Текст книги "Владимир Роменец. Часть 3"
Автор книги: Борис Поломошнов
Жанр:
Философия
сообщить о нарушении
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
Борис Поломошнов
Роменец: О потребностях
«У каждого человека есть
только две потребности».
Владимир Роменец.
Но как же тогда насчет Дюймовочки? Ведь ее-то лягушонку тоже хочется, но эта его потребность ну никак не укладывается в провозглашенную им же самим дихотомию потребностей: «Поесть и поспать».
На другом полюсе сферы концептуальных воззрений по проблеме потребностей – пирамида.
Гигантская.
Только – не та, что в Гизе, а та, что приписывается Абрахаму Харольду Маслоу.
Или же – перевернутое «вверх ногами» ее изображение в интерпретации Карла Рэнсома Роджерса (см. картинку на обложке того издания, что Вы сейчас просматриваете).
Как ее ни ставить или – ни укладывать, она – непременно – многоуровневая.
И чего там, в этих ее уровнях только ни есть!
Как говорится, «все, что душе угодно!».
И «телу» – тоже.
Тут нам с Вами – и «физиологические (органические) потребности», и – «потребности в безопасности»; и – «в принадлежности и любви»; и – «в уважении (почитании)»; и – «познавательные потребности»; и – «эстетические»; и – «потребности в самоактуализации».
Кому из нас всего этого не-достаточно, к нашим услугам предоставляются джентльменские наборы потребностей: от Бориса Игнатьевича Додонова (состоит из 12-ти позиций); от Джоя Пола Гилфорда (20 позиций); от Генри Александра Мюррея (65 позиционных единиц).
Есть все основания полагать, что это – еще не предел.
А какое раздолье здесь для получения различных ученых степеней!
Хотите – по психологии, хотите – по философии: «Желай – не хочу!».
Как-то раз автору этих строк довелось присутствовать в стенах ну очень высокочтимого высшего учебного заведения на заседании Ученого Совета при защите диссертации на соискание высокой ученой степени по философии.
Как раз по проблематике потребностей.
Сначала соискателем все потребности были поделены на «биологические» и «социальные».
Понятно, что этого «маловато будет».
Поэтому далее последовала более детальная дифференциация: на «социо-биологические» и «био-социальные».
Однако и на этом соискатель решил не останавливаться, и обогатил Мировую Мысль своими открытиями «социо-био-социальных» и «био-социо-биологических» потребностей…
Оппоненты оцепенели.
И – онемели.
Все, кроме одного.
Он, по-видимому, предварительно прочел соответствующий «Автореферат», и уже был готов услышать таки услышанное.
Он-то и задал вопрос: «Ваша диссертация посвящена исследованию проблематики, связанной с потребностями. Как бы Вы определили, что же это все-таки такое – потребность?».
Практически моментально последовал исчерпывающий ответ: «В ходе работы над диссертацией по проблеме потребностей у меня не возникло потребности дать определение категории потребности».
Занавес.
Диссертация была защищена.
Конечно, можно сказать, что во всем виноват Карл Маркс, призрак которого до сих пор бродит по научным и философским кабинетам.
Ведь это он сказал совершенно загадочную и никак не ожидаемую именно от него фразу: «Никто не делает ничего, не делая этого ради удовлетворения своих собственных потребностей».
Вот-те – раз!
То есть, по его словам получается так, что ВСЕ, что мы делаем, мы делаем исключительно ради удовлетворения своих собственных потребностей, так?
Получается, что – так.
Все ревностные блюстители девственной чистоты «Основ научного коммунизма» были повергнуты в состояние, мягко говоря, крайнего замешательства: а как же быть со всемерно воспитуемым, холимым и лелеянным стремлением человека к общественно-полезному труду – «альфой и омегой» всей официозной коммунистической идеологии??
Пришлось выкручиваться.
Довыкручивались до того, что в самом-самом официально-философском журнале было провозглашено: «Если человек чинит утюг, то он при этом реализует внутренне присущую ему потребность в общественно-полезной починке утюга».
Покажите нам такого патологического дебила, который при одном только виде утюга начинает испытывать неодолимую, «внутренне присущую ему потребность в починке утюга». И если этот утюг в данный момент не н
...
конец ознакомительного фрагмента