Текст книги "Владимир Роменец. Часть 2"
Автор книги: Борис Поломошнов
Жанр:
Философия
сообщить о нарушении
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
Борис Поломошнов
Роменец: О сложном – просто
«Упрощать сложное до допустимых пределов – во всех отраслях знания – самый существенный результат».
Генри Томас Бокль.
Рассматривая в первом разделе этой статьи различные высказывания самых разных людей по одной и той же теме, мы с Вами уделили особое внимания наиболее впечатлившим нас. При этом нельзя не заметить, что преимущественно смысл этих высказываний сводился к тому, чтобы дать как можно более точную характеристику тому, что такое человек, и совсем мало обнаруживается попыток разобраться в том, а почему же он именно таков, каковым он характеризуется?
Не найдя же ответа на именно этот, вполне естественный вопрос, надежду на то, что нам удастся проникнуть в сущность феномена человека (реминисценция на название основного произведения Пьера Тейяра де Шардена) нам придется оставить как несбыточную.
Что, все перечисленные выше характеристики человека заложены в нем изначально? Генетически? А как тогда быть с генетически вполне полноценными человеческими детенышами, вскормленными волками или шакалами, или же приматами? Ведь ни у одного из них, найденного в том возрасте, когда дети обычно уже начинают ходить и говорить, ничего человеческого так и не возникло: только животное.
Может быть, человеческое впитывается ребенком с молоком матери? И именно там, в этом самом молоке следует искать «молекулы сущности человека»? Но как бы кто ни пытался получить человека из детеныша любого млекопитающего, кормя его с младенчества человеческим материнским молоком, ничего путного из этой затеи не выйдет. Один сплошной конфуз.
Тогда – что?
А тогда нам с Вами придется – хотим мы того, или же – нет – обратить свое внимание на самую скучную и самую нудную фразу изо всех, процитированных нами в предыдущей части этой статьи: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Карл Маркс).
Заметьте, именно в этой скучнейшей фразе содержится первая и – на момент ее воспроизведения – единственная попытка сказать не «человек – это», а «сущность человека – это», что, как мы с Вами понимаем, далеко не одно и то же.
После нее неоднократно предпринимались – Максом Шелером, Арнольдом Геленом, Хельмутом Плеснером, Эрихом Ротхакером, Карлом Левитом, Людвигом Бинсвангером, Паулем Людвигом Ландсбергом, Отто Фридрихом Больновым (Otto Friedrich Bollnow), – попытки сказать нечто подобное, но – по-другому и получше. Первыми двумя из этого списка было даже создано целое направление, получившее от них же название философской антропологии, к которому примкнули и другие, здесь же поименно упомянутые. Все они очень старались, но получалось же у них не менее скучно, и куда как более невнятно, чем у К.Маркса.
Пытливость же человека в определении своей собственной сущности со временем не только не утихает, но – совсем наоборот – нарастает.
Пользователи Интернетом, не находя ничего более вразумительного, чем было сказано по поводу сущности человека К.Марксом, предлагают свои собственные версии истолкования его высказывания.
Приводим – навскидку – лишь некоторые из них:
– изменение общественных отношений кардинально меняет личность;
– оригинальность личности не более чем иллюзия;
– сущность человека социальна, а не биологична;
– человек – это марионетка в руках общества.
Как видим, разброс интерпретаций содержания одного и того же высказывания достаточно широк, но ни одной из них не «схватывается» адекватно ни принципиальная новизна, ни недюжинная сила, заложенная в нем.
Нужен был «ключ» для открывания дверей к постижению пока что непостижимого.
И он был изготовлен.
Простой и надежный.
Вполне доступный для пользования им.
Любым любопытствующим тем, а что же там, за этими, запертыми на ключ дверями?
А там, оказывается – красота! Такая, какой только может обладать Красивая Мысль Человека: «В каждом человеке есть его огонь, но разжигает его другой человек» (Владимир Андреевич Роменец. «Жизнь и смерть в научном и религиозном истолковании»).
Вот и все.
И в
...
конец ознакомительного фрагмента