355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Авиация и космонавтика Журнал » Авиация и космонавтика 2013 05 » Текст книги (страница 7)
Авиация и космонавтика 2013 05
  • Текст добавлен: 5 октября 2016, 03:17

Текст книги "Авиация и космонавтика 2013 05"


Автор книги: Авиация и космонавтика Журнал



сообщить о нарушении

Текущая страница: 7 (всего у книги 7 страниц)

Корпус ракеты имел диаметр 775 мм и длину 4650 мм, причем первые 2600 мм были такими же, как у бомбы Мк.7. Хвостовое оперение состояло из четырех плоскостей, выполненных по новой тогда технологии из сотовых панелей. При подвеске под самолёт нижние две плоскости смещались электромотором в положение, близкое к горизонтальному.

Внутренняя компоновка ракеты отличалась от Мк.7 из-за наличия двигателя и другого состава системы подрыва. В носовой части перед ядерным зарядом вместо радиовысотомеров устанавливались четыре ударных взрывателя и механизм автоматизированной установки уранового ядра, позади заряда – блоки автоматики подрыва и таймеры.

92-линзовый имплозивный заряд W-7 имел тротиловый эквивалент от 10 до 70 кт. Полная масса ракеты BOAR составляла 1225 кг (у бомбы Мк.7 – 750–770 кг).

Более половины длины корпуса занимал твердотопливный двигатель (РДТТ), разработанный специально для ракеты BOAR. Двигатель запускался через 0,5 с после сброса и развивал тягу 6800 кгс в течение 3 с. В конце активного участка траектории ракета развивала скорость 215 м/с. Дальность полёта была относительно небольшой – от 9 до 12 км, но достаточной для указанных выше целей.

Система подрыва ядерного заряда, в отличие от бомбы Мк.7, не имела радиовысотомера, бесполезного при пологой траектории ракеты. Взрыв происходил по сигналу от таймера или ударного взрывателя. В автоматике подрыва предусматривались четыре режима работы:

– полёт по траектории свободнопадающей бомбы, наземный взрыв от ударного взрывателя;

– полёт с включением РДТТ, наземный взрыв от ударного взрывателя;

– полёт с включением РДТТ, воздушный взрыв по сигналу от таймера, запускаемого в момент сброса ракеты;

– полёт с включением РДТТ, воздушный взрыв по сигналу от таймера, запускаемого в момент включения системы LABS и начала манёвра кабрирования.

В последних двух режимах ударные взрыватели служили резервом на случай отказа автоматики подрыва.

Ракету BOAR могли нести все самолёты палубной авиации и истребители-бомбардировщики ВВС F-84E, но основным её носителем был палубный штурмовик Дуглас AD «Скайрейдер». Допускалась высота полёта до 10700 м, при этом в корпусе ядерного заряда при помощи электрокомпрессора поддерживалось давление, соответствующее высоте 4600 м.

Предполагалось, что ракеты BOAR будут оставаться на вооружении недолго, до поступления реактивных штурмовиков A4D «Скайхок» с системой LABS, оптимизированного для бомбы Мк.7. Однако поршневые «Скайрейдеры» летали ещё долго, до 1966 г., и даже успели принять участие во Вьетнамской войне. Соответственно, и ракеты BOAR числились на вооружении до 1963 г.


Управляемая ракета класса «воздух-воздух» AIM-26A (CAR-11) Falcon. Единственная версия, из многочисленного семейства ракет «Фалкон», снабжённая ядерной боевой частью.


Неуправляемая ракета для поражения воздушных целей AIR-2A Genie-2 («Джини-2»), Обратите внимание на надкалиберную боевую часть, в которой находился атомный заряд и выдвижные перья стабилизатора.


Атомная глубинная бомба Мк.90 «Betty»

Ядерный заряд W-7 использовался не только в авиабомбе Мк.7, но и в первой атомной глубинной бомбе Мк.90 «Бетти».

К концу Второй мировой войны противолодочная авиация буквально загнала подводные лодки под воду, но с появлением атомных лодок (1954 г. – в США, 1958 г. – в СССР) борьба с ними вновь превратилась в серьезную проблему. Большая скорость подводного хода позволяла атомной подводной лодке за время между её обнаружением и началом бомбометания глубинными бомбами уходить из-под удара.

В начале 1950-х гг., в период всеобщего увлечения военных возможностями ядерного оружия, атомная глубинная бомба представлялась наилучшим решением проблемы. Испытания 1946 г. на атолле Бикини показали, что ударная волна подводного ядерного взрыва мощностью около 20 кт разрушает прочный корпус подводной лодки даже на расстоянии нескольких сотен метров. Атомная подводная лодка сама по себе является настолько грозным оружием, что применение против неё атомной бомбы вполне оправданно.

Вместе с тем, применение атомных глубинных бомб связано с серьезными проблемами. Первая: из-за большого радиуса поражения подводного ядерного взрыва применение свободнопадающих глубинных бомб возможно только с самолётов, но не с кораблей. Вторая: длительно сохраняющееся после взрыва радиоактивное загрязнение, опасное для надводных судов. Третья: нарушение, вследствие взрыва, гидрологии моря ослепляет гидроакустические приборы кораблей ПЛО на длительное время, достигающее нескольких часов.

Но самая главная проблема заключается в самом применении ядерного оружия для решения такой узкой тактической задачи, как уничтожение подводной лодки. В отличие от других видов ядерного оружия, даже тактического, атомная глубинная бомба является именно оружием, но никак ни средством сдерживания вероятного противника.

В вооруженных силах всех ядерных держав решение о применении атомного оружия принимается на самом высоком военно-политическом уровне. В этих условиях флот, построивший свою противолодочную оборону на ядерном оружии, пока его применение не санкционировано, рискует остаться безоружным. Если же делегировать право на применение ядерного оружия на более низкий уровень, например, командующих флотами или корабельными соединениями, это может привести к опасному понижению порога начала ядерной войны. Поэтому в настоящее время во флотах всех ядерных держав атомные глубинные бомбы заменены оружием точного наведения.

Однако осознание этих проблем пришло позже, после Карибского кризиса, а в 1950-х гг., повторимся, ядерная глубинная бомба считалась лучшим средством борьбы с атомными подводными лодками. Предварительные исследования применения ядерного оружия в противолодочной обороне проводились с 1950 г. Массачусетским технологическим институтом (MIT). Было установлено, что наилучшим образом поставленной цели отвечает атомная глубинная бомба небольшой мощности, подрываемая гидростатическим взрывателем на фиксированной глубине около 300 м.

14 апреля 1952 г. разработка такой бомбы была возложена на Лос-Апамосскую лабораторию (ядерный заряд W-7) и Лабораторию военно– морского вооружения в Сильвер– Спрингсе, штат Мэриленд (прочный корпус бомбы и система подрыва). Серийное производство первой в мире атомной глубинной бомбы, получившей обозначение Мк.90 «Бетти», началось уже в июне 1955 г. Всего было выпущено около 225 таких бомб.

В состав бомбы Мк.90 входили: корпус Mk.l Mod.O, ядерный заряд Mk.7 Mod.1, устройство подвески Mk.19 Mod.0 и парашютная система Мк.22 Mod.O. Полная масса бомбы составляла 1120–1140 кг, в том числе 565 кг – масса прочного стального корпуса и гидродинамического оперения. Корпус имел длину 3175 мм и диаметр 795 мм. Парашют диаметром 5 м обеспечивал плавное приводнение бомбы непосредственно под точкой сброса. Последнее требование вытекает из методики наведения самолёта-носителя на обнаруженную подводную лодку.

Носителями атомной глубинной бомбы Мк.90 были палубный противолодочный самолет Грумман S2F «Трэккер» и летающая лодка Мартин Р5М «Мерлин». Кроме того, в период испытаний она подвешивалась под двухмоторным многоцелевым самолётом Грумман F7F-3 «Тайгеркэт». Ядерный заряд «Бетти» имел избыточную для глубинной бомбы мощность, и в I960 г. она была заменена более лёгкой бомбой Mk. 101 «Лулу» с малогабаритным ядерным зарядом нового поколения.


Атомная глубинная бомба Мк.90 Бетти.


Атомная глубинная бомба Мк-90 «Бэтти» на испытаниях под фюзеляжем самолёта F7F-3 «Тайгеркэт». 23 мая 1955 г.


Атомная глубинная бомба Мк-90 «Бэтти» на испытаниях. Изделие собрано из корпуса Mk-1 Mod 0, механизма сбрасывания Mk-19 Mod 0 и парашюта Mk-22 Mod 0.


S2F «Трекер».


Р5М «Мерлин».

ФОТОАРХИВ

Малоизвестные фотографии из личного архива трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба.







Морская противолодочная эскадрилья

С принятием на вооружение противолодочной авиации ВМФ авиационного комплекса Ту-142, приказом Командующего авиацией Северного Флота был сформирован 76-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия (ОПЛАП ДЦ). Полк дислоцировался на аэродроме Кипелово Вологодской области с подчинением авиации Северного Флота и был первым, получившим на вооружение самолёты данного типа. Командиром полка был назначен полковник В.И. Дубинский.

В марте 1970 г. личный состав приступил к теоретическому переучиванию на новый вид авиационной техники. Группа в составе экипажа командира полка и инженерно-технического состава проходила курс переучивания на заводе-изготовителе в Куйбышеве. Основная часть лётного и инженерно-технического состава переучивалась в 33-м Центре Боевого Применения и переподготовки лётного состава в Николаеве.

15 апреля 1970 г. экипаж командира 76-го ОПЛАП ЛД произвёл первый самостоятельный полёт на Ту-142, а 5 мая 1970 г. состоялся первый полёт самолёта с аэродрома Кипелово.

26 июня 1970 г. экипаж полковника Дубинского В.И. выполнил первый полёт на боевое применение и произвёл бомбометание и торпедометание бомбами на полигоне.

7 июля 1970 г. экипаж в составе подполковника Шиманского В.А. с инструктором полковником Дубинским В.И. выполнил первый полёт на противолодочное задание, отработав в заданном районе с подводной лодкой Северного Флота.

11 декабря 1970 г. экипаж Дубинского совершил первый полёт на радиус. Общая продолжительность составила 12 часов 36 минут. Из-за плохих метеоусловий экипаж совершил посадку на аэродроме Остров и затем перелетел на свой аэродром.

15 февраля 1971 г. Командующий КСФ адмирал флота Лобов С.М. от имени Президиума Верховного Совета СССР вручил 76-му ОПЛАП Боевое Знамя.

27 июля 1971 г. два самолёта Ту-142 в составе экипажей командира полка полковника Дубинского В.И. и командира эскадрильи подполковника Шиманского В.А. выполнили первый полёт на боевую службу общей продолжительностью 13 часов 50 минут.

23-24 августа 1971 г. шесть экипажей полка выполнили первое торпедометание ходовыми торпедами, действуя с аэродрома Североморск-1.

15 ноября 1972 г. установлено боевое дежурство экипажей 76-го ОПЛАП по охране северных морских рубежей СССР. Первым на БД заступил экипаж майора Морозова В.Н.

К 1974 г. все 14 экипажей полка были подготовлены к ведению боевых действий по поиску, слежению и уничтожению подводных лодок в удалённых районах мирового океана днём и ночью в сложных метеоусловиях.


В полете над северными широтами

В апреле 1975 г. в ходе проведения учений ВМФ СССР «Океан-75» экипажи майора Габалова В.Н. и Остапенко Н.С обнаружили подводную лодку и осуществили слежение за ней в течение 1 часа 7 минут.

В мае 1976 г. полк принимал участие в учениях «Акватория-76», в результате которых были проверены варианты преодоления ПВО северо-западного театра военных действий.

В июне-июле 1976 г. семь экипажей осуществили перелёт на аэродром ВВС Тихоокеанского Флота Хороль для участия в поисковой операции «Резонанс», в ходе которой было выполнено 14 самолёто-вылетов.

В апреле 1977 г. полк принимал участие в учениях «Север-77». Было выполнено 14 вылетов на поиск подводных лодок в заданных районах Норвежского моря. В результате лётный состав отработал тактические приёмы поиска и слежения за ПЛ, а также проверил тактические приёмы преодоления континентальной ПВО НАТО и особенно Фареро-Исландского рубежа.

10 октября 1977 г. пять экипажей совершили перелёт в Приморье на аэродром Хороль. По плану боевой службы было выполнено 4 самолётовылета на поиск подводных лодок в северной части Филиппинского моря. В результате поиска экипаж командира полка подполковника Дейнека В.Г. обнаружил и установил слежение за иностранной подводной лодкой с общим временем 4 часа 5 минут.

6 апреля 1978 г. экипажи полка впервые выполнили совместный поиск и слежение в районах северо-восточной Атлантики за обнаруженной ПЛАРБ (предположительно типа «Лафайет») во взаимодействии с корабельной поисково-ударной группой Северного Флота.


Командир эскадрильи гвардии полковник И. В. Толпыго

С июня 1978 г. восемь экипажей на заводе-изготовителе в Таганроге прошли переучивание на новые самолёты Ту-142МК, и в сентябре 1978 г. первые 4 самолёта перелетели в Кипелово. 1 марта 1979 г. экипаж подполковника Кибальника В.А. выполнил первый самостоятельный полёт на Ту-142МК в районе аэродрома, а 19 марта 1979 г. этот же экипаж выполнил самостоятельный полёт по маршруту с практическим бомбометанием с применением ППС «Коршун» на оценку «отлично».

26 апреля 1979 г. экипаж подполковника Кибальника ВА на самолёте Ту-142МК впервые с применением ППС «Коршун» обнаружил иностранную подводную лодку и в течение 1 часа 10 минут осуществлял слежение за ней.

С 7 по 11 марта 1980 г. экипажи полка принимали участие в поисковой операции разнородных противолодочных сил СФ, в ходе которой было выполнено 10 самолёто-вылетов на поиск ПЛ.

26 июня 1980 г. полк принимал участие в учениях «Атлантика-80». Выполнено 6 самолёто-вылетов двух тактических групп на минные постановки в условиях максимальной скрытности.

В июне 1981 г. 76-й ОПЛАП ДЦ был переименован в 76-й отдельный противолодочный авиационный полк (ОПЛАП) ВВС Северного Флота.

21 марта 1983 г. экипажи майоров Карпусь Н.Н. и Бычкова В.М. выполнили первый в истории части перелёт на кубинский аэродром Сан-Антонио, тем самым открыв почти десятилетний период выполнения задач боевой службы в центральной Атлантике.

31 декабря 1983 г. 76-й ОПЛАП вошёл в состав 35-й противолодочной авиационной дивизии дальнего действия (ПЛАД ДЦ).

24 декабря 1985 г. Приказом Главнокомандующего ВМФ в штат полка введён авиационной отряд самолётов-ретрансляторов Ту-142МР и уже с января 1986 г. отряд в составе экипажей майоров Кичигина А.С., Серебрякова И.П. и Пряникова А.В. приступил к выполнению сначала учебно-тренировочных полётов, а с июня 1986 г. и к решению задач по предназначению.

В октябре 1986 г. 2 самолёта Ту-142МК совместно с парой Ту-95РЦ 392-го ОДРАП ВВС Северного Флота, участвовали в операции по оказанию помощи терпящему бедствие в Атлантике советскому ракетному подводному крейсеру К-219. По данным наведения разведчиков экипажи Ту-142 сбросили в районе лодки 36 контейнеров с портативными дыхательными аппаратами, запасами кислорода и радиостанциями, после чего совершили посадку на Кубе.

В 1987–1988 г. экипажи подполковника Цветкова А.С. и майора Шафоростова В.А. проводили обучение индийских лётчиков на самолёты Ту-142, которые были закуплены в СССР.

В 1992 г. в связи с изменением внешнеполитической и внутриполитической обстановки в стране, завершились трансатлантические полёты полка на Кубу.

С 15 декабря 1994 г. 76-й ОПЛАП был переформирован и стал самостоятельным полком, в состав которого входили 2 эскадрильи Ту-142МК, 1 эскадрилья Ту-142МР и ТЭЧ подготовки авиационной техники.

В июле 1996 г. экипажи полковников Метелёва, Можейко и группа инженерно-технического состава во главе с подполковником Вороновичем принимали участие в выполнении полётов с аэродрома Остров для воздушного показа авиационной техники ВМФ РФ в Санкт-Петербурге в честь 300-летия ВМФ России.

В октябре 1996 г. руководством ВМФ РФ принято решение о списании и утилизации 14 наиболее старых самолётов из состава полка. Работы проводились на аэродроме Кипелово.

1 июля 2001 г. Директивой Главного штаба ВМФ полк переформирован в 73-ю отдельную краснознамённую ордена Ленина противолодочную авиационную эскадрилью военно-воздушных сил Северного Флота.

5 сентября 2006 г. экипажами подполковников Будкеева А.Ф. и Толпыго И.В. выполнен парный вылет на Северный полюс. Через четыре дня экипаж майора Советова С.П. выполнил вылет в район Северного полюса для обеспечения ракетных пусков с подводной лодки.

В январе 2008 г. в период сбора– похода кораблей СФ пара самолётов Ту-142МК эскадрильи с экипажами подполковника Толпыго И.В. и майора Советова С.П. впервые за последние 15 лет выполнила вылет на полный радиус в Бискайский залив.

В июне 2009 г. этими же экипажами впервые в истории части была выполнена воздушная дозаправка топливом от самолёта-заправщика Ил-78.

Командиром эскадрильи в настоящее время является гвардии полковник Игорь Владимирович Толпыго.

Материал подготовил Дмитрий Пичугин.





Фото Дмитрия Пичугина


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю