Текст книги "Традиции мобильной связи"
Автор книги: Алексей Зубков
Жанр:
Научная фантастика
сообщить о нарушении
Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)
Алексей Вячеславович Зубков
Традиции мобильной связи
____________________
– Мой дед говорил так: «Настоящий внедорожник застрянет там, куда другие не доедут. Чем круче джип, тем дальше идти за трактором», – грустно сказал Иван, глядя в иллюминатор. Из иллюминатора открывался вид на лишенную препятствий финишную прямую через последний участок пояса астероидов, в конце которой зеленым шаром висела планета Плюк.
– В космосе есть существенное отличие, – немного помолчав, ответил Джон, – пойти за трактором здесь невозможно. Зато его всегда можно вызвать.
Джон знал русский на необходимом и достаточном уровне для астронавта. Весь космос говорил по-русски и немножко по-китайски.
– Не получится, – Иван ткнул пальцем в погасшие мониторы системы управления, – бортовой передатчик не работает, как и автопилот, навигационная система и почти все остальное. И никто нас случайно не найдет, потому что мы сломались в поясе астероидов. Если бы двигателя хватило еще на три часа, мы бы попали в экономическое пространство планеты Плюк в пределах трезвой видимости пограничников.
– Может быть, какой-нибудь другой любитель "space offroad"? – спросил Джон, чувствуя, что ответ будет отрицательным.
– Все нормальные любители на твоем месте повернули бы налево у того красного астероида, а ты куда повернул? Жди теперь второго такого же ненормального. Если еще один идиот долетит до этого места.
– Нас будут искать. Я оформил страховку и указал маршрут. Если мы сегодня не вернемся, завтра утром по нашему маршруту вылетят спасатели. На сколько у нас хватит кислорода?
– Меньше, чем на сутки. Спасатели пойдут по нашему маршруту с той стороны пояса астероидов, а это сутки от их базы до места входа и двое суток оттуда до конца маршрута. А мы сильно ушли в сторону и остались без связи.
Джон собрался сказать что-то умное, но его прервал неожиданно включившийся коммуникатор Ивана. Рубку заполнили аккорды "Smaug on the water".
– Здравствуй, бабушка, – принял звонок Иван, – у нас все хорошо,…, я покушал,… воду из-под крана не пьем,… нет, еще не долетели,…, Плюк,… скоро вернусь.
С начала разговора лицо Джона расплывалось в улыбке.
– Йес! У нас есть связь!
– Точно. На некоторых астероидах со стороны планеты размещены сотовые ретрансляторы. Сейчас отправим спасателям наши координаты и к вечеру уже будем на Плюке.
Джон повернулся к бортовому компьютеру.
– Встроенная система навигации IPGPS погибла вместе с бортовым компьютером. Ну и черт с ней. Вчерашний день.
Астронавт вытащил из кармана свой коммуникатор.
– Смотри, Иван. "Пайнэппл спейсфон", чудо американской техники.
– Тайваньской техники. У вас ничего не делают, кроме денег.
– Американской. Аутсортинг повышает эффективность нашей экономики. Титановый корпус, сенсорный экран, полный набор функций. А вместо морально устаревшего IPGPS – Moogle Space Maps.
– Не забудь, что IPGPS работает везде, а MSM только там, где есть сотовая связь.
– Сейчас везде есть сотовая связь, – Джон одновременно разговаривал и нажимал кнопки, – вот уже и ответ готов.
Джон вывел ответ на главный экран бортового компьютера. Иван рассмеялся. Фото откуда-то из космоса содержало крупный план участка пояса астероидов и подпись "Вы здесь" у красной стрелки, направленной примерно на середину кучи камней.
Иван взялся за свое чудо тайваньской техники. Новая модель ENINE, корпус из материала, напоминающего резину, претендовал на влагоустойчивость и противоударность, а многочисленные джойстики и клавиатуры, выдвинувшиеся с разных сторон, – на операционную систему Doors, известную своей любовью к дополнительным кнопочкам и мощности процессора. Почти бесшумный турбовентилятор выбросил из недр маленькой коробочки мощную струю горячего воздуха.
– Дорз – маздай, – презрительно протянул Джон, произнеся изначально английские слова с жутким русским акцентом, – но машинка интересная. Давно купил?
– Перед вылетом. Последняя модель. Дорз-2102.1.
– И чем версия "точка один" отличается от "точка ноль"?
– Так кое-какие дыры заделаны и сделан новый интерефейс с полупрозрачными кнопками. Теперь на каждую кнопку можно вместо простого значка установить проигрывание видеоклипа.
Джон фыркнул с нескрываемым презрением.
Иван потратил на получение координат в три раза больше времени, но координаты оказались не в пример точнее. В космосе для точного определения местонахождения недостаточно широты-долготы до жалкого второго знака после запятой, пакетный файл космических координат содержит несколько килобайт важной информации.
– Вот так, Джон. Этой системой пользуется весь мир, а твоим ананасом только десять процентов. А еще у нас есть широкие возможности настройки, а за вас все решают дизайнеры в центральном офисе.
– Зато «Пайнэппл» надежнее и не зависает.
– Ха! Дорз давно уже не зависает, это ваш черный пиар, – Иван нажал "Сохранить".
Вместо того, чтобы сохранить файл, комм Ивана пошел на перезагрузку. Иван произнес длинное русское ругательство. Джон расхохотался.
– Нечего ржать. Система работает, я ее проверял перед вылетом. Подумаешь, перезагрузка. Один раз – не пи…, – Иван оборвал фразу на полуслове. Инструкция по общению с иностранцами строго запрещала упоминание некоторых социальных явлений.
– Иван, ты гомофоб?
– Чо? – Иван набычился, – нет, наоборот.
– Гомофил? – удивился Джон.
– Сам ты гомофил! «Наоборот» – в смысле, что пусть они меня боятся. Не отвлекай меня, сейчас снова попробуем сохранить координаты.
Джон обратил внимание на характерное для пользователей Дорз «попробуем» и тяжко вздохнул. Трех перезагрузок Ивану хватило, чтобы подумать «Дорз-маздай», но было еще недостаточно, чтобы сказать это вслух. Через полчаса были скачаны из недр сети и установлены две программы определения координат от сторонних разработчиков. Почти с тем же эффектом. Почти – потому что вторая программа вместо перезагрузки указала на невозможность сохранения файла, предложила связаться с сервисным центром производителя коммуникатора и даже уточнила, на каком языке пользователь желает разговаривать с техподдержкой.
– Сервисная центра слюшает! – отозвался бодрый среднеазиатский голос.
– Почему не сохраняется файл координат?
– Файла кординатама? – переспросил голос, – Минутама. Джямшю-ют!
В трубке какое-то время разговаривали на незнакомом космонавтам языке, потом ответил первый голос:
– Пляхая кординатама. Савсем пляхая. Приезжай Масква, здеся харосая кординатама, приежай Душанбе – харосая кординатама.
– Понаехали в белокаменную! – Иван с негодованием отключился.
– Иван, ты расист? – наивно спросил Джон.
– Твою мать, Джон!
– Иван, ты геронтофил? – Джон был не менее серьезен, чем при любом другом вопросе.
– Заткнись!!!
– Иван перевел дыхание и предложил:
– Звони в англоязычную техподдержку.
Джон соединился с коммутатором техподдержки, коротко пересказал суть проблемы, потом еще раз, потом еще раз.
– Fucking India! Fucking outsorting! Иван, ты на хинди что-нибудь знаешь?
– Харя Кришны шире рамы! – бодро продекламировал Иван, – Мы и без них справимся. Я тут в сети патч нашел.
– Официальный? Быстро они. Я думал, индусы ничего не поняли, а они в реальном времени патч писали.
– Не дождешься. Прошивка 439 от КрейзиМатадор. Решает проблемы с сохранением файла координат. Заодно выгружены лишние драйверы, занимающие память.
– Она же нелицензионная! – воскликнул Джон. В его голосе слышалось самое настоящее негодование, протест и желание заявить в полицию.
– Ну и что. Жизнь дороже, – спокойно ответил Иван.
Прошивка установилась в течение двух минут. Система стала работать намного быстрее, файл координат был моментально получен и сохранен.
– Вот так. У хорошей системы есть фанаты, которые доделывают то, что пропустили на заводе.
– Знаешь, Иван, что мне напоминает твоя любимая Дорз? Русский внедорожник твоего деда. Который сразу с заводского конвейера надо было загонять в гараж и наполовину переделывать, перед тем, как поехать.
– Но он же ездил!
– Дорз так работает, как тот внедорожник ездил.
Иван произнес длинное русское ругательство. Джон заглянул на экран его коммуникатора и увидел нерадостное сообщение:
Вы пользуетесь нелицензионным программным обеспечением в локальном пространстве планеты Плюк. Ваш номер заблокирован.
Ваш коммуникатор заблокирован. Немедленно обратитесь в полицию.
– Давай перезагрузим твой мобильник, в сеть входить не будем, а файл отправим с моего, – предложил Джон.
– Давай.
Иван нажал на традиционную для Дорз-коммуникаторов кнопку «Reset». Эта кнопка, в отличие от всех остальных, была не сенсорная, а металлическая. Производитель предполагал, что на нее будут нажимать часто и с силой. Коммуникатор выключился, но включаться не собирался.
– КрейзиМатадор пишет, что у настоящего админа система работает как часы, поэтому кнопка ресет не нужна, – Джон процитировал фразу с форума автора прошивки.
– И как настоящие админы перезагружают систему?
– На «Пайнэппл» админ может включить систему и больше ее не трогать. А админы Дорз, как я слышал, пляшут вокруг и стучат в бубен. Плясать будешь сам, а я тебе поставлю музыку шаманов.
Иван не успел ответить, как из коммуникатора Джона полились странные звуки. Сначала варган, потом к варгану присоединился бубен. С первым ударом бубна коммуникатор Ивана включился, как ни в чем не бывало.
– Окей, Джон. Лови файл.
– Поймал. Сейчас отправим спасателям. Упс! Это еще что такое? Не поддерживается пересылка файлов?
– Вот тебе, Джон, твой хваленый "Пайнэппл".
– Это не глюк и не баг. Сейчас позвоню в сервисный центр, мне скажут, где надо поменять настройку, и все будет нормально.
Под скептическим взглядом Ивана Джон набрал номер сервисного центра. Приятный женский голос на хорошем английском объяснил, что "Пайнэппл спейсфон" пока официально не поставляется на Плюк, поэтому некоторые сервисы в локальном пространстве планеты Плюк до конца года будут недоступны.
Следующие два часа были посвящены мозговому штурму. Обсуждались два варианта – сообщить спасателям свое местонахождение или запустить двигатель. Второй вариант выглядел менее перспективным по причине того, что все кабели управления между бортовым компьютером и модулем двигателей были перебиты и не подлежали восстановлению. По этой же причине не было возможности даже провести диагностику двигателя.
– Идея! – Иван потер руки, – смотри, Джон, у нас не повреждена оптическая система. Плюк прямо перед нами. Если у нас будет фотография планеты в хорошем качестве и с указанием времени, спасатели смогут определить направление, в котором нас искать. Мы будет им постоянно пересылать фотографии планеты, а когда они войдут в пределы обзора нашей оптической системы, считай, что мы спасены.
– Но мы не сможем сделать фотографию средствами бортового компьютера, – Джон открыл шкаф оптического оборудования и вытащил тонкий кабель с разъемом на конце, – зато через этот световод мы сможем подключить коммуникатор и сделать сколько угодно снимков. У моего «спейсфона» лучшая камера среди моделей этого года и поддержка внешних оптических систем через стандартный разъем. Упс! Не лезет.
Иван подошел к Джону и обнаружил, что разъем на коммуникаторе, безусловно, стандартный, но чуть-чуть углублен в корпус, из-за чего штекер кабеля не мог войти в разъем до конца.
– Конечно, дизайнеры «Пайнэппл» совершенно случайно забыли уведомить инженеров космических телескопов о легких изменениях в конструкции разъема, – усмехнулся Иван, подключая к разъему свой аппарат.
Телескоп работал, как надо. На экране коммуникатора планета получилась не хуже, чем при фотографировании с низкой орбиты. Щелк! Готово. Но почему фотография, открытая с диска изображает какую-то грушу мутно-зеленого цвета?
– Это потому, Иван, что производитель твоей модели «Б» позиционирует ее в бизнес-класс. Для класса «люкс» у них есть модель «А» с повышенным качеством фотоаппарата.
– Не может быть! У них же совершенно одинаковые характеристики, только «А» на двести долларов дороже.
– Еще как может. Я как раз смотрю форум владельцев ENINE. Вот, видишь, пишут, что в модели «Б» в драйверах все параметры функций обработки изображения выставлены на минимум.
– Ага, но раз это обнаружили, значит кто-то уже, наверное, сделал новый драйвер?
– Да, сделал. Только как раз вчера производитель потребовал убрать все ссылки на неофициальные драйверы. Под тем предлогом, что только производитель может решать, какие функции будут доступны пользователю моделей бизнес-класса и класса люкс.
– Знаешь, Джон, пойдем-ка мы двигатель починим.
Прошло три часа. Из разных уголков двигательного отсека периодически слышались голоса Ивана и Джона.
– Плохая новость – рулевое управление заклинило. Хорошая новость – его заклинило в положение "прямо".
– Если мы сможем хотя бы просто запустить двигатель, мы вылетим из пояса астероидов, а там нас кто-нибудь заметит.
– Двигатель в принципе исправен. Не пойму, почему он не работает.
– Мой дед говорил, что девяносто процентов неисправностей электроники – отсутствие контакта.
– Нашел! Повреждены крепления гравицапы.
– Big russian hammer?
– Big russian hammer is great!
– А теперь нужно зубило. В ремкомплекте его нет.
– Что такое "zubilo"?
– Такая штука, достаточно тонкая, чтобы влезть в эту дыру и достаточно прочная, чтобы выдерживала "биг рашен хаммер". Как твой комм. Давай сюда.
– Crazy Russian!
– Wow! It works!
– Здесь нужна прокладка. В ремкомплекте таких тоже нет. Джон, поищи что-нибудь резиновое, размером в ладонь и толщиной в полпальца.
– Твой комм подойдет?
– Крейзи янки! Слушай, а вроде подходит.
– Поехали!
– Poehali!
Еще через четыре часа удивленные пограничники планеты Плюк взяли на абордаж изрядно помятый пепелац, который вылетел из считавшейся абсолютно непроходимой области пояса астероидов с разбитым вдребезги бортовым компьютером и заклиненным рулевым управлением без каких-либо навигационных и коммуникационных устройств.
Warner Brothers сняли об этой истории психологический триллер, сделавший сборы, в тридцать раз превысившие бюджет фильма, и ставший фильмом года на пятнадцати планетах. Ситуации из фильма были знакомы, близки и понятны мужчинам и женщинам, старым и молодым, богатым и бедным. Совесть у разработчиков hardware amp;software так и не проснулась. Впрочем, она у них всегда была персоной нон грата.