп.

Г

Глез, А., 46

Гоголь, Н.В., 31 и подп., 32

"Голгофа", 22, 29 подп., 34, 36, 56 подп.

Грановский, А., 27, 36

д

Двенадцать (поэма А.Блока), 34

Делакруа, Э., 16

Делоне, Р., 19, 22, 28, 46

Дмитриев, В., 36

Добужинский М., 8, 13

Дягилев, С. П., 12, 17 подп.

Е

"Еврей в красном, 50

"Еврей в розовом, 50 и подп.

"Еврей за молитвой, 50 и подп.

"Еврейская свадьба, 43

Ж

Жакоб, М., 18

Жар-птица (балет И. Стравинского), 36 подп.

3

"Зеленый скрипач, 48 подп.

К

"Каин и Авель, 19 подп.

Канудо, Р., 23 подп.

Кассирер, П., 30

Клее, П., 33

Коган, Л., 22

Комиссаржевский, ф., 36

"Композиция с кругами и козой, 26 подп.

"Красная обнаженная, 8 подп.

Курбе, Г., 16

Л

Лафонтен, Ж. де, 31

Ле фоконье, А., 22

Леже, ф., 18, 46

Ленин, 24, 54

Лентулов, А. В., 36

Лоран, А., 18

Лот, А., 46

Луначарский, А., 25, 26

М

Малевич, К., 26 и подп, 27

Мане, Э., 16, 43 подп.

Манилов, 31 подп.

Маркс, К., 25

"Мастерская художника, 14 подп.

Матисс, А, 31, 43 подп.

Маяковский, В. В., 33

Мейерхольд, В. Э., 36

Мертвые души (Н.В.Гоголь) 31 и подп.

Милле, Ж. ф., 16

Мир искусства (художественное течение), 8

Модильяни, А., 18

Моне, К., 16, 43 подп., 52

Моцарт, В. А., 32

"Моя жизнь" (автобиография Марка Шагала), 30, 42

"Музыкант", 23

"Мученик", 34 подп.

Н

"Над Витебском", 42

"Натюрморт с лампадой", 17 подп.

"Натюрморт", 13 подп.

Нижинский, В., 17 подп.

О

"Одиночество", 33 подп.

"Окна" (стихотворение Г. Аполлинера), 19

"Окно с видом в сад", 52 подп.

"Окно", 52 и подп.

"Освежеванный бык", 58 и подп.

П

"Падение ангела", 35 подп.

"Петух", 36

Пикассо, П., 19, 21 подп.

"Повозка", 31 подп.

"Покойник", 42 и подп.

"Посвящается Аполлинеру", 23 и подп.

"Посвящение моей супруге", 21 подп.

"Поэт Мазин", 21 подп.

"Праздник", 5 подп., 7

"Прогулка", 25 подп.

"Продавец газет", 50 и подп.

"Продавец скота", 27 подп.

"Профиль у окна", 26

"Пьющий солдат", 22 подп.

Пэн, Ю., 4 и подп., 5, 28

Р

"Раввин с Торой", 12 подп.

"Революция", 23, 54 и подп., 56, 58

"Рождение ребенка", 23

Розенфельд, Б., 24, 25 и подп.

"Россия. Ослы и другие", 18, 24 подп, 46 и подп.

С

Сальмой, А., 19

Сандрар, Б, 19, 23 подп.

"Свадьба" (1909), 18 подп.

"Свадьба" (1910), 7 подп.

"Святое семейство", 7, 8 подп.

Сегонзак, А. Дюнуайе де, 46

Сезанн, П., 43 подп.

"Синий дом", 30 подп.

"Скрипач", 36, 48 и подп.

"Сон в летнюю ночь" (комедия

В. Шекспира), 21 подп., 31, 60 подп.

"Сопротивление", 34 подп.

Сталин, 38 подп.

Стравинский, И., 36 подп.

"Супрематизм. 34 рисунка", 26 подп.

Сутин, X., 18

Т

Таиров, А. Я., 36

Териад (псевдоним Стратиса Элефтериадиса), 31 подп.

X

"Художник и его невеста", 23

"Художники", 31 подп.

Ц

"Цирк Воллара", 32

Ш

Шекспир, В., 31, 60 и подп.

Штрук, Г., 30

Э

Эластичные стихи (Б.Сандрар), 19

Эль Лисицкий, 28

Я

"Я и деревня", 18, 28, 44 и подп.

Якулов, Г.Б., 36


ИСТОЧНИКИ ФОТОМАТЕРИАЛОВ

Архив Джунти. Обложка и стр. 50 – Скала; стр. 43 © Национальный музей современного искусства – Центр Помпиду – Париж Что касается прав на воспроизведение, издатели обязуются удовлетворить все претензии по поводу материалов, происхождение которых не удалось установить. Если в подписи под иллюстрацией не указано иначе, произведение хранится в частном собрании.

Руководители проекта: А. Астахов, К Чеченев Перевод с итальянского и редактирование: А. Сабашникова, Е. Сабашникова Верстка: В. Мороз Корректор: Е. Коротаева


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю