Текст книги "М. Хайдеггер: «Бытие и время»"
Автор книги: Борис Поломошнов
Жанр:
Философия
сообщить о нарушении
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
Борис Поломошнов
Хайдеггер: О феномене времени
«Время – это лицезреющая свои осуществления Вечность».
Платон. «Диалоги».
Итак: ничто так не различает людей – вплоть до сверстников, – как время.
И не только и не столько потому, что одни стареют медленно и красиво, а другие – стремительно и безобразно.
И даже не оттого, что никто не знает, кому и что «на роду написано»:
– Кукушка-кукушка! Сколько мне осталось?
– Ку…
– Почему так ма…
Не о том речь.
Ведь как сказал Мартин Хайдеггер, «Едва человек приходит в жизнь, он сразу же достаточно стар для того, чтобы умереть» (см. его «Бытие и время»).
А о чем же тогда, спрашивается?
А о том, что есть люди – всегда современные, а есть такие, кто никогда не ко времени.
Например?
Извольте.
Пример «прямого действия»: «Наш современник – Вильям Шнекспир», – таково название книги Григория Козинцева, написанной им – перед тем, как, и для того, чтобы – поставить и «снять» своего «Гамлета» и своего же «Короля Лира».
Пример «обратного действия»?
И это – пожалуйста.
С дорогой, как говорится, душой:
– Ой! А чего-й-то вы тут делаете?
Вот оно, сакраментальное высказывание человека-всегда-не-ко-времени!
Как «в сердцах» вырвалось когда-то у Иоганна Вольфганга Гете, «из всех воров дураки – самые вредные: они одновременно похищают у нас время и настроение».
То есть, ошибался Бенджамин Франклин, утверждая: «Время – деньги», – или же – в расширенном варианте – «время, которое у нас есть, это деньги, которых у нас нет», ведь Время куда как более ценно, чем деньги.
Во-первых, тем, что, в отличие от денег, Время – ресурс не восстанавливаемый.
Во-вторых, со временем можно обрести то, что невозможно купить ни за какие деньги: настоящую, бескорыстную дружбу; подлинную – не покупную и не продажную любовь; нескрываемое уважение даже оппонентов. Достойных.
Совершим, вслед за Хайдеггером, небольшой экскурс в историю исследования феномена времени.
Навечно Первый в Истории философ – Фалес из Милета сказал: «Мудрее всего – время, ибо оно открывает все».
Платон, – как всегда, – в излюбленной им и свойственной ему аллегорической манере, высказался по поводу времени ярко и впечатляюще: «Время – это лицезреющая свои осуществления Вечность» (см. чуть выше – эпиграф к данной статье).
Самый знаменитый из его учеников – Аристотель – сказал неопровержимое: «Находиться в пространстве – значит пребывать в отношении «одно подле другого», во времени – «одно после другого».
Однако его трактовка времени, как, впрочем, и пространства, будучи неопровержимой для систем статичных и замкнуто-цикличных, оказалась не пригодной для динамичных и развивающихся, – таких, в которых движение таки происходит, причем далеко не всегда и совершенно не обязательно «по кругу».
И если еще Ньютон, придерживаясь традиций, заложенных классиками античной мысли, рассматривал пространство и время как «пустые вместилища событий», то уже Кант представлял эти феномены как «априорные формы сущности». То есть, как напередзаданные предусловия любого существования: внешнего, то есть того, что осуществляет себя вне нашего сознания, – во времени и в пространстве, внутреннего – как такого, что осуществляется внутри нашего сознания, – только во времени.
У Гегеля наметился прорыв за пределы «круговорота времени», столь характерные для мыслителей всех предшествующих эпох: «В положительном смысле времени можно сказать: только настоящее есть, до и потом нет; но конкретное настоящее есть результат прошедшего и беременно будущим» (см.: Гегель Г.В.Ф. «Энциклопедии философских наук», часть вторая).
Следует отметить, что до Эйнштейна все исследователи феномена времени – гласно или не-гласно, но – вполне «солидарно» сходились в том, что время – не только не-возвратимо, не-восстанавливаемо и не-дискретно, но оно – по их мнению – еще и равномерно проистекающее и – абсолютно суверенное, то есть, не подверженное воздействию абсолютно никаких факторов влияния на него.
Двадцатый век стал переворотным в отношении воззрений на феномен времени.
О
...
конец ознакомительного фрагмента