355 500 произведений, 25 200 авторов.

Электронная библиотека книг » Алексей Меркушин » Фрактал » Текст книги (страница 1)
Фрактал
  • Текст добавлен: 12 мая 2022, 04:03

Текст книги "Фрактал"


Автор книги: Алексей Меркушин



сообщить о нарушении

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Алексей Меркушин
Фрактал

Глава 1

За окнами большого, светлого помещения середина весны. Бьются о стёкла капли; бегут водяные струи, размывая городской пейзаж. Серое, однотонное небо. Тарахтят проезжающие автомобили. Пахнет городом, немного сыростью, немного освежителем; под потолком гудит мощный кондиционер.

Помещение заполнено компьютерами; по экранам бегут нескончаемые линии кода. Молодые люди и девушки, в одинаковых белых рубашках с синими воротничками, с одинаковыми логотипами на нагрудных карманах – символ атома с шестеренкой внутри – провожают глазами каждый символ, букву, цифру. Делают пометки в блокнотах, иногда переглядываются, перемигиваются, понимающе кивают друг другу… кипит работа – финальные тесты, генеральный прогон, важна каждая мелочь.

В дальнем углу, за прозрачными стеклянными стенами, разгорается спор:

– Это в принципе невозможно! Физика, химия… невозможно создать настолько продуманное существо, имея только форму, без начатков содержания! – Рогов горячился – да и где будет мораль, религия, все основы мироустройства? Все пойдёт прахом!

Мише двадцать восемь. Среднего роста, спортивный, с приятным голосом и синими глазами; обожает водолазки в стиле Джобса и красивых женщин (последнее стоило ему изрядной доли капитала). Основатель «Технологий будущего».

– До Флеминга плесень была застарелой грязью; нейтрон не существовал даже в виде теории… Все невозможное невозможно до тех пор, пока его нет. Потом оно есть – флегматичный Коля, со смешной фамилией Бражка, развел руками – смирись, в теории, появление черепашек-ниндзя допустимо.

Коле двадцать девять; женат, двое детей. Невысокий, полненький, совсем не публичный.

– Идиот! – Рогов зло отвернулся от друга.

– Сколько можно? – голос старшего из компании, Семчева, усталый – может ли летать Супермен; почему Бэтмен не ломает ноги, теперь это… по три десятка лет! У тебя – ткнул пальцем в Бражку – сын в пятый класс идёт; у тебя – палец нацелился на Мишу – дело к третьему разводу! Завтра презентация "Фрактала", а спорите о том, может ли генетически модифицированная крыса заказать пиццу через интернет.

– Не может – буркнул Рогов.

– Вполне может – не остался в долгу Бражка.

Семчев махнул рукой: коллеги по разработке первой в мире автономной системы искусственного интеллекта "Фрактал" неисправимы, за пять лет совместной работы Юрий Николаевич привык и бурчал скорее по привычке, чем по необходимости. Ему скоро шестьдесят; былой задор первооткрывателя ушел, заодно унеся большую часть волос и принеся взамен морщины.

– Надоело! – Миша резко поднялся с кресла – Компьютер!

Ближнее к нему "окно" погасло, потемнело; сверху вниз побежали вертикальные строки текста и через минуту трансформировались в контур человеческого лица.

– Слушаю – голос из колонок вполне человеческий, "живой", звукорежиссёры отработали на славу.

– Почему идёт дождь? Третий день? – Рогов указал на окна с "весной" – где такое бывает?

– Раз в три-четыре года, согласно широте и долготе вашего местоположения. Исходя из метеоданных за 70 лет, этот год будет дождливым, продолжительно теплым, высок риск гроз.

– Поменяй. Надоело.

Пейзаж в окнах резко изменился; вид на Елисейские поля, Эйфелеву башню и ряд маленьких кафе, где смутно угадывается копошение посетителей.

Щелкнул, переключился кондиционер – запахи; можно угадать ароматы выпечки, кофе, смутных духов; звуки – с городской суеты на трудно передаваемый шум туристического района с мопедами, отдаленными криками торговцев и едва уловимым шумом Сены.

– Так-то лучше – Миша сел обратно, довольно потянулся.

– Насчет завтра без изменений? – Коля, поглощенный компьютером, на перемены не обратил внимания.

– Да. Полный доступ с 13 до 13.30… – Семчев потер лысеющую голову – До последнего не верилось, что выгорит.

– Так на кого работаем! – Рогов поднял палец – такие ресурсы дали, что…

– Знать бы, на кого конкретно… – Бражка на минуту оторвался от монитора – ты вот что знаешь, кроме этого? – указал на логотип-"атом" – Ничего. И я ничего. И он – показал на Семчева – Дали здание это секретное, бумаг заставили подписать с трехтомник. Это даже сотрудники не наши! ни имен, ни фамилий; просто дали в пользование.

– И денег с возможностями дали столько, что хватит твоим правнукам – закончил за него Миша – Мы же обсуждали в начале; везде гос. гербы на документах, на первое испытание полковники с генералами приезжали… точно не на чужих, на своих работаем. А кто они… – Миша задумался – да все равно, кто; мы создали изумительный продукт и никто этого не отнимет.

Пухлый Бражка снова "ушел" в монитор – непонятно, согласен с другом или нет.

Семчев беспокойство Коли разделял, но советский опыт выработал привычку не делиться мнением в открытую. Помимо прочего, в силу возраста Юрий Николаевич мог быть дальновиднее молодых горячих коллег; он терзался смутными предчувствиями по поводу "Фрактала" – как когда-то мирный атом стал невероятным оружием, так и разработанный "Технологиями будущего" алгоритм может в одночасье…

За окнами минус-второго этажа бурлил Париж; на два этажа выше холодный, ранне-весенний дождь поливал неприметный запущенный особнячок, чудом устоявший среди заброшенных промышленных развалин.

Глава 2

Они всегда вдвоём – Николай Иванович и Николай Геннадьевич, кураторы «Технологий Будущего». Мышиного цвета «Хонда» проезжает шлагбаум и останавливается у двухэтажного особнячка, некрасивого и почти заброшенного. Промышленная окраина; лают собаки; дороги – грязное месиво, не знающее асфальта.

Первый куратор – лет сорока, в недорогом костюме-тройке – чистый технарь: ни одного лишнего слова, только по теме и всегда со знанием дела. В руках потертый коричневый портфель, из которого он никогда ничего не доставал.

Второй, коренастый, с мягкими кошачьими движениями и пристальным взглядом тёмных, чуть навыкате, глаз, в первую встречу назвался "охранником"; полушутя, полусерьезно заявил, что государство умеет защищать свои вложения любыми средствами… в подробности не вдавался.

За пять лет сотрудничества они приезжали трижды; внимательно смотрели, слушали и уезжали, не проявления ни скуки, ни интереса. Рогов, Семчев и Бражка могли только догадываться, какие гости делали выводы, но пока из здания не выгоняли – по-видимому, интерес оставался. Сегодня Николаи должны оценить конечный результат сотрудничества и либо прикрыть контору, либо дать "зелёный свет"…

– По-моему, трата времени – пучеглазый Николай угодил кроссовкой в грязь и пытался оттереть его об траву, такую же грязную – Почему мы вообще ими занимаемся?

Николай-технарь вынул из кармана пластиковую карту с рисунком – символ, похожий на атом, с шестеренкой внутри (такой же, как на карманах сотрудников); приложил к незаметному считывателю. Щелкнув, дверь открылась.

– Ты недавно работаешь… – убрал карту; дверь за ними автоматически закрылась – Мечтатели хуже террористов; вторые хотя бы не скрывают своих целей, а первые готовы все уничтожить из самых лучших побуждений. Им нужен разумный хозяин.

– Думаешь, у них что-то вышло?

Ответить Николай-технарь не успел – подошла девушка-"ресепшн".

***

Трое программистов собрались в маленьком кабинете, выполняющем роль комнаты отдыха, столовой и курилки; в основном, последнего – стоит застарелый табачный дух и большая напольная урна-пепельница.

– Лишь бы не прикрыли… – Семчев, одетый в парадный костюм, с аккуратно зачесанной лысиной, не находил себе места и бурчал громче обычного – знаю я, что "они" – многозначительно указал в потолок – под этим подразумевают.

– Все будет нормально – Миша Рогов отмахнулся, но нервничает, то и дело вытирает ладони платком.

– Работает, проверено – пухлый Коля Бражка, по обыкновению в джинсах и майке, получал тайное удовольствие от мысли, что не придётся смотреть в глаза кураторам; он будет следить за процессами из соседней комнаты.

– Дай-то Бог, дай-то Бог…

– Приехали, ждут! – в дверь заглянула Лида, девушка-ресепшн, нанятая исключительно из прихоти Миши; "левых" посетителей в здании никогда не было.

– Что ж, вперед! – Рогов преувеличенно-радостно улыбнулся – Покажем товарищам, как выглядит революция.

Бражка хмыкнул. Советский компьютерщик-атеист Семчев перекрестился…

***

В помещении минус-второго этажа двадцать человек уткнулись в мониторы с бегущими строчками. Полная тишина; не шумит кондиционер, "окна" непроницаемо черны, кроме одного – цифровое лицо замерло, ожидая команды.

***

Зал для презентаций самый обычный: длинный стол с десятком стульев; на стене продолговатый монитор, пока тёмный. Перед гостями минеральная вода в высоких стаканах.

– Давайте начнём – вместо приветствия начал Николай-технарь – все готово?

– Конечно – Рогов незаметно вытер ладони – Но без небольшого вступления не обойтись. Компьютер!

Плазменная панель за Мишиной спиной ожила, появилось лицо.

– Так и не придумали имя? – Николай-вояка хмыкнул – "Яндекс" ассистентку Алисой назвал.

– Назовём; до этого момента не было необходимости.

– Давайте, давайте – технарь демонстративно глянул на часы – это -указал на экран – мы уже видели.

– То, что вы видели, Николай Иванович, было не намного умнее робота, способного разве что погоду озвучить. Сегодня вы увидите "Фрактал", абсолютно новую систему оценки данных. Юрий Николаевич, начинайте.

Семчев встал, отправил костюм. Кашлянул.

– В середине прошлого века ученый-математик Франсуа Мандельброт, столкнувшись с парадоксом береговой линии, создал тезисы фрактальной геометрии. Он утверждал, что все можно измерить, беря не целый объект, а лишь его часть; благодаря итерации – заложенному самой природой принципу самоповторения – каждый малый кусок содержит в себе все целое. Вселенная живёт по принципу рекурсивного самоподобия – из одной, бесконечно повторяющейся формы, содержащей в себе саму себя, создаётся все – от кварка в микро-мире до цепи галактик в макро-масштабе. Сейчас учёные получают удивительные результаты, делающие параллельные Вселенные и прочие чудеса, считающиеся вымыслом – математически доказанными возможностями. Такая малая часть, содержащая саму себя, получила название " фрактал", самый известный из которых, "множество Мандельброта", оказался настолько одновременно прост и сложен, что отдельные его части имеют свои названия, вроде улиц в городах…

На лицах гостей скука: Николай-технарь, склонив голову, думает о своём; второй Николай бегает выпуклыми глазами по комнате и не знает, за что зацепиться – смотреть на компьютерное лицо он почему-то упорно не хотел. Юрий Николаевич, чувствуя себя на лекции перед глупыми студентами, сбился.

– Давайте дальше – «подтолкнул» Рогов.

– Да! – выдохнул – Теперь вопрос, не относящийся к делу: как развивается цивилизация? – Юрий Николаевич вдруг сел на ближайший стул.

Молчание. Не ожидавшие такого поворота гости смутились; Рогов, улыбаясь, встал и занял место перед экраном. Конечно, до Джобса далеко, но пусть убогий, но эффект…

– Рост и развитие любой цивилизации обусловлено количеством информации – Миша показал на окно – все, что создано и что мы видим, родилось из: а) потребности б) правильно поставленного вопроса, как её удовлетворить и в) найденного ответа, требующего минимум усилий и с максимальным КПД. Благодаря исследованиям мы знаем, что современный ребёнок в течение одного дня получает и усваивает столько же информации, сколько сто лет назад взрослый за всю жизнь.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


    Ваша оценка произведения:

Популярные книги за неделю